kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра "Вместе к Лермонтову"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Вместе к Лермонтову"»

Интеллектуальная игра «Вместе к Лермонтову».

(Игра рассчитана на участие 3-x команд по 5 обучающихся )


Цели игры:

1.Расширить представления обучающихся о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова;

2. Развитие кругозора обучающихся;

3. Воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Лермонтова.


Оборудование: Видеофильм, презентация, конверты с вопросами, «чёрный ящик».

Ход игры.

Команды занимают места за приготовленными столами.


Ведущий: Добрый день, уважаемые члены жюри, команды и гости нашего мероприятия. Сегодня в стенах нашего колледжа мы проводим интеллектуальную игру «Вместе к Лермонтову», посвященную двухсот пятилетию со дня рождения великого русского поэта 19 века Михаила Юрьевича Лермонтова.

Отдать дань уважения классику сегодня мы сможем ,вспомнив основные вехи его биографии и творчества.

В сегодняшней игре принимают участие 3 команды, которые сами себя представят. (Представление команд: название, девиз, эмблема)


Их работу будут оценивать уважаемые члены жюри:


Слово "викторина" заимствовано из греческого языка. Виктория-богиня победы. В нашей игре-викторине должен быть победитель. Это будет одна из команд. Итак, начнем.

I тур. «Биографический» – Разминка – на скорость

1.Назовите точную дату рождения М.Ю. Лермонтова.

(в ночь со 2 на 3 октября – по новому стилю – с 14 на 15 – 1814 года)

2. Где он родился?

(Зимой 1814-1815 года родившегося в Москве Мишу Лермонтова родители привезли в Тарханы – родовое поместье бабушки поэта по материнской линии.)

3. Назовите имена родителей Лермонтова.

(Мария Михайловна и Юрий Петрович)

4. Как звали бабушку? К какому известному роду она принадлежала?

( Елизавета Алексеевна Арсеньева из богатого рода Столыпиных)



5. С какого возраста Миша стал проживать в Тарханах и приступил к домашнему обучению?

(с 5 лет, на 6 году бабушка организовала для внука обучение на дому)

6. Сколько лет длилось домашнее обучение?

(5 лет – осенью 1825 г. Лермонтов был увезён в Москву для определения в …)

7. В какое учебное заведение определили Лермонтова?

(кадетский корпус)

8. Когда и почему умерла мама Лермонтова?

(Слабая здоровьем, она умерла от чахотки в 1817 году в возрасте 21 года)

9. Почему после смерти Марии Михайловны Юрий Петрович, отец Лермонтова, оставил сына у бабушки и покинул Тарханы?

(Гордая столыпинской роднёй и своим богатством Елизавета Алексеевна Арсеньева не любила небогатого нечиновного вспыльчивого зятя, не доверяла ему. После смерти дочери между тёщей и зятем началась тяжёлая распря)

10. А почему в детстве Лермонтов часто бывал на Кавказе? И где именно?

( Он был болезненным ребёнком, и бабушка возила его в Пятигорск на воды для лечения. Именно там он впервые в десятилетнем возрасте влюбился в белокурую девочку и посвятил ей стихи)

11. Назовите точное место гибели поэта.

(У подножия горы Машук в Пятигорске. Сейчас на этом месте расположен памятник Лермонтову)

12. Кто убил на дуэли М.Ю.Лермонтова?

( Офицер Николай Мартынов, товарищ по юнкерской школе)

Незадолго до смерти написанное стих «Выхожу один я на дорогу» стало пророческим в судьбе Лермонтова. Прослушайте песню, написанную на это стихотворение.

II тур «Битва умов»

1.В воспоминаниях Сушковой, современницы Лермонтова, находим любопытный случай, произошедший во время их совместной прогулки:

«На паперти мы встретили слепого нищего. . Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку. Все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа: а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку …» (видеоряд с изображением письма)

Вопрос: Что оказалось в чашечке нищего?


Ответ: Демонстрация содержимого черного ящика.


Комментарий: Этот случай так впечатлил Лермонтова, что придя домой, тот быстро написал стихотворение «Нищий». Послушайте его.

2.

Рассмотрите слайд.( демонстрация изображения офицеров) Выберите на нем жандармского офицера. Помочь в этом может стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия!»


Ответ: Прочитайте это стихотворение знатокам творчества и биографии Лермонтова. (чтение стихотворения и проекция на экране) Итак, жандармы носили голубые мундиры.

3.

Вспомните, какова фамилия героя лермонтовского романа «Герой нашего времени»? Известно, что фамилия «Печорин» образована по тому же принципу, что и фамилия главного героя пушкинского романа. В рукописи 1-01 главы лермонтовского романа допущена характерная описка: «Онегин» вместо «Печорин»( демонстрация изображения страницы рукописи романа)

Вопрос: Итак, по какому принципу образована фамилия героя романа Лермонтова?


Ответ: Фамилия «Печорин» образована от названия северной реки Печоры, так же, как и фамилия «Онегин» от «Онега».


4.

С начала 19 века Россия в течение 60 лет вела кровопролитную войну за покорение Кавказа. ( Демонстрация изображения Кавказа на рисунке Лермонтова)


Вопрос: Почему? Выберите правильное утверждение.


А) Россия нуждалась в полезных ископаемых Кавказа: нефти, руде, лесе;

Б) Кавказ отделял Россию от добровольно присоединившейся Грузии, необходимо было обеспечить безопасную дорогу к ней и от неё;

В) Мусульмане –значительная часть жителей Кавказа начали войну с Россией первыми, объявив ей священную войну – «Газават»


Ответ: Б

Комментарий: В полезных ископаемых Кавказа Россия тогда не нуждалась ( Урал был), нефть стали добывать значительно позже, да и потребность в ней возникла гораздо позднее, а вот дорогу в Грузию нужно было сделать безопасной. А Священную войну мусульмане объявили тоже значительно позже. (Демонстрация изображения горцев с рисунка Лермонтова )


5.

. Мать Лермонтова умерла рано. С раннего детства он жил у бабушки – богатой помещицы, которая души не чаяла во внуке. В наследство от матери Лермонтов получил 16 душ крепостных. Поэт не позволял наказывать крепостных телесно, предупредив бабушку, что «…если увижу ещё в конторе розги, в другой раз не стану приезжать домой на побывку». К каким наказаниям любящая внука бабушка была вынуждена подвергать своих провинившихся крестьян.


Ответ: Мужчинам выбривали наполовину голову, женщинам – ножницами отрезали косу. Наказания имели позорящий характер.


6. М.Ю. Лермонтов, поручик Тенгинского полка, награжденный золотым оружием «За храбрость», на досуге написал произведение «Сражение при Валерике», «Перестрелка в горах Кавказа». Чем были эти произведения?


7. Какая картина И.И. Шишкина названа по стихотворению М.Ю. Лермонтова?

А) «Среди долины ровныя…»;

Б) «На севере диком…»;

В) «Вид на острове Валааме»;

Г) «Лесные дали».

Ответ: Б


8. Какое стихотворение Лермонтова стало последним в его жизни?

А) «Желание»;

Б) «Пророк»;

В) «Тучи»;

Г) «Родина».

Ответ: Б

9. В каком нашем культовом кинофильме один из его героев памятник Лермонтову называет «мужиком в пиджаке»?

А) «Кавказская пленница»;

Б) «Бриллиантовая рука;

В) «Джентльмены удачи»;

Г) «Иван Васильевич меняет профессию».


Ответ: В


III тур. Блиц – турнир «Самый быстрый » по биографии и творчеству писателя. Правила данного тура следующие: ведущий задает вопросы, требующие максимальной концентрации внимания и ответа каждой команды. Задача членов команды ответить на 7 вопросов в течение 30 секунд. Каждый правильный ответ – 1 балл. Желаю всем удачи!

Вопрос

Ответ

1 команда

1.

Какими талантами был наделён Лермонтов?

Игры на скрипке, фортепьяно, живопись.

2.

« И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.»Значение слова ундина.

Ундина – в средневековых сказках дух воды, русалка.

3.

« И Терек, прыгая, как львица, с мохнатой гривой на спине…» В чём неточность этих строк?

Львица в отличие от льва не имеет гривы.

4.

Какое лермонтовское стихотворение Л. Н. Толстой назвал «зерном» «Войны и мира»?

«Бородино»

5.

Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я..»?

Кавказ.

6.

В каком имени прошло детство поэта?

Тарханы



7.

В каких учебных заведениях учился поэт?

Благородный пансион, Московский Гос. Университете, школа гвардейских прапорщиков и юнкеров

2 команада

1.

В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей?

В Пятигорске.

2.

 Почему Лермонтов завидовал Пушкину, что у того была русская няня?

У Лермонтова «мамушка» была немка.

3.

Один из кумиров юного поэта - «Сей взгляд с возвышенным челом и две руки, сложённые крестом». Кто это?

Наполеон

4.

Каким было первоначальное заглавие романа «Герой нашего времени?»

«Один из героев начала века»

5.

Повесть «Бэла»начинается с фразой «Я ехал на прекладных из Тифлиса» Где находится Тифлис?

В Грузии

6.

Как назывался курортный город, в котором происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»

Пятигорск



7.

«Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт?

Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.

3

Команда

1.

В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. В честь кого Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?

В честь деда по матери. Мишель.

2

Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?

В живописи

3

Кто такая загадочная Н.Ф.И. и какие стихи поэт посвятил ей?

Наталья Федоровна Иванова - «Я не унижусь пред тобою...», «Не ты, но судьба виновата...», «Стансы» и др. (около 40 стихотворений 1830-1832 гг.).

4

По поводу чего велось следствие «о непозволительныx стихах», последовал арест и первая ссылка на Кавказ?

Стихотворения «Смерть поэта», посвящённого гибели Пушкина

5

В каком стихотворении декларирует неофициальный взгляд на чувство патриотизма?

«Родина»

6

Где были «ушки» у солдат Бородинского сражения?

На макушке

7

Какими языками владел М.Ю.Лермонтов?

Французским, немецким, английским, читал по- латыни начинал изучать азербайджанский и грузинский



IV тур. «Угадай произведение Лермонтова» – капитаны вытягивают бочонки с номерами вопросов, звучит строчка из лермонтовского стихотворения.

Список произведений:

  1. «Бородино»

  2. «Тучи»

  3. «Три пальмы»

  4. «Листок»

  5. «Утес»

Фразы из произведений:

1) «Степью лазурною, цепью жемчужною» (Тучи)

2) «Роскошные листья и звучный ручей» (Три пальмы)

3) «И только небо засветилось» (Бородино)

4) «Утром в путь она умчалась рано» (Утёс)

5) «С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» (Листок)

6) «От знойных лучей и сыпучих песков» (Три пальмы)

7) «Или друзей клевета ядовитая?» (Тучи)

8) «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий» (Бородино)

9) «Но только что сумрак на землю упал» (Три пальмы)

10) «Но остался влажный след в морщине» (Утёс)

11) «Засох я без тени, увял я без сна и покоя» (Листок)

12) «Вечно холодные, вечно свободные» (Тучи)

13) «Вот смерклось. Были все готовы» (Тучи)

14) «И корни мои умывает холодное море» (Листок)

15) «И тихонько плачет он в пустыне» (Утёс)

Vтур. «А душу можно ль разгадать?..» – вопрос зачитывается всем командам, затем на обсуждение дается 30 секунд

Троюродный брат Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей, который был моложе Лермонтова на 5 лет и приехал в Тарханы осенью 1825 года, прожил в тесном общении с братом по последний, 1841 год. Он вспоминал десятилетнего Лермонтова: в зелёной курточке, темноволосого, с белокурым клоком надо лбом, с … блестящими глазами

1. Какого цвета были глаза у Лермонтова, и почему они так хорошо запомнились всем мемуаристам?

( глубокие, умные, пронзительные чёрные глаза приводили в смущение того, на кого он смотрел… южные, пламенные… большие, неподвижно-тёмные… задумчивые)



2. Сохранились рассказы о том, как ребёнок Лермонтов хватал в руки палку и подчас нож, когда по жуткому крепостному порядку вели кого-либо на конюшню сечь розгами. Как это характеризует мальчика?

(неравнодушие к чужому страданию, обострённое чувство справедливости)



3. В одном раннем лермонтовском стихотворении 1830 года есть строки:

Любил с начала жизни я угрюмое уединенье,

Где укрывался весь в себя, бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаленье…

Какие черты характера ребёнка раскрывают эти строки?

(замкнутость, грусть, одиночество)



4. А каким вы видите Лермонтова после прочтения следующих строк:

«Когда я ещё мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг неё…» Или

Любил я с колокольни иль с горы, когда земля молчит и небо чисто,

Теряться взором в их цепи огнистой, - и мнится, что меж ними и землёй

Есть путь, давно измеренный душой…

( мечтатель-романтик, постигающий красоту родной природы, её таинственный смысл)

В Тарханах будущий поэт научился думать.

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал,

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить мир воздушный,

И в нём терялся мыслию послушной…

VI тур. «Поэтический»

Капитанам команд – «Буриме» – даны 4 последние слова 4-х строк, сочинить стихотворение. Даётся 2 минуты.



Буриме:

1-ая команда: год от году-простор-погоду-разговор,

2-ая команда: дорога-листы-немного-ты,

3-ая команда: голова-трава-горят-дрожат.

Подведение итогов. Представление слова жюри.

Ведущий: Сегодняшняя игра показала, что вы настоящие знатоки творчества М.Ю.Лермонтова. Пусть не все тайны разгаданы сегодня, впереди у вас много времени ,и мне хочется надеяться ,что вы ещё не раз обратитесь к произведениям великого писателя и откроете для себя что-то новое. И пусть

Меняются русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки,

Ровесник новых и былых годов.

Поэта время отнесло далёко,

Но нет нигде – ни рядом, ни вдали-

Для слова русского такого срока,

Чтобы стереть его с лица земли…



Благодарим всех за участие! Спасибо жюри за их нелёгкую работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеллектуальная игра "Вместе к Лермонтову"

Автор: Шулепова Ольга Николаевна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "план воспитательной работы во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(40) "plan-vospitatiel-noi-raboty-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "152059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420800939"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства