Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.
Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.
Формировать у учащихся понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; проверить у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; приобщать учащихся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.»
Брейн-ринг по литературе для учащихся 6-7 классов.
Цели: формировать у учащихся понятий о нормах русского литературного языка, умение применять знания о них в речевой практике; проверить у учащихся владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; приобщать учащихся через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры.
Проведение мероприятия:
Ведущий: Уважаемые ребята! Как вы знаете в школе проходит неделя литературы и, в рамках этого события мы сегодня с вами проведем брейн-ринг по знанию литературных произведений, авторов, истории литературного процесса. Вы проявите свою эрудицию и смекалку. Итак, мы начинаем нашу игру.
1 задание
Ведущий: Название, девиз ваших команд, желательно, чтобы оно соответствовало предмету литературы. За представление-1 балл каждой команде, за оригинальность- дополнительный балл.
2 задание
Ведущий: Следующее задание будет посвящено знанию текстов художественных произведений.
Задание для 6 класса:
Ведущий: Вспомните, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строчки, несущие в себе мораль всей басни.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем...
Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все сходу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Задание для 7 класса:
Ведущий: Перед вами отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», описывающие самые трагические сцены произведения. Назовите героев, которые присутствуют в описаниях, и сами эпизоды.
Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине!
А уж огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами, заставляли скорее думать, что это был призрак.
Пусть же хотя и будет орел выклевывать из твоего лба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть живого, а довезу тебя да Украины!
За каждый правильный ответ -1 балл.
3 задание
Ведущий: Это задание направлено на знание теории и истории литературы. Назовите места, откуда родом русские былинные богатыри.
Задание учащимся 6 класса:
Илья Муромец.
Алеша Попович.
Добрыня Никитич.
Садко.
Задание учащимся 7 класса:
Ведущий: Угадайте имена русских былинных героев по их краткой характеристике.
В 33 года получил чудесное исцеление от старцев и начал совершать подвиги, очищая землю Русскую от врагов.
Велик ростом, могуч, его с трудом носит земля, нашел суму переметную, но. Пытаясь ее поднять, надорвался.
Гусляр, поразив мастерством своей игры морского царя, получил совет. Как разбогатеть.
Ему свойственны удаль, натиск, находчивость, хитроумие, а также он хвастлив, лукав, женолюбив и коварен.
За правильный ответ-2 балла.
Задание учащимся 6 класса:
Ведущий: Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной? Известно, что ее автор- русский поэт А.С.Пушкин.
«С…к. о ца.е .а.та.е, о сы.е ..о с.авн.. и мог..ч.. бо..т.р. к..з. .ви..н. С…а..в… и о ..екр.с.о. ца..в.е .еб.д.».
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Задание учащимся 7 класса:
Ведущий: Еще одна рукопись А.С.Пушкина. Восстановите частично поврежденные строчки.
«Цар. с .ар..ею п..с..л.я, в пу.ь- .оро.усн..я.и..я, . цар..а у о..а .е.аж.ат. ..о о…».
(Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна).
4 задание.
Ведущий: В следующем задании вы должны будите ответить на вопросы.
Какой русский поэт сказал о себе: «Я лиру посвятил народу своему»?
В каких произведениях главными героями его стихов были крестьянки, деревенские мальчишки?
В каком стихотворении он пишет о бурлацкой песне, в которой слышится стон всех обездоленных?
О ком идет речь в этом описании? «Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, написав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 г., любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах.
Какие известные баллады этого автора вы знаете?
6 задание
Ведущий: Здесь вы должны проявить свое творчество на составление ЦЕНТОНА.
Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало «одеяло из цветных лоскутков». Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.
Отгадайте, из каких произведений составлен этот центон.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок».
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
Попробуйте сами составить центон из стихов и сказок разных поэтов. Затем предложите своим соперникам разгадать свое произведение, определить, откуда взяты строки.
7 задание
Ведущий: А теперь давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Герои произведений».
К доске вызываются два участника из команд. Они начинают игру, пишут имя любого героя, например, Буратино. Следующие игроки из команд записывают новое имя, в котором одна из букв совпадает с буквой в первом слове, например Кощей. Это слово записывается по вертикали, как в кроссворде:
К
БУРАТИНО
Щ
Е
Й
Очередные игроки вписывает по горизонтали или по вертикали новые имена, в которых буква совпадает с одной из букв записанных слов. Дальше появится возможность вписать имя, в котором будут совпадать две и даже три буквы. Если совпала одна буква - 1 очко. Если две - четыре очка. Если три - девять очков. Кто быстрее наберет 40 очков.