Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы»
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы
Оксана Викторовна Пономарёва,
преподаватель русского зыка и литературы
ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж»,
г.Шадринск, Курганская область
Современные темпы жизни, глобализация, нравственные и моральные проблемы с которыми столкнулось человечество, требуют пересмотреть, модернизировать российское образование. В Концепции модернизации российского образования выражена необходимость формирования у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной общественной позиции.
Благодатное поле деятельности по воспитанию гражданина открывается на уроках русской литературы, ведь в программу включены произведения классиков. Они несут определенную смысловую нагрузку и обладают воспитывающим потенциалом. Преподавателю важно все это подать в нужном ключе.
Основная задача педагога – воспитать патриота, гражданина своей страны, в то же время осознающего и принимающего отличия, особенности каждого народа, личности.
Авторы русской классической школы издавна освещают тему патриотизма, пагубности влияния различных идей на молодежь.
Яркими примерами активной гражданской позиции могут служить поступки, а иногда и вся жизнь, многих поэтов и писателей. Об этом мы говорим на одном из уроков, изучая творчество Н. А. Некрасова.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян.
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Н. Некрасов
В этом стихотворении «Поэт и гражданин» - эстетической декларации Некрасова – учащиеся находят драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Преподаватель должен понимать, как важно это напутствие для формирования человека-гражданина.
Сначала мы определяемся с понятиями «гражданин» и «гражданственность». Обращаемся к словарю Даля, читаем: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. И далее курсивом: защита Отечества есть священный долг каждого.
Для того чтобы ученик имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основные законодательства о правах, обязанностях, ответственностях, способах и механизмах защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.
Большую возможность для воспитания гражданственности и патриотизма дает роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого. На уроке мы сравниваем исторические события 1805 и 1812 года.
Ребята используют цитаты из текста о боевом настрое народа в сражении под Аустерлицем 1805 года и о Бородинском сражении 1812 года. Сравнивая данные эпизоды, учащиеся приходят к мысли, что при Бородинском сражении народ был объединен одной целью – защитить Родину от врагов. Во время Аустерлицкой кампании народ был разрознен, не было единства – это и является причиной поражения.
Задаю еще один вопрос: скажите, хотелось бы вам участвовать в защите Родины?
Конечно, ответы могут быть разные, нельзя сбрасывать со счетов детский максимализм. Здесь уместно напомнить детям строки Евгения Евтушенко:
Гражданственность – талант нелегкий,
Давайте делаться умней.
Зачем тащить, как на веревке,
Надменно фыркающих к ней?
-Как вы относитесь к этому? Согласны? Нет? Почему? Нужно ли совершенствоваться? Ради чего нужно работать над собой? Такие наводящие вопросы помогают мыслить в верном направлении.
Тема единения нации в борьбе против зла, как никогда актуальна в борьбе с терроризмом, который затронул каждую страну, город, семью. Во время изучения романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева преподавателем поднимается проблема молодежи, которая попадает под влияние различных идей. Преподаватель задает проблемный вопрос: «В чем схожесть идеи «нигилизма», которую проповедует главный герой Евгений Базаров, и идеи «фашизма», «исламизма», затронувшие весь мир»? Для того чтобы ученики смогли ответить на данный вопрос, преподаватель заранее задает подготовить сообщения об этих явлениях. Ребята приступают к дискуссии после выступления ораторов. В дискуссии приходят к мысли пагубности этих идей, ведь они отрицают морально-нравственные нормы, столпы здорового общества, выработанные веками.
Проведение параллелей с настоящим необходимо для формирования гражданской позиции ребят. Необходимо появление желания участвовать в совершенствовании окружающей действительности, защитить родных, друзей, соотечественников.
Считаю, что такие уроки помогают ребятам выработать активную жизненную позицию. Они начинают ценить не только нашу историю, но и осознавать свою ответственность за свои действия.
В воспитании гражданско-патриотических чувств большую роль играют такие произведения как «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, поэзия А.Т.Твардовского, Б.Л. Пастернака, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина.
При изучении военной литературы обращаюсь с такими словами:
- Славные традиции воинов XIX века с честью поддержали бойцы нашей армии в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Надеюсь, что и «нынешнее племя» будет не хуже старших поколений. И вы, ребята, вырастете настоящими патриотами, гражданами своей страны.
Таким образом, уроки литературы – это активное поле действия для воспитания гражданина, патриота. Уроки литературы дают не только – морально нравственное воспитание, они открывают возможность для развития целостной личности, полезной обществу, миру.