Казахский поэт-сказитель, государственный деятель Бухар-жырау Калкаманулы родился в районе горы Далба на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он происходил из рода Аргын, из его рода Каржас. Отец Бухара был батыром. Известно, что он имел мусульманское образование, в совершенстве владел искусством слова. Дошедшие до нас произведения Бухара были сохранены народом и записаны в конце ХIХ и начале ХХ столетия. Прожив долгую жизнь, Бухар-жырау стал свидетелем многих исторических событий. При Тауке-хане он был одним из влиятельных биев.
Перетерпев материально-бытовые трудности и лишившись своего былого влияния в "Годы Великого бедствия...", с приходом к власти Абылай-хана Бухар-жырау возвращается к государственным делам. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, Бухар-жырау играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа.
Бухар-жырау был весьма образованным для своего времени человеком и писал на арабском языке. Из его поэтического наследия до нас дошло около 1200 строк. Они были собраны в XIX-XX вв. из устных преданий. Из сочинений Бухар-жырау и содержащихся в них идейных противоречий, выявляются многие противоречивые тенденции того времени. Нестабильный и переменчивый характер своего времени Бухар-жырау воспринимает как вполне закономерное явление. Он говорит, что в мире нет ничего вечного, подвергаются изменениям не только жизнь человечества, но и сама природа.
Бухар-жырау мечтает об объединении трех жузов казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром. Поэтому, считая Абылай-хана способным претворить в жизнь эту мечту, Бухар-жырау всячески поддерживает его в своих действиях и песнях, ведет самоотверженную борьбу за развитие и укрепление ханской власти.
Бухар-жырау понимает, что установление дружественных отношений с русским народом отвечает жизненным интересам казахского народа. В этой связи он оказывает определенное влияние на Абылай-хана. Наряду с этим Бухар-жырау понимает, что основной целью царского правительства является реализация колониальной политики.
Затрагивая наиболее актуальные проблемы своего времени, в своих произведениях Бухар-жырау призывал людей к единству, дружбе и героизму. Подвергая острой критике некоторые жестокие поступки Абылай-хана, он, наряду с этим, является автором многих философско-афористических размышлений в виде агитационно-пропагандистских и безусловных сентенций.
Произведения Бухара, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции. Его произведения неоднократно издавались в сборниках, антологиях и хрестоматиях. Наиболее полно они представлены в антологии "Алдаспан", изданной в 1970 году. В 2002 году вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где представлено значительное количество произведений жырау.
Раимбекулы Котеш
(1745-1818)
Казахский народный акын Котеш Раймбекулы родился в местечке Сексен в Баянаульском районе Павлодарской области. Он происходил из рода Суюндык. Песенным творчеством начал заниматься с 1762 года. Известность пришла к нему в 17 лет, после сочиненной им песни в защиту рода Мейрам, выступившего против хана Аблая. Отрывки из его песен распространялись в форме острословий, назиданий, загадок. Песни и айтысы Котеша выделялись высокой художественностью, глубокой идеей, богатой содержательностью.
В своих песнях Котеш призывал народ к борьбе против джунгарских захватчиков. Воспевал подвиги Жасыбая и Олжабая батыров. В его песнях "Девушка и Котеш", "Айтыс Котеша с девушкой Кипине", "Айтыс Котеша с Загипой" изображена жизнь кочевого народа с его радостями и болями. Песни поэта - акына, отличаются сарказмом, насмешкой, выраженной в иносказательной форме.
Находчивый и быстрый на поэтическое слово Котеш мого раз участвовал в айтысах. Он является одним из самых древних участников песенных состязаний. К сожалению, многие его айтысы не сохранились.
Творчество Котеша исследовали М.Ж.Копеев, Б.Жакыпбаев, Г.Мукатов. Не все песни и айтысы акына дошли до наших дней.
Бурибайулы Коблан
(1760-1840)
Коблан Бурибайулы родился в Баянауле в 1760 году. Поэтическое и песенное дарование Коблан унаследовал от отца, известного в Сарыарке певца-импровизатора Бурибая, автора стихотворения «Шон би». С детства рос музыкально одаренным, трудолюбивым, увлекался охотой и ремеслом. Повзрослев, стал ездить по аулам, учиться у известных акынов песенному мастерству и сочинять собственные произведения. В них он придерживался критических взглядов Бухар жырау и Шал акына.
В произведениях Коблана личные переживания, связанные с лишениями и невзгодами, переплетаются с напряженными раздумьями о тяжелой жизни казахской бедноты («Бедность, в юности тебя не знал я», «Язык мой, расколовший черный камень», «Приходят в мир различные эпохи»). Творчество Коблана проникнуто обличением деспотизма и ханжества представителей правящих верхов, направлено на отстаивание интересов трудового народа. В произведениях Коблана воспеты героические подвиги батыров Олжабая и Баяна, сыгравших важную роль в борьбе против джунгарских завоевателей в ХVIII веке, высмеяны пороки Нуралы, сына бая Саккулака. В песнях «Что плохо», «Крик», «Старость», «Коль сыт, так почет и уважение», Невдалеке», «Эпоха» акын осмысливает вечные вопросы человеческого бытия, социальные проблемы общественного строя, его внутренние противоречия.
Маукеулы Сакау
(1798-1875)
Акын-импровизатор Сакау Маукеулы родился и вырос в местности Майозек Баянаульского района. Жизнь и творчество акына мало исследованы. Единственное свидетельство о происхождении акына сохранилось благодаря рукописям известного собирателя образцов казахского устного народного творчества Машхур Жусупа Копеева, которое собрано в папку за номером 1172/2 в фонде Национальной Академии наук РК.
Известно, что Сакау Маукеулы с юных лет участвовал в песенных состязаниях акынов. Благодаря своей страсти к импровизаторству стал известен широкому кругу людей. Его песенным мастерством восхищался Акан серэ.
Из поэтического творчества акына до нас дошли всего 9 песен, 5 айтысов. Известны его айтысы с акынами-певцами Жамишбаем, Бегентаем, Тати и с девушкой-поэтессой Тогжан. К его творчеству обращались Мухтар Ауэзов, который высоко оценил айтыс «Сакау и Тогжан», Машхур Жусуп Копеев, комментировавший воспроизведенные им айтысы «Сакау и Тогжан», «Жанак и Тогжан». Шаймерден Торайгыров и Нуртай Казыбеков передали в архив НАН РК айтысы «Сакау и Тати», «Сакау и Жамишбай», «Орынтай и Саêàó».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Акыны-жырау Павлодарского Прииртышья »
Областная объединенная универсальная научная
библиотека им.С.Торайгырова
Акыны - жырау
Павлодарского Прииртышья
Ïàâëîäàð
Калкаманулы Бухар жырау
(1693-1787)
Казахский поэт-сказитель, государственный деятель Бухар-жырау Калкаманулы родился в районе горы Далба на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он происходил из рода Аргын, из его рода Каржас. Отец Бухара был батыром. Известно, что он имел мусульманское образование, в совершенстве владел искусством слова. Дошедшие до нас произведения Бухара были сохранены народом и записаны в конце ХIХ и начале ХХ столетия. Прожив долгую жизнь, Бухар-жырау стал свидетелем многих исторических событий. При Тауке-хане он был одним из влиятельных биев.
Перетерпев материально-бытовые трудности и лишившись своего былого влияния в "Годы Великого бедствия...", с приходом к власти Абылай-хана Бухар-жырау возвращается к государственным делам. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, Бухар-жырау играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа.
Бухар-жырау был весьма образованным для своего времени человеком и писал на арабском языке. Из его поэтического наследия до нас дошло около 1200 строк. Они были собраны в XIX-XX вв. из устных преданий. Из сочинений Бухар-жырау и содержащихся в них идейных противоречий, выявляются многие противоречивые тенденции того времени. Нестабильный и переменчивый характер своего времени Бухар-жырау воспринимает как вполне закономерное явление. Он говорит, что в мире нет ничего вечного, подвергаются изменениям не только жизнь человечества, но и сама природа.
Бухар-жырау мечтает об объединении трех жузов казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром. Поэтому, считая Абылай-хана способным претворить в жизнь эту мечту, Бухар-жырау всячески поддерживает его в своих действиях и песнях, ведет самоотверженную борьбу за развитие и укрепление ханской власти.
Бухар-жырау понимает, что установление дружественных отношений с русским народом отвечает жизненным интересам казахского народа. В этой связи он оказывает определенное влияние на Абылай-хана. Наряду с этим Бухар-жырау понимает, что основной целью царского правительства является реализация колониальной политики.
Затрагивая наиболее актуальные проблемы своего времени, в своих произведениях Бухар-жырау призывал людей к единству, дружбе и героизму. Подвергая острой критике некоторые жестокие поступки Абылай-хана, он, наряду с этим, является автором многих философско-афористических размышлений в виде агитационно-пропагандистских и безусловных сентенций.
Произведения Бухара, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции. Его произведения неоднократно издавались в сборниках, антологиях и хрестоматиях. Наиболее полно они представлены в антологии "Алдаспан", изданной в 1970 году. В 2002 году вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где представлено значительное количество произведений жырау.
Раимбекулы Котеш
(1745-1818)
Казахский народный акын Котеш Раймбекулы родился в местечке Сексен в Баянаульском районе Павлодарской области. Он происходил из рода Суюндык. Песенным творчеством начал заниматься с 1762 года. Известность пришла к нему в 17 лет, после сочиненной им песни в защиту рода Мейрам, выступившего против хана Аблая. Отрывки из его песен распространялись в форме острословий, назиданий, загадок. Песни и айтысы Котеша выделялись высокой художественностью, глубокой идеей, богатой содержательностью.
В своих песнях Котеш призывал народ к борьбе против джунгарских захватчиков. Воспевал подвиги Жасыбая и Олжабая батыров. В его песнях "Девушка и Котеш", "Айтыс Котеша с девушкой Кипине", "Айтыс Котеша с Загипой" изображена жизнь кочевого народа с его радостями и болями. Песни поэта - акына, отличаются сарказмом, насмешкой, выраженной в иносказательной форме.
Находчивый и быстрый на поэтическое слово Котеш мого раз участвовал в айтысах. Он является одним из самых древних участников песенных состязаний. К сожалению, многие его айтысы не сохранились.
Творчество Котеша исследовали М.Ж.Копеев, Б.Жакыпбаев, Г.Мукатов. Не все песни и айтысы акына дошли до наших дней.
Бурибайулы Коблан
(1760-1840)
Коблан Бурибайулы родился в Баянауле в 1760 году. Поэтическое и песенное дарование Коблан унаследовал от отца, известного в Сарыарке певца-импровизатора Бурибая, автора стихотворения «Шон би». С детства рос музыкально одаренным, трудолюбивым, увлекался охотой и ремеслом. Повзрослев, стал ездить по аулам, учиться у известных акынов песенному мастерству и сочинять собственные произведения. В них он придерживался критических взглядов Бухар жырау и Шал акына.
В произведениях Коблана личные переживания, связанные с лишениями и невзгодами, переплетаются с напряженными раздумьями о тяжелой жизни казахской бедноты («Бедность, в юности тебя не знал я», «Язык мой, расколовший черный камень», «Приходят в мир различные эпохи»). Творчество Коблана проникнуто обличением деспотизма и ханжества представителей правящих верхов, направлено на отстаивание интересов трудового народа. В произведениях Коблана воспеты героические подвиги батыров Олжабая и Баяна, сыгравших важную роль в борьбе против джунгарских завоевателей в ХVIII веке, высмеяны пороки Нуралы, сына бая Саккулака. В песнях «Что плохо», «Крик», «Старость», «Коль сыт, так почет и уважение», Невдалеке», «Эпоха» акын осмысливает вечные вопросы человеческого бытия, социальные проблемы общественного строя, его внутренние противоречия.
Маукеулы Сакау
(1798-1875)
Акын-импровизатор Сакау Маукеулы родился и вырос в местности Майозек Баянаульского района. Жизнь и творчество акына мало исследованы. Единственное свидетельство о происхождении акына сохранилось благодаря рукописям известного собирателя образцов казахского устного народного творчества Машхур Жусупа Копеева, которое собрано в папку за номером 1172/2 в фонде Национальной Академии наук РК.
Известно, что Сакау Маукеулы с юных лет участвовал в песенных состязаниях акынов. Благодаря своей страсти к импровизаторству стал известен широкому кругу людей. Его песенным мастерством восхищался Акан серэ.
Из поэтического творчества акына до нас дошли всего 9 песен, 5 айтысов. Известны его айтысы с акынами-певцами Жамишбаем, Бегентаем, Тати и с девушкой-поэтессой Тогжан. К его творчеству обращались Мухтар Ауэзов, который высоко оценил айтыс «Сакау и Тогжан», Машхур Жусуп Копеев, комментировавший воспроизведенные им айтысы «Сакау и Тогжан», «Жанак и Тогжан». Шаймерден Торайгыров и Нуртай Казыбеков передали в архив НАН РК айтысы «Сакау и Тати», «Сакау и Жамишбай», «Орынтай и Саêàó».
Куттыбайулы Жапар
(1828-1907)
Известный акын, певец, домбрист, кобызист Жапар Куттыбайулы родился в Баянаульском районе. Ученик акына С.Маукеулы. В свое время состязался с известными акынами Сарыарки Шоже, Кожабеком, Ажар, Арыстанбеком, Орынбаем, Тезекбаем, Торсбаем. Интерпретировал поэтическое состязание «Айтыс Исмаила и Загипы». Большую ценность представляют его дастан «Кулше и Назымбек», стихотворное послание атбасарскому бию, волостному правителю и этнографу Мейраму Жанайдарулы.
Ж.Куттыбайулы - автор поэм «Сегиз саре-Гаинжамал», «Олжабай батыр», «Керей Сырымбет-батыр» и др.
Собирателями поэтического наследия Ж.Куттыбайулы являлись Ш.Торайгыров и Конкыш Исаулы. Отдельные сочинения акына хранятся в редком фонде Центральной научной библиотеки НАН РК.
Как образец айтысов, словесные состязания его с Шоже акыном вошли в сборник «Айтыс»
Байжанов Жаяу Муса
(1835-1929)
Народный композитор, певец, акын Жаяу МусаБайжанул родился 18 октября 1835 г. близ озера Жасыбай, ныне Баянаульский р-н Павлодарской области. Отец Жаяу Мусы Байжан был бедняком. Мальчик рано испытал тяготы сиротства, оставшись в детстве без матери. В судьбе Мусы принял участие дядя, давший ему воспитание. С 7-ми лет был отдан на учение мулле, у которого познал азы арабской грамоты. В детские годы Муса познакомился с искусством посещавших его родной аул певцов и кюйши, с разновидностями исполнительской школы народной музыки. Сам он также пел и играл на домбре. В 1851 году, приехав в Кызылжар (ныне Петропавловск), самостоятельно учился русскому языку. Помимо домбры и кобыза, осваивал скрипку и сырнай. Посещал концерты певцов и различных оркестров, что в значительной мере способствовало формированию его музыкально-эстетических взглядов. Муса дружил с первым казахским ученым, путешественником Ш.Ш.Уалихановым, создал музыку на стихи И.Алтынсарина "Давайте, дети, учиться", вел дневниковые записи в стихотворной форме, посвятил песни Абаю Кунанбаеву, назвал сына именем одного из героев Л .Н.Толстого - все это свидетельствует о том, как глубоко ощущал поэт веяние своего времени, дыхание современности, какой полнокровной творческой жизнью он жил. Многопланово и идейно содержание песен и стихов Жаяу Мусы, в творчестве которого критические наблюдения, гаклии, сатира, пейзажные зарисовки перемежаются с изображением тяжелой женской доли, свободолюбивых устремлений, мотивами неудовлетворенности. Значительное место в нем занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни. В 1854 Жаяу Мусы учился в русской школе в г. Омске. Во время учебы знакомился с газетами и журналами, издаваемыми в Петербурге, Москве, Казани, Оренбурге, Акмолинске. Первое крупное произведение "Кыздар-ай" ("Ох, девушки") Муса создал в Омске. Творчество Жаяу Мусы развивалось в тесной связи с традиционным искусством того времени. Образцами служили произведения таких современных ему акынов и жыршы, как Токсанбай, Жанак, Тубек, Котеш, Жанабай и др. Вернувшись из Омска в родные края, Муса активно включился в общественную жизнь. В ту пору им сочинена песня "Аксиса" ("Белый ситец"), в которой воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Став свидетелем актов террора, устраиваемых царским правительством над народом, Жаяу Муса продолжал бороться, создавая гневные, обличительные песни и стихи.
На творчество Жаяу Мусы значительное влияние оказала музыка, созданная разными народами, услышанная в городах, где он побывал и привнесшая в его произведения танцевальные ритмы, формы марша. В своих песнях он смело использовал не только интонации казахской народной музыки, но и интонации русских крестьянских и городских песен. Песни Жаяу Мусы отличаются острой современностью, с большой силой и страстью раскрывают социальное неравенство ("Аксиса", "Хау-лау", "Толгау", "Плач теленка", "Плач узника", "Суюндык").
Многие - поэтично и образно изображают лирические переживания любящих сердец ("Суршакыз", "Шолпан", "Саулем кыздар", «Гаухар кыз"), воспевают природу родного края ("Баянаул", "Летний день", "Летом", "Улытау", "Сарын"), рисуют картины охоты, путешествий ("Кобчик", "Каршыга", "Когер-шин"). В творчестве акына имеют место и юмористические песни ("Кулбай", "Девушки Казани"), песни-посвящения спутнице жизни Сапар ("К изголовью твоему я, Сапар, вновь пришел"). Жаяу Муса автор кюев "Кюй девушки", "Кюй Кызбалы", "Кызкаркыра", "Камшылау".
Наряду с песнями он оставил богатое литературное наследие -стихи и басни, отмеченные его демократическими устремлениями.
Творчество Ж. М. имело большое значение в формировании и развитии народной музыки дореволюционного Казахстана. Множество рукописей Жаяу Мусы найдены в архивах Алма-Аты, Казани, Ленинграда, Омска. Нотные записи песен и кюев Жаяу Мусы сделаны в разные годы А В. Затаевичем, А. К. Жубановым, Б. Г. Ерзаковичем, М. Палиповым, исполнители его песен - К. Бабаков, К. Байжанов, А. Кашаубаев, К. Лекеров, С. Мусин.
Музыка Жаяу Мусы используется в операх «Кыз Жибек», «»Ер Трагын», «Биржан и Сара», «Бекет».
Образ самого акына воссоздан в романе Зейтина Акишева «Жаяу Муса».
Имя Жаяу Мусы носит Аксуский колледж и одна из улиц г.Павлодара.
Шорманов Садуакас
(1850-1927)
Шорманов Садуакас Мусаулы родился в 1850 году по одним данным в Баянаульском районе, по другим – в Омске. Начальное образование получил у муллы. Тогда же обучался русскому языку у нанятого отцом учителя. Свободно поступил в гимназию, после окончания которой поступает в Томский университет, но по состоянию здоровья не смог поехать на учебу. В эти же годы он увлекся поэзией. Был приверженцем поэтической школы Абая. В своих стихах воспевал природу родного края, духовные ценности – любовь, честность, человечность, милосердие.
Творчество С.Шорманова мало изучено, среди известных нам произведений: "Махаббат”, “Àº áàÿí º½ñìàíû áiç ºîëäàéûº”, “Ìií¸æàò”, “´ðòòi» çèÿíû”, “ؼëäi ñóàðó”. В 1907 году вышла его небольшая книжка “À»øû”.
В газетах “Дала уалаяты”, “Айкап” публиковались его статьи, посвященные истории, этнографии, культуре, экономике, образованию казахского народа. Его перу принадлежат актуальные материалы о реформах и изменениях в административной, судебной системах, судах биев, которые печатались в газете “Казак”.
С.Шорманов является одним из собирателей казахского рукописного наследия. В 1897 году С.Шорманов отдал рукописи отца, Мусы Шорманова, профессору Петербургского университета, исследователю казахского языка и литературы П.М.Мелиоранскому, которые в настоящее время хранятся в архиве академика А.Н.Самойловича в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Среди них имеются рукописи стихов Абая.
Садуакас Шорманов первым, в 1903 году, открыл русско-казахскую школу в Аккелинской волости.
Жумабайулы Жарылгапберды
(1851-1914)
Жарылгапберды Жумабайулы родился в Баянаульском районе в бедной семье. Хорошо знал арабскую грамоту, восточную поэзию, пел жыры, киссы, славился как отличный охотник, борец-палуан. Преемник творчесиких традиций Биржан-сала Кожагулова. Побывал в городах Кокчетав, Кызылжар, Омск, где переняв песни лучших певцов и домбристов, распространял затем на родине - в Баянауле и Прииртышье. С большим мастерством исполнял песню “Топайкок”, услышанную в краю Сырымбет и ставшую затем известной под именем Жарылгапберды. Создал множество песен любовной лирики, среди которых ныне бытуют лишь «Шубартау», «Шама», «Карагоз», «Ардак». Их исполняли Б.Ержанов, К.Байжанов, Г.Айтбаев. Жарылгапберды был наставником Кали Байжанова.
Песню «Ардак» высоко ценил А.В.Затаевич, назвав ее «находкой в музыкальном искусстве».
Вокруг творческой биографии акына бытует много легенд, все они требуют изучения и внимания исследователей.
Буркитбайулы Мустафа
Годы рождения и смерти Буркитбайулы Мустафы неизвестны; примерно вторая половина 19 века. Уроженец Баянаула. Он учился в азиатской школе в г. Омске. В годы учебы познакомился и подружился с прославленным кюйши Таттимбетом.
Мустафа Буркитбайулы ученик известного востоковеда и фольклориста Н. Ф. Костылевского. Именно по его заданию он занимался сбором образцов устной литературы, национальных игр. Это и положило начало его песенной карьеры. Одновременно Мустафа стал писать короткие новеллы. Участвовал во многих песенных состязаниях вместе с Жарылгапберды Жумабайулы, Козыке и другими акынами. Мустафа Буркитбайулы преемник песенных традиций Биржана Кожагулулы и известного Баянаульского певца-сказителя Отельбая. Исполнял свои песни в Акмолинском округе (1866). Из множества лирических песен сохранилась лишь широко распространившаяся в народе "Песня Буркитбая"
Машанулы Ìîëäà Ìукан
(1854-1924)
Молда Мукан Машанулы родился в 1854 году в местечке Шомак Баянаульского района. Жизнь и деятельность акына мало исследованы. Известно, что он считался образованным по тем временам человеком, и поэтому обучал детей грамоте в близлежащих аулах. Одним из его учеников в 1902-1907 годы был известный поэт-демократ С.Торайгыров. Переводил стихи на казахский язык с арабского, фарси. Сам сочинял стихи, в которых кого-нибудь высмеивал. Собирал образцы казахского устного народного творчества, среди них полный образец эпоса «Козы Корпеш и Баян Сулу», состоящий из 11-ти слогов. В рукописном отделе АН РК хранятся сочинения Машанулы: поэмы «Обманчивая жизнь», «Великий поход», «Сильнее смерти», «Три джигита» и другие, собранные Б.Жакибаевым.
Копеев Машхур Жусуп
(1858-1831)
Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульско-го района Павлодарской области. Подлинное его имя — Жусуп. Народ прозвал его Машхур ("знаменитый") за публикации, которые были широко известны в его родных краях.
До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги "Наша жизнь", "Кому принадлежит Сарыарка", "Увиденное за долгую жизнь". Машхур написал поэмы "Короглы", "Ер Кекше", "Ер Саин", "Чертов отрог" и другие.
Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.
Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита ("усули жадит"), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.
Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.
Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.
М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.
Амирамзеулы Салык (Мухамедсалык)
(1860-1923)
Акын Амирамзеулы Салык родился в Малыбайской волости Семипалатинского уезда (ныне аул Малыбай Лебяжинского района Павлодарской области). Род акына издревле занимался коневодством, по традиции Салык продолжил это дело. По рассказам современников юному Салыку приснился вещий сон, будто седовласый старик в белой одежде предложил ему на выбор курук для ловли лошадей и домбру. И тогда, немного подумав, Салык выбрал домбру. Никогда не бравший в руку инструмент и не умевший ни играть, ни петь, Салык, вдруг стал что-то наигрывать и напевать. Проснулся он от собственного голоса. С тех пор он не расставался с домброй, играл, пел, импровизировал, путешествовал, показывая свое искусство. Говорят, когда он играл, рука не касалась струн, становилась незаметной. Став популярным в народе, участвовал во многих айтысах.
О жизни и творчестве акына мало известно. Акын Корт Борамбай оставил две записи на арабском языке о Салыке. Сравнительно недавно среди рукописей Корт Борамбая найдена также поэма «²½ñàéûí áîëûñ». Стихотворение Салыка «Ïèçâà¹à», записанная со слов жителя аула Шоктал Лебяжинского района К.Айткалиева, посвящено мобилизации казахов по царскому указу на черные работы в 1916 году. Это первое произведение, в стихотворной форме обличающее царский режим.
Акына Салыка народ помнит до сих пор, его произведения исполняются на многих торжествах.
Кутпанулы Иманжусуп
(1863-1929)
Народный композитор, акын-импровизатор Иманжусуп Кутпанулы родился в Ермаковском (ныне Аксуском) районе Павлодарской области. Его юность прошла а Акмолинской области. Предки Иманжусупа были свободомыслящими людьми, мечтали о независимой жизни. Его отец Кутпан участвовал в восстаниях, сыграв значительную роль в героическом движении Кенесары Касымова. Уже ребенком Иманжусуп отличался большой физической силой, желанием во всем быть первым. С юных лет у него было два увлечения, одно из них – любовь к песням, поэтическим импровизациям. Он увлекался песнями, сказаниями, риторикой. Познакомился с творчеством Биржан-сала Кожагулова, Ахан-сере Корамсина, Укили Ибрая, Балуана-Шолака Баймурзина, Мади Бапиулы, был в дружбе с Жарылгапберды, Естаем и другим певцами. Встречался с Жаяу Мусой Байжановым, который оказал влияние на его мировоззрение и становление, как акына-импровизатора.
В своих произведениях следовал традициям народных певцов, разоблачал несправедливость феодальной знати, ханов и султанов по отношению к народу. И неоднократно преследовался за свои свободолюбивые взгляды. Являясь защитником всех слабых и обездоленных, он часто конфликтовал с властями, будь то – аульный начальник или царский чиновник, иногда даже прибегал к физическим расправам. Иманжусуп был против политики экспансии России по отношению к Казахстану, вел активную борьбу против ущемления прав казахов. Он принял Советскую власть в надежде, что наступит время независимости, свободы и равенства. В этом отношении на него сильно повлияла дружба с Хаджимуканом Мунайтпасовым и Сакеном Сейфуллиным.
Когда началось повсеместное раскулачивание и конфискация имущества, Иманжусуп жил в Джамбульской области. Он видел, что жертвами этих реформ стали не только баи, но и простые люди. Известно, что в это время он начал поднимать народ против несправедливых реформ. Разочарование в советской власти привело его и его соратников в борьбе против несправедливости к забастовке в Мойынкумах, где участвовали около 2000 человек. Но восстание было подавлено, и Иманжусуп снова стал гоним.
В 1937-1938гг. участники мойынкумского восстания были признаны врагами народа. 20 декабря 1930 года его схватили и посадили в тюрьму, а весной 1931 года он был расстрелян на окраине Аулие-Аты.
В 1960 году дело И.Кутпанова было пересмотрено, и с него частично сняли вину, в 1990 году признали полностью невиновным.
К сожалению, сохранилась лишь малая часть творческого наследия акына. Долгое время запрещалось не только исполнение его песен, но и упоминание его имени. До нас дошли песни «Сарымойын», ²½тпан», «Сарыбел», «Ерейментау», Еще четыре песни композитора вошли в сборник А.В.Затаевича «Тысяча песен казахского народа»
Песни Иманжусупа были популярны в народе, они свидетельствуют о высокой гражданственности певца. Автобиографические мотивы и природные зарисовки в его песнях находятся в неразрывном единстве, личные переживания переплетаются с обращением к родным местам, которые ассоциируются с образами близких друзей. Эта взаимосвязь является одной из специфических черт творчества Иманжусупа.
Бердалин Кабыш Исаулы
(1867-1935)
Акын, государственный и политический деятель Бердалин Кабыш родился в 1867 году в Павлодарской области в семье аульного старшины и бия Исы, потомка знаменитого бая Казангапа. До февральской революции 1917 года состоял бессменным управителем Караобинской волости Павлодарского уезда. В марте 1917 года был избран членом Павлодарского уисполкома, являлся членом городской Думы, а в 1918 - гласным Семипалатинской области Земского собрания. Как член партии «Алаш», представлял Павлодарский уезд вместе с А.Барлыбаевым, учителем, позднее членом тюркской секции Павлодарского уездного ревкома,на II-ом Всеказахстанском съезде, проходившем в декабре 1917 года в г. Оренбурге, а в 1918 на уездном казахском съезде в Павлодаре единогласно был избран председателем Павлодарского уездного комитета партии «Алаш». Будучи религиозным и авторитетным человеком в уезде, выдвигался Центральным Духовным Управлением мусульман на должность Мухтасиба, участвовал в работе Всероссийского съезда мусульманского духовенства. Преследуемый советской властью за деятельность в Павлодарском уездном совете «Алаша» вынужден был вести жесткую конспирацию. Но это не помогло достичь всех поставленных целей, и в конце 1919 года совет «Алаш» был ликвидирован. Самому К.Бердалину пришлось долгое время скрываться у родственников в Омске, затем в Актюбинске, куда постановлением президиума Павлодарского окрисполкома за N19 его семья была подвергнута ссылке, а его имущество конфисковано как «кулацкое байское хозяйство». В январе 1934 года по доносу был арестован за причастность к «контрреволюционной деятельности», отбывал наказание в Сиблаге, где и умер. Реабилитирован в 1957 году.
Кабыш Бердалин был известен и как выдающийся акын. Он был наставником Естая Беркимбаева, возил его по аулам на большие тои, оказывал материальную помощь. К.Бердалин славился своим мастерством по импровизации, состязался в песенном мастерстве со многими акынами, автор многих стихов, песен.
В фондах библиотеки НАН РК сохранились его стихи, песни, слова философских назиданий, а также рукописи.
Беркимбаев Естай
(1873-1946)
Выдающийся композитор, Заслуженный деятель искусств Каз.ССР (1939), певец, акын и импровизатор, один из первых членов Союза композиторов Казахстана (1939) Естай Беркимбаев родился в ауле Акколь Экибастузского района в небогатой семье. Рос и воспитывался Естай у своего зажиточного дяди, который, заметив незаурядные способности мальчика, всячески его поддерживал. Родственники по линии матери были даровитыми людьми. Сама мать Кулипа и дядя Байтулым были популярными певцами. У них Естай перенял и исполнял многие жыры, дастаны, толгау. Петь начал рано. Его любили слушать не только дети, но и взрослые. В ауле его прозвали «малыш-певец», а впоследствии – «певец-джигит». Уже в 16 лет приобрел известность как талантливый исполнитель песен.
В 20 лет встретился с гигантами казахского песенного творчества Биржан-салом и Ахан сере. Около года Естай сопровождал Биржан-сала в его поездках, а в 1889году стал учеником Ахана-сере. Школа мастерства двух великих сказителей оказала огромное влияние на молодого певца и композитора. По словам А.Жубанова, «он развил традиции своих наставников. Размашистость, широта, плавность, яркость мелодии, развернутые, красочные припевы, не уступающие по художественным достоинствам основной части песни, мягкий и нежный лиризм, единство слов и музыки-все эти характерные черты творчества Биржан сала и Ахана нашли отражение и в музыкальных произведениях Естая». Поэтическому и композиторскому искусству и исполнительскому мастерству он учился также и у своих знаменитых земляков Жарылгапберды Жумабайулы, Кабыша Бердалина. Выступал на больших празднествах вместе с известными Балуаном Шолаком, Шашубаем в г.Омске, Кокчетаве, Кызылжаре, Семипалатинске, Зайсане, Алма-Ате и в окрестностях Тарбагатая.
Большим художественным совершенством, богатством интонационных красок отличаются песни «Жай ўојыр», «Наз ўојыр», «Майда ўојыр», «Гулнар», «Ўоштасу» и др. Широкую известность Естаю принесла песня «Хорлан». Мелодия этой песни использована в операх «Биржан и Сара» М.Тулебаева, «Ер Таргын» Е.Брусиловского, сама песня вошла в репертуар многих хоровых коллективов.
Творчество Естая, глубоко демократическое в своей основе, пользуется искренней любовью народа. В апреле 1939 года Естай приезжал в Алма-Ату, где музыковедом Б.Ерзаковичем были записаны многие песни на ноты в авторском исполнении. Принимал участие на 2-м съезде писателей Казахстана.
В 1946 году Естай тяжело заболел. Умер он в ауле им.Муткенова Актогайского района.
Его именем названы улицы в г.Павлодаре, и Актогае, населенный пункт в Актогайском районе.
На могиле установлен памятник республиканского значения.
Альсеитов Кудайберген
(1884-1933)
Кудайберген Альсеитов родился в ауле Каратерек Иртышского (ныне Железинского района) Павлодарской области. Некоторое время Кудайберген учился в медресе муллы Химади в Татарском районе Новосибирской области. В 11-12 лет его называли “бала-акын”. Уже к 16-ти годам Кудайберген приобрел известность как одаренный акын-импровизатор. В 1900 году он участвовал в айтысе с популярным тогда акыном Кокшетауской области Ибраем Сандыбаевым, затем был айтыс с девушкой Хадишой. Оба айтыса с 1941 года неоднократно печатались в сборниках поэтов-импровизаторов. Произведения в основном исполнял сам в сопровождении домбры. С импровизированными концертами выступал во многих аулах Павлодарской, Кокчетавской, Акмолинской, Семипалатинской областей, а также на ярмарках: Кояндинской, Караоткельской.
Религиозные взгляды акына, отразившиеся в его произведениях были причиной недоброжелательного отношения властей к поэту. В текстах его песен неоднократно встречаются упоминания Аллаха, Бога. Несмотря на это его имя было внесено в Казахскую Советскую энциклопедию (том.2, с.36). Кудайбергену пришлось столкнуться с несправедливостью и в личной жизни. Его любимая девушка Танокоз была насильно выдана за старика и умерла от тоски и горя. Ей посвящена песня “Танокоз”, которая входила репертуар его современников.
Мелодии песен Альсеитова основаны на легкой ритмике, присущей жанру терме.
Его популярные музыкальные произведения, такие как "Песня Кудайбергена", "Терме Кудайбергена", "Айтыс Кудайбергена с девушкой Хадишой" полюбились многим и сохранились по сей день.
В сборники стихов акына вошли около двадцати крупных произведений Альсеитова. Из них два знаменитых айтыса, в которых певец рассказывает о своем крае, знатных, одаренных, добрых людях. По словам очевидцев, акын Кудайберген - неповторимая, одаренная личность. Альсеитов мог часами без запинки излагать мысли в стихотворной форме, буквально приковывая внимание слушателей.
Активным популяризатором творчества акына был Иса Байзаков. Èìÿ Кудайбергена Альсеитова присвоено одной из улиц села Железинки; åìó установлен бюст (1994).
Умер акын в 1933 году, в ауле Жуматай Черлакского района Омской области.
Баймуратов Нурлыбек
(1887-1969)
Казахский народный акын-импровизатор, поэт, заслуженный деятель искусств Каз.ССР (1939) Баймуратов Нурëыбек родился 6 декабря 1887 года в Бескарагайском районе Семипалатинской области (до 1959 года район входил в состав Павлодарской области, ныне Майский район) в семье скотовода-бедняка.
С малых лет Нурлыбек батрачил, затем работал матросом в Иртышском пароходстве. Учился в медресе аула Башколь. С детских лет научился владеть русским, немецким, татарским языками. После смерти отца переехал в аул Бозарал Майского районе. Учился в Оренбурге на рабфаке, работал председателем ревкома в Каркаралинском уезде. В эти годы у него складывается талант певца-импровизатора, исполнителя и сказителя.
Нурлыбек Баймуратов принимал участие в айтысах с известным акыном Исой Байзаковым (1922), с акынами Н. Бекежановым (1939), М. Жапаковым (1943), Т. Кабдиковым (1949). Был участником республиканского слета акынов от Семипалатинска на 2-м съезде писателей Казахстана (1922). Его особый поэтический и певческий талант проявился в годы Великой Отечественной войны. Его патриотические песни поднимали дух у бойцов фронта и тыла. После войны были изданы его стихи и песенные айтысы. Он автор таких произведений, как: "Ер толеген" (1945), "Кровавый поход" (1948), "Месть народа", "Счастливая эпоха", "Айтысы" (1945), "Песни народных акынов" и др.
После смерти автора издан сборник песен "Казына" (1982).
Умер 8 ноября 1969 года. Похоронен в селе Новониколаевка Восточно-Казахстанской области.
Аширбеков Момын
(1890-1973)
Аширбеков Момын родился в совхозе им. Сатпаева Баянаульского района Павлодарской области. Еще с детства Момын приобщился к музыке, пению и поэтическому творчеству, несмотря на нелегкую жизнь и ранний труд.
Свое песенное творчество он периодически публиковал в печати. Много песен сохранилось в народе.
Меркемелдинов Бекболат
(1891-1963)
Меркемелдинов Бекболат родился в Баянаульском районе. Его отец, Меркемелдин, открыто выступавший против царского режима был заключен в Павлодарскую тюрьму и там скончался. Оставшись на воспитании матери, он самостоятельно изучает грамоту, осваивает письмо.
В 1916 году Б.Меркемелдинов принимает участие в июньском восстании. После революции, в 1923 году, поступает на учительские курсы в г.Петропавловске. С 1924 по 1956 годы ведет просветительскую деятельность в Карагандинской, Акмолинской, Павлодарской областях. В эти же годы возглавляет работу по развитию самодеятельного творчества в школах, совершенствует свое мастерство как акын-импровизатор.
Он неоднократно выступал с акынами из Акмолинской области Р.Байкошкаровым, К.Торегельдиным и А.Альжановым. В 1958 году становится победителем областного айтыса. Большую известность получила его песня «Акындар жыры», которую Б.Меркемелиденов посвятил республиканскому слету акынов, состяовшемуся в 1961 году. Одна из его песен «Ереймен» вошла в сборник «Пернедегi термелер».
Жолдинов Жунусбек
(1895-1983)
Поэт-импровизатор Жунусбек Жолдинов родился в ауле Караащи Баянаульского района. Рано остался без родителей. В 5-летнем возрасте был усыновлен Кириллом Гаргоновичем и наречен еще одним именем Кузьмой. С 1921 года, будучи слушателем Омской вечерней школы, участвовал в кружке художественной самодеятельности, сочинял стихи, которые не сохранились. Только в пожилом возрасте Жунисбек Жолдинов стал участвовать а айтысах акынов, сочинять стихи. В издательстве «Жазушы» вышли две его книги стихов «Ойлар» – «Думы» (1966) и «Орендерге – онеге» – «Молодому поколению» (1969).
Жунусбек Жолдинов неоднократно участвовал в областных и республиканских айтысах. Его имя, как акына-импровизатора, было известно всей республике.
Байзаков Иса
(1900—1946)
Известный казахский поэт-импровизатор Иса Байзаков родился 3 октября в селе Ульгули Иртышского района. С детства Ису в семье окружала атмосфера творчества, которая была создана благодаря подлинному интересу и любви к искусству его отца Байзака и матери Газизы. Талантливыми певцами, домбристами были его родственники Злиха и Рахмет. Мать Мусы умерла рано, когда ему было 9 лет, затем ìàëü÷èê воспитывался у бабушки Жанбалы, замечательной певицы и рассказчицы. Рахмет научил его играть на домбре, привил любовь к народной песне. Байçàêîâ обучался в аульной школе. До революции батрачил, работал на сибирских копях. Окончил рабфак. В 1922 году учился в Казахском институте просвещения в Оренбурге. В 1931-1940-х годах работал на казахском радио, в Союзе писателей Казахстана.
Поэтический импровизаторский и исполнительский талант Байжанова проявился рано. В 1919-1920-х годах он состязался с акынами Багитом и Кудайбергеном, в которых одержал победу. Активно участвовал в работе драмкружка в Семипалатинске, в художественной самодеятельности, выступал в составе концертных бригад на крупных стройках республики. Áàéçàêîâ âíåñ áîëüøîé âêëàä â ðàçâèòèå òåàòðàëüíîãî èñêóññòâà. Исполнял роли главных героев в ранних пьесах М.Ауэзова «Енлiк-Кебек» и «Байбише-тоўал», поставленных на сцене первого Казахского национального театра è ìíîæåñòâî äðóãèõ.
В соответствии с требованиями нового времени Байзаков обновил содержание 40 народных песен, среди них – «Заулатшай» (1926), «Ўалўа», «Смет», «Назўојыр» (1927) и др. Пять переработанных текстов был записаны собирателем казахского музыкального фольклора А.В.Затаевичем и переложены на ноты («Кокен», «Бике», «Жар-жар»).
Песни акына создавались как в устной, так и письменной форме. В печати песни впервые появились в 1924 году.
Иса Байзаков автор ряда эпических произведений, сложенных на основе казахского фольклора: «Красавица Куралай» (1925), «Сказка пастуха» (1926), «В предгорьях Алтая» (1939), «Кырмызы Жанай» (1940), «Кавказ» (1941), «Акбопе» (1945). В них воспеты идеалы гуманизма, добра и справедливости.
В годы войны Байзаков выступал как певец-агитатор, исполняя свои песни, проникнутые патриотическим пафосом. В этот же период он также плодотворно работал как композитор. Широкую популярность приобрели его речитативные песни «Желдiрме».
Творчество И.Байзакова исследованî в трудах казахских литературоведов Е.Исмаилова, М.Хасенова, Р.Бердибаева.
В Павлодаре, пîñåëêå Иртышск его именем íàçâàíû óëèöû, на родине â ñ.Óëüãóëè äåéñòâóåò ìóçåé, установлен бюст. Его имя носÿт областная филармония в Павлодаре, совхоз в Иртышском районе.
Каппасов Боранбай (Корт Боранбай)
(1907-1991)
Жырау Боранбай Каппасов родился в 1907 году в ауле Корт (нынешнем ауле Мергалым) Лебяжинского района. Обучать грамоте в медресе мальчика у родителей не было возможности. В 10-летнем возрасте Боранбай самостоятельно изучает азы грамоты, учиться читать и писать. Изучает сначала арабскую грамоту, затем латинскую и русскую. Много читает. В это же время знакомится с искусством айтыса, âпервые в руки берет домбру. В 21 год его назначают председателем аульного совета. После неудач в хозяйственных делах, засуха, а затем и голод, гонят его с другими аульчанами в Новосибирск. Там он устраивается на комбайновый завод. Затем, некоторое время живет и работает в Бердском районе Новосибирской области. Но тоска по родным краям ïðèâåëà его семью обратно, сначала в Семипалатинск, затем в совхоз «Сталин» Лебяжинского района. Здесь живет и трудится, занимается земледелием до 23 июля 1941 года, когда его призывают на фронт. В составе 183-й стрелковой роты доходит до Дальнего Востока. В тайге получает тяжелую травму и попадает в военный госпиталь. Çäåñü îí начинает писать стихи родным и близким, послания стихотворной форме.
Осенью 1945 года Б.Каппасов возвращается домой. Äîëãèå ãîäû ðаботает â ñåëüñêîì õîçÿéñòâå. Îäíîâðåìåííî îí íå áðîñàåò ñâîå самое главное увлечение – собирательство и исполнение дастанов, киссы, айтысов. Его сочинения отразили многие темы – жизнь и деяния ханов, память о войне, трудовые будни аула. Áëàãîäàðÿ åìó äîøëè äî ïîòîìêîâ è âîøëè â çîëîòîé ôîíä êàçàõñêîé êóëüòóðû ìíîãèå îáðàçöû óñòíîãî ïîýòè÷åñêîãî òâîð÷åñòâà. Хранятся они сегодня в семейном архиве. Сëóøàòåëÿì çàïîìíèëèñü èñïîëíÿâøèåñÿ èì â ñîïðîâîæäåíèè äîìáðû ïðîèçâåäåíèÿ Àêûëáåêà Ñàáàëóëû «Ñàòáåê áàòûð», дастан «Койшынын ертег1с1» о батыре Агыбае, «Камар сулу» С.Торайгырова, айтысы Малики и Габдыгалыма, Рысжана и Асета, Умбеталы и Нурилы и другие.
10 апреля 1991 года в возрасте 84 лет акын Корт Борамбай умер.
Ныгманов Кимадиден
(1924-1980)
Ныгманов Кимадиден родился 11 января 1924 года в селе Жанабет Актогайского района в семье ремесленника. Отец акына, Ныгман, был по тем временам образованным человеком, мастером на все руки. Дед Саке был знаменитым, народ прозвал его бием. Кимадиден рано потерял семью, воспитывался в детском доме. В 18 лет окончив школу N10 г.Павлодара, ушел на фронт. Вернулся в 1948 году. Окончил областные колхозно-совхозные курсы.
Творческий путь акына-импровизатора начался в 30-е годы. Первое стихотворение написал в 14 лет. С 16-ти лет начал участвовать в айтысах. Первый айтыс, в котором участвовал Ныгманов, был посвящен 95 –летию Жамбыла Жабаева. Песенному мастерству Ныгманов учился у известных тогда акынов Исы Байзакова и Естая Беркимбаева. Стихи печатались в областных и районных изданиях с 1940 года. Принимал активное участие в айтысах, посвященных юбилеям республики, Джамбула и Естая.
Ныгманов Кимадиден – автор ряда стихов, в том числе «Алпыс-батыр», «Естай-Корлан» и др. Неоконченной осталась поэма, посвященная Естаю Беркимбаеву. Выпустил книгу стихов «Баянауыл жырлары».
К.Ныгманов – летописец, составил шежире рода Басентиин-Актилес.
Умер акын в 1980 году.
Заитов Муксихан
(1928-1976)
Акын, журналист, педагог, член Союза журналистов СССР Заитов Муксихан родился 25 июня 1928 года в селе Бестау Майского района Работал в областной газете «Кызыл Ту» (ныне «Сарыарка самалы»). В 1985 году в период возрождения традиций айтыса Муксихан активно включился в состязания акынов. Он участник многих республиканских и областных айтысов акынов. Муксихан Заитов состязался с акынами, как Айтбай Сулейменов, Рашид Сулейменов, Рашид Сабитов, Ильяс Оспанов и др. Несколько его песен включены в поэтические сборники «Жыр шашу», «Шугыла», выпущенный в 1977 году. В 1974 году в одном из издательств Алма-Аты вышел его дастан «Ајсаган арман». Стихи его вошли в сборник «Меня зовут Алма».
Его произведения посвящены родному краю, матери, детям. Из-под его пера вышли также критические статьи, скороговорки, басни.
Муксихан Заитов также участник Республиканского айтыса акынов, проходившего в июне 1980 года.
АЙТЫС
Одним из наиболее значительных явлений казахской устной музыкально-поэтической традиции является импровизационно-состязательное искусство — айтыс.В основе айтыса как сфере приложения акынского мастерства лежит поэтическое соревнование, «творческий турнир», «импровизаторское единоборство» на определенную тему. Тематика айтыса широка и многопланова. Она имеет прочную связь с жизнью и бытом народа, с его общественно-социальным строем, устоявшимися нормами эстетических и нравственно-эстетических взглядов.
В. Радлов, Ч. Валиханов и другие исследователи фольклора отмечали богатое содержание казахского народного творчества, своеобразие и специфику импровизаторского искусства, связанные с историческими условиями. Ч. Валиханов, характеризуя айтыс как один из популярных видов казахской устной поэзии, писал о связи этого жанра с патриархально-родовым бытом.
Научное осмысление природы айтыса в новых исторических условиях получило свое продолжение в исследованиях крупных ученых: М. Ауэзова, С. Сейфуллина, С. Муканова, К. Джумалиева, Е. Исмаилова, М. Каратаева, 3. Ахметова, Р. Бердыбаева, М. Дюсенова, И. Дюсембаева и многих других.
В процессе формирования айтыс как тип состязательного искусства прошел ряд эволюционных этапов, начиная с древних обрядовых песен импровизационного характера, до выделения в самостоятельный музыкально-поэтический жанр. Расцвет этого жанра наблюдается на рубеже XIX—XX вв. и связан с развитием устной народно-профессиональной традиции, носителями которой были: жырау — создатели и сказители эпических поэм, жыра - эпоса; жыршы — сказители и исполнители эпоса, крупных эпических произведений, исторических песен; акын — поэты, поэты-импровизаторы; сал и cepiпевцы-импровизаторы, к тому же композиторы; ¸íøi-¼ëå»øi-певцы; а также представители инструментальной культуры — музыканты — к¾éøi.
 àéòûñå ñëîâî è íàïåâ åäèíû. Ïîýòè÷åñêàÿ èìïðîâèçàöèÿ, êàê îòìå÷àåò Е. Исмаилов, рождается вместе с напевом, мелодией. Музыка в айтысе имеет такое же приоритетное значение, как и поэзия.
Особенностью казахского народного песенного творчества является ее импровизационность — свободное творческое отношение к исполняемому произведению. Русские ученые-этнографы отмечали удивительную способность казахов петь по поводу всего, что они видят перед собой, начиная от самого незначительного. «Едет казах по долине, он начинает петь, как долина хороша, какая на ней славная трава, питающая стада такие тучные» и т. д. Или: «...Каждый киргизец — импровизатор. Довольно самого обыкновенного случая жизни, самого обыкновенного явления в природе, чтобы воспламенить восторг в пылком сердце ордынца и заставить его без приготовления выразить нестройными звуками нестройные чувства души свободной и горделивой».
Истоки импровизационного искусства, составляющего основу аитыса, лежат в глубокой древности. Корни его связаны с музыкальными традициями народа, с системой образно-композиционного строя некоторых форм песенного творчества, построенных на основе диалога. Импровизации в виде диалога встречаются в ранних пластах казахской обрядовой культуры. Это можно наблюдать в принципе развития сюжетной канвы семейно-обрядовых песен свадебного цикла, например, в песнях «Жар-жар» («Друг-супруг»), построенных на импровизации состязающихся групп — мужской и женской. Бытовали в прошлом у казахов оригинальные песни типа свадебных тартысов. Песни такого плана исполнялись молодыми людьми и девушками перед отъездом невесты в аул жениха. Темой для импровизации служили всякого рода пожелания счастья молодым, а также благополучия родным и близким как со стороны жениха, так и невесты. Диалоговая форма песнопения на свадьбе — это старинный, древний обычай. Песенный диалог получил отражение и в эпических сказаниях («Алпамыс», «Кыз-Жибек» и других поэмах) при характеристике народно-бытовых сцен, в показе семейно-обрядового ритуала — свадьбы.
Элементы импровизационное присущи также древним формам песенного творчества, спору-айтысу человека и животного, песням-беседам зайца с верблюдом, конем, бараном — таким, как «À»äàðäû» êå»åñi» («Совет зверей») и т. п. По жанровым признакам они группируются вокруг оригинального жанра казахского песенного творчества — песен о четырех видах скота (т¼ðò ò¾ëiê òóðàëû ¸í). В музыкальном отношении эти песни представляют собой образцы речитативного склада. Ритмика отличается строгим однородным членением слогов с небольшим распевом в конце песен. В напеве их заметны следы усложнения мелодической канвы, благодаря широкому охвату ритмикоинтонационного поля.
Отмечаемые нами типы состязательности, свойственные некоторым формам казахской традиционной песенности — это еще не признаки самостоятельного стиля айтысов. «Айтыс — жанр наиболее гибкий и богатый... Он не ограничивается рамками обрядности, не связан с дидактикой, практическими и деловыми функциями (свойственными ораторской речи)». «В основе айтыса лежит неограниченная импровизация, и это обеспечивает ему богатые возможности для развития».
Основой для песенного диалога могли служить искренние любовные чувства и переживания, а также намеки и намерения, выраженные в аллегорической и шуточной форме.
В традиционной поэзии прослеживаются и разновидности «характерного айтыса» (М. Ауэзов) в виде «Тау ¼ëå»» («Песни гор»), «Ñó ¼ëå»» («Песни воды»), «Æåð ¼ëå»» («Песни земли»). Такие состязания проводились на узко заданную тему в «порядке проверки познаний в области географии».
Существовал поэтический айтыс в форме загадок и ответов. Часто в айтысах поднимались темы, связанные с выражением чувств любви, характеристикой достоинств и отрицательных качеств человека, темы восторженного отношения к женщине. Особой темой айтыса было осуждение калымного брака. В народе до настрящего времени жива память об айтысе известных акынов прошлого — Биржана и Сары (XIX в.), в котором наряду с ярким красноречием, «полным обаяния красоты слова», проявляется одна из главных лейттем спора — протест против бесправия женской доли. Мелодика песни строится на сопоставлении речитативного начала, достигаемом четким выпеванием каждого слога стиха в запевной части и мелодически контрастного припева, примечательного распевами привнесенных слов и слогов ахау, øiðêií-ай.
Высшая школа импровизационного искусства — суре-айтыс. В нем отражались общественные взгляды, выражалась оценка отношений подродов, родов, племен и жузов. Чтобы победить в поэтическом споре, участникам необходимы были обширные знания об истории и современном состоянии родов, их взаимоотношений, полные биографии крупных деятелей родов и т. д.
Таким образом, вступающий на путь поэтического состязания в суре-айтыс акын должен быть не только человеком всесторонне осведомленным в своей родословной, но èобладать широким диапазоном знаний истории и культуры своего народа.
На рубеже XIX—XX вв. появляются акыны, певцы-мелодисты — сал и cepi— освоившие традицию письменной поэзии. Создавались рукописные айтысы и айтысы в письмах.
Музыкально-поэтическое состязание — айтыс — живая история развития в современных условиях традиций казахского устного импровизаторского творчества. Он же — носитель самобытных черт музыкальной культуры.
Айтыс значителен и популярен не только импровизационной убедительностью сюжетной линии, своеобразием структуры (тирадность), он привлекателен еще и особой насыщенностью музыкального фона.
Музыка в айтысе является составной частью его архитектоники. Она же в неменьшей степени является средством глубокого эмоционального воздействия. Редко кто из акынов не пользовался и не пользуется музыкальным сопровождением. Главными инструментами, под которые слагались импровизации, служили кобыз, домбра, гармонь. Еще в прошлом представителями научной и творческой интеллигенции России высказывались интересные мысли о характере напевов, мелодий, используемых акынами в их импровизаторском искусстве. Они оставили немало сведений, не потерявших своей актуальности и сейчас.
Проблемы изучения литературной природы айтыса составляют значительную часть казахстанского научного наследия. Однако в айтысоведении немало вопросов, которые рассматриваются и музыковедением республики. Связывает, прежде всего, эти направления характеристика личности акына, рассматриваемая в том и другом случаях в неразрывном единстве поэта и певца-музыканта.
Б. Г. Ерзакович, долгие годы работавший в творческом содружестве со многими известными певцами, акынами, говорит: «По традиции, акын имеет свое постоянное терме или сарыны, т. е. мелодию речитативного склада, служащую ему постоянной музыкальной канвой при выступлениях на айтысах, когда темы сорåâнований требовали быстрой, незамедлительной смены текста. Без поэтической импровизации на определенной музыкальной канве нет и айтыса, его самой главной основы, его природы».
Высокое мастерство акына, сочетавшего в себе и музыканта и поэта, наиболее ярко проявилось в импровизаторском искусстве — айтысе, в особенности его поэтического строя, в специфике музыкального языка.
Импровизации акынов строго сочетаются с напевом. Казахский мелос представлен речитативом и широко распевным стилем. Основу музыки айтыса составляет распевно-речитативный стиль, обладающий большим интонационно-мелодическим богатством. Этот стиль вокальной мелодики лежит в основе òåðìå è æåëäiðìå.
В айтысе все взаимосвязано. Музыкальное начало предопределяет атмосферу всего поэтического «действа», придает ему эпичность не в прямом понятии формы и жанра, а в понятии развития сущности этого самобытного явления импровизаторского искусства. От характера «музыкального фона» айтыса, его мелодико-интонационной структуры, основанной главным образом на распевном речитативе, перемежающемся инструментальным сопровождением, на котором строится поэтическое состязание акынов, во многом зависит и выразительность всего музыкально-живописного строя импровизаторского искусства.
Напев айтыса в творчестве наиболее ярких представителей импровизаторского искусства изобилует оборотами, попевками, бытующими в музыкальной лексике казахской песенной культуры. В музыке айтыса происходит логичное преломление, с одной стороны — ритмически четкой подачи речевой интонации, с другой — свободного наложения на стих мелодически выпеваемого речитатива. Все это подчинено единому замыслу — достижению как можно большего эмоционального эффекта в искусстве импровизации. Не случайно и поныне можно слышать, что такой-то акын использует в своих импровизациях мелодии известных певцов-импровизаторов прошлого или напевы современных акынов-песенников.
Музыка айтыса отличается рядом специфических черт: характером выпевания народного стиха, в котором широко используются своеобразные приемы ритмико-фонети-ческого явления казахского стихосложения — дробления и элизии, — создающие в поэтике стиха разнообразие звуковой палитры, а в структуре мелодики — гармонию и равновесие метроритмической основы при чередовании неравномерных строк стиха, состоящих из семи-восьми, восьми-девяти, одиннадцати-двенадцати слоговых групп.
Для мелоса айтыса характерны также внутрислоговые распевы, привнесение междометий типа «аи», «ей», «ау», «оу» и т. д.; эмоционально-эффектные кульминационные взлеты; наконец, экспрессивные, с ораторским пафосом вступления, «зачины-возгласы», важнейшие музыкально-смысловые элементы речитации акына.
Особую структуру напева составляют развитые каденционные построения, имеющие много общих черт с виртуозной инструментальной музыкой. Мелодика айтыса притягательна и контрастом ладовых сопряжений, особенно ощутимых в конце напева. Этот широкий комплекс выразительных средств объясняется близкой связью музыки айтыса с нормами «интонационного словаря» казахской песенности вообще. Более того, он вошел в художественно-образную сферу вокальной исполнительской традиции устного народно-профессионального искусства жыршы, анши, оленши, акынов, наиболее четко, к примеру, проявляющуюся в песенном творчестве выдающихся народных композиторов-певцов Биржан-сала, Ахана-серэ, Мади и других, а также в музыкальном наследии известных акынов современности Нартая, Калки, Кенена, Кокена. В характере собственно устоявшихся норм «интонационного словаря», где очень важную роль играет стиль распевного речитатива, можно определить локальные проявления казахского мелоса; принадлежность певца, поэта-импровизатора к той или иной песенной традиции, приверженность их к особенностям какой-либо вокальной исполнительской школы.
Мелодика айтыса служила акынам и средством драматургии — восстановления архитектоники всей композиции произведения. Этот момент помогал импровизатору сосредоточить свое внимание на происходящем турнире и давал возможность психологически настроиться на поэтическое состязание, продолжительное по времени.
В искусстве акына — носителя древней народной культуры — находят отражение и степень его одаренности, и чувство художественной фантазии, и умение обобщать выработанные в народе не одним поколением певцов-импровизаторов богатые фольклорные явления, и способность творчески использовать услышанные в народе тончайшие оттенки «омузыкаленной» речи.
В айтысе остросюжетная канва поэтического начала зависела и зависит от быстроты и мгновенной реакции на воприятие определенных ситуаций. И точно высказанная мысль, четко отработанная деталь импровизации на происходящие события играли первостепенную роль. Музыка была тесно связана с особенностями содержания айтыса, неся в себе, как отмечалось, черты и свойства казахской песенности.
В памяти народа сохранились старинные состязания, в которых принимали участие известные в прошлом акыны Шортанбай, Орынбай, Слепой Шоже, Кемпирбай, Кулмамбет, Суюнбай и его ученик Жамбыл. Участниками айтыса были и девушки-акыны, не раз побеждавшие в поэтическом состязании прославленных акынов. Среди них — Сара, Акбала, Рысжан, Манат и др. Импровизационное искусство получило свое продолжение в творчестве талантливых акынов современности, созидателей и носителей фольклора Жамбыла, Нурпеиса, Исы, Калки, Нартая, Кенена, Манапа, Кокена и многих других.
В казахской песенной культуре четко прослеживаются разные стили и традиции. В этом отношении айтыс весьма показателен. Здесь можно наблюдать «сплетение» различных песенных традиций, составляющих при этом своеобразие единого процесса развития народной музыки, особенностей исполнительского и импровизационного искусства.
Òåìèðáåêîâà À. Àéòûñ // История казахской музыки. В 2-х томах. Т.1 Традиционная музыка казахского народа / Отв.ред.Т.Джумалиева, А.Темирбекова.-Алматы:Гылым,2000.-С.109-124
Айтысы-поэтические состязания // Казахская народная поэзия (Из обрацов, собранных и записанных А.А.Диваевым).-Алма-Ата,1964.-С.87-93
Акын // Павлодарское Прииртышье: Энциклопедия.-Павлода,2003.-С.114
Гамарник М. Генезис и функции салов и серэ в казахском обществе // Этнокультурные традиции в музыке (Материалы междунар.конференции, посвященной памяти Т.Бекхожиной. Алматы,1999) / М.Гамарник, А.Мухамбетова.-Алматы,2000.-С.87-99
Ерзакович Б.Г. У истоков казахского музыкознания (По материалам русских ученых ХIХ в.).-Алма-Ата:Наука,1987.-176с.
Идрисов К. Айтыс // Идрисов К. Дай руку, друг: Стихи и поэма.-Алма-Ата,1973.-С.46-48
Из истории айтысов в Павлодарской области
Музыкальное творчество в Павлодаре не ограничивалось эстрадой, хорами и духовой музыкой русско-язычных коллективов. Большой вклад в развитие песенного мастерства вносили и вносят национальные певцы, композиторы, музыканты. На протяжении многих лет в Павлодаре звучат песни Майры, Естая, Нурлыбека, Кайрбека Тайкенова, бывшего артиста русско-казахского драматического театра в 40-50 годах и ставшего потом профессиональным домбристом. Песни Кайрбека звучали не только в городе, но и за его пределами. Он был в составе народного ансамбля пенсионеров, созданного по инициативе В. Критинина и Г. Корниенко. Казахская часть ансамбля всегда выступала вместе с русскими и украинскими номерами.
При областной филармонии в 70-80 гг. существовал казахский народный ансамбль «Голубой Жасыбай», который гастролировал по многим областям Казахстан. Среди тех, кто проводил различные мероприятия, связанные с национальной музыкой при филармонии, был художественный руководитель Ануар Калиев. С 1997 года он был в казахской труппе объединенного театра, затем режиссером на Павлодарской студии телевидения, и почти 17 лет был художественным руководителем в Павлодарской облфилармонии. Благодаря его инициативе в 1980 году филармонии присвоили имя известного композитора и поэта, уроженца нашего города, Исы Байзакова. Ануар Калиев два год был председателем областного отделения музыкального общества. Калиев еще в 1970 году, будучи работником областного Дома народного творчества (ОДНТ), вел песенный национальный праздник - айтыс, который долго не проводился в Павлодаре после смерти Естая Беркимбаева и Кали Байжанова. Именно тогда в нашем городе состязались акыны из районов области, и среди них тогда прославились Ж. Жолдинов (Баянал), К. Ныгманов (Краснокутск) и К. Сагитов (Иртышск).
Большой айтыс акынов проходил в Павлодаре в 1987 году, в рамках республиканского телевизионного айтыса. 16 акынов, 14 жырши, 8 биши, 13 кюйши, 26 акши, 3 ансамбля, 2 семейных ансамбля, 2 трио и фольклорный оркестр казахских струнных народных инструментов, созданный композитором Ш. Ракишевым, выступили на областном айтысе акынов, посвященном 40-летию Победы.
Казахские самодеятельные композиторы Н. Дукенбаев, К. Сатиев, Ш. Ракишев, М. Ермекбаев, М. Садыков, Р. Нурбасаров и другие вносят определенный вклад в песенное творчество казахской национальной культуры.
Среди этих композиторов заслуживает внимания руководитель оркестра казахских народных инструментов педагогического колледжа Назымбек Дукенбае, сын заслуженного учителя Казахстана С. Дукенбаева (1917-1967). Он, педагог-музыкант, начал свои эксперимент в начальных классах казахской школы-интерната № 3 Павлодара, который стал основой для учебных пособий по музыке - «Уроки музыки» во 2 и 3 классах. Главный его труд - это «Чарующие мелодии Арки», где представлено творчество восьми самодеятельных казахских композиторов -118 песен и 8 кюев.
Марат Садыков - один из тех, кто начинал свою композиторскую карьеру в районной музыкальной школе, пишет музыку на слова акынов, участник многих фестивалей и конкурсов.
Среди других композиторов следовало бы называть и имя Кайрбека Сатиева, окончившего в 1974 году Павлодарское музыкальное училище, а затем работавшего в Доме культуры и музыкальной школе. Он организовал в совхозе-техникуме (с. Кенжеколь) вокально-хореографический народный ансамбль «Карлыгаш», который в восьмидесятых годах насчитывал 80 участников -учащихся и преподавателей техникума, рабочих и служащих этого пригородного хозяйства. Художественным руководителем в1983 годó был композитор-акын М. Ермекбаев. Ансамбль - неоднократный лауреат об-ластных смотров и конкурсов, участник массовых мероприятий Павлодара и Павлодарского района.
// Соколкин Э. Павлодар музыкальный: Из истории айтысов в Павлодарской области // Новое время.-2002.-20 февр.-С.8
- Ëèòåðàòóðà îá àéòûñàõ àêûíîâ â Ïàâëîäàðñêîé îáëàñòè.
Амеркулова П. Авто ушло в Караганду:[Республиканский айтыс акынов прошел в Павлодаре] // Версия.-2000.-4 окт.-С.6
Байдилов Б. Гений импровизации. В Иртышском районе прошел областной айтыс акынов, посвященный 100-летию И.Байзакова // Звезда Прииртышья.-2000.-22 июля.-С.5
Бакытова А. Нужна школа акынов // Звезда Прииртышья.-2004.-1 мая.-С.8
Габдулгазизова А. Меткое слово под звуки домбры:[Об айтысе в Краснокутском районе] // Звезда Прииртышья.-1990.-5 апр.
Донченко Р. Яркие краски айтыса // Звезда Прииртышья.-1985.-6 марта
Карпыков Х. Зал взмывал как на крыльях:[Репортаж с областного айтыса акынов] // Звезда Прииртышья.-1990.-31 мая
Карпыков Х. Спешили люди на айтыс:[В Павлодаре прошел зональный тур республиканского телевизионного айтыса] // Звезда Прииртышья.-1987.-2 сент.
Кибицкая В. Айтыс удался на славу: [В Щербактинском районе прошел айтыс акынов, посвященный 100-летию со дня рождения С.Торайгырова и 70-летию со дня рождения М.Алимбаева] // Звезда Прииртышья.-1993.-15 апр.
Марданов К. Крылатые строки акынов: [Об областном айтысе акынов] // Звезда Прииртышья.-1985.-21 мая