kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературной гостиной "Мой путь", посвященный творчеству Сергея Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта через его стихи. Используется презентация, аудиозапись стихов Есенина в исполнении С. Безрукова, фрагмент "Поэтическая дуэль между Маяковским и Есениным"  из к/ф "Есенин", звучат песни на стихи Есенина. Оформляется выставка книг со стихами поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной "Мой путь", посвященный творчеству Сергея Есенина»


«Мой путь»

Литературно-музыкальный вечер,

посвященный 120-летию со дня рождения Сергея Есенина


Цель: ввести в мир поэзии С. Есенина, познакомиться с жизненным и творческим путем поэта через его стихи, воссоздать образ поэта как личности.

Задачи:

познакомиться с лирикой поэта, осознать богатый внутренний мир его поэзии, его глубокое чувство к Родине, родной природе и женщине.


План


1. Вступление

2. Детские годы Сергея Есенина

3. Пора творческого взлета

4. Тема Родины в стихах и романсах

5. Есенин и живая природа

6. «Он искал в этих женщинах счастье…»

7. Два крупнейших советских поэта

8. Влияние творчества Есенина на развитие и становление казахской поэзии.

9. Заключение

Оформление: на сцене портрет С. Есенина, иллюстрации, цветы, книжная выставка под названием «Чудо поэзии», плакаты:

1) Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.

2) Такой прекрасный

И такой далекий,

Но все же близкий,

Как цветущий сад.

Оборудование: презентация, отрывок из фильма «С. Есенин», аудиозапись стихотворений, романсы на стихи С. Есенина.

                  1. Вступление

(слайд 1)


Ведущий:

Сегодня мы проводим необычный литературный вечер, это концерт-очерк, героем которого будет известный русский поэт С.А. Есенин.

Имя Сергея Есенина хорошо известно в Казахстане. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Нет человека, который не любил бы его стихов (о природе, о любви, к Родине, к матери). Его стихи близки каждому человеку.

В этом имени – слово «осень»

Осень. Ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси, сень березы и синий рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности чистоты…

Только скажут – Сергей Есенин –

Всей России встают черты,

И весенний осин сережки

И рязанского неба ширь, и проселочные дорожки, и приокские камыши.

(слайд 2)

Ведущий:

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.

Ведущий 2

Не знаю, не помню.

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани

Жил мальчик

В простой крестьянской семье

Желтоволосый,

С голубыми глазами


Ведущий:

Худощавый и низкорослый

Средь мальчишек всегда герой.

Часто-часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему заживет».


Ведущий:

Родился С. Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

Село Константиново расположилось на высоком холмистом берегу Оки.

Место это необыкновенно красивое. Внизу – заливные луга, заросшая камышами Старица. А обзор с холмов такой, что, кажется, ты соприкасаешься с голубым небом.

Здесь, в Константиново, в 1905 году поступил в Константиновское училище. Его одноклассники вспоминали: «Есенин занимался легко, как бы шутя, он по праву считался одним из способных учеников. И учителя, и мы любили Есенина за прямоту и веселый нрав, был он среди нас, как говорится, первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Но одарен он был ясным умом. Выделялся он среди нас. Отвечал на уроках бойко, особенно, когда читал стихи. Есенин любил читать». (Н.П. Калинкин)


(слайд 3)

Ведущий:


Удивительно, что природа наделила Есенина поэтической внешностью голубоглазого паренька с кудрявой головой и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной с самыми любимыми его словами: весенняя Русь.


2. Детские годы Сергея Есенина


Ведущий:

С 2-х лет был отдан Сергей на воспитание дедушке и бабушке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки. Дед Фёдор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни.


(слайд 4)

Ведущий:

В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных грустных строк.


Я снова здесь, в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.


А сейчас мы предлагаем вам послушать романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”.


/ Романс “Отговорила роща золотая” в исполнении О. Газманова


Ведущий:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая

Лампады кроткий свет.

Ведущий:

Под окнами

костер метели белой.

Мне девять лет.

Ведущий:

Лежанка, бабка, кот…

И бабка что-то грустное,

Степное пела,

порой зевая и крестя свой рот.

Ведущий:

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Была моя страна.

Ведущий:

Я помню только то,

Что мужики роптали,

Бранились в черта,

В бога и в царя.

Но им в ответ

Лишь улыбались дали

Да наша жидкая

Лимонная заря.

Ведущий:

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова

И я сказал:

«Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова!»

Ведущий:

И помню дед мне

с грустью говорил:

«Пустое дело…

Ну а если тянет –

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл».

Ведущий:

Тогда в мозгу,

Влеченьем к музе сжатом,

Текли мечтанья

В тайной тишине,

Что буду я

Известным и богатым,

И будет памятник

Стоять в Рязани мне.

(проецируется памятник в Константиново)

Ведущий:

Друзья вспоминают: «Впервые нам стало известно о том, что С. Есенин пишет стихи, в 3 или 4 классе. Однажды зимой Есенин пришел в класс и, подав учителю клочок бумаги, на котором было что-то написано, сказал: «Посмотрите, вот, что я сам сочинил». Окончил он школу с Похвальным листом, на круглые пятерки».


3. Пора творческого взлета


(слайд 5)

Ведущий:

В семье очень хотели, чтобы Сергей Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в Спас-Клепиковскую учительскую школу. По окончании ее в 1912 году ему было присвоено звание «Учитель школьной грамоты». Клепиковский период – важная веха в жизни поэта. Здесь, в Клепиках, он впервые по-настоящему занялся поэзией, мечтая всю душу «выплескать» в слова. «Стихи я начал писать рано, лет в 9,- вспоминал Есенин, но сознательно творчество отношу к 16-17 годам».


Ведущий:


(слайд 6)

Есенин послал некоторые стихи в петербургские журналы, но их не напечатали. Тогда он сам решил поехать в Петербург. Первый с кем он познакомился, был известный поэт Александр Блок.

Опытный мастер, чью строгость в делах изящной словесности литераторы знали и ценили, сразу же определил в нежданном госте “талантливого поэта”. А. Блок помог войти Есенину в большую литературу.

Ведущий:


Я о своем таланте много знаю.

Стихи - не очень трудные дела.

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.


(слайд 7)

Ведущий:

С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”. О ней много писали. И все говорили, что Есенин – это талант!

За “Радуницей” вышли “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, “Часы Марии”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”.


4. Тема Родины в стихах и романсах

(слайд 8)

Ведущий:

Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном.


Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел?

Там вон встретил вербу,

Там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.


Ведущий:

Любимый клен поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенек от клена очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.

Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож, верно несёт свою многолетнюю службу.


Ведущий:

До конца своей жизни Есенин пронес любовь к родному краю, деревеньке с бревенчатыми избами и резными ставнями. Эту родину он не променяет ни на какую другую.

Тогда я понял,

Что такое Русь,

Я понял, что такое слава,

И потому мне в душу грусть

Вошла, как горькая отрава.

5. Есенин и живая природа

(слайд 9)

Ведущий:

Есенин умел видеть красоту в самом простом.

Казалось бы, что нового можно сказать о белоствольной березе, об опавшем клене после того, как об этом написали мастера русской поэзии XIX века – А. Пушкин, А. Фет, Ф. Тютчев…

Но для истинного таланта мир всегда нов.


Ведущий:

Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятности степных просторов.

«Страна березового ситца» предстает перед нами в неповторимом есенинском облике.



(слайд 10)

Ведущий:

С добрым утром!


Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.


Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


‹1914›


6. «Он искал в этих женщинах счастье…»

(слайд 11)

Ведущий:

А теперь попробуем приоткрыть завесу тайны личной жизни поэта.

О тех женщинах, с кем сводила его судьба можно много рассказывать. Каждая из них неповторимо, по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой поэта.

Больше всего стихотворений - 7 - из цикла «Любовь хулигана», Есенин посвятил Августе Миклашевской – юной актрисе Московского театра.

Одно из них - «Заметался пожар голубой» - в исполнении Сергея Безрукова мы предлагаем послушать вам:

(слайд 12)

«Заметался пожар голубой»

(аудиозапись)

Ведущий:

Самый яркий цикл лирических стихотворений – “Персидские мотивы”, написанный на Кавказе (1924–1925).

В “Персидских мотивах” теплота и нежность есенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращенных к восточной красавице.


(слайд 13)

В стихотворении “Шаганэ, ты моя Шаганэ…” поэт обращается к персиянке. В 1924 году поэт познакомился с армянской учительницей Шагандухт Тальян.

Есенин создает цикл стихов о Шаганэ.

/ аудиозапись в исполнении Сергея Безрукова


Шаганэ, ты моя Шаганэ!

Там, на Севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ, ты моя Шаганэ.


(слайд 14)

Ведущий:

Наш рассказ о любимых женщинах Сергея Есенина был бы неполным, если бы мы не рассказали о святой любви Есенина к его матери и сестрам.

Он с восторгом говорил о них, он помогал им учиться в Москве.

В стихах поэт делится самыми сокровенными чувствами и думами с родными. Много стихов посвящено сестре Шуре. “Я красивых таких не видел”, - писал о ней поэт.

Трепетно, священно для поэта чувство к матери. Вот как выразил Есенин это чувство в задушевных, сердечных строках.

Давайте послушаем отрывок из его стихотворения «Письмо матери»

/ звучит отрывок из романса


Ты жива ёще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.


7. Два крупнейших советских поэта

(слайд 15)

Ведущий:

Наверно все вы знаете о советском поэте — Владимире Маяковском.

Сергей Есенин и Владимир Маяковский — два крупнейших советских поэта. Они свидетели и участники одних событий, жили и творили в одно время.

Есенин и Маяковский относились к творчеству друг друга с большим интересом, но принадлежали к не только различным, но и враждебным литературным группировкам, и это наложило определенный отпечаток на их взаимоотношения.

Поэты отрицательно относились к творчеству друг друга.


Ведущий:

Литератор В. Б. Шкловский, например, утверждал, о С. Есенине следующее: «Маяковского он не любил и рвал его книги, если находил в своем доме».

«Странными» называет отношения В. Маяковского и С. Есенина В.С. Рождественский: «Их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”.

Маяковский с иронией отзывался о есенинских поэтических приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему этого простить».

«Россия моя!» — кричал С. Есенин

«Возьми, пожалуйста! Ешь ее с хлебом!» — иронически отвечал В. Маяковский.

Об одной из таких «дуэлей» мы предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма «Есенин. История убийства».


/ отрывок из фильма «Есенин. История убийства».


Ведущий:

В 1922-1923 гг. поэт совершает путешествие по Европе и США. И здесь по-настоящему понимает, насколько ему дорога Россия.


Ведущий:

В 1924-1925 гг. у него был небывалый творческий подъем. Есенин создал около 100 стихотворений. В автобиографии писал: «Мне еще пока рано подводить какие-либо итоги о себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди».

8. Влияние творчества Есенина

на развитие и становление казахской поэзии.

Ведущий:

Поэзия С.Есенина пользуется большой популярностью в Казахстане. Произведения Есенина переводили на казахский язык К. Мырзалиев, С. Жиенбаеви другие. Много общего в творческой биографии С Есенина и М. Макатаева, талантливейшего казахского поэта.Как и произведения Есенина, его стихи отличаются свежестью, ясностью мысли, большим разнообразием художественных средств, образностью.


Әй, Сергей, Сергей, Сергей, Сергей, Сергей!

Тұстім-ау сергелденге мен сеңдей.

Аулаққа, тым аулаққа кеттім білем,

Жаны ашып, акыл берген елге сенбей.

Мен-дағы сол жақтанман

Ауылданмын, Ауылдын ауруымен ауырганмын.

Өзінді Мәскеу калай қабылдаса.

Алматы мені солай кабылдады

Мен де сендей, Серега,кұмандамын

Жыр азыбын тартамын, тіл азыбын

Туған ауыл, туған жұрт кайда барсам,

Кайда барсам-касымда Рязаным...

Әй, Сергей, Сергей, Сергей, Сергей, Сергей!

Бір ауылдан екенбіз мен де, сен де.

Басым сынып барады, басым сынып,

Жөндесем де болмайды, емдесем де.


9. Заключение

Ведущий:

Есенин ушел из жизни, но звучит его неповторимое песенное есенинское слово.

Сколько людей согрело свои души у чудесного костра поэзии Сергея Есенина. Сколько наслаждалось звуками его лиры!


/ звучит романс «Пара лебедей»

Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.


Читайте, любите, наслаждайтесь поэзией Есенина

Он как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сценарий литературной гостиной "Мой путь", посвященный творчеству Сергея Есенина

Автор: Злоба Елена Михайловна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288070


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства