kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование читательской компетентности и критического мышления через анализ темы и идеи повести Н.В. Гоголя „Ночь перед Рождеством“»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока по теме «Н.В. Гоголь. Портрет писателя. Тема и идея повести „Ночь перед Рождеством“» создана в рамках исследования Lesson Study и направлена на развитие читательской компетентности, критического и творческого мышления учащихся через использование активных методов обучения и цифровых технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской компетентности и критического мышления через анализ темы и идеи повести Н.В. Гоголя „Ночь перед Рождеством“»»

Тема: «Формирование читательской компетентности и критического мышления через анализ темы и идеи повести Н.В. Гоголя „Ночь перед Рождеством“»

Автор: Устенко Светлана Германовна, учитель русского языка и литературы
КГУ «Бестамакская средняя школа»
Дата проведения урока: 11 ноября 2025 года
Класс: 6

1. Введение

Современное обучение литературе в условиях обновлённого содержания образования Республики Казахстан направлено на развитие функциональной грамотности, критического и творческого мышления учащихся.

В рамках методики Lesson Study мной был проведён урок по теме
«Н.В. Гоголь. Портрет писателя. Тема и идея повести „Ночь перед Рождеством“»,
целью которого стало исследование, какие приёмы и задания способствуют более глубокому пониманию художественного текста и формированию читательской компетентности у учащихся среднего звена.

2. Цели исследования

Цель Lesson Study: определить, какие методы активного обучения, использование цифровых и ИИ-инструментов помогают учащимся:

  • понимать и применять литературоведческие термины (миф, метафора, портрет, пейзаж);

  • определять тему и идею художественного произведения;

  • проявлять интерес к чтению через творческое осмысление текста.

Цели обучения (по программе):

  • 6.1.1.1 – понимать термины: миф, мифологический образ, повесть, портрет, эпитет, метафора, олицетворение и др.;

  • 6.2.2.1 – определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы.

3. Исследовательские вопросы

  1. Какие формы работы помогают шестиклассникам глубже понять идею повести Н.В. Гоголя?

  2. Как визуальные и ИИ-технологии влияют на мотивацию и понимание текста?

  3. Как организация разноуровневых заданий способствует развитию критического мышления?

4. Участники Lesson Study

В исследовании приняли участие 15 учащихся 6-го класса.
Для наблюдения выбраны три фокус-ученика:

  • А – ученик с высоким уровнем читательской активности;

  • B – ученик со средним уровнем;

  • C – ученик, испытывающий затруднения при анализе текста.


5. Этапы проведения Lesson Study

Этап

Действия педагога и учащихся

Цель наблюдения

1. Подготовительный

Совместное планирование урока, подбор ресурсов, определение критериев наблюдения. Использованы SMART-цели.

Уточнить, какие задания позволяют всем учащимся активно участвовать в анализе текста.

2. Проведение урока

Урок проходил в формате активного обучения с элементами сторителлинга и ИКТ. Применялись приёмы «Ассоциация», «Толкование термина», «Диалог с автором».
Учащиеся работали по уровням: базовый – подбор цитат; основной – анализ темы и идеи; продвинутый – создание визуального портрета писателя с помощью Canva.

Определить, какие формы работы наиболее эффективны для понимания текста и развития креативности.

3. Наблюдение

Три педагога-наблюдателя фиксировали активность учащихся, качество аргументации, использование терминов, взаимодействие в группах.

Отследить динамику включённости фокус-учеников.

4. Анализ и обсуждение

После урока проведено обсуждение результатов, анализ рабочих листов и визуальных продуктов учащихся.

Сформулировать выводы о влиянии методов на понимание текста и развитие ценности «Созидание и новаторство».


6. Наблюдения и результаты

Фокус-ученик

Наблюдения

Результаты

А (высокий уровень)

Проявил инициативу при обсуждении символики звезды, активно работал с Canva, добавил цитату Гоголя на постер.

Показал глубокое понимание идеи добра и света, продемонстрировал творческий подход.

B (средний уровень)

Испытывал затруднения при определении темы, но после визуализации сцены через рисунок самостоятельно сформулировал идею.

Повысил интерес к тексту, сумел объяснить смысл произведения.

C (затрудняющийся)

Поначалу был пассивен, но при работе в паре и использовании ИИ (ChatGPT-подсказки с вопросами к тексту) стал участвовать, дал устный ответ.

Проявил уверенность, понял разницу между темой и идеей.

Общий вывод: Использование визуальных и ИИ-инструментов (Canva, ChatGPT) повысило вовлечённость учащихся, позволило индивидуализировать обучение, а творческая работа способствовала формированию критического мышления.

7. Выводы Lesson Study

  1. Активные методы и визуализация способствуют осмысленному чтению.

  2. Дифференциация заданий позволяет включить всех учащихся в работу, независимо от уровня подготовки.

  3. Применение ИИ-инструментов (ChatGPT, Canva, Leonardo.Ai) развивает ценность «Созидание и новаторство», формируя исследовательский и творческий подход к литературе.

  4. Урок показал, что даже сложные литературные тексты Гоголя могут быть доступны и увлекательны при интеграции технологий и креативных методик.

8. Перспективы

  • Расширить использование Lesson Study для серии уроков по циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

  • Разработать банк цифровых заданий и шаблонов для анализа художественных текстов.

  • Провести повторное исследование для проверки устойчивости результатов (Lesson Study 2).

9. Список цифровых и ИИ-ресурсов

  • ChatGPT, Gemini, DeepSeek — генерация вопросов и идей к тексту;

  • Canva, Leonardo.Ai — визуализация портретов и сцен;

  • YouTube (Arzamas Kids, „Литература для детей“) — видео о Гоголе;

  • Google Forms / Padlet — рефлексия и обратная связь.

10. Заключение

Lesson Study показал, что современный урок литературы становится пространством сотворчества. Использование технологий и активных методов помогает детям не просто анализировать текст, а проживать его, видеть за мифом человеческие чувства и идеи.

«Гоголь учит видеть чудо в простом. А мы учим детей видеть чудо в книге».
(из комментариев учащихся после урока)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Устенко Светлана Германовна

Дата: 11.11.2025

Номер свидетельства: 676919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства