Игра–викторина "Для умных и любознательных"
6 класс
Цели:
Обобщить знания о произведениях устного народного творчества.
Прививать любовь к русской земле, родному искусству.
Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Добрый день, друзья. Я рада приветствовать вас на нашей игре – викторине «Для умных и любознательных». Сегодня соревнуются 3 команды. (Представляются команды и их капитаны).
Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получиться это может лишь у того, кто любит читать.
Вот для начала давайте вспомним, какие жанры русского народного творчества вам известны? Итак, мы начинаем!
Конкурс «РАЗМИНКА»
(Сетки для кроссвордов см. в приложении).
Каждая команда должна разгадать кроссворд, если все слова будут разгаданы верно, то в выделенных клетках получится ответ на загадку:
Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло.
Загадки для 1 команды:
На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец)
Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот. (Репа)
Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)
Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила. (Редька)
Загадки для 2 команды:
На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)
Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
Сидит Федосья, распустила волосья. (Лук)
Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
Алый сапог в земле горит. (Свёкла)
Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)
Загадки для 3 команды:
На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)
Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец)
Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот. (Репа)
Сидит Федосья, распустила волосья. (Лук)
Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)
Алый сапог в земле горит. (Свёкла)
Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила. (Редька)
«Загадка, или кот в мешке».
Отгадайте загадки:
1. «Шел охотник, увидел на дереве трех ворон, одну – убил, сколько осталось? (Остальные улетели).
2.Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит». (Сердце).
3.Что за зверь: «В зиму ест, а летом спит, тело тепло, а крови нет, сесть на него сядешь, а с места не свезет». (Печь).
4.Кто является автором этой загадки?
«Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко;
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут».
(С.Я. Маршак.)
5.Какой литературный прием использован в этой загадке?
«Конь бежит, земля дрожит». (Гипербола).
6.Частушки, исполняемые во время покоса, назывались покосными, частушки, исполняемые при сборе грибов – лесными.
Как называлось собрание молодежи, на котором пелись хороводные частушки? (Гулянье).
7.Когда появились первые упоминания о частушках? (19 век).
а) 17 век;
б) 18 век;
в) 19 век.
8. В мужской или женской среде первоначально появились частушки? (Частушки возникли в мужской среде: собирались парни тесным кружком и горланили их).
9.В старину частушку называли по- разному: матаня, припевка, прибаутка, тараторка, скоморошина.
Назовите еще одно название частушки, произошедшее от возгласа. (Ихохошка)
10.Слово «Частушка» - исконно русское слово, вошло в словари многих языков без перевода.
Назовите какая любимая всеми народная игрушка так же не переводиться в иноязычных словарях? (Матрешка).
11.Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:
- У меня есть отец и мать, а я им не сын. (Дочь).
12. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (« Утро вечера мудренее»).
Конкурс «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Задание для 1 команды:
Куй железо, | | | ни сил, ни жизни не жалей. |
Один в поле | | | век учись. |
Что посеешь, | | | пока горячо! |
Век живи | | | год кормит. |
Вешний день | | | то и пожнешь. |
Для Родины своей | | | не воин. |
Задание для 2 команды:
Какие труды | | | а имей сто друзей. |
Не спеши языком | | | так и выспался |
Слово- не воробей | | | такие и плоды. |
Как постлал | | | вылетит, не поймаешь. |
С кем поведешься | | | торопись делом. |
Не имей сто рублей | | | от того и наберёшься. |
Задание для 3 команды:
При солнышке тепло, | | | вода не течёт. |
Красна птица опереньем, | | | слова не выкинешь. |
Сам умирай, | | | один раз отрежь. |
Семь раз отмерь, | | | а человек уменьем. |
Из песни | | | а при матери добро. |
Под лежачий камень | | | а товарища выручай. |
Конкурс КАПИТАНОВ.
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые).
Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
Сестрица __________ и братец Иванушка.
Иван – царевич и ___________волк.
У страха _________ велики.
Финист - _______________ сокол.
_________ из топора.
Никита __________.
Летучий _____________.
Слова для справок: корабль, принеси, Кожемяка, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
Конкурс «ВОПРОС–ОТВЕТ».
Командам по очереди задаются вопросы.
Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник)
Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич)
Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку)
Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали)
Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка»)
Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца)
Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч)
Конкурс «СКАЗОЧНЫЕ ФРАЗЫ».
Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.
(команды отвечают по очереди)
В некотором царстве…(в некотором государстве).
По щучьему велению…(по моему хотению).
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
Стали они жить - поживать…(и добра наживать).
Конкурс «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ».
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
Вопросы для 1 команды:
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Вопросы для 2 команды:
Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).
Конкурс «ЛОТЕРЕЯ».
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
На конкурс – лотерею.
Участники берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.
Конкурс «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ»
1.«К чему это»?
«Дым из трубы без ветра по земле стелется» (К снегу).
2.До какого дня кукушка поет? Когда этот день? (Петров день, 14 июля).
3.Как предки определяли, когда земля готова к посеву? (Брали землю в руки и кидали ее, если она рассыпается – готово!).
4.В этот день расцветает цветок, который указывает клады в земле. Когда этот день и как он называется? (Папоротник, «Иванов день» 7 июля)
5.В какой день собирают золу? В это день она считается целебной и полезной. (В чистый четверг (перед пасхой).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Так какие же жанры УНТ нам известны? Дайте ответ на листочках. За каждый правильный ответ-2 балла.
Подсчитываются баллы, полученные командами, победители награждаются.
Литература:
Избранные пословицы русского народа. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1957.
Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост. М. В. Голованова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
Сухин И. Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1961.
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.