kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Этих дней не смолкнет Слава!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция.

Празднованию Дня Победы посвящается.

ЦЕЛИ:

1.Продолжить формирование у молодых граждан страны отношение ко Дню Победы как одному из самых важных праздников.

2. Углубить знакомство с некоторыми  стихотворениями о Великой Отечественной войне ( А. Межирова, Г. Суворова, М. Кульчицкого, Ю. Разумовского, Л. Серого, М. Синельникова, С. Наровчатова и других).

3. Воспитывать патриотизм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Этих дней не смолкнет Слава!"»

«Этих дней не смолкнет слава…»

Литературно-музыкальная композиция по литературе


Мероприятие рекомендовано к проведению в рамках воспитательной работы и внеклассной работы по литературе, посвящается празднованию 75-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 годов.


Автор: Крохмаль Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

01.01.2020



ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону

санаторная школа-интернат»

«Этих дней не смолкнет слава…»

Литературно-музыкальная композиция.

Празднованию Дня Победы посвящается.


ЦЕЛИ:

1.Продолжить формирование у молодых граждан страны отношение ко Дню Победы как одному из самых важных праздников .


2. Углубить знакомство с некоторыми стихотворениями о Великой Отечественной войне ( А. Межирова, Г. Суворова, М. Кульчицкого, Ю. Разумовского, Л. Серого, М. Синельникова, С. Наровчатова и других).


3. Воспитывать патриотизм.

Э П И Г Р А Ф:

Только большие поэты,

Те, что пророкам под стать,

Кровью и водами Леты

Располагали писать.

А. Межиров.


ВЕДУЩИЙ № 1:

Время отодвигает от нас горькие воспоминания о Великой Отечественной войне. Взрослые еще могут вспомнить рассказы очевидцев об этом страшном событии: редко какая семья не имела своего защитника-героя. Для молодого поколения Великая Отечественная – это уже далекая история. Так бывает, потому что время идет. Но мы уже которое десятилетие живем мирной жизнью, цена победы так высока, о войне написано столько стихов, поэм, повестей, романов, что забыть о ней никто не имеет права. Воспоминанию о том, как это было, посвящена настоящая композиция.


ВЕДУЩИЙ № 2:

Вход в концентрационный лагерь Бухенвальд оформлен чудовищным высказыванием: « Каждому своё». Возмездием, приговором истории звучат сегодня эти слова. В наши дни в Бухенвальде – музей. Национальный памятник ненависти к фашизму. За воротами поле с невысокой травой, остатки бетонных фундаментов. Экскурсии приезжают сюда из разных стран. Мотивы у всех, чтобы приехать, разные, но уезжают все одинаково потрясенные. Скольким сотням людей здесь стреляли в затылок? Разбивали черепа колотушкой? Вкалывали шприцами смертоносные инъекции? Сдирали кожу? Вешали? Жгли?

В музее стоит черная чаша. В ней обломки костей, пепел, комья земли из таких же лагерей – из Лидице, Освенцима, Саксенхаузена, Дахау, Треблинки. Горстка праха в чаше- тысячи убитых, отравленных, расстрелянных. Вокруг – флаги двадцати государств Европы, народы которых боролись с фашизмом. Вывод хочется сделать словами поэта:

Люди!

Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какой ценой завоевано счастье!

Пожалуйста, помните!

ЧТЕЦ № 1 : о зверствах в концлагерях писали как публицисты, писатели, так и поэты:

Дымятся трубы. Крематорий.

Освенцим. Я уже развеян.

Лечу на Родину, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница!

Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Её морщины – словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: «Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать…»

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу… / Виктор Пахомов, 1933 – 2017 /.


Вопросы для обсуждения:

  1. Горькая проза и горькое стихотворение об участи узников концлагерей. Какие общие мысли их объединяют ?

  2. Какая отличительная черта стихотворения делает его особенно проникновенным ?

/ Построено в виде монолога, обращенного к родной Смоленщине и к матери. Ни уничтоженный сын, ни мать не могут понять , что такой разговор теперь никогда в жизни не состоится /.


ВЕДУЩИЙ № 1:

Защищать Россию в годы Великой Отечественно войны уходили стар и млад. Юноши и девушки прибавляли себе возраст в один-два года , просили отправить их на фронт, шли на войну « не долюбив , не докурив последней папиросы». Тем юношам и девушкам, которые сегодня вместе со всей страной готовятся отметить 75 лет со дня победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, вполне под силу понять, какая любовь к Родине, мужество и сила воли двигали теми, кто в 41 пошел защищать страну – её деревни и города, холмы и равнины, речушки и родники. О личной славе никто не думал:

Не до ордена.

Была бы Родина

с ежедневными Бородино. / М Кульчицкий/.


Чтец № 2 :

Известный поэт Ю. Разумовский однажды, уже в наши дни, вызвал на концерте горячий прием у слушателей в зале , прочитав своё небольшое стихотворение о войне:

Канцелярскому слову «участник»

Возражает и слух, и язык.

Это слово звучит, будто «частник»,-

Мне милей и родней – «фронтовик».

Я вступил в это братство святое

В самый трудный для Родины год

И впервые познал, чего стою.

И узнал себя в слове «народ».

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем особенно гордится автор? Почему?

  2. В чем он видит причину победы нашей страны в годы Великой Отечественной войны? Согласны ли вы с поэтом?


ВЕДУЩИЙ № 2 :

Победа досталась нелегко, за счастье мирной жизни заплачено дорого. Каждый воин брал свою высоту, претерпел такие испытания и лишения, что представить их сегодня трудно. Об этом открыто пишет поэт Леонид Серый, призывая читателя вместе вспомнить кровавое сражение на Курской дуге, участником которого он был.

ЧТЕЦ № 1 :

Я не хожу на утренники в школу,

Чтоб ложу ветеранов «украшать»,

Хоть каждый год весной для протокола

Меня не забывают приглашать.

Мне сложно объясниться – как награду

Я получил за Курскую дугу,

Врать не хочу, а горестную правду

Рассказывать детишкам не могу.

Рассказ о Курске – горькая пилюля.

Мне в сорок третьем быть там «повезло»

С шестнадцатого жаркого июля

И по двадцать четвертое число.

Там, загнанная в гиблые болота,

Удерживая вражеский напор,

Уткнулась мордой матушка – пехота

В брусничный малахитовый ковёр.

Ведь не расскажешь детям в самом деле,

Как умер Сашка, корчась и хрипя,

Как девять дней мы ничего не ели,

Противника снарядами лупя.

Как к нам приполз посыльный от комбата,

Приказ о награждении достал,

Привстал, спросил: «Ну как вы тут, ребята?»

И вражескую пулю схлопотал.

Как немцы вновь и вновь атаковали

Спокойно, методично, день за днем,

А в паузах в болото трамбовали

Нас минометным навесным огнем.

Как, ползая вдоль нашей обороны,

Я сквозь голодный войлочный туман

Среди червей выискивал патроны

В карманах неживых однополчан.

Спустя неделю мне уже казалось,

Что пролежу в болоте до седин,

Что никого в России не осталось

И я воюю с немцами один.

В конце стрелял без ориентировки.

И от меня, в бредовом далеке,

Остались лишь глаза, прицел винтовки

И напряженный палец на курке

Так я и бился с немцем – по-пластунски.

И мне ужасно стыдно оттого,

Что для победы под Великим Курском / Я, в сущности, не сделал ничего.

Смотрю, как рассуждает о наградах

Какой-нибудь седой, почтенный муж,

Как истреблял он тысячами гадов

Из пулеметов, танков и катюш,

Как гордо, страх и боль превозмогая,

Громил он ненавистного врага.

Наверное еще одна, другая,

Была в России Курская дуга. /Стихотворение может быть прочитано в

сокращении /.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обрисуйте картину боя, ссылаясь на воспоминания очевидца (устное рисование).

  2. Сформулируйте основную мысль стихотворения.

  3. Почему скромность автора не кажется излишней?

  4. Чем , по-вашему, может быть вызвана горькая ирония в последней строфе стихотворения?

ЧТЕЦ № 2:

Еще один поэт – фронтовик, Сергей Наровчатов /1919 – 1981 /, вспоминает о Великой Отечественной войне совсем в другом ракурсе:

Я сегодня расскажу вам про дорогу в Тчев,

Как на пыльном перекрестке битых три часа

Я стоял, ошеломленный, вовсе проглядев

Всё видавшие на свете синие глаза.

Вёл колонну итальянцев однорукий серб,

Под норвежским флагом фура проплелась, пыля,

И мне честь, шагая мимо, отдал офицер

В непривычном мне мундире службы короля.

Шли цивильные поляки – пестрая толпа!

Шел француз под руку с чешкой – пара на большой!

Их вчера столкнула вместе общая тропа,

Завтра снова их наделит разною судьбой.

Шел старик в опорках рваных, сгорблен, сед и хром,

С рюкзаком полуистлевшим на худой спине.

- Где батрачил ты? –спросил я. – Где свой ищешь дом ?

- Я профессор из Гааги , - он ответил мне.

Шла девчонка. Платье – в клочья, косы - как кудель…

«Вот, - подумал я, - красотка с городского дна» .

-Как вы хлеб свой добывали, о мадемуазель ? –

И актрисой из Брюсселя назвалась она.

Шел в диковинных отрепьях, сношенных вконец,

Черномазенький мальчишка , -что за странный взгляд ?

- Где ж ты родичей оставил, расскажи, малец ?

- Их повесили в Софии год тому назад

Так и шли людские толпы. Что там толпы – тьмы! –

Всех язЫков и наречий, всех земных племен.

В эти дни земле свободу возвращали мы,

В эти дни был сломлен нами новый Вавилон ( «Дорога в Тчев»)

Вопросы для обсуждения :

  1. Почему автор изображает в стихотворении людей разных национальностей – жителей разных стран ?

  2. В чем необычность изображения всех героев – каждого из них ?( несоответствие внешнего вида роду занятий).

  3. Сформулируйте основную мысль стихотворения 1 – 2 строчками из его текста ( текст стихотворения « Дорога в Тчев» должен быть роздан каждому ученику сразу после его прочтения вслух ).


ВЕДУЩИЙ № 1:

Такой – бесценной - стала победа в Великой Отечественной войне. И, если ты в душе патриот, не произноси громких слов, но помни об этом.


ПРИМЕЧАНИЕ:

по усмотрению учителя можно увеличить объем литературного материала и добавить для осмысления и обсуждения стихотворения :

  1. Г. Суворов . «Еще утрами черный дым клубится…»

  2. А. Межиров. «Мы под Колпином скопом стоим…»

  3. А. Скаржинский. «А мама моя бывала в аду,

В горящем котле круговерти…»

4. М. Синельников. «Зоя».

5. Ю. Поляков. «Вдова».

6. Другие стихотворения ( по выбору учителя ).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Этих дней не смолкнет Слава!"

Автор: Крохмаль Наталья Петровна

Дата: 14.04.2020

Номер свидетельства: 546620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Социальный проект "Этих дней не смолкнет слава""
    ["seo_title"] => string(51) "sotsial_nyi_proiekt_etikh_dniei_nie_smolkniet_slava"
    ["file_id"] => string(6) "367519"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481227659"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Классный час: «Этих дней не смолкнет слава…»"
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi_chas_etikh_dnei_ne_smolknet_slava"
    ["file_id"] => string(6) "550737"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590037462"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Выступление на школьном фестивале искусств "Этих дней не смолкнет слава" (к 70-летию Великой Победы) "
    ["seo_title"] => string(109) "vystuplieniie-na-shkol-nom-fiestivalie-iskusstv-etikh-dniei-nie-smolkniet-slava-k-70-lietiiu-vielikoi-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "125218"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414936128"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "«Этих дней не смолкнет слава» "
    ["seo_title"] => string(31) "etikh-dniei-nie-smolkniet-slava"
    ["file_id"] => string(6) "127741"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415368959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Интерактивная игра "Этих дней не смолкнет слава" "
    ["seo_title"] => string(53) "intieraktivnaia-ighra-etikh-dniei-nie-smolkniet-slava"
    ["file_id"] => string(6) "198021"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428339337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства