Вызвать интересы обучающихся к творчеству П.П. Бажова и к литературе в целом. Расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества П.П. Бажова. Воспитать любовь к литературе, высокие нравственные и эстетические ценности, толерантность, коллективизм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Жизнь и творчество П.П.Бажова"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
города Магнитогорска
Подготовила: Шулаева Юлия Васильевна
Педагог-библиотекарь
Библиотечный урок «Жизнь и творчество Павла Бажова»
Основная цель данной методической разработки заключается в расширении кругозора о литературе родного края через знакомство со сказами Бажова.
Задачи:
включить учащихся в эмоционально - творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Место проведения: библиотека
Форма проведения: урок - путешествие
Ход мероприятия
Библиотекарь: Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г., в городе Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния в семье рабочих. Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло». Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева. Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахит
Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге. Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми. Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть. Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов. История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.
Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда то и закончил. Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Петрович Бажов долго и тщательно собирал материал для своей первой книги.
В 1939 г. вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка» Главная ее героиня, хозяйка Медной горы, допускает в недра Земли - матушки и отдает свои богатства только честным, смелым и работающим людям, которые не на богатства зарятся , а на красоту камня любуются. Павел Петрович написал для детей сказы: «Огневушка - поскакушка», «Серебряное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка» и многие другие.
На 60-летний юбилей Павлу Петровичу Бажову друзья подарили большую книгу, в которую вошли 14 сказов. За книгу «Малахитовая шкатулка» Бажов получил орден и государственную премию. Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы. Писатель П.П. Бажов большой мастер слова, он вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить миру тайны Уральских гор. Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека.
Библиотекарь: Бажовым написано множество сказов, одни из них известны больше, другие меньше, по некоторым созданы мультфильмы, некоторые экранизированы.
Какой из перечисленных сказов Бажову не принадлежит?
Серебряное копытце
Малахитовая шкатулка
Алмазный топор
Таюткино зеркальце
Рабочий фольклор Урала породил множество волшебных образов, в корне отличных от персонажей русских народных сказок.
Какого из перечисленных сказочных персонажей нет у Бажова?
Великий Полоз
Ивашка-Медвежье ушко
Голубая змейка
Огневушка-поскакушка
Начало формы
3. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда - очень умных.
Попробуйте определить, что означают слова героев уральских сказов?
Изробиться - побледнеть
Зарукавье – обувь
Помучнеть – изработаться, выбиться из сил
Справный – хороший
Басенькая – красивая
Обуя – браслет
Старатель – жаркий день
Парун – работник на прииске
4.В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах?
голубица
ящерка
змея
лягушка
5. Глядя, на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?
( Хозяйка упоминает название того самого цветка.)
колокольчик
ландыш
тюльпан
дурман-цветок
6. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера?
Из золота
Из яшмы
Из малахита
Из хрусталя
7. Что было во власти Великого Полоза?
Вода
Золото
Изумруды
Бессмертие
8. Кто такая Огневушка-Поскакушка?
(Узнайте Огневушку-Поскакушку по описанию)
Ростом не больше трёх вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька , да такая тощая…
Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…
Из правого рукава у нее золотая струя бежит, а из левого черная пыль сыплется...
А одёжа на ней, что другой такой на свете не найдёшь. Из шёлкового малахиту платье…
9. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»?
Марьюшка
Алёнка
Дарёнка
Варварушка
10. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?
«Верно говоришь, верно»
«Правильно говоришь, правильно»
«Хорошо говоришь, хорошо»
«Точно говоришь, точно»
11. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»?
Лесник
Старатель
Охотник
Камнерез
Молодцы!!!
Ответы на вопросы викторины:
1. Бажовым написано множество сказов, одни из них известны больше, другие меньше, по некоторым созданы мультфильмы, некоторые экранизированы.
Какой из перечисленных сказов Бажову не принадлежит?
Алмазный топор
2. Рабочий фольклор Урала породил множество волшебных образов, в корне отличных от персонажей русских народных сказок.
Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова?
Ивашка-Медвежье ушко
Начало формы
3. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда - очень умных.
Попробуйте определить, что означают слова героев уральских сказов?
Изробиться - изработаться, выбиться из сил
Зарукавье – браслет
Помучнеть – побледнеть
Справный – хороший
Басенькая – красивая
Обуя – обувь
Старатель – работник на прииске
Парун – жаркий день
4.В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах?
ящерка
5. Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?
( Хозяйка упоминает название того самого цветка.)
дурман-цветок
6. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера?
Из малахита
7. Что было во власти Великого Полоза?
Золото
8. Узнайте по описанию Огневушку-Поскакушку
Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба…
9. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»?
Дарёнка
10. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?
«Правильно говоришь, правильно»
11. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»?