Самоанализ урока по внеклассному чтению "старуха Таал-Таал" поможет в работе с детьми учителям начальных классов, библиотекарям, педагогам дополнительного образования. Надеюсь данный самоанализ урока поможет вам в работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметные: осознанно, выразительно и правильно читать текст сказки; передавать впечатления от услышанного и прочитанного своими словами; уметь читать по ролям; задавать вопросы по содержанию прочитанного; осознанно выбирать интонацию в соответствии с особенностями прочитанного текста.
Метапредметные: участвовать в диалоге при обсуждении послушанного или прочитанного текста; обобщать, делать выводы в результате обсуждения вопроса; устанавливать связь данной сказки с жизнью, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с членами семьи; работать индивидуально и в группе.
Самоанализ урока чтения (урок проведен в для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на дому, вариант 6.2.).
1. В ходе урока учащийся познакомился с якутской сказкой «Старуха Таал-Таал» то есть поставленная цель урока достигнута и одна из задач (образовательная) решена. Следующая задача (развивающая) – поразмышлять над тем, кто главный герой сказки, второстепенные герои; обсудить героев сказки, их роли, действия и взаимоотношения. В процессе урока ученик под руководством учителя работали над поиском ответа на вопросы о героях сказки, высказывали предположения, приводили свои доказательства сказанному. Коррекционная задача – осмысленное, выразительное чтение решалась практически на каждом этапе урока: чтение по ролям, подстановка в отрывок необходимых слов. Здесь же прослеживается и связь с уроками развития речи. Воспитательная задача – взаимоотношения с членами семьи, их роли в инсценировки сказки. В ходе урока можно проследить межпредметные связи: развитием речи – работа с текстом сказки, развитие выразительной правильной речи; театром – работа с инсценированием сказки. Таким образом решались развивающие задачи. Формирование правдивой, честной личности продолжалось в ходе всего урока. Этот процесс необходим постоянно, тем более в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
2. Организация урока:
тип урока – урок получения новых знаний;
структура урока – комбинированный урок;
этапы урока, их логическая последовательность и дозировка по времени: урок содержит все необходимые этапы – организационный (1 мин), выявление темы и учебных задач урока (2 мин); первичное восприятие текста (5 мин); работа над содержанием текста (2 мин);просмотр мульфильма (5 минут), инсценировки сказки (4 минуты) рефлексия (1 мин). Построение урока соответствует его содержанию, поставленной цели и задачам.
3. В ходе урока был использован ряд образовательных технологий: предметно-ориентированные, диалоговые, игровые, компьютерные, инсценировка.
4. Материал урока соответствует возрастным возможностям учащихся 3 класса обучения на дому и отвечает требованиям программы. Теоретический материал урока связан с предложенными практическими заданиями, выбранными для закрепления полученных сведений. Кроме того, все задания были доступны для понимания, связаны с ранее полученными знаниями и основаны на личном жизненном опыте. Например, вопросы о взаимоотношениях людей очень важны в 9-10 летнем возрасте. Люди должны помогать друг другу. То есть проблема, обсуждаемая на уроке, актуальна и понятна для учащегося.
Урок проводился в полном соответствии с методиками, рекомендованными детям с ограниченными возможностями здоровья. Проблемные вопросы были рассчитаны на разный уровень детей (от высокого до сниженного). Проблемные ситуации выбирались корректно, ребёнок мог сам ответить на вопросы, обосновать выбранные ответы. В ходе проведения урока использовались традиционные методы: словесные (чтение, беседа, объяснение, работа с книгой), наглядные (просмотр мультфильма), практические (инсценировка). По виду деятельности преподавателя и учащегося использованы следующие методы обучения: метод изложения учебного материала преподавателем и руководство работой ученика, а также проверка их знаний, умений и навыков (беседа, устные задания, информирование с помощью технических средств обучения, на данном уроке – просмотр мультфильма); метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с книгой). Доли репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности соответствуют рекомендациям при работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. В ходе урока ученик получал задания репродуктивного характера ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни") и, по возможности, поискового характера ("объясни", "оцени", "сравни") В ходе урока имела место самостоятельная работа, предназначенная ученику, способным справиться самостоятельно с предложенными заданиями. Объем и характер самостоятельной работы соответствует уровню данного класса. Соотношение деятельности учителя и деятельности ученика были оптимальным для 3класса, в большей степени ученик работал совместно с учителем, так как вопрос «Кто такой главный герой» требует многоразового разбора в разных произведениях.
Мною были использованы следующие методы познания: наблюдение за поведением героев повести, опыт при самостоятельном выполнении заданий, поиск информации при работе с учебником, чтение текстов, предложений, слов, работа с иллюстрацией, мультфильмом. Осуществление обратной связи имело место в ходе всего урока. Фронтальная работа была на уроке основной, но при необходимости и по возможности использовалась групповая (члены семьи ученика) и индивидуальная работа. Дифференцированные задания – одна из основных форм работы на уроке в обучении на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому такие задания имеют место на каждом уроке, в том числе и на приведенном выше (при выборе чтения по я ориентировалась на возможность ребёнка)..Для проведения урока были использованы как традиционные средства обучения (книга, иллюстрации), так и нетрадиционные (просмотр мультфильма и инсценировка сказки). Кроме того, имело место использование достаточного количества наглядного материала (книги якутских сказок) в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи.
Мною при подготовке и проведении урока были учтены уровни актуального развития учащихся, их психические особенности. Дифференциация заданий позволила избежать эмоциональных всплесков, урок прошел в психологически спокойной обстановке. В ходе урока было уделено достаточно внимания развитию восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, речи. По возможности формировались навыки самоконтроля и самооценки. Имела место ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Эмоциональная атмосфера урока была стабильно спокойной, выдержанной.
Предметные: в ходе урока учащиеся читали художественное произведение, отрывок из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Чтение по большей части было правильным, в случаях неправильного прочтения или произношения учитель делал корректные исправления. Об осознанности прочитанного можно было судить по правильности и полноте ответов на поставленные вопросы в ходе работы над текстом. Выразительность чтения наиболее ярко прослеживалась в ходе чтения по ролям отрывков (диалогов) из повести. Также при выполнении этого задания дети с помощью учителя осознанно выбирали интонацию в соответствии с особенностями прочитанного текста. Свои впечатления дети высказали при оценке поступков ребят.
Метапредметные: учащиеся участвовали в диалоге при обсуждении прослушанного (а затем и прочитанного) отрывка повести. Это позволит им в дальнейшем правильно выражать свои мысли и давать оценку событиям, что пригодится на уроках истории, обществознания. Умение обобщать, делать выводы в результате обсуждения вопроса формировалось в ходе обсуждения поступков ребят – героев повести. Данное умение находит свое практическое применение не только на уроках, но и в повседневной жизни. Работа на уроке связана с другими предметами: изобразительное искусство (работа с иллюстрацией), русский язык (работа с пропущенными в тексте словами). На уроке было организовано учебное сотрудничество с учителем – дети слушали и выполняли задания, задавали вопросы учителю, иногда спорили. Совместная работа была и со сверстниками. Особенно яркий в данном случае фрагмент урока – чтение по ролям. Необходимо было не только самому прочитать выразительно и правильно, но и помочь однокласснику прочитать свои слова так, чтобы были слышны нужные интонации. В группах работа на уроках чтения выполнялась при постановке вопросов к прочитанному. Индивидуально дети искали отрывки для описания иллюстрации в учебнике. Самоанализ урока чтения во 2 классе по АООП
Учитель: Малая М.П.
Автор – составитель учебника: С.Ю.Ильина, А.К.Аксёнова, Т.М. Головкина,
М.И. Шишкова
Изучаемое произведение: «Дразнилка». На данное произведение отводится 1 час.
Тема урока: «Дразнилка» по С.Иванову
Цель: Создание условий для формирования навыка плавного слогового чтения.
Задачи:
-Формировать навыки осознанного чтения через прочтение нового произведения,
- закреплять навык плавного слогового чтения.
-Корригировать мышление на основе упражнений в анализе, синтезе, обобщении.
-Воспитывать устойчивый интерес к чтению.
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний (комбинированный)
Использовалось следующее оборудование:
-Мультимедийный проектор
-Экран
- Листья (поощрительные жетоны)
-Раздаточный материал
- Презентация powerpoint «Дразнилка»
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
Организационный момент (организация начала урока).
Повторение.
Постановка цели и задач урока
Изучение нового учебного материала.
Закрепление и повторение изученного материала.
Подведение итогов и оценка знаний учащихся.
На уроке были использованы методы
По виду источника информации:
Словесные(беседа на организационном этапе, при постановке цели и задач урока, при анализе произведения и рефлексии деятельности)
Наглядные(на всех этапах урока - как сопровождение)
Практические(складывание из частей чистоговорки, «слова рассыпались»)
По виду учебной деятельности:
Самостоятельная работа: (жужжащее чтение )
С целью формирования интереса к учению использована дидактическая игра «Вопрос-ответ», эмоциональное стимулирование . Так же использовалисьметод аналогий ( при речевой разминке) и методы контроля и самоконтроля.
Формы познавательной деятельности: групповая (работа в группах, в парах), фронтальная, индивидуальная.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся были включены здоровье-сберегающие технологии: физкультурная пауза, игровые моменты.
Все эти методы, формы и средства помогли осуществлению цели и задач урока.
Образовательные задачи на уроке решались на этапе повторения(загадки) , на этапе закрепления и повторения изученного материала (вставить пропущенные слова в предложения, подбор к иллюстрациям предложений из рассказа, ролевое чтение, словарная работа).
Для решения коррекционных задач использовалась игра «Собери чистоговорку», упражнение на организационном моменте; чтение с сигналом. Игры и упражнения позволили развивать и корригировать аналитико-синтетическую деятельность учащихся.
Наглядный материал, использованный на уроке, служил для решения задач урока и эмоциональной поддержки.
Урок строился с использованием информационно- коммуникативных технологий, что позволило повысить мотивацию к учебной деятельности, развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи урока решались на этапе закрепления и повторения изученного материала, при анализе текста, стимулирование было на протяжении всего урока через получение поощрительных жетонов, при проведении рефлексии.
В классе 10 человек. В классе 9 человек – читающие дети, 1 человек – слабочитающий. Дифференциация и индивидуальный поход прослеживалась на всех этапах урока.