Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Вместе к Лермонтову"»
Интеллектуальная игра «Вместе к Лермонтову».
(Игра рассчитана на участие 3-x команд по 5 обучающихся )
Цели игры:
1.Расширить представления обучающихся о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова;
2. Развитие кругозора обучающихся;
3. Воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Оборудование: Видеофильм, презентация, конверты с вопросами, «чёрный ящик».
Ход игры.
Команды занимают места за приготовленными столами.
Ведущий: Добрый день, уважаемые члены жюри, команды и гости нашего мероприятия. Сегодня в стенах нашего колледжа мы проводим интеллектуальную игру «Вместе к Лермонтову», посвященную двухсот пятилетию со дня рождения великого русского поэта 19 века Михаила Юрьевича Лермонтова.
Отдать дань уважения классику сегодня мы сможем ,вспомнив основные вехи его биографии и творчества.
В сегодняшней игре принимают участие 3 команды, которые сами себя представят. (Представление команд: название, девиз, эмблема)
Их работу будут оценивать уважаемые члены жюри:
Слово "викторина" заимствовано из греческого языка. Виктория-богиня победы. В нашей игре-викторине должен быть победитель. Это будет одна из команд. Итак, начнем.
I тур. «Биографический» – Разминка – на скорость
1.Назовите точную дату рождения М.Ю. Лермонтова.
(в ночь со 2 на 3 октября – по новому стилю – с 14 на 15 – 1814 года)
2. Где он родился?
(Зимой 1814-1815 года родившегося в Москве Мишу Лермонтова родители привезли в Тарханы – родовое поместье бабушки поэта по материнской линии.)
3. Назовите имена родителей Лермонтова.
(Мария Михайловна и Юрий Петрович)
4. Как звали бабушку? К какому известному роду она принадлежала?
( Елизавета Алексеевна Арсеньева из богатого рода Столыпиных)
5. С какого возраста Миша стал проживать в Тарханах и приступил к домашнему обучению?
(с 5 лет, на 6 году бабушка организовала для внука обучение на дому)
6. Сколько лет длилось домашнее обучение?
(5 лет – осенью 1825 г. Лермонтов был увезён в Москву для определения в …)
7. В какое учебное заведение определили Лермонтова?
(кадетский корпус)
8. Когда и почему умерла мама Лермонтова?
(Слабая здоровьем, она умерла от чахотки в 1817 году в возрасте 21 года)
9. Почему после смерти Марии Михайловны Юрий Петрович, отец Лермонтова, оставил сына у бабушки и покинул Тарханы?
(Гордая столыпинской роднёй и своим богатством Елизавета Алексеевна Арсеньева не любила небогатого нечиновного вспыльчивого зятя, не доверяла ему. После смерти дочери между тёщей и зятем началась тяжёлая распря)
10. А почему в детстве Лермонтов часто бывал на Кавказе? И где именно?
( Он был болезненным ребёнком, и бабушка возила его в Пятигорск на воды для лечения. Именно там он впервые в десятилетнем возрасте влюбился в белокурую девочку и посвятил ей стихи)
11. Назовите точное место гибели поэта.
(У подножия горы Машук в Пятигорске. Сейчас на этом месте расположен памятник Лермонтову)
12. Кто убил на дуэли М.Ю.Лермонтова?
( Офицер Николай Мартынов, товарищ по юнкерской школе)
Незадолго до смерти написанное стих «Выхожу один я на дорогу» стало пророческим в судьбе Лермонтова. Прослушайте песню, написанную на это стихотворение.
II тур «Битва умов»
1.В воспоминаниях Сушковой, современницы Лермонтова, находим любопытный случай, произошедший во время их совместной прогулки:
«На паперти мы встретили слепого нищего. . Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку. Все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа: а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку …» (видеоряд с изображением письма)
Вопрос: Что оказалось в чашечке нищего?
Ответ: Демонстрация содержимого черного ящика.
Комментарий: Этот случай так впечатлил Лермонтова, что придя домой, тот быстро написал стихотворение «Нищий». Послушайте его.
2.
Рассмотрите слайд.( демонстрация изображения офицеров) Выберите на нем жандармского офицера. Помочь в этом может стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия!»
Ответ: Прочитайте это стихотворение знатокам творчества и биографии Лермонтова. (чтение стихотворения и проекция на экране) Итак, жандармы носили голубые мундиры.
3.
Вспомните, какова фамилия героя лермонтовского романа «Герой нашего времени»? Известно, что фамилия «Печорин» образована по тому же принципу, что и фамилия главного героя пушкинского романа. В рукописи 1-01 главы лермонтовского романа допущена характерная описка: «Онегин» вместо «Печорин»( демонстрация изображения страницы рукописи романа)
Вопрос: Итак, по какому принципу образована фамилия героя романа Лермонтова?
Ответ: Фамилия «Печорин» образована от названия северной реки Печоры, так же, как и фамилия «Онегин» от «Онега».
4.
С начала 19 века Россия в течение 60 лет вела кровопролитную войну за покорение Кавказа. ( Демонстрация изображения Кавказа на рисунке Лермонтова)
Вопрос: Почему? Выберите правильное утверждение.
А) Россия нуждалась в полезных ископаемых Кавказа: нефти, руде, лесе;
Б) Кавказ отделял Россию от добровольно присоединившейся Грузии, необходимо было обеспечить безопасную дорогу к ней и от неё;
В) Мусульмане –значительная часть жителей Кавказа начали войну с Россией первыми, объявив ей священную войну – «Газават»
Ответ: Б
Комментарий: В полезных ископаемых Кавказа Россия тогда не нуждалась ( Урал был), нефть стали добывать значительно позже, да и потребность в ней возникла гораздо позднее, а вот дорогу в Грузию нужно было сделать безопасной. А Священную войну мусульмане объявили тоже значительно позже. (Демонстрация изображения горцев с рисунка Лермонтова )
5.
. Мать Лермонтова умерла рано. С раннего детства он жил у бабушки – богатой помещицы, которая души не чаяла во внуке. В наследство от матери Лермонтов получил 16 душ крепостных. Поэт не позволял наказывать крепостных телесно, предупредив бабушку, что «…если увижу ещё в конторе розги, в другой раз не стану приезжать домой на побывку». К каким наказаниям любящая внука бабушка была вынуждена подвергать своих провинившихся крестьян.
Ответ: Мужчинам выбривали наполовину голову, женщинам – ножницами отрезали косу. Наказания имели позорящий характер.
6. М.Ю. Лермонтов, поручик Тенгинского полка, награжденный золотым оружием «За храбрость», на досуге написал произведение «Сражение при Валерике», «Перестрелка в горах Кавказа». Чем были эти произведения?
7. Какая картина И.И. Шишкина названа по стихотворению М.Ю. Лермонтова?
А) «Среди долины ровныя…»;
Б) «На севере диком…»;
В) «Вид на острове Валааме»;
Г) «Лесные дали».
Ответ: Б
8. Какое стихотворение Лермонтова стало последним в его жизни?
А) «Желание»;
Б) «Пророк»;
В) «Тучи»;
Г) «Родина».
Ответ: Б
9. В каком нашем культовом кинофильме один из его героев памятник Лермонтову называет «мужиком в пиджаке»?
А) «Кавказская пленница»;
Б) «Бриллиантовая рука;
В) «Джентльмены удачи»;
Г) «Иван Васильевич меняет профессию».
Ответ: В
IIIтур. Блиц – турнир «Самый быстрый »по биографии и творчеству писателя. Правила данного тура следующие: ведущий задает вопросы, требующие максимальной концентрации внимания и ответа каждой команды. Задача членов команды ответить на 7 вопросов в течение 30 секунд. Каждый правильный ответ – 1 балл. Желаю всем удачи!
№
Вопрос
Ответ
1 команда
1.
Какими талантами был наделён Лермонтов?
Игры на скрипке, фортепьяно, живопись.
2.
« И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.»Значение слова ундина.
Ундина – в средневековых сказках дух воды, русалка.
3.
« И Терек, прыгая, как львица, с мохнатой гривой на спине…» В чём неточность этих строк?
Львица в отличие от льва не имеет гривы.
4.
Какое лермонтовское стихотворение Л. Н. Толстой назвал «зерном» «Войны и мира»?
«Бородино»
5.
Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я..»?
Кавказ.
6.
В каком имени прошло детство поэта?
Тарханы
7.
В каких учебных заведениях учился поэт?
Благородный пансион, Московский Гос. Университете, школа гвардейских прапорщиков и юнкеров
2 команада
1.
В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей?
В Пятигорске.
2.
Почему Лермонтов завидовал Пушкину, что у того была русская няня?
У Лермонтова «мамушка» была немка.
3.
Один из кумиров юного поэта - «Сей взгляд с возвышенным челом и две руки, сложённые крестом». Кто это?
Наполеон
4.
Каким было первоначальное заглавие романа «Герой нашего времени?»
«Один из героев начала века»
5.
Повесть «Бэла»начинается с фразой «Я ехал на прекладных из Тифлиса» Где находится Тифлис?
В Грузии
6.
Как назывался курортный город, в котором происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»
Пятигорск
7.
«Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт?
Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.
3
Команда
1.
В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. В честь кого Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?
В честь деда по матери. Мишель.
2
Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?
В живописи
3
Кто такая загадочная Н.Ф.И. и какие стихи поэт посвятил ей?
Наталья Федоровна Иванова - «Я не унижусь пред тобою...», «Не ты, но судьба виновата...», «Стансы» и др. (около 40 стихотворений 1830-1832 гг.).
4
По поводу чего велось следствие «о непозволительныx стихах», последовал арест и первая ссылка на Кавказ?
Стихотворения «Смерть поэта», посвящённого гибели Пушкина
5
В каком стихотворении декларирует неофициальный взгляд на чувство патриотизма?
IV тур. «Угадай произведение Лермонтова» – капитаны вытягивают бочонки с номерами вопросов, звучит строчка из лермонтовского стихотворения.
Список произведений:
«Бородино»
«Тучи»
«Три пальмы»
«Листок»
«Утес»
Фразы из произведений:
1) «Степью лазурною, цепью жемчужною» (Тучи)
2) «Роскошные листья и звучный ручей» (Три пальмы)
3) «И только небо засветилось» (Бородино)
4) «Утром в путь она умчалась рано» (Утёс)
5) «С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» (Листок)
6) «От знойных лучей и сыпучих песков» (Три пальмы)
7) «Или друзей клевета ядовитая?» (Тучи)
8) «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий» (Бородино)
9) «Но только что сумрак на землю упал» (Три пальмы)
10) «Но остался влажный след в морщине» (Утёс)
11) «Засох я без тени, увял я без сна и покоя» (Листок)
12) «Вечно холодные, вечно свободные» (Тучи)
13) «Вот смерклось. Были все готовы» (Тучи)
14) «И корни мои умывает холодное море» (Листок)
15) «И тихонько плачет он в пустыне» (Утёс)
Vтур. «А душу можно ль разгадать?..» – вопрос зачитывается всем командам, затем на обсуждение дается 30 секунд
Троюродный брат Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей, который был моложе Лермонтова на 5 лет и приехал в Тарханы осенью 1825 года, прожил в тесном общении с братом по последний, 1841 год. Он вспоминал десятилетнего Лермонтова: в зелёной курточке, темноволосого, с белокурым клоком надо лбом, с … блестящими глазами
1. Какого цвета были глаза у Лермонтова, и почему они так хорошо запомнились всем мемуаристам?
( глубокие, умные, пронзительные чёрные глаза приводили в смущение того, на кого он смотрел… южные, пламенные… большие, неподвижно-тёмные… задумчивые)
2. Сохранились рассказы о том, как ребёнок Лермонтов хватал в руки палку и подчас нож, когда по жуткому крепостному порядку вели кого-либо на конюшню сечь розгами. Как это характеризует мальчика?
(неравнодушие к чужому страданию, обострённое чувство справедливости)
3. В одном раннем лермонтовском стихотворении 1830 года есть строки:
Любил с начала жизни я угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя, бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье…
Какие черты характера ребёнка раскрывают эти строки?
(замкнутость, грусть, одиночество)
4. А каким вы видите Лермонтова после прочтения следующих строк:
«Когда я ещё мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг неё…» Или
Любил я с колокольни иль с горы, когда земля молчит и небо чисто,
Теряться взором в их цепи огнистой, - и мнится, что меж ними и землёй
Есть путь, давно измеренный душой…
( мечтатель-романтик, постигающий красоту родной природы, её таинственный смысл)
В Тарханах будущий поэт научился думать.
Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал,
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный,
И в нём терялся мыслию послушной…
VI тур. «Поэтический»
Капитанам команд – «Буриме» – даны 4 последние слова 4-х строк, сочинить стихотворение. Даётся 2 минуты.
Буриме:
1-ая команда: год от году-простор-погоду-разговор,
2-ая команда: дорога-листы-немного-ты,
3-ая команда: голова-трава-горят-дрожат.
Подведение итогов. Представление слова жюри.
Ведущий: Сегодняшняя игра показала, что вы настоящие знатоки творчества М.Ю.Лермонтова. Пусть не все тайны разгаданы сегодня, впереди у вас много времени ,и мне хочется надеяться ,что вы ещё не раз обратитесь к произведениям великого писателя и откроете для себя что-то новое. И пусть
Меняются русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки,
Ровесник новых и былых годов.
Поэта время отнесло далёко,
Но нет нигде – ни рядом, ни вдали-
Для слова русского такого срока,
Чтобы стереть его с лица земли…
Благодарим всех за участие! Спасибо жюри за их нелёгкую работу!