Интегрированное внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-8 классов в форме литературной гостиной «Пасхальный рассказ»
Интегрированное внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-8 классов в форме литературной гостиной «Пасхальный рассказ»
Целью данного интегрированного внеклассного занятия по литературе является знакомство учащихся с жанровыми особенностями пасхальных рассказов; привитие интереса к чтению художественной литературы;осознание ценностей традиций русского народа и их нравственной значимости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-8 классов в форме литературной гостиной «Пасхальный рассказ»»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ Асерховской СОШ Собинского района
Бусыгина Надежда Анатольевна
Интегрированное внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-8 классов в форме литературной гостиной
«Пасхальный рассказ»
(Звучит пасхальный перезвон колоколов, затем - приятная мелодичная музыка)
ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с жанровыми особенностями пасхальных рассказов;
-привитие интереса к чтению художественной литературы;
-осознание ценностей традиций русского народа и их нравственной значимости.
Личностные: способствовать развитию умений учащихся работать в малых группах («исследователи», «сотрудники библиотеки», «переводчики», «иностранные гости»…), строить диалог, выступать перед аудиторией.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): способствовать развитию навыков работы со справочной литературой, развитию умений анализировать и синтезировать информацию, строить связный ответ на заданный вопрос.
Предметные: определить жанровые особенности пасхального рассказа по аналогии с жанровыми особенностями рождественского рассказа, выявить круг тем и проблем, поднимаемых авторами пасхальных рассказов.
Оборудование:компьютер, проектор.
Оформление: выставка книг «Этот светлый праздник Пасхи»,иллюстрации учеников к пасхальным рассказам, листы бумаги, цветные маркеры и фломастеры , поделки к празднику Пасхи ребят, посещающих занятия внеурочной деятельности «Народные промыслы» и кружка «Художественная обработка древесины».
Ход занятия:
Учитель русского языка и литературы:
-Добрый день! Я рада приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной.
(На экране-видеоряд «Пасха в картинах русских художников»)
-Посмотрите на экран, какой общей темой объединены эти замечательные картины русских художников?
-Правильно - празднование Светлого праздника Пасхи на Руси.
-Какие эмоции вызвал у вас просмотр репродукций картин известных русских художников А.Маковского, Ю.Жуковского, Б. Кустодиева, В.Кудрина , Л.Архиповой , М.Лазаревой и др.
-Какие краски используют художники? Почему?
- Какова идея этих картин? (Пасха - один из самых важных христианских праздников после праздника Рождества, с трепетом и любовью готовились к нему русский православный народ , встречали с великой радостью.)
-С какими произведениями мы познакомимся сегодня?( Художественные произведения о празднике Пасхи).
(Звучит пасхальный перезвон колоколов, затем - приятная мелодичная музыка).
Ученица (читает стихотворение Константина Фофанова «Под напев молитв пасхальных» ).
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса.
Небо блещет — точно море,
Море — точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком!
Учитель:
-Вспомните, как называется небольшое произведение о чуде , которое случается в Рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию? (Рождественский, или святочный рассказ).
-С какими рождественскими рассказами мы знакомились в нашей литературной гостиной в январе этого года ?
-В литературе существует и такое понятие, как «пасхальный рассказ».
-Наши «исследователи» подготовили материал о жанре «пасхального рассказа»
(Выступления учеников):
1 –ый ученик:
-Жанр «пасхального рассказа» в отличие от рассказа святочного -скорее уникальное явление в том плане , что он присущ только России, русскому Православию.
2-ой ученик:
-И главное отличие «пасхального рассказа» от «сказочности» , чудесности «святочного рассказа» - попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души, своего «внутреннего я».
3-ий ученик:
-Пасхальный рассказ назидателен - он учит добру и христианской любви. Его сюжеты - о нравственном перерождении человека, прощении во имя спасения души, любви и милосердия. Считается, что именно эти черты свойственны русскому человеку.
4-ый ученик (знакомит с презентацией « Из истории пасхального рассказа, как жанра русской литературы»)
-Сегодня нашу гостиную посетила библиотекарь школы. Предоставляем ей слово.
Библиотекарь (знакомит присутствующих с познавательной презентацией «Пасхальный рассказ: обзор литературы» и выставкой книг «Этот Светлый праздник Пасхи»).
Библиотекарь:
- В литературной гостиной сегодня примут участие « сотрудники библиотеки» (ученики 7 класса ) из кружка «Книголюб» . Они прочитали пасхальные рассказы и поделятся впечатлениями , зачитают понравившиеся строки.
(Ученики по очереди делятся впечатлениями от прочитанных рассказов, демонстрируют свои иллюстрации по сюжетам рассказов :
.Ф.Достоевский «Мужик Марей».
.Л.Андреев «Баргамот и Гераська», «Гостинец», «Прекрасна жизнь для воскресших».
.А Куприн «Пасхальные яйца».
.А Чехов «Студент».
.А Хомяков «Светлое воскресение».
.Б.Ширяев «Пасха на Соловках».
.Н.Тэффи «Пасхальное дитя»
Учитель:
-Действительно, праздник Пасхи- это особенное событие в жизни верующих. Трудно найти слова для описания радости, которую испытывают верующие в этот день. А вот русские писатели нашли такие слова о «празднике - праздников» …
Ученик (выразительно читает отрывок из «Лето Господне»
И. Шмилёва).
Учитель:
-На Руси всегда тщательно готовились к встрече Светлого Христова Воскресения. Не случайно, что именно в России приобрёл широкое распространение жанр «пасхального рассказа».
А я сегодня хочу познакомить вас с рассказом известного русского лексикографа, этнографа, собирателя фольклора, создателя « Толкового словаря живого великорусского языка» и замечательного писателя Владимира Ивановича Даля «Светлый праздник»
(учитель начинает выразительно читать рассказ В.И.Даля «Светлый праздник», дети по очереди продолжают).
Обсуждение рассказа:
Учитель:
-Давайте обсудим, можно ли это произведение назвать «пасхальным рассказом»? Почему?
-Кто из героев рассказа вам симпатичен , с поведением кого вы не согласны? Обоснуйте ответ
-Чему учит этот рассказ?
-Сегодня мы узнали много интересного об особенностях пасхального рассказа в русской литературе. Из самих произведений- о традициях празднования этого светлого праздника на Руси , а самое главное, что все авторы этих рассказов доносят до нас мысль о том, что каждый человек должен стараться «творить добро», быть милосердным и сострадательным к чужому горю, уметь «согреть» теплом своего сердца нуждающихся, помочь окружающим в трудную минуту… Вот поэтому этот замечательный праздник чтут во многих странах. Сегодня необычный день… И в нашей литературной гостиной присутствуют «иностранные гости», которые расскажут нам о том, как празднуют Пасху в Британии.
(Учащиеся 8-9 классов «инсценируют» текст на английском языке «Пасха - особый праздник», а «переводчики», в роли которых выступают учитель английского языка и ученик дают перевод текста на русский язык, сопровождая рассказ видео презентацией).
Учитель английского языка читает стихотворение, затем его переводит «переводчик»:
Учитель русского языка и литературы:
- Замечательно, что праздник Пасхи, не зависимо от того, в какой стране живёт человек, вызывает радостные ,светлые чувства , желание дарить людям подарки и добрые послания!
-Какие ассоциации возникли у вас сегодня после ознакомления с замечательными «пасхальными рассказами»?
(Дети на чистых листах составляют или рисуют ассоциативный ряд и прикрепляют к магнитной доске: СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН,КУЛИЧ, ВЕСНА, ДОБРО,МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ…)
-Закончить нашу встречу хочется замечательным стихотворением Ирины Самариной «У каждого в сердце есть место для Бога».
(Ученик выразительно читает это стихотворение).
Учитель:
-Запомните, ребята, эти слова, и пусть они будут вашим девизом: