1.Продолжить формирование у молодых граждан страны отношение ко Дню Победы как одному из самых важных праздников.
2. Углубить знакомство с некоторыми стихотворениями о Великой Отечественной войне ( А. Межирова, Г. Суворова, М. Кульчицкого, Ю. Разумовского, Л. Серого, М. Синельникова, С. Наровчатова и других).
3. Воспитывать патриотизм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Этих дней не смолкнет Слава!"»
«Этих дней не смолкнет слава…»
Литературно-музыкальная композиция по литературе
Мероприятие рекомендовано к проведению в рамках воспитательной работы и внеклассной работы по литературе, посвящается празднованию 75-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 годов.
Автор: Крохмаль Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы
01.01.2020
ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону
санаторная школа-интернат»
«Этих дней не смолкнет слава…»
Литературно-музыкальная композиция.
Празднованию Дня Победы посвящается.
ЦЕЛИ:
1.Продолжить формирование у молодых граждан страны отношение ко Дню Победы как одному из самых важных праздников .
2. Углубить знакомство с некоторыми стихотворениями о Великой Отечественной войне ( А. Межирова, Г. Суворова, М. Кульчицкого, Ю. Разумовского, Л. Серого, М. Синельникова, С. Наровчатова и других).
3. Воспитывать патриотизм.
Э П И Г Р А Ф:
Только большие поэты,
Те, что пророкам под стать,
Кровью и водами Леты
Располагали писать.
А. Межиров.
ВЕДУЩИЙ № 1:
Время отодвигает от нас горькие воспоминания о Великой Отечественной войне. Взрослые еще могут вспомнить рассказы очевидцев об этом страшном событии: редко какая семья не имела своего защитника-героя. Для молодого поколения Великая Отечественная – это уже далекая история. Так бывает, потому что время идет. Но мы уже которое десятилетие живем мирной жизнью, цена победы так высока, о войне написано столько стихов, поэм, повестей, романов, что забыть о ней никто не имеет права. Воспоминанию о том, как это было, посвящена настоящая композиция.
ВЕДУЩИЙ № 2:
Вход в концентрационный лагерь Бухенвальд оформлен чудовищным высказыванием: « Каждому своё». Возмездием, приговором истории звучат сегодня эти слова. В наши дни в Бухенвальде – музей. Национальный памятник ненависти к фашизму. За воротами поле с невысокой травой, остатки бетонных фундаментов. Экскурсии приезжают сюда из разных стран. Мотивы у всех, чтобы приехать, разные, но уезжают все одинаково потрясенные. Скольким сотням людей здесь стреляли в затылок? Разбивали черепа колотушкой? Вкалывали шприцами смертоносные инъекции? Сдирали кожу? Вешали? Жгли?
В музее стоит черная чаша. В ней обломки костей, пепел, комья земли из таких же лагерей – из Лидице, Освенцима, Саксенхаузена, Дахау, Треблинки. Горстка праха в чаше- тысячи убитых, отравленных, расстрелянных. Вокруг – флаги двадцати государств Европы, народы которых боролись с фашизмом. Вывод хочется сделать словами поэта:
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните,
Какой ценой завоевано счастье!
Пожалуйста, помните!
ЧТЕЦ № 1 : о зверствах в концлагерях писали как публицисты, писатели, так и поэты:
Дымятся трубы. Крематорий.
Освенцим. Я уже развеян.
Лечу на Родину, которой
Я и такой, сожженный, верен.
Граница!
Родина. Смоленщина.
Ветряк. Речушка. Перевоз.
Седая сгорбленная женщина,
Полуослепшая от слез.
Её морщины – словно шрамы.
Глаза с извечною мольбой.
Кричу, кричу ей: «Здравствуй, мама!
Я снова дома, я с тобой.
Вновь буду жить под отчей крышей
И никуда не пропадать…»
А мать меня совсем не слышит,
Меня не замечает мать.
Стоит, качается былинкой,
Концы платка прижав к плечу.
А я над нею пепелинкой
Летаю и кричу, кричу… / Виктор Пахомов, 1933 – 2017 /.
Вопросы для обсуждения:
Горькая проза и горькое стихотворение об участи узников концлагерей. Какие общие мысли их объединяют ?
Какая отличительная черта стихотворения делает его особенно проникновенным ?
/ Построено в виде монолога, обращенного к родной Смоленщине и к матери. Ни уничтоженный сын, ни мать не могут понять , что такой разговор теперь никогда в жизни не состоится /.
ВЕДУЩИЙ № 1:
Защищать Россию в годы Великой Отечественно войны уходили стар и млад. Юноши и девушки прибавляли себе возраст в один-два года , просили отправить их на фронт, шли на войну « не долюбив , не докурив последней папиросы». Тем юношам и девушкам, которые сегодня вместе со всей страной готовятся отметить 75 лет со дня победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, вполне под силу понять, какая любовь к Родине, мужество и сила воли двигали теми, кто в 41 пошел защищать страну – её деревни и города, холмы и равнины, речушки и родники. О личной славе никто не думал:
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино. / М Кульчицкий/.
Чтец № 2 :
Известный поэт Ю. Разумовский однажды, уже в наши дни, вызвал на концерте горячий прием у слушателей в зале , прочитав своё небольшое стихотворение о войне:
Канцелярскому слову «участник»
Возражает и слух, и язык.
Это слово звучит, будто «частник»,-
Мне милей и родней – «фронтовик».
Я вступил в это братство святое
В самый трудный для Родины год
И впервые познал, чего стою.
И узнал себя в слове «народ».
Вопросы для обсуждения:
Чем особенно гордится автор? Почему?
В чем он видит причину победы нашей страны в годы Великой Отечественной войны? Согласны ли вы с поэтом?
ВЕДУЩИЙ № 2 :
Победа досталась нелегко, за счастье мирной жизни заплачено дорого. Каждый воин брал свою высоту, претерпел такие испытания и лишения, что представить их сегодня трудно. Об этом открыто пишет поэт Леонид Серый, призывая читателя вместе вспомнить кровавое сражение на Курской дуге, участником которого он был.
ЧТЕЦ № 1 :
Я не хожу на утренники в школу,
Чтоб ложу ветеранов «украшать»,
Хоть каждый год весной для протокола
Меня не забывают приглашать.
Мне сложно объясниться – как награду
Я получил за Курскую дугу,
Врать не хочу, а горестную правду
Рассказывать детишкам не могу.
Рассказ о Курске – горькая пилюля.
Мне в сорок третьем быть там «повезло»
С шестнадцатого жаркого июля
И по двадцать четвертое число.
Там, загнанная в гиблые болота,
Удерживая вражеский напор,
Уткнулась мордой матушка – пехота
В брусничный малахитовый ковёр.
Ведь не расскажешь детям в самом деле,
Как умер Сашка, корчась и хрипя,
Как девять дней мы ничего не ели,
Противника снарядами лупя.
Как к нам приполз посыльный от комбата,
Приказ о награждении достал,
Привстал, спросил: «Ну как вы тут, ребята?»
И вражескую пулю схлопотал.
Как немцы вновь и вновь атаковали
Спокойно, методично, день за днем,
А в паузах в болото трамбовали
Нас минометным навесным огнем.
Как, ползая вдоль нашей обороны,
Я сквозь голодный войлочный туман
Среди червей выискивал патроны
В карманах неживых однополчан.
Спустя неделю мне уже казалось,
Что пролежу в болоте до седин,
Что никого в России не осталось
И я воюю с немцами один.
В конце стрелял без ориентировки.
И от меня, в бредовом далеке,
Остались лишь глаза, прицел винтовки
И напряженный палец на курке
Так я и бился с немцем – по-пластунски.
И мне ужасно стыдно оттого,
Что для победы под Великим Курском / Я, в сущности, не сделал ничего.
Смотрю, как рассуждает о наградах
Какой-нибудь седой, почтенный муж,
Как истреблял он тысячами гадов
Из пулеметов, танков и катюш,
Как гордо, страх и боль превозмогая,
Громил он ненавистного врага.
Наверное еще одна, другая,
Была в России Курская дуга. /Стихотворение может быть прочитано в
сокращении /.
Вопросы для обсуждения:
Обрисуйте картину боя, ссылаясь на воспоминания очевидца (устное рисование).
Сформулируйте основную мысль стихотворения.
Почему скромность автора не кажется излишней?
Чем , по-вашему, может быть вызвана горькая ирония в последней строфе стихотворения?
ЧТЕЦ № 2:
Еще один поэт – фронтовик, Сергей Наровчатов /1919 – 1981 /, вспоминает о Великой Отечественной войне совсем в другом ракурсе:
Я сегодня расскажу вам про дорогу в Тчев,
Как на пыльном перекрестке битых три часа
Я стоял, ошеломленный, вовсе проглядев
Всё видавшие на свете синие глаза.
Вёл колонну итальянцев однорукий серб,
Под норвежским флагом фура проплелась, пыля,
И мне честь, шагая мимо, отдал офицер
В непривычном мне мундире службы короля.
Шли цивильные поляки – пестрая толпа!
Шел француз под руку с чешкой – пара на большой!
Их вчера столкнула вместе общая тропа,
Завтра снова их наделит разною судьбой.
Шел старик в опорках рваных, сгорблен, сед и хром,
С рюкзаком полуистлевшим на худой спине.
- Где батрачил ты? –спросил я. – Где свой ищешь дом ?
- Я профессор из Гааги , - он ответил мне.
Шла девчонка. Платье – в клочья, косы - как кудель…
«Вот, - подумал я, - красотка с городского дна» .
-Как вы хлеб свой добывали, о мадемуазель ? –
И актрисой из Брюсселя назвалась она.
Шел в диковинных отрепьях, сношенных вконец,
Черномазенький мальчишка , -что за странный взгляд ?
- Где ж ты родичей оставил, расскажи, малец ?
- Их повесили в Софии год тому назад
Так и шли людские толпы. Что там толпы – тьмы! –
Всех язЫков и наречий, всех земных племен.
В эти дни земле свободу возвращали мы,
В эти дни был сломлен нами новый Вавилон ( «Дорога в Тчев»)
Вопросы для обсуждения :
Почему автор изображает в стихотворении людей разных национальностей – жителей разных стран ?
В чем необычность изображения всех героев – каждого из них ?( несоответствие внешнего вида роду занятий).
Сформулируйте основную мысль стихотворения 1 – 2 строчками из его текста ( текст стихотворения « Дорога в Тчев» должен быть роздан каждому ученику сразу после его прочтения вслух ).
ВЕДУЩИЙ № 1:
Такой – бесценной - стала победа в Великой Отечественной войне. И, если ты в душе патриот, не произноси громких слов, но помни об этом.
ПРИМЕЧАНИЕ:
по усмотрению учителя можно увеличить объем литературного материала и добавить для осмысления и обсуждения стихотворения :