kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дискусия "Литература есть жизнь! ?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями и задачами данной дискусии является:

  • Создание условий для формирования жизненной позиции школьника его ценностей, жизненных установок.
  • Развитие умения аргументированно защищать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
  • Развитие коммуникативных качеств, толерантности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«дискусия "Литература есть жизнь! ?" »

Средняя школа № 7 имени К. Ушинского

Дискуссия среди сборных команд учащихся 8 - 11 классов.

Тема: Литература есть жизнь! ?

Провела учитель РЯЛ Постойкина О.Б.

город Талдыкорган
2014 год



Сценарий

проведения дискуссии среди сборных команд учащихся 8- 11 классов. Тема: Литература есть жизнь! ?

Цели и задачи:

  • Создание условий для формирования жизненной позиции школьника его ценностей, жизненных установок.

  • Развитие умения аргументированно защищать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

  • Развитие коммуникативных качеств, толерантности.

Оборудование: интерактивная доска, фрагмент видеозаписи из передачи «Точка зрения», видеоролик «Вам и не снилось», плакаты, «Таблица вежливости», литературные тексты, запись на доске эпиграфа «Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить». (А. Ф. Лосев).

Подготовительный этап:

  1. Создание команд из учащихся старшеклассников.

  2. Подготовка технического обеспечения дискуссии (интерактивная доска, видеоролики).

  3. Подготовка материала для «Таблицы вежливости».

Ход дискуссии:

1. Слово учителя. Сегодня, в рамках проведения недели русского языка и литературы» мы хотели бы провести дискуссию по одному очень важному для нас, учителей литературы, вопросу. Почему об этом мы хотели бы поговорить именно в форме дискуссии? Да потому, что из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм «Истина рождается в споре». Вот мы попытаемся сегодня найти эту истину.

Но прежде, чем обозначить вопросы для обсуждения, мы хотели напомнить вам основные правила ведения спора. Ведь теория и практика спора имеют богатую историю и давние традиции, которые пришли к нам еще с Древней Греции.

2.Чтение основных правил проведения дискуссии (они написаны: на интерактивной доске).

  • Важно не только умение говорить, но и умение слушать.

  • Уметь говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточной информации.

  • Помните: критикуем идеи, а не личности.

Представление команд отрицания и утверждения.

Представление жюри…

Жюри оценивает команды по критериям:

• Глубина раскрытия темы

  • Разнообразие аргументов

  • Доказательность

  • Полнота ответов на вопросы

  • Культура речи, конкретность.

3.Учитель: Итак, давайте начнем. Главная ваша задача - убедить

нейтральную сторону, т.е. наших уважаемых судей в том, что ваши аргументы лучше и убедительнее, чем аргументы ваших оппонентов, помогать вам в этом будет наша Таблица вежливости, на которой представлены словесные обороты, которые помогут вам вести дискуссию. Тема, которую мы предлагаем обсудить, касается литературы. Что же такое литература?

Многие писатели высказывали мысль о том, что литература есть жизнь М.Горький называл литературу человековедением. Издавна предмет литература включается в обязательные школьные программы. Но сегодня существуют и другие точки зрения.

4.0бсуждение 1- го вопроса дискуссии.

Посмотрите, пожалуйста, фрагмент передачи «Точка зрения», где известный российский журналист Александр Невзоров высказывает свое мнение о классической литературе (на интерактивной доске демонстрируется видеоролик с фрагментом из передачи «Точка зрения») Выскажите свою точку зрения.

  • Прав ли журналист, считая, что у русской классической литературы «закончился срок годности?»

  • Действительно ли художественная литература - это литература второго сорта?

  • Нужны ли сегодня уроки литературы? Что бы вы изменили в школьной программе?

5.Обсуждение 2 вопроса дискуссии.

Учитель. Многие ученые - литературоведы, чиновники, которые составляют школьные программы по литературе, считают, что произведения классической литературы можно сравнить с энциклопедией духа человека, что это предмет, который воспитывает нравственность.

Словарная работа. Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Обратимся к произведениям литературы. Почти все писатели проводят своих героев через испытания любовью, показывая тем самым, что именно любовь раскрывает самые лучшие человеческие качества. Достоевский утверждал, что красота и доброта спасут мир. И почти все писатели считают, что только через любовь к животным можно воспитать доброго и отзывчивого человека.

Так давайте выясним: действительно ли литература есть жизнь и может ли она заставить задуматься о нравственных проблемах и даже изменит нас к лучшему? Научить любить, бережнее относиться к дорогим для нас людям, стать добрее? Или книжные чувства абсолютно не похожи на реальные?

(после обсуждения посмотреть видеоролик «Вам и не снилось», чтобы eщё раз убедиться, как тесно переплетается жизнь и литература: ведь в поэтических строчках мы находим наши мысли...)

6.Обсуждение 3 вопроса дискуссии.

Учитель: Еще один вопрос, ответ на который ищут многие литературные герои. ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ? В чем смысл жизни? Назовите вещь (материальную или нематериальную), которая может вас сделала счастливыми сразу же. Получается?

Значит, это какое-то комплексное понятие? И вообще это постоянное ощущение или временное? Попытайтесь ответить на этот вопрос.Перед вами лист бумаги. Составьте кластер на тему «Счастье». Желательно, пронумеруйте свои ответы по значимости.

Обсуждение 4 вопроса.

Учитель: на уроках литературы мы очень часто говорим о героях, которых называли представителями своего времени. Это и герои Пушкина, Грибоедова, и Лермонтова, и других писателей. Менялись времена, менялись герои, это нормально. И требования к героям тоже были разными. Например, в 1 половине 19 века в центре внимания был такой человек, как Евгений Онегин. И чтобы стать представителем «золотой молодежи» ему понадобилось совсем мало. Помните?

Он по - французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Но были и другие герои, сильные и мужественные, как Андрей Болконский. или нежные и женственные, как тургеневские девушки.

А что нужно сегодня, чтобы стать «героем» нашего времени? И есть ли они вообще сегодня?

Похожи ли современные юноши и девушки на «героев» литературных произведений?

Встречаются ли тургеневские девушки сегодня? (обсуждение).

Обобщение. Сегодня мы попытались найти истину в вопросах, которые волнуют многих.

И, на наш взгляд, главное не в том, кто победил или проиграл сегодня. Главное в другом, что нужно спорить, заблуждаться, ошибаться, именно для того, чтобы научиться размышлять самим, чтобы задумываться над очередными важными вопросами.

Так ли живу, как надо?

Так ли верю, люблю?

Те ли упреки, награды Сердцем открытым ловлю?

Задумываюсь часами,

Держа в руке карандаш.

Ведь жизнь такой экзамен,

Который не пересдашь.

И нам хочется верить, что в вашей комнате, на полочке, всегда будут стоять книги - КНИГИ, ПОМОГАЮЩИЕ ЖИТЬ. Подведение итогов. Кластер «Литература есть жизнь»?!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
дискусия "Литература есть жизнь! ?"

Автор: Постойкина Ольга Брониславовна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства