kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если вы хотите, чтобы 
ваши питомцы стремились 
к добру, – воспитывайте 
тонкость, эмоциональную 
чуткость юного сердца.

В.А.Сухомлинский

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы»

Помыканова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ – ООШ села Рюхов Унечского района Брянской области.

Духовно-нравственное воспитание учащихся

на уроках литературы.

Если вы хотите, чтобы 
ваши питомцы стремились 
к добру, – воспитывайте 
тонкость, эмоциональную 
чуткость юного сердца.

В.А.Сухомлинский

В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым  относится процесс духовно-нравственного воспитания.

Резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие чётких нравственных ориентиров у подростков, подмена жизненных ценностей – всё это не способствует формированию духовно-нравственного компонента личности школьника. Поэтому перед обществом и государством стоит проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, проблема формирования личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу. Эту проблему можно назвать одной из ключевых, т.к. именно духовно-нравственное становление нового поколения является важнейшим условием развития современной России, необходимым условием для решения проблем и приоритетных национальных задач в современном обществе.

В формировании духовно-нравственного компонента личности современного ребенка играют роль такие факторы, как семья, школа, подростковые группы, СМИ, Интернет. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но зачастую входят в противоречие с ценностями, которые навязываются извне. В связи с этим ключевая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии, нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит воспитание личности ребёнка.

Духовность и нравственность – это два понятия, без которых, по моему мнению, невозможно современное воспитание и развитие. Формирование нравственных понятий, духовности – очень длительный и сложный процесс.

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Задача духовно-нравственного воспитания: - формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Писатель и педагог С. А. Соловейчик уверен: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».

Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться Человеком.

Итак, главной задачей духовно-нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства, как педагога, так и родителей.

Как уже говорилось, в проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

Кто же поможет юным душам выдержать натиск жестокой и во многом расчеловечивающей реальности, противостоять ей? Кто поможет обрести то, что А.С.Пушкин назвал "самостояньем человека" как залогом "величия его"? Безусловно, учитель - словесник. Ведь именно он врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону спасительных по своей высокой нравственности отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры.

Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Литературное образование - это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализации личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.

Учитель словесности – это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости), • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, родному краю, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра.

А.Т.Твардовский очень точно назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения». Общая задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др. Именно на уроках литературы ребенок учится отличать добро от зла, видеть положительные примеры героев книги и таким образом, воздействовать на свою душу, свое самосознание.

Избрание положительного героя – непреходящая ценность нашей литературы, одна из лучших ее традиций. Подростковый образ – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. В этот период ребята хотят как можно больше узнать об окружающей жизни, почувствовать значительными, авторитетными среди товарищей. Именно эти особенности и дают широкие возможности для воспитания на примере положительных героев. Школьники восхищаются былинными героями, героическими личностями, совершающими подвиги в труде, науке, бою. Одна из важных тем, которой уделяется большое внимание при изучении литературных произведений, – тема подвига народа в Отечественной войне. Это лучшие образы в воспитании долга и чести. Для анализа беру произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Виталия Закруткина «Матерь человеческая», Вячеслава Кондратьева «Сашка». С большим вниманием ребята следят за развивающимися действиями, событиями. И красной нитью через уроки проходит связь поколений. В процессе становления личности героя этапными моментами выступают ситуации, в которых он должен совершить нравственный выбор. Проблема нравственного выбора – одна из основополагающих проблем в системе нравственного воспитания. Нравственный выбор совершается в ситуации социально нравственного конфликта. Важно не пройти мимо этих сложных моментов в жизни героя и показать школьникам нравственный выбор как высшее проявление нравственности человека. О нравственном выборе перед лицом жесточайших обстоятельств, том, что дает силы остаться человеком до конца – повесть В. Быкова «Обелиск». Главный герой повести – сельский учитель Мороз. Его ученики организовывают диверсию, чтобы убить предателя. Немцы их взяли в плен, а учитель скрылся, фашисты объявили, что если учитель придет к ним, то ребят отпустят. И он пошел. Пошел потому, что не мог оставить учеников одних перед лицом смерти. Нынешние ученики на уроке размышляют: настоящий ли герой Алесь Мороз? И приходят к единственному, верному решению. Да, он настоящий герой.

Учат слова, но увлекают примеры, - говорит латинская пословица. Пример яркой жизни, подвига во имя счастья человечества или отдельного человека – это свет, озаряющий жизнь ребенка. Урок внеклассного чтения по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» рассказывает о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем, обращенном на других людей, о чудодейственной силе деятельного сострадания. Таким ярким примером выступает в рассказе доктор Пирогов. Он не просто спасает главного героя, но и воскрешает к жизни всю семью Мерцаловых. Ученики сопереживают героям, а слова доктора Пирогова: «Никогда не падайте духом», становятся жизненной философией многих моих учеников.

Писатель Анатолий Алексин обладает обостренным чувством времени, часто одним из первых поднимает проблемы, волнующие молодежь. Во многих его произведениях, например, «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность», «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребенок», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» и др., в центре внимания отсутствие чуткости, сердечная недостаточность. На этих уроках мы говорим о черствости наших сердец, о брошенных детях, о милосердии.

Прекрасным помощником учителя – словесника в воспитании любви к человеку и природе стал М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» глубоко воздействует на духовный мир школьников, показывает значение дружбы и труда в жизни людей, красоту и сложность общения с природой, приобщает к глубинам философского осмысления правды и любви, единения перед опасностью, в трудной борьбе со злом. За внешней простотой читателю-подростку важно увидеть богатый мир человека и природы, изображенный писателем, страстно влюбленным во все доброе и прекрасное. «Великая любовь Пришвина к природе родилась из любви к человеку», – писал К. Паустовский. Читатель-школьник почувствует в «Кладовой солнца» единство природы и человека. Нравственные уроки «Кладовой солнца» учат школьников деятельному добру, бескорыстной дружбе, помогают понять красоту труда, воспитывают патриотические чувства.

На уроке внеклассного чтения при изучении сказки Оскара Уальда «Мальчик-звезда» пятиклассники осмысливают понятия милосердие, сострадание, сопереживание. Ребята пытаются ответить на вопрос: «В чем истинная красота человека?» и уже в этом возрасте начинают понимать, что главное в человеке не внешняя красота, а его внутренний мир (его доброе сердце).

Выполнение иллюстраций к прочитанному тексту должно, на мой взгляд, быть обязательным, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоциональное отношение к нему. И совсем не важно, пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции.

Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне своим языком. На мой взгляд, главным является то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится в поступке. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

Выразительное чтение отрывка и анализ прочитанного, считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя, его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. Ведь даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его жалко», «Я понял, почему он так делал».

Важным в работе филолога вижу создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», – писал он.

Человек, общаясь с литературой, развивается, обогащается нравственно и эстетически, воспитывается как личность. Дело воспитания всегда рассчитано на долгие времена, оно требует постоянной, кропотливой, трудной работы. Ребенок должен пройти сложный путь от усвоения простых норм нравственности до высших форм человеческого общежития, и литература в этом отношении – прекрасное средство познания и воспитания, ибо в ней запечатлен нравственный опыт человечества от древнейших времен до наших дней. Уроки литературы, призваны дать школьнику-читателю понимание духовных ценностей, ощущение открытий в мире человека и в мире природы, воспитать любовь к добру и неприятие зла. Гуманные, эстетически наполненные впечатления учащихся от прочитанного мало-помалу накопляются, пробиваются в сердечную кору, проникают в самое сердце, в самую суть и формируют человека.

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

И в заключении хочется вспомнить словами академика Д. С. Лихачева: «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым».



Список литературы:

  1. Белинский Г. И. "Приобщение к искусству слова". Москва, 1990 год.

  2. Богданов О. С., Катаева Л. И. "О нравственном воспитании подростков". Москва, 1995 год.

  3. «Воспитание школьников». №1-7, 2015 год; №1-9, 2010 год.

  4. Кузмичев Н. П. "Литература и нравственное воспитание личности". Москва, 1980 год.

  5. «Литература в школе». Научно-методический журнал №1-12. 2014 год.

  6. Мещерякова Н. Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 4-5 классов". Москва, 1990 год.

  7. Распутин В. «Библиотека словесника». Повести. Просвещение. 1999 год.

  8. Филина Ф.Ф. «Сокровища Древнерусской литературы». Россия. 1981 год.

  9. Щеблыкин И.П. «История Русской литературы ХI-ХIХ веков». Высшая школа. 1995 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Автор: Помыканова Наталья Ивановна

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 443046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства