«Бесследно унесет души твоей тоску врачующая власть воскреснувшей природы!»
«Бесследно унесет души твоей тоску врачующая власть воскреснувшей природы!»
Когда попадаешь в толстовский край, в места, непосредственно связанные с поэтом, его творчеством и жизнью, постоянно чувствуешь, что они опоэтизированы богатым прошлым. Толстой чувствовал здесь свою связь с древним славянским миром, и это вдохновило его на создание прекрасных поэтических произведений. Богатейший материал для творчества дал ему Красный Рог – его маленькая родина, без которой он не мыслил себя как патриот и художник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Бесследно унесет души твоей тоску врачующая власть воскреснувшей природы!»»
Литературная гостиная «Бесследно унесет души твоей тоску врачующая власть воскреснувшей природы!»
205-летию со дня рождения А.К.Толстого посвящается…
Ведущий Когда попадаешь в толстовский край, в места, непосредственно связанные с поэтом, его творчеством и жизнью, постоянно чувствуешь, что они опоэтизированы богатым прошлым. Толстой чувствовал здесь свою связь с древним славянским миром, и это вдохновило его на создание прекрасных поэтических произведений. Богатейший материал для творчества дал ему Красный Рог – его маленькая родина, без которой он не мыслил себя как патриот и художник.
Ученик: Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817 года (по старому стилю) в состоятельной дворянской семье в Петербурге. Его отец Константин Петрович Толстой участвовал в Отечественной войне 1812 года. Мать поэта Анна Алексеевна Перовская была внебрачной дочерью Алексея Кирилловича Разумовского, екатерининского вельможи, министра просвещения при Александре Первом, внучкой последнего гетмана Украины К.Г.Разумовского.
Ученик Когда Алеше исполнилось 6 недель, Анна Алексеевна оставила мужа, навсегда порвала с ним всякие отношения и уехала на Черниговщину, в имение брата А.А.Перовского (писателя Антония Погорельского), сначала - Погорельцы, потом - Красный Рог, в 25 верстах от Почепа, где доживал последние годы ее отец.
О дяде поэт вспоминал: "Он воспитал меня, первые годы мои прошли в его имении, поэтому я считаю Малороссию своей настоящей родиной. Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне поныне".
Ученик В этой обстановке шло всестороннее духовное развитие будущего поэта. "С шестнадцатилетнего возраста, - вспоминал он впоследствии, - я начал марать бумагу и писать стихи - настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов, найденные мною в каком-то толстом, плохо отпечатанном и плохо сброшюрованном сборнике в обложке грязновато-красного цвета… Мои первые опыты были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они отличались безупречностью". С этого времени Алеша не прекращал заниматься стихами. Дядя внимательно следил за его занятиями. Таким образом, можно сказать, что Красный Рог явился колыбелью поэзии Толстого, взращенной под влиянием писателя-романтика. Первые поэтические опыты показывались для отзыва Пушкину и не однажды - Жуковскому во второй половине 20-х годов, которые отнеслись к ним благосклонно. Алеша уже тогда увидел поэтов, славных на всю Россию, и у него начало формироваться серьезное отношение к поэзии - достойному занятию взрослых людей.
Инсценировка
Ученик Алексей Алексеевич Перовский, возвращаясь из поездок, обычно привозил какие-либо неожиданные подарки своему воспитаннику Алеше Толстому. На этот раз он удивил и обрадовал его целым набором морских раковин. Они особенно приятны были здесь, в Красном Роге, затерявшемся в лесном крае, потому что живо напоминали ему о поездке на юг, в солнечную Одессу, о чудесных днях, проведенных у моря.
Больше других Алеше нравилась тяжелая, с крутым поворотом раковина, ребристая, шероховатая, невзрачная снаружи и гладкая, матово-голубоватая, местами перламутровая и розоватая внутри. Хорошо забраться с нею в чащобу английского сада или в лес, вплотную подступающий к усадьбе, лечь на мягкую прохладную траву, приложиться ухом к жесткому панцирю и замереть, слушая в живой пустоте шум далекого моря.
Ученик Узнав об этом, на следующий день Алексей Алексеевич пошел с Алешей прогуляться в лес, как это он часто делал. Алеша любил эти прогулки, потому что дядя по дороге обычно рассказывал что-либо интересное из своей жизни, о войне, в которой он участвовал партизаном, а потом адъютантом при главном штабе, придумывал смешные истории, небылицы и сказки.
Ученик На этот раз Алексей Алексеевич молча и нетерпеливо шел по еле приметной тропинке, и Алеша слушал, как чуть внятно шумели вершины старых сосен, как иногда там, где расступались сосны, неожиданной волной врывался легкий ветерок и шелестом ветвей заглушал ровный шум вечнозеленых великанов. Потом снова слышался этот ровный шум, подобный отдаленному шуму моря. У Алеши, как только он понял это, дрогнуло сердце, защемило, показалось, что море звало, искало его, и было оно совсем близко, у края этого леса, наконец, нашло его…
Ученик
Алексей Алексеевич
Шум сосен отдаленно напоминает рокот морского прибоя, но только отдаленно. Лесной шум богаче, сочнее, в нем масса самых разнообразных оттенков. Его можно сравнить с величественным гимном во славу жизни, который исполняет сама природа на гигантском мощном органе… Вот мы вошли в дубняк. Здесь иные звуки, и они тише. Прислушайся.
Алеша
Море в раковину загнало свой шум, а лесной шум куда девается?
Алексей Алексеевич
-Входит в человека, в деревья, в птичек, в цветы, в траву - во весь мир, окружающий нас, в мир неслышимых звуков.
Алеша
-Как хорошо!
Алексей Алексеевич
-Ну, вот и славно! Ты должен знать, мой мальчик, что мир прекрасен, но самое прекрасное в нем - человек. Он вбирает в себя все самое лучшее в жизни и отдает муру взамен жемчужины своей души, поэтизирует его. Мир без поэзии был бы пуст, холоден и бездушен.
Ученик И как бы в подтверждение этих слов издалека послышался тонкий девичий голосок, вскоре можно было разобрать слова:
Ой, рано на Йвана
Сонейка играло.
Девочка воду брала,
У воду упала.
Ой, рано на Йвана.
Лучше буду, девчоночка,
В воде потопати,
Чем с тобою, казаченька,
Дружиною стати-
Ой, рано на Йвана.
Звучит домбра.
Алеша
-Я, кажется, понимаю, что такое поэзия.
Ученик В конце декабря 1825 года Анна Алексеевна уезжает с сыном в Петербург. Благодаря брату Василию, флигель-адъютанту Николая Первого, она была принята при дворе и в свете, Алеша был введен в круг десяти мальчиков, составлявших воскресное общество царевича Александра, будущего императора. Так был завязан гордиев узел придворных связей, которые поэт будет пытаться развязать на протяжении более 30 лет и которые доставят ему много горечи и нравственных страданий.
Ведущий Удалившись от двора и поселившись в черниговских поместьях - Погорельцах, Красном Роге, - Толстой отдается любимому делу - литературному творчеству. В родном краю для поэта
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты…
Звучит романс Римского-Корсакова.
Ученик В Красном Роге о своем крае Толстой восторженно писал:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег га воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Ученик Здесь все огромно. Это великанский край. В нем родились былинные богатыри Толстого - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко, - виделась ему Киевская Русь с князьями-устроителями и воителями, представлялся древнеславянский мир, отраженный им в балладах "Боривой" и "Ругевит". Поэт любил седую древность Отечества, чутко улавливал ее приметы в народной жизни, в чудных преданиях и песнях, в языке, сохранившем аромат речи доисторической давности. Поэту нужна была эта даль веков, чтобы, вырвавшись из светского Петербурга, "разорвав тоски оковы, цепи пошлые разбив", почувствовать, как "набегает жизни новой торжествующий прилив и звучит свежо и юно новых сил могучий строй, как натянутые струны между небом и землей". Здесь Толстой богатырской душой обнимал эти выси от земли до неба и строил свою несравненную поэтическую столицу, златоглавую, с дворцами и теремами, площадями и улицами, по которым ходила История.
Ученик Толстовский Красный Рог всегда был добр и гостеприимен. Под сенью старого парка побывали многие друзья поэта. Здесь ходил с мольбертом его двоюродный брат и друг юности Левушка - Лев Михайлович Жемчужников, с которым он говорил о самом сокровенном - о любви к избраннице сердца, о запретных тайнах двора и противоборствующих станах вне его, - с которым хорошо было шутить, смеяться и грустить. Толстой слушал здесь "благоуханные, кабы миррою пропитанные речи" известного историка и писателя Николая Ивановича Костомарова, читала Афанасию Афанасьевичу Фету свои "норманно-русские" баллады "Три побоища", "Песню о Гаральде и Ярославне", сцены из трагедии "Царь Борис". Часто посещал Красный Рог писатель Б.М.Маркевич, изобразивший его своем романе "Марина из Алого Рога". Поэт и дипломат М.А.Хитрово бывал здесь на правах родственника. О любви Толстого к Красному Рогу он писал восторженно:
Как он любил свой мирный уголок,
Взрастивший в нем возвышенные чувства,
Где в тишине от суеты далек,
Он уходил в свой чудный мир искусства.
Как чутко он любил свои леса,
С их красотой, безмолвием и шумом.
Как осени последняя краса
Была мила его последним думам…
Ученик В этой усадьбе писатель создал много лирических стихотворений: "Вот уж снег последний в поле тает", "Запад гаснет в дали бледно-розовой", "на нивы желтые нисходит тишина", "То было раннею весной" и другие. Вот одно из них:
Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,
В полуденных лучах следы недавней стужи
Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо
И морщит на полях синеющие лужи.
Еще трещит камин, отливами огня
Минувший тесный мир зимы напоминая,
Но жаворонок там, над озимью звеня,
Сегодня возвестил, что жизнь пришла иная.
И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,
Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,
И громко вторят им бегущие ручьи,
Колебля тростника желтеющие перья.
Пускай же, как они по глине и песку
Растаявших снегов, журча, уносят воды,
Бесследно унесет души твоей тоску
Врачующая власть воскреснувшей природы!
Ученик В Красном Роге Толстому писалось хорошо. Помимо массы лирических стихотворений, в которых отразился родной край, он создал поэму "Иоанн Дамаскин" - вдохновенный поэтический манифест, утверждающий великую животворящую силу поэзии, ряд исторических баллад и былин: "Змей Тугарин", "Роман Галицкий", "Илья Муромец" "Садко" и другие; сатиры "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", "Сон Попова", послания идейным противникам.
Красный Рог был свидетелем дум и трудов Толстого над "Князем Серебряным", в котором показана жизнь России второй половины 16 века, обличено жестокое правление Ивана Грозного. В авторском предисловии к роману есть признание: "В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн 4, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования".
Свои сатирические произведения - "Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева", "Сон Попова" и некоторые другие Толстой написал в Красном Роге, где поэт особенно близко чувствовал свою связь с народной Россией.
Ученик Глубокое знание народного языка, устной народной поэзии позволили писателю внести заметный вклад в развитие русского литературного языка, обогатить его в словарном, стилистическом отношении, музыкальной выразительности. Не случайно на тексты поэта написано свыше 130 музыкальных произведений такими композиторами, как Чайковский ("Средь шумного бала", "То было раннею весной", "Минула страсть", "На нивы желтые"), Римский-Корсаков ("Не верь мне. Друг", "Где гнутся над омутом лозы"), Кюи ("Звонче жаворонка пенье", "Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо"), Мусоргский ("Не божиим громом горе ударило", "Ходит спесь, надуваючись"), Рубинштейн ("Не ветер, вея с высоты"). Писали романсы на толстовские тексты также Рахманинов, Ипполитов-Иванов, Танеев, Гречанинов, Булахов. Некоторые стихи получили несколько музыкальных интерпретаций. Так, на стихи "На нивы желтые нисходит тишина" написано 9 романсов, "Не верь мне, друг" - столько же, 7 - на стихи "Грядой клубится белою", по 6 - "О, если б ты могла", "Острою секирой ранена береза", "Ой, честь ли то молодцу", по 5 создано на стихи "Где гнутся над омутом лозы", "Колодники", "Ты не спрашивай, не распытывай", "Не ветер, вея с высоты". Кюи написал 19 романсов на тексты Толстого, Римский-Корсаков - 14, Чайковский - 12. Чайковский писал: "Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов".
Звучит романс «Средь шумного бала случайно…» П.И.Чайковского.
Ученик Впечатляющая сила толстовской лирики огромна. Она в любом краю, под любым небом воспринимается как откровение, как лелеющая душу музыка. Но стоит оказаться в родных местах поэта, как она обретает зримые черты, "узнавание" описанного, производит неизгладимое впечатление, стихи наполняются неизъяснимым очарованием.
В старом краснорогском парке приходят на память стихи "Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали", "Осень! Обсыпается весь наш бедный сад". (Чтение стихотворения).
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
"Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо", а далее - "Источник за вишневым садом", в окрестностях усадьбы на берегу Рожка есть места, "где гнутся над омутом лозы".
(Чтение стихотворения)
Ученик Каждый приезд на родину у Алексея Константиновича вызывал подъем творческих сил, он писал лирические стихи, с середины 50-х годов создавал и произведения в духе народной поэзии, которые, словно эхо, откликались на народные песни.
Сельская жизнь и родная природа вдохновляли поэта на создание прекрасных стихотворений: "Когда природа вся трепещет и сияет" и других:
Ученик Толстой, как и Пушкин, любил живописную палитру осени, любил ее красоту, наводившую на раздумья, воспламенявшую его творческое вдохновение. Поэтому в приведенном отрывке так отчетливо чувствуется перекличка с пушкинской "Осенью".
В 1867 году вышел первый и единственный прижизненный сборник стихотворений, в котором поэт предстал как замечательный лирик, с необыкновенно широким диапазоном чувств, богатым духовным миром, нравственно чистым, бесконечно гуманным и благородным. Это были стихи о красоте мира сего и благородстве человека.
Ученик В конце жизни Алексей Константинович все с большей неохотой покидал Красный Рог ради лечения за границей. Ему приятен был каждый день в родном краю. В письме Б.Маркевичу от 26 апреля 1869 года от писал из Красного Рога: "Сейчас, когда я вам пишу (без четверти четыре утра), в саду полно соловьев, кукушек, лягушек, которых я очень люблю, и того особого крика, который услышишь только на юге, - его испускает птица, называемая выбь, рак, или бугай; она сует свой нос во все болота и производит звуки, похожие на мычание быка - она из семейства цаплей(…). Сегодня суббота, и звон колоколов нашей церквушки сливается с пением соловьев и иволги(…). Кругом ничто не молчит, все поет и все радуется весне, я сам вот-вот готов запеть. Все деревья - зеленые, тетерева большие не поют, но тем лучше поют лесные бекасы(…) Боже, как это прекрасно - весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!"
Толстой жизнелюбив и отзывчив на все явления жизни, его поэзия в основном оптимистична и жизнеутверждающа. Показательно в этом отношении стихотворение "То было раннею весной" - восторженный гимн весне, молодости, любви, счастью.
Звучит романс «То было раннею весной…» П.И.Чайковского.
Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает…»
Ученик За год до смерти в стихотворении "Прозрачных облаков спокойное движенье" он описывает осень, пору увядания природы, воспоминаний о прошлом. Но в стихах нет безысходной грусти, ибо "иная красота сменила прежнюю". Жизнь продолжается, и поэт размышляет:
Всему настал покой: прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты;
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?
Ученик Вернувшись в Красный Рог Алексей Константинович совсем разболелся. Он уже почти ничего не писал, пробовал поправлять некоторые вещи, предназначавшиеся для второго поэтического сборника, заканчивал стихотворение "Земля цвела", начатое в мае.
Ученик Умер Алексей Константинович Толстой 28 сентября (старый стиль) 1875 года в Красном Роге, в "охотничьем замке", в своем рабочем кабинете, за письменным столом, приняв большую дозу морфия, которым он снимал нестерпимые невралгические боли. Хоронили его возле сельской церкви при огромном стечении простого народа. Было много цветов и венков и горячих искренних слез людей, знавших и любивших его. Под стать лавровому венку было письмо И.С.Тургенева редактору журнала "Вестник Европы" М.М.Стасюлевичу, присланное из Франции: "Любезнейший Михаил Матвеевич, третьего дня вечером получил я вашу телеграмму: горестной скорбью наполнила она мое сердце. Я знал и прежде, что Толстому не суждено было долго жить на земле: не далее как три месяца тому назад его доктор в Карлсбаде сказывал мне, что нашему бедному другу не просуществовать и года; но трудно срази примириться даже с ожиданной потерей, особенно потерей такого человека, каков был Толстой".
Среди строк, характеризующих Алексея Константиновича, есть у Тургенева такие: "Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые - в течение долгий лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем у нас нового литературного рода - исторической баллады, легенды; на этом поприще он не имеет соперников - и в последней из них, помещенной в октябрьском номере "Вестника Европы" (в день известия о его смерти!), - он достигает почти дантовской образности и силы. Наконец - и как бы в подтверждение сказанного выше о многосторонности его дарования, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора - и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов бессмертного "Козьмы Пруткова"?"
Тургенев высоко ценил А.К.Толстого как человека. "Всем, знавшим его, - писал он, - хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" - это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом… Натура гуманная, глубоко гуманная! - вот что был Толстой - и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал".
Ученик Будучи неизлечимо больным, чувствуя, что дни его уже сочтены, он продолжал работать, жил литературой. Своей приятельнице Сайн-Витгенштейн 5 мая 1875 года он писал: "…к черту здоровье, лишь бы существовало искусство, потому что нет другой такой вещи, ради которой стоило бы жить, кроме искусства!" И он трудился до последних дней. В мае закончил антимилитаристскую поэму "Дракон", продолжал готовить к печати свои "Охотничьи воспоминания", которые, к сожалению, не увидели света после смерти автора.
Когда в 1967 году отмечалось 150-летие со дня рождения Толстого, в Красном Роге был открыт мемориальный музей поэта, где фотографии, его личные вещи и книги напоминают, что он жив. Тысячи и тысячи людей ежегодно приходят поклониться ему почтить его память. Писатель жив до тех пор, пока его читают и помнят о нем. Толстой известен и популярен у нас теперь больше, чем при жизни. Это удел действительно выдающихся людей, переживших свое время.
Ученик Звучит стихотворение «Колокольчики мои…»
Заключение
Ведущий Любовь к родному краю начинается с любви к тому миру, который окружает нас в детстве, и - родным полям и лесам, селам и городам, к тем деревьям, которые растут у нашего дома. Описания природы у Толстого возвращают нас в мир, полный любви, бескорыстной и святой, очарования красотой этого мира. И легче становится нам в пути, когда рядом с нами шагает Толстой, воспетая им природа, сознание, что неодолимо стремление человека творить красоту, делать мир лучше и совершеннее.
«Толстовский Красный Рог»
Чтение учащимися своих стихотворений.
Ведущий Надеюсь, наша встреча оставила след в вашей душе. Может быть, у вас возникло желание открыть томик стихотворений Алексея Константиновича Толстого.
Нам хотелось, чтобы свои впечатления вы отразили в анкете, которую получите сейчас, а результаты принесете завтра. Троих учащихся я попрошу написать небольшой отзыв о сегодняшней литературной гостиной.