kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детсто Тарханах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой литературную гостиную, рассказыающую о детстве М.Ю. Лермонтова в Тарханах в имении его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Ребята рассказывают о том, как прошло детство поэта, о его увлечениях и детских забавах. Группа экспертов- исследователей знакомит ребят с неизвестным преданием семьи его кормилицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детсто Тарханах »

Т.А. Будникова

(Филиал муниципального

образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

с. Поима в с. Чернышево

Белинского района

Пензенской области)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «ДЕТСТВО В ТАРХАНАХ»

Оформление:

Портреты М.Ю. Лермонтова

1.М.Ю. Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818 гг. Неизвест­ный. Художник.

2.М.Ю. Лермонтов. 1820-1822 гг. Неизвестный художник.

3.М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. Худ. П.Е. Заболотский. 1837 г.

4.М.Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 г.

5.М.Ю. Лермонтов. Худ. А.И. Клюндер. 1838 г.

6.М.Ю. Лермонтов. Рисунок Д.П. Палена. 1840 г.

7.М.Ю. Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. Худ. К.А. Горбунов. 1841 г.

Книги о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Музыкальные произведения на стихи М.Ю.Лермонтова

1.Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. СПб, 1999.

2.Торжественный венок. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. М.: Прогресс, 1999.

3.Висковатов П.Л. Михаил Юрьевич Лермонтов: жизнь и твор­чество. М.: Современник, 1987.

4.Чекалин С.В. Лермонтов: Знакомясь с биографией поэта. М.: Знание, 1991.

Ход игры

Учитель. Наше заседание литературной гостиной посвящается жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Ираклий Андроников сказал о поэте: «Через всю жизнь проносим мы образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, за­стенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого». У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе «сажал одну пулю в другую», руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком. Сегодня мы обращаемся к тому времени, когда формировался этот могучий талант. Мы перелистаем страницы книг о детских годах Лермонтова с иллюстрациями и поэтическим материалом. Вы с ранних лет знакомитесь с творчеством этого великого поэта. Многое знаете о его биографии. Прошу вас ответить на несколько вопросов.

- Где родился М.Ю. Лермонтов? Где проходило его детство?

(Родился 15 октября 1814 г. в Москве, в семье офицера. С1815 по 1827 г. жил в имении своей бабушки Тарханы.)

- Какова история названия села Тарханы? (Это село ранее называлось Никольским, затем Яковлевским. Но так как его жители занимались не только земледелием, но и скупкой и продажей шкурок домашних животных, а скупщиков называли тарханами, то и село в начале XIX в. получило название Тарханы.)

- Кто является основателем рода Лермонтовых? (Знаменитый шотландский бард, маг и чародей Томас Лермонт, о котором ходит яркая поэтическая легенда: «В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он провел семь лет в королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите. Когда пришло время покинуть страну цветов и солнца, королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. Жаль было фее расставаться с юным рыцарем. И она сказала ему в час прощания: «Однажды, Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей». Томас вернулся в Шотландию, и все дивились его волшебному дару. Но сам он был грустен, он тосковал по солнечной долине фей. Однажды в селение, где жил бард, вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел вслед за ними, забыв обо всем на свете. Олени привели его к реке, вошли в воду. И все трое исчезли. Стой поры никто уже больше не встречал среди живых Лермонта». Вещий Лермонт воскрес через много поколений в России в лице великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Не подозревал Лермонтов и о том, что был в родстве с еще одним великим шотландцем и кумиром своей юности лордом Байроном.)

- В каком возрасте испытал Лермонтов первое романтическое чувство? (В 10 лет на Кавказе Мишель впервые влюбился в очаровательную златокудрую девочку. Он вспоминает: «Я не помню, хороша она была или нет, но ее образ и теперь хранится в голове моей».)

- В каком возрасте Лермонтов составил свой первый рукописный сборник? (В 15 лет.)

Первая страница нашей гостиной - «Дорогие и близкие сердцу люди»

(выступление учащегося)

- Маленький Мишель (так называли в детстве близкие люди М.Ю. Лермонтова) жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отец Юрий Петрович был офицером, поссорился с бабушкой и мамой, поэтому жил отдельно. Воспитала поэта бабушка, так как мама рано умерла. Бабушка заботилась об образовании Мишеля, о его здоровье (в детстве он очень часто болел), делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери, очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание - мамина песня, от которой на душе становилось сладко, грустно и одиноко, и у маленького Мишеля сами собой по щекам текли слезы.

Няня поэта Кристина Осиповна Ремер была немкой. Днем и ночью сидела она у постели больного воспитанника, давала ему лекарство и кисленькое питье. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню: она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь их слуг, няня не уставала повторять: «Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят».

Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.

Вторая страница «Детские игры и мечты»

Бабушка старалась, чтобы внуку было не скучно. Однажды приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.

Бабушка поселила в доме нескольких мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.

Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник вместе с бабушкой Мишель наблюдал, как деревенские крестьяне мерялись силой, шли «стенка на стенку». В этом бою Василию сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: «Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!»

Третья страница «Музыкальное дарование»

Михаил Юрьевич Лермонтов - один из самых музыкально одаренных поэтов. «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых они сорваны рукой невидимой», - писал В.Г. Белинский.

Музыка была спутницей Лермонтова от первых дней и до конца его жизни. У мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала мать, Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать. Ее пение было настолько проникновенным, что вызывало слезы на глазах сына.

В ранние годы, проведенные в Тарханах, пробудилась любовь маленького Лермонтова к народным песням, сказкам и преданиям, услышанным от местных крестьян. С трех лет Мишель учился игре не только на фортепиано, но и на скрипке, звуки которой были особенно близки маленькому Лермонтову своей печальной мелодичностью.

Занятия музыкой продолжались и в пансионе под руководством Карла Геништы. На одном из переходных экзаменов юный Лермонтов исполнил с блеском сложную пьесу - аллегро из скрипичного концерта Людвига Маурера.

Лирика Лермонтова вдохновляла на создание романсов П.И. Чайковского, А.С. Аренского, П.П. Булахова, А.Т. Гречанинова, С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова и др.

(Слушание романса на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий»)

Четвертая страница «Поэтическое дарование»

- Когда великий русский поэт М.Ю. Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. Однажды гости привезли в подарок Мишелю механическую заводную игрушку-птичку, которая умела махать крылышками и петь. Полюбовавшись ею, ребенок произнес:

Эта птичка хороша,

У нее поет душа.


Или долго ждет, когда придет мама, а потом скажет:

Что-то мама не идет,

Ведь Мишель все ждет и ждет.

Только научившись читать, маленький Лермонтов уже читал поэтические сказки В.А. Жуковского и А.С. Пушкина и восхищался их красотой. «Я тоже так хочу сочинять», - говорил он бабушке.

Пробуждению поэтического таланта Лермонтова способствовали и поездки на Кавказ. Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов. Читали их только близкие люди и удивлялись: стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные. Родственники поэта, полагая, что ученические сочинения Мишеля недостойны славы Михаила Лермонтова, мало заботились о том, чтобы сохранить их. Сам поэт долго не делал никакой попытки печататься: для него поэзия была средством выражения душевного состояния, и даже первую поэму отнес в журнал знакомый Лермонтова.

Пятая страница «Талант художника»

Маленький Лермонтов любил ползать по полу и рисовать мелом. Сначала няня хотела запретить это, но увидела, что у ребенка получилась лошадка, а потом собачка. Тогда бабушка принесла ему акварельные краски и листы бумаги. Когда Мишель заболел и ему нельзя было выходить на улицу, он сидел у окна и рисовал то, что видел: сад, скошенные луга, лес. Все были восхищены одаренным ребенком.

Однажды бабушка привезла Мишелю коробку цветного воска, и он несколько дней не играл ни в какие игры, а все лепил на ровной широкой доске. Наконец, однажды он открыл дверь в свою комнату и объявил: «Смотрите все! Сражение при Арабеллах; Александр Македонский разбивает персидское войско!» Удивленные «зрители» с восхищением рассматривали фигурки - воины и пешие, и конные, и на слонах. Бабушке на день рождения Мишель подарил лепную работу «Охота на зайца».

Уже взрослым человеком М.Ю. Лермонтов не прекращал свои занятия живописью: рисовал акварелью кавказские пейзажи, рисунки к своим стихотворениям, автопортрет.

(Демонстрация картин, написанных М.Ю. Лермонтовым.)

Учитель: И все-таки страна детства - Тарханы - навсегда осталась светлым воспоминанием, почти утраченным раем. В один из самых трудных периодов своей жизни Михаил Юрьевич вспоминал о ней:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Ученик: До 1830 г. Лермонтов ничего не знал о своих предках, так как семейные родословные бумаги пропали при переезде из Костромской губернии в Тульскую. Но Мишелю эти бумаги были не так уж и нужны. В его распоряжении имелся другой источник сведений о предке русских Лермонтовых - баллада Вальтера Скотта. (чтение стихотворения «Желание»)

Ученик читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе...

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит...

Учитель:

В раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, десятилетний Лермонтов увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети - а там она. С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Так и жил он со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни.

Ученик читает стихотворение «Ангел»

По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел», помеченное 1831 г. (Лермонтову 17 лет). Эта традиция установилась не случайно. «Ангел» - это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии. Это стихотворение в сущности биографический факт. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталась. Точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (Ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути. Стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова, изначальный родник.

В заседании нашей гостиной принимает участие группа краеведов (учащиеся 9 класса). Они провели работу по поиску интересной информации о детских годах М.Ю. Лермонтова.

Ученик: Кормилица Лукерья Шубенина вскармливала будущего поэта два года, а потом из барского дома возвратилась в село, собственную семью, но ей никто не препятствовал время от времени навещать своего питомца. А когда он подрос, то уже сам наведывался к ней, в её новый дом, построенный господами в дар за большую услугу. После же того, как 14-летний Лермонтов уехал на учёбу в Москву на долго, на семь с половиной лет, кормилица с осенним попутным обозом добиралась до белокаменной и, свидевшись со своим молочным сыном , с теми же тарханскими обозчиками приезжала обратно . Надо думать, что свидания эти радостны и благодатны были взаимно : и для кормилицы , и для Михаила Юрьевича . Не случайно он называл её « мамушкой» , относился к ней по-родственному , любил её домочадцев, особенно младшего молочного брата Василия, который был на три года моложе. Ровесница Лермонтова молочная сестра Татьяна умерла на (третьем году). Постоянное общение Лермонтова с кормилицей и её семьёй оставило в потомстве Лукерьи Алексеевны благодарную память о поэте, и эта память дошла до наших дней. В том убедила нас работа сотрудника музея-заповедника «Тарханы» П. Фролова над составлением родословной кормилицы, которая в настоящее время в основном уже завершена. В ней насчитывается около 300 лиц.

Учитель: На этом мы завершаем разговор о жизни М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Тех, кому интересны новые факты из жизни и биографии поэта, просим познакомиться с выставкой книг о поэте, которые вы можете взять домой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Детсто Тарханах

Автор: Будникоа татьяна Алексеена

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141191


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства