kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированное внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-8 классов в форме литературной гостиной «Пасхальный рассказ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного интегрированного внеклассного занятия по литературе является знакомство учащихся с жанровыми особенностями пасхальных рассказов; привитие интереса к чтению художественной литературы;осознание ценностей традиций русского народа и их нравственной значимости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-8 классов в форме литературной гостиной «Пасхальный рассказ»»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ Асерховской СОШ Собинского района

Бусыгина Надежда Анатольевна

Интегрированное внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-8 классов в форме литературной гостиной

«Пасхальный рассказ»

(Звучит пасхальный перезвон колоколов, затем - приятная мелодичная музыка)

ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с жанровыми особенностями пасхальных рассказов;

-привитие интереса к чтению художественной литературы;

-осознание ценностей традиций русского народа и их нравственной значимости.

Личностные: способствовать развитию умений учащихся работать в малых группах («исследователи», «сотрудники библиотеки», «переводчики», «иностранные гости»…), строить диалог, выступать перед аудиторией.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): способствовать развитию навыков работы со справочной литературой, развитию умений анализировать и синтезировать информацию, строить связный ответ на заданный вопрос.

Предметные: определить жанровые особенности пасхального рассказа по аналогии с жанровыми особенностями рождественского рассказа, выявить круг тем и проблем, поднимаемых авторами пасхальных рассказов.

Оборудование: компьютер, проектор.

Оформление: выставка книг «Этот светлый праздник Пасхи»,иллюстрации учеников к пасхальным рассказам, листы бумаги, цветные маркеры и фломастеры , поделки к празднику Пасхи ребят, посещающих занятия внеурочной деятельности «Народные промыслы» и кружка «Художественная обработка древесины».

Ход занятия:

Учитель русского языка и литературы:

-Добрый день! Я рада приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной.

(На экране-видеоряд «Пасха в картинах русских художников»)

http://hram-aif.ru/pasha-v-kartinah-russkih-hudozhnikov/

-Посмотрите на экран, какой общей темой объединены эти замечательные картины русских художников?

-Правильно - празднование Светлого праздника Пасхи на Руси.

-Какие эмоции вызвал у вас просмотр репродукций картин известных русских художников А.Маковского, Ю.Жуковского, Б. Кустодиева, В.Кудрина , Л.Архиповой , М.Лазаревой и др.

-Какие краски используют художники? Почему?

- Какова идея этих картин? (Пасха - один из самых важных христианских праздников после праздника Рождества, с трепетом и любовью готовились к нему русский православный народ , встречали с великой радостью.)

-С какими произведениями мы познакомимся сегодня?( Художественные произведения о празднике Пасхи).

(Звучит пасхальный перезвон колоколов, затем - приятная мелодичная музыка).

Ученица (читает стихотворение Константина Фофанова «Под напев молитв пасхальных» ).

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса.

Небо блещет — точно море,

Море — точно небеса.

Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла.

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком!

Учитель:

-Вспомните, как называется небольшое произведение о чуде , которое случается в Рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию? (Рождественский, или святочный рассказ).

-С какими рождественскими рассказами мы знакомились в нашей литературной гостиной в январе этого года ?

-В литературе существует и такое понятие, как «пасхальный рассказ».

-Наши «исследователи» подготовили материал о жанре «пасхального рассказа»

(Выступления учеников):

1 –ый ученик:

-Жанр «пасхального рассказа» в отличие от рассказа святочного -скорее уникальное явление в том плане , что он присущ только России, русскому Православию.

2-ой ученик:

-И главное отличие «пасхального рассказа» от «сказочности» , чудесности «святочного рассказа» - попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души, своего «внутреннего я».

3-ий ученик:

-Пасхальный рассказ назидателен - он учит добру и христианской любви. Его сюжеты - о нравственном перерождении человека, прощении во имя спасения души, любви и милосердия. Считается, что именно эти черты свойственны русскому человеку.

4-ый ученик (знакомит с презентацией « Из истории пасхального рассказа, как жанра русской литературы»)

https://slide-share.ru/paskhalnij-rasskaz-russkoj-literature-589537

Учитель:

-Спасибо ребятам-«исследователям».

-Сегодня нашу гостиную посетила библиотекарь школы. Предоставляем ей слово.

Библиотекарь (знакомит присутствующих с познавательной презентацией «Пасхальный рассказ: обзор литературы» и выставкой книг «Этот Светлый праздник Пасхи»).

Библиотекарь:

- В литературной гостиной сегодня примут участие « сотрудники библиотеки» (ученики 7 класса ) из кружка «Книголюб» . Они прочитали пасхальные рассказы и поделятся впечатлениями , зачитают понравившиеся строки.

(Ученики по очереди делятся впечатлениями от прочитанных рассказов, демонстрируют свои иллюстрации по сюжетам рассказов :

.Ф.Достоевский «Мужик Марей».

.Л.Андреев «Баргамот и Гераська», «Гостинец», «Прекрасна жизнь для воскресших».

.А Куприн «Пасхальные яйца».

.А Чехов «Студент».

.А Хомяков «Светлое воскресение».

.Б.Ширяев «Пасха на Соловках».

.Н.Тэффи «Пасхальное дитя»

Учитель:

-Действительно, праздник Пасхи- это особенное событие в жизни верующих. Трудно найти слова для описания радости, которую испытывают верующие в этот день. А вот русские писатели нашли такие слова о «празднике - праздников» …

Ученик (выразительно читает отрывок из «Лето Господне»

И. Шмилёва).

Учитель:

-На Руси всегда тщательно готовились к встрече Светлого Христова Воскресения. Не случайно, что именно в России приобрёл широкое распространение жанр «пасхального рассказа».

А я сегодня хочу познакомить вас с рассказом известного русского лексикографа, этнографа, собирателя фольклора, создателя « Толкового словаря живого великорусского языка» и замечательного писателя Владимира Ивановича Даля «Светлый праздник»

(учитель начинает выразительно читать рассказ В.И.Даля «Светлый праздник», дети по очереди продолжают).

Обсуждение рассказа:

Учитель:

-Давайте обсудим, можно ли это произведение назвать «пасхальным рассказом»? Почему?

-Кто из героев рассказа вам симпатичен , с поведением кого вы не согласны? Обоснуйте ответ

-Чему учит этот рассказ?

-Сегодня мы узнали много интересного об особенностях пасхального рассказа в русской литературе. Из самих произведений- о традициях празднования этого светлого праздника на Руси , а самое главное, что все авторы этих рассказов доносят до нас мысль о том, что каждый человек должен стараться «творить добро», быть милосердным и сострадательным к чужому горю, уметь «согреть» теплом своего сердца нуждающихся, помочь окружающим в трудную минуту… Вот поэтому этот замечательный праздник чтут во многих странах. Сегодня необычный день… И в нашей литературной гостиной присутствуют «иностранные гости», которые расскажут нам о том, как празднуют Пасху в Британии.

(Учащиеся 8-9 классов «инсценируют» текст на английском языке «Пасха - особый праздник», а «переводчики», в роли которых выступают учитель английского языка и ученик дают перевод текста на русский язык, сопровождая рассказ видео презентацией).

Учитель английского языка читает стихотворение, затем его переводит «переводчик»:

Учитель русского языка и литературы:

- Замечательно, что праздник Пасхи, не зависимо от того, в какой стране живёт человек, вызывает радостные ,светлые чувства , желание дарить людям подарки и добрые послания!

-Какие ассоциации возникли у вас сегодня после ознакомления с замечательными «пасхальными рассказами»?

(Дети на чистых листах составляют или рисуют ассоциативный ряд и прикрепляют к магнитной доске: СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН,КУЛИЧ, ВЕСНА, ДОБРО,МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ…)

-Закончить нашу встречу хочется замечательным стихотворением Ирины Самариной «У каждого в сердце есть место для Бога».

(Ученик выразительно читает это стихотворение).

Учитель:

-Запомните, ребята, эти слова, и пусть они будут вашим девизом:

«Кто хочет прожить эту жизнь не напрасно…

Дарите добро каждый день ежечасно…

-До новых встреч в нашей литературной гостиной!

(Звучит пасхальный звон колоколов).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Бусыгина Надежда Анатольевна

Дата: 14.09.2022

Номер свидетельства: 613016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства