"Человек, открывший окно в природу" (Василий Михайлович Песков)
"Человек, открывший окно в природу" (Василий Михайлович Песков)
Тему реферата «Человек, открывший «Окно в природу» (Василий Михайлович Песков)» я выбрала потому, что много слышала от бабушки и мамы об этом человеке, как о выдающемся журналисте, известном ведущем популярной программы «В мире животных». В сети Интернет я нашла архивы записей телепередач с участием Василия Михайловича, фотографии, статьи и поняла, что В.М.Песков – писатель-эколог, легенда журналистики. Это человек, открывший нам «окно в природу». Его жизнь – бесконечная книга о флоре и фауне нашей необъятной планеты. Конечно, мне захотелось узнать о своем земляке больше, тем более сейчас, когда 2017 год объявлен Президентом России Годом экологии. Сам В.М. Песков в одном интервью сказал: «Для меня всегда самой важной задачей было наведение мостов между духовным миром человека и природой». Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цель: изучить творчество Василия Михайловича Пескова, отражающее взаимодействие человека и природы, извлечь полезные уроки для себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Человек, открывший окно в природу" (Василий Михайлович Песков)»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа №3
Павловского муниципального района Воронежской области
Муниципальный конкурс «Литературный лабиринт»
Реферат
«Человек, открывший «окно в природу»
(Василий Михайлович Песков)
Работу выполнила
Филатова Валерия Алексеевна,
учащаяся 8 «А» класса
Руководитель –
Павлова Елена Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
Павловск, 2017
Оглавление
Введение
Основная часть
1.1. Краткие биографические сведения о В.М. Пескове.
1.2. Первые шаги в журналистике.
1.3. Журналистика и телевидение. « Окно в природу».
1.4. Особенности индивидуальной творческой манеры Пескова.
1.5. Взаимоотношения человека и природы в публицистике В.М. Пескова.
1.6.«Главная ценность в жизни — сама жизнь».
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Тему реферата «Человек, открывший «Окно в природу» (Василий Михайлович Песков)» я выбрала потому, что много слышала от бабушки и мамы об этом человеке, как о выдающемся журналисте, известном ведущем популярной программы «В мире животных». В сети Интернет я нашла архивы записей телепередач с участием Василия Михайловича, фотографии, статьи и поняла, что В.М.Песков – писатель-эколог, легенда журналистики. Это человек, открывший нам «окно в природу». Его жизнь – бесконечная книга о флоре и фауне нашей необъятной планеты. Конечно, мне захотелось узнать о своем земляке больше, тем более сейчас, когда 2017 год объявлен Президентом России Годом экологии. Сам В.М. Песков в одном интервью сказал: «Для меня всегда самой важной задачей было наведение мостов между духовным миром человека и природой». Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цель: изучить творчество Василия Михайловича Пескова, отражающее взаимодействие человека и природы, извлечь полезные уроки для себя.
Задачи:
- исследовать биографию и творческую деятельность В.М. Пескова;
- изучить информацию из различных источников;
-провести социологический опрос;
- через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством В.М. Пескова.
Объект исследования - биография и творчество В.М. Пескова.
Предмет исследования: книги и очерки писателя-эколога, журналиста.
Теоретическая значимость моего исследования заключается в знакомстве с жизнью и творчеством В.М. Пескова.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при комментированном просмотре записей репортажей, телепередачи «В мире животных».
Данная работа может быть интересна тем, кто хочет познакомиться с его творчеством или решит избрать журналистику своей профессией.
Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать об известном земляке и о его вкладе в экологическое воспитание и просвещение не только детей, но и взрослых. Василий Песков являлся одним из самых уважаемых мэтров журналистики, представлял собой яркую индивидуальную личность, на творческом наследии которой должны учиться и сегодня начинающие журналисты.
При написании работы я пользовалась книгами Василия Пескова, интернет - архивами его статей, опубликованных в газетах и журналах, а также материалами других авторов, опубликованными в сети Интернет.
Мной использовались различные методы исследования: опрос и интервью, метод изучения литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала в хронологическом порядке.
Прежде чем начать исследовательскую работу, я провела опрос среди учащихся нашей школы, знакомы ли они с именем и творчеством писателя-земляка Пескова, и его результаты отразила в диаграмме (Приложение 2).
Опрос показал, что лишь единицам школьников известно имя Василия Михайловича Пескова. В основном это оказались ученики 10-11 классов, потому что тексты этого автора встречаются в задании ЕГЭ по русскому языку (написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту).
Основная часть
1.1. Краткие биографические сведения о В.М. Пескове.
Василий Михайлович Песков родился 14 марта 1930 года в селе Орлово Новоусманского района Воронежской области. «Первые в жизни уроки связаны, как у всех, с семьей - я был у родителей старшим. Отец и мать детей любили, но не баловали. И только став взрослым, понимаешь мудрость подобного воспитания». Любовь к природе воспитал в Пескове его первый школьный учитель Василий Николаевич. Он водил детей в лес, показывал им разных птиц, рассказывал о природе. Дома у него жила перепелка в клетке. А во время школьного урока он всегда открывал окно и сыпал на подоконник крошки, чтобы подкормить птиц. «Помню, - пишет Песков, - я стоял на крыльце родительского дома, смотрел на огород, на краю которого росло большое дерево, и мне хотелось увидеть и узнать, что находится дальше, за этим деревом. И так продолжалось всю жизнь. Я объехал многие страны, видел красоту природы в различных местах, но жажда к познанию нового не угасает. Я советую всем с молодых лет приобщаться к миру природы, ходить по лесу с глазами любопытного человека. Общение с природой - одна из самых больших радостей в жизни».
В целом, детство Пескова прошло под знаком войны. Он был единственным сыном, (у него были 4 родные сестры) и когда отец ушел на фронт, юному Василию с матерью пришлось кормить всю семью. Но Василий Михайлович не жаловался на детство и не считал его потерянным. Вспоминал речку, что была радостью для всей детворы, лес по ее сторону, кулачные бои с соседним селом. Позже Василий Песков напишет обо всем этом в своей книге «Война и люди». Любовь к фотографии появилась у Василия Михайловича еще в раннем возрасте. Случайно обнаружив дома старенький фотоаппарат, он начинает снимать природу – животных, птиц и просто красивые и интересные виды родного села. Разговоры с профессиональными фотографами плюс собственный опыт – и Песков становится настоящим профессионалом в этом деле. Ни одна его фотография не оставалась безымянной, этим он отличался от других фотографов. Однако школа была позади и нужно было выбирать дальнейшую дорогу. После нее Песков успел поработать и пионервожатым, и киномехаником, и фотографом.
«Самым трудным моментом в жизни был выбор своего пути. Врагу не пожелаю тяжелых, тревожных переживаний: кто я, что должен делать? Семья большая, после десятилетки я должен был идти работать. Куда, какими путями? Понимал уже: хлеб сладок при деле любимом.До последнего вздоха буду помнить час в поезде, когда случайный человек, увидев результаты моих фотографических увлечений, пригласил заглянуть в воронежскую газету. Через месяц я был в ней уже своим человеком. И вдруг понял: это то, что должен я делать».
1.2.Первые шаги в журналистике
С 1953 года Василий Песков начинает работать в прессе. Журналистский дебют состоялся в воронежской газете "Молодой коммунар", где он и проработал три года. В эту газету Василий Михайлович пришел практически с улицы, как фотограф. Редактор газеты Борис Стукалин обратил внимание, что Песков делает очень оригинальные художественные подписи к снимкам и попросил его самого что-нибудь написать. Просьба ввела в замешательство, но он написал в воронежскую газету зарисовку «Апрель в лесу». Кое-что там было от книжек, а кое-что уже и из опыта самого Пескова. Публикация получила массу положительных откликов. С тех пор Василий Михайлович становится штатным корреспондентом «Молодого коммунара». Заповедные леса под Воронежем стали, как признается он сам, «плацдармом для первых публикаций».
Позднее Песков отправит несколько статей в «Комсомольскую правду», его пригласят в Москву, и с тех пор он будет работать там.
1.3. Журналистика и телевидение. «Окно в природу».
«Комсомольскую правду» Василий Песков считал своим вторым, после войны, университетом. Несмотря на то, что эта газета стала коммерческой, статьи Пескова были приятным исключением. Однажды шеф-редактор "Комсомолки" Владимир Мамонтов сказал: "В газете нашей все занимаются коммерцией. Не трогаем мы только Пескова. Он живет в заповеднике, и туда не может проникнуть даже Дарья Асламова". Более 30 лет он вел рубрику «Окно в природу», в которой рассказывал о природе того или иного места, об уникальных случаях, событиях. В его представлении природа – это отдельный мир, со своими порядками и нарушать их человеку просто категорически воспрещается.
За время работы в «Комсомольской правде» Песков 10 раз побывал в США и написал по этому поводу много статей. Он не писал о штатах, как о мире фастфудов и гламура. Он открыл Америку с совершенно новой стороны - рассказал о ее природе, жизни американских животных и растений. И, можно сказать, сделал это первым.
Об «Окне в природу» главный редактор газеты Владимир Сунгоркин в беседе с читателями сказал так: «Василий Песков сочетает в себе качества неутомимого натуралиста–путешественника и мастера журналистики, он одинаково хорошо владеет и фотокамерой, и пером. Принцип его «Окна» - о самом серьезном в мире природы рассказывать увлекательно - неизменно им соблюдается. Но важно подчеркнуть: в жертву занимательности никогда не приносится научная достоверность всей информации. У молодого читателя «Окно в природу» формирует мировоззрение, основанное на знаниях».
Через несколько лет Песков начал вести телепередачу «В мире животных». Она на протяжении пятнадцати лет была главным “окном” в родную природу для советских телезрителей. Ее позывные собирали у телеэкранов любителей всего живого самых разных возрастов, профессий, социальных слоев. Выражаясь языком современным, это была рейтинговая программа. И не потому, что выбор был невелик - она бы выдержала конкуренцию, потому что вел передачу Василий Песков. С присущей только ему манерой повествования доброго всезнающего соседа-рассказчика он был желанным гостем в любом доме. Примечательно, что у журналиста Пескова никогда дома не было телевизора, он счел этот предмет бесполезным для себя. Спустя некоторое время, редакция «Комсомольской правды» подарила ему телевизор, а Песков позже отшучивался, что опираясь на этот пластмассовый ящик, очень удобно завязывать шнурки на ботинках.
В 1992 году Василий Михайлович начал писать и для детского журнала «Муравейник». Песков теперь стал любимцем не только взрослых, но и детей. Его рубрика там называлась «Дядя Вася рассказывает».
На первый взгляд, в центре любой работы Пескова всегда природа. Ее история, проблемы, занимательные случаи, связанные с ней, чувства, которые она называет. Если же присмотреться, пишет Песков всегда и о людях. Природа – выразительный фон, акцентирующий момент, информационный повод, романтическое обрамление. Его публикации в газете обычно занимают полосу формата А3 – текст и непременно документальный снимок к нему.
В каждом материале-рассказе Василия Пескова – люди и животные. Самые разные. Плохие и хорошие. Но очень похожие друг на друга, близкие по сути своей. Вот, к примеру, давний рассказ «Трезвенник Топ» - о собаке лесника, которая «боролась за трезвость»: отнимала бутылки с алкоголем у находившихся поблизости лесничества людей – рыбаков, грибников, просто отдыхающих.
Начинается рассказ фразой: «И воробья можно сделать смешным и жалким, если приобщить его к выпивке», после чего рассказывается о воробьях, пристрастившихся помимо воли к алкоголю, и описывается простая и пронизывающая сценка – захмелевшие люди смеются над такими же воробьями. А рассказ о трагической истории, когда японская антарктическая экспедиция не смогла вывезти с зимовки пятнадцать лаек, оформляется доброй, почти наивной, но очень глубокой, даже философской мыслью: «...человеческая совесть всегда спокойна, если, вольно или невольно, человек предал, оставил кого-то в беде».
Вот лишь небольшая часть творческого наследия журналиста и писателя: «Шаги по росе» (1963г.) – книга очерков; «Записки фоторепортера» (1960г.) – книга; «В гостях у Шолохова»; «Ждите нас, звезды» (1963г.) – книга документальных очерков; «Белые сны» (1965г.) – книга; «Он был разведчиком» (1966г.); «Край света» (1967г.) – книга, «Ржаная песня» (1971г.); «Отечество» (1972г.);«Земля за океаном» (1973г.) – совместно с Борисом Стрельниковым; «Речка моего детства» (1978г.) – книга очерков; «Птицы на проводах» (1978г.) – книга об экологии, с главой о людях, неразрывно связанных с природой (Альфред Брем, Борис Николаевич Вепринцев, Джой Адамсон, Дмитрий Павлович Зуев, Эрнест Сето-Томпсон);«Просёлки» (1988г.) – книга очерков, «Таежный тупик» (1990г.) – документальная повесть о семье староверов Лыковых, «Странствия» (1991г.) – книга очерков, «Плата за выстрел», «Аляска больше, чем вы думаете» (1994г.).
1.4. Особенности индивидуальной творческой манеры
На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности, ведь писание о природе, главной героине Василия Пескова – это не научная статья по зоологии или ботанике.
У В. Пескова есть особые правила, которыми он пользовался при написании своих очерков:
1)Первая фраза (которую журналист называет зачином) содержит информацию об участниках события и месте, на котором это событие происходит.
Она обычно начинается с определения темы, причем он использует лишь реальные факты.
2)Рассказ о событиях дается строго в их последовательности.
3)Обязательно должно чувствоваться в очерке и отношение автора к происходящему и к участникам события.
4) «Настроение и эмоции журналист должен ярко передать в своем очерке, используя при этом всевозможные синтаксические средства и средства выразительности».1
Заголовки очерка очень важны, так как именно на них читатель заостряет особое внимание. Именно заголовок может либо заинтриговать, либо вообще не привлечь читателя. У В. Пескова все заголовки исключительно просты, конкретны и одновременно однообразны и выразительны; в них часто используются различные тропы («Заячьи страсти» и др.). Заголовок способен дать понять читателю, о чем в дальнейшем будет идти речь в тексте. Очень часты риторические вопросы или же вопросы, на которые автор может найти ответ, и впоследствии, читатель его получает. В текстах Василия Пескова являются выразительными вставные конструкции, обусловленные индивидуальной творческой манерой.
Свою задачу Песков видел в том, чтобы просвещать, занимать, воспитывать мировоззрение людей. Экспрессивность его очерков достигается самим текстом и используемыми языковыми средствами.
1.5. Взаимоотношения человека и природы в публицистике В.М. Пескова
Как считал Василий Песков, сам человек является частью природы. «Всех людей тайны природы, загадки, красота и дары её в разной степени обязательно интересуют. Природа – важная часть огромного мира, в котором живет человек. Поэзия, музыка, живопись проникнуты духом природы. Всё искусство либо откликается на потребность человека чувствовать природу, либо пробуждает у кого-то дремлющую любовь к ней».2
Особое всенародное признание получили книги В. Пескова « Отечество» и «Шаги по росе» (удостоена Ленинской премии в 1964 году). Неразрывное единство текстов и оригинальных снимков делают их поистине явлением особым в истории советской публицистики. Обе книги вызвали самые восторженные отзывы читателей, которые вырезали новые рассказы их автора для повторного прочтения.
В публицистике В. Пескова во взаимоотношении Человек – Природа остро проявляются экономические, нравственные, философские проблемы. Таковы входящие в книгу «Отечество» очерки: « Средняя полоса», «Заячьи острова», « У Курбских гарей», «Речка моего детства». С нескрываемой тревогой «за каждый ключик чистой воды» автор очерка «Речка моего детства» пишет: «У каждого из нас есть своя речка. Не важно какая, большая Волга или маленькая Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище - речка?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать невозможно».
Каждый очерк Пескова, для которого умение писать и снимать «открывается одним и тем же ключом», учит зоркому видению красоты жизни, умению образно, ярко передать увиденное. Высоко оценивая способности В. Пескова отражать в своих выступлениях наиважнейшие проблемы времени, Л. Леонов писал: «Перед человечеством сегодня стоят две первостепенные задачи: защита мира и защита природы, обе – главные условия нашего дальнейшего существования. Вторая, столь же неотложная, стоит сразу после первой. Но каждая неполна без другой. От обеих всецело зависит обеспечение грядущего. Отсюда рождаются два родственных понятия: солдат мира и солдат природы».3 Солдат природы Песков был по душе читателям и зрителям как верный, вдумчивый и бескорыстный друг зверей и зверушек, «всякой полезной муравьиной братии, безжалостно, иногда под видом прогресса сметаемой с лица земли».
Василий Михайлович вел активную общественную работу: его периодически приглашали в различные университеты, на встречи с молодыми начинающими журналистами, студентами, школьниками. В 2006 году Песков встречался с президентом Владимиром Путиным, чтобы обсудить проблемы лесоустройства и лесного кодекса.
У В.Пескова огромное количество наград, но хотелось бы выделить две основные и наиболее важные из них.
1) Ленинская премия 1964г.
2) Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, (5 мая 2003г.) – за большой вклад в развитие отечественной журналистики.
1.6. «Главная ценность в жизни — сама жизнь»
Василий Михайлович завещал развеять его прах именно в этих местах и даже выбрал лесную опушку. На памятном камне, привезенном из Мордовии, еще при жизни писателя была сделана надпись: «Главная ценность в жизни — сама жизнь».
Василий Михайлович Песков скончался 12 августа 2013 года после продолжительной болезни. В этом же месяце Воронежский биосферный заповедник был назван его именем. И это неслучайно. Он много писал о заповеднике, расположенном недалеко от родных мест. Его первый очерк «Апрель в лесу» был посвящен весне именно в заповедном лесу, а в первом очерке для «Комсомольской правды» он изобразил жизнь оленей в Воронежском заповеднике. 10 декабря 2013 года в Воронежском заповеднике открыл двери музей В. М. Пескова. В экспозицию вошли личные вещи Василия Михайловича: блокноты, диктофон, очки, многочисленные книги, фотографии, документы, а также его «фирменные символы» – пленочный фотоаппарат и знаменитая кепка. Заключение
Исследовав большое количество материалов о Василии Михайловиче Пескове, я убедилась, что журналистами не становятся, все-таки ими рождаются. На примере жизни Пескова можно проследить, как простой деревенский мальчишка, проявив любознательность и наблюдательность, стал уважаемым во всей России человеком и отличным журналистом. За 50 лет работы в «Комсомольской правде» Песков обрел множество поклонников и постоянных читателей.
Песков – это пример настоящего журналиста. У него свой стиль, своя тема и самое главное - бесконечная искренность, правдивость и любовь ко всему, что его окружало.
Василий Михайловичнаписал и издал много произведений о природе и людях, с экрана телевизора и со страниц детского журнала он открывал нам «окно в природу», чтобы мы почувствовали неразрывную с ней связь.
Список использованной литературы
Ворошилов Н.А. Основы теории журналистики. – М.: Интермент инжиниринг, 2003.
Засорина Т., Федосова Н., Профессия – журналист/Т. Засорина, Н. Федосова, - Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Кузнецов В.И., История отечественной журналистики (1917 – 2000)/В.И. Кузнецов, М: Флинта: Наука, 2002.
Леонов Л.А. Родина. – М.:Просвещение,1998.
Песков В.М. Отечество. – М.: Молодая гвардия, 1972.
Песков В.М.Окно в природу. Сборник очерков. – М.: Просвещение, 2015.