kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование целостного образовательного пространства духовно – нравственного развития обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившееся в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование целостного образовательного пространства духовно – нравственного развития обучающихся»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Дергачи»









«Формирование целостного образовательного пространства духовно – нравственного развития обучающихся»


Автор : учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Кириченко Вера Викторовна
























р. п. Дергачи








Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившееся в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Каждая из базовых ценностей превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами культурной, гражданской, религиозной жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства, литературы и кино;

  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

  • традиционных российских религий;

  • фольклора народов России;

  • истории своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  • общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством Целевых программ и подпрограмм. Каждая Целевая программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

  1. урочная деятельность;

  2. внеурочная деятельность (культурные практики);

  3. внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

  4. семейное воспитание;

  5. изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. Целевые программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. С 2008 года под моим руководством в школе работает кружок «Основы православной культуры». Программа кружка разработана мною самостоятельно,. Количество участников 15 - 17 человек ежегодно. За годы работы кружковцы неоднократно становились победителями и призерами районных конкурсов. В 2009-2010г Хазова Анна, ученица 11 класса заняла 1 место в районной конференции « Инициатива молодых» с работой «Божья помощь народу в годы Великой Отечественной войны». На областной конференции в секции « Религиоведение» она заняла 3 место. В 2009 году Морозова Настя, ученица 10 класса, заняла 3 место в районном конкурсе сочинений «Духовный цветок», проводимом священником храма Михаила Архангела отцом Артемием, который принимает активное участие в работе кружка. В 2008 году Лутова Наталья участвовала во Всероссийском конкурсе «Заступники святой Руси». В 2010 году ученица 11 класса Елфимова Елизавета заняла 1 место в районной конференции с работой «Что в имени моем?», посвященной жизнеописанию святой Елизаветы Федоровны. Мои кружковцы, победители школьной олимпиады, в 2010 году впервые участвовали в областной олимпиаде по православной культуре, за что коллектив школы получил благодарственное письмо. Работает в школе и кружок казахской культуры «Тамерек», на котором ребята изучают основы ислама, казахскую культуру.



Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. В нашей школе традиционными акциями стали « Помоги ближнему», « Мы за чистый поселок». Во время проведения акций ребята помогают малоимущим, собирая книги, вещи, ухаживают за заброшенными могилами на местном кладбище. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Активно помогал в духовно- нравственном воспитании школьников священнослужитель нашей церкви – отец Артемий Литвинов. Это и спортивные состязания по баскетболу, шахматам, шашкам; и конкурсы сочинений, рисунков « Духовный цветок и олимпиада по православию, и поездки с детьми в Саратов по храмам Саратова, на празднование дня Кирилла и Мефодия и участие детей на службе владыки Лонгина. В 2014 году мои ребята, теперь уже изучающие «Основы православной культуры», стали призерами регионального проекта «Православный храм». Отец Стахий прводит с детьми беседы на духовно – нравственные темы, обеспечивает литературой. Некоторые учащиеся школы воцерковлены, посещают службу, помогают отцу Стахию в ведении службы, задумываются о нахождении себя на данном поприще.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Например, в рамках подпрограммы "Бережливость" одно из заданий может быть названо "Мой семейный бюджет". Для его выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи семейного бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный бюджет (расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой личный бюджет в рамках бюджета семьи, определяет возможности экономии родительских средств, их рационального использования. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Ведь в досоветский период как только рождался малыш – его несли в храм, и на протяжении всей жизни духовный отец наставлял его на путь нравственности; «Поступай с ближним так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой».

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире. Базисный учебный план открывает возможности для изучения школьниками курсов по выбору: "Основы православия", "Основы ислама". Обязательным требованием изучения культурологических и исторических основ определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Стандарту, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Полнота духовно-нравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействие образовательного учреждения с традиционными религиозными организациями и институтами гражданского общества. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития гражданина России.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириченко Вера Викторовна

Дата: 15.07.2025

Номер свидетельства: 672713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся как ключевое требование ФГОС "
    ["seo_title"] => string(97) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-i-razvitiie-uchashchikhsia-kak-kliuchievoie-triebovaniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "108861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403883364"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "кружок "Детский фольклор" "
    ["seo_title"] => string(25) "kruzhok-dietskii-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "158638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421770336"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Окружающий мир» (автор: Плешаков А.А.) для 1 класса на 2014-2015 уч. год УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(134) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-kursu-okruzhaiushchii-mir-avtor-plieshakov-a-a-dlia-1-klassa-na-2014-2015-uch-ghod-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "227345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440690460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства