kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный урок по рассказу А.И Солженицына "Матренин двор" (образ русской женщины)

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок по рассказу А.И Солженицына "Матренин двор" (образ русской женщины)»

Библиотечный урок по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»

«Образ русской женщины»

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.

Эпиграф к уроку:

Эпиграфом к уроку мы выбрали слова Л. Н. Толстого: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру».

Цель:

- познакомить учащихся с творчеством А. И. Солженицына;

-помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть, смысл человеческой жизни;

Оборудование:

-портрет А. И. Солженицына, выставка книг.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Образ русской женщины”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

- Сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с лучшим рассказом А. И. Солженицына, вышедшем в 60-е годы.

Рассказ «Матренин двор» автобиографичен и достоверен. Игнатич – бывший лагерник - под таким именем предстает перед нами автор – документально воспроизводит жизнь Матрены Захаровой, жительницы деревни Мильцево Курловского района Владимирской области.

Каждый эпизод «по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает».

I. Биография писателя

А. И. Солженицын - прозаик, публицист, драматург, поэт, выходец из старинной крестьянской семьи. В 1941 году за несколько дней до начала войны, окончил Ростовский университет. Призван в действующую армию рядовым. В ноябре 1942 года окончил артиллерийское училище, получил звание лейтенанта; С 1943-1945 год командовал батареей, а затем был осужден за ведение дневников, что в действующей армии было запрещено.

В 1962 году в «Новом мире» опубликовал ставший знаменитый рассказ «Один день Ивана Денисовича». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.

За выход на Западе первого тома «Архипелага ГУЛАГа» писателя насильственно выдворили из СССР.

Жил в Швейцарии, затем в США. После перестройки вернулся в Россию.

II. Обсуждение рассказа

При каких обстоятельствах мы знакомимся с Матреной?

(«Мечта о тихом уголке России» забросила главного героя в деревню Тальново, где он и обосновался. Он просит новую знакомую подыскать в деревне избу, где бы он мог снимать комнату. Так Игнатич знакомится с Матрёной и его домом.

Описание избы:

«Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий – 18 венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка…Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет 60…

Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны…

темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты.

… от дождей она ещё не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны».)

Хочет ли Матрена заполучить такого постояльца?

(Игнатич был выгодным квартирантом, поскольку школа, где он собирался учительствовать, «сверх платы сулила ещё машину торфа на зиму». Однако Матрена не усмотрела выгоду в постояльце – «избу не жалко, живите». Переживала только, что из-за черного недуга» «ни встать, ни подать я вам не приспею».)

 Что становится известно о Матрене?

Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы: «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки трудодней».)

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

(Матрена – добрая душа – не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.)

А что такое бескорыстие?

(Бескорыстный – чуждый корыстных интересов, то есть выгоды, материальной пользы. Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения, честности.)

 Как складываются отношения Матрены с окружающими ее людьми?

Как они относятся к Матрене?

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

(Люди не понимали Матрену, считали ее глупой, осуждали за то, что работает на других бесплатно. И в то же время бессовестно пользовались её бескорыстием и добротой. Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто константируют факт: «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!», «Завтра,Матрёна, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать».

И с родными не ладилось, они почти не появлялись в доме Матрены, опасаясь, по-видимому. Что она будет просить у них помощи.)

 Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?

(Игнатич и Матрена жили дружно, они привыкли друг к другу, не досаждали с расспросами, не бередили прошлого друг друга).

 Какой эпитет использует автор, описывая этого героя?

Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным «черный» - употребляя его семь раз подряд! Этим прилагательным подчеркивается не столько внешний облик Фаддея, сколько его внутренний мир, душа – «черный человек», с недобрым сердцем).

Что разрушает привычный устой взаимоотношений Рассказчика и Матрены?

( Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.

Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: «Я откинулся – и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену…»

Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.)

 Какое событие перевернуло всю жизнь Матрены?

(Матрена, подозревая, что скоро умрет, объявила, чтобы горницу после ее смерти отдали в наследство Кире – приемной дочери. Однако Фаддей потребовал, чтобы Матрена отдала горницу сейчас, при жизни.

«Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это – конец её жизни всей…

И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора – и пропала. Одно к одному. Ещё и это пришибло Матрёну».)

 Как вы считаете, случайно ли настигла смерть Матрёну? Почему автор не пожалел свою героиню?

Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Её гибель нельзя назвать случайной. Разобрав горницу, потерялся смысл жизни Матрёны. Сроднилась она со своей избой. И не могла пережить такое грубое вторжение в свою жизнь. Солженицын показывает неразрывность дома и человека: разрушают дом – погибает и его хозяйка.

Эгоизм, жадность, корысть разрушили жизнь Матрёны и могли повлиять на жизнь других людей: « В ту ночь в уральском скором тысяча жизней людей, мирно спавших на первых и вторых полках при полусвете поездных ламп, должна была оборваться. Из-за жадности нескольких людей: захватить участок земли или не делать второго рейса трактором»).

 Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек»- не скрывает своего горя герой-рассказчик. Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрёны. Кто из них искренне переживает смерть Матрёны, горечь её утраты?

( Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало – близкая подруга, «вторая» Матрёна и воспитанница Кира.

«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрёны, захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни Матрёне были близкие…

И совсем уже не обрядно – простым рыданием нашего века, не бедного ими, рыдала злосчастная Матрёнина приемная дочь – та Кира из Черустей, для которой везли и ломали эту горницу. Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью залиты, были глаза. Она не замечала, как сбивается на морозе ее платок, или надевала пальто мимо рукава. Она невменяемая ходила от гроба приемной матери в одном доме к гробу брата в другом, - и еще опасались за разум её, потому что должны были мужа судить».

Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрёна из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.)

Обратимся к финалу рассказа

«Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно( и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрёны, какой не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! – ведь поросёнок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом … Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятная и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…».

Как вы, ребята, понимаете эти слова? Почему Солженицын называет Матрёну «праведником»? В чем смысл этого слова?

Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

(Толковый словарь С.Ожегова дает следующее толкование: «Праведник – праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник».

Согласно толковому словарю В. Даля «Праведник – это человек с чистой совестью и душой».

Лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

Матрена жила по христианским заповедям: никого не обманывала, много трудилась, ничего не просила для себя. Она была необразованной женщиной, но с богатым внутренним миром.

Если мы обратимся к словесному портрету Матрену, то обратим внимание на следующую портретную деталь, которая постоянно подчеркивается автором – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.

Солженицын обращает наше внимание на то, что « у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».И в этом, наверное, есть главная загадка лица Матрёны - в нем Совесть – верный руководитель жизни людей»,-по утверждению Л.Н.Толстого.

По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

 Ребята, как вы понимаете смысл заглавия рассказа «Матренин двор»?

( Матрёнин двор – это и есть Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, нравственности, милосердия, совести.

Давайте обратимся к нашему эпиграфу : « Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру».(Л.Н.Толстой).

Таким образом, жизнь человека зиждется на вечных истинах, нравственных ценностях. Как говорил Ф.М.Достоевский: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи».

Заключение:

Героиня рассказа Солженицына олицетворяет собой образ святой русской женщины.

Её жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. Социальная нищета привела село к духовной нищете. В это же время Матрёна не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности. В трудное время ей удалось сохранить настоящую русскую душу, с верой в добро, умением радоваться чужому успеху и достатку, - сочувствовать и помогать.

Своей жизнью Матрёна доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он крепок духом.

И в заключении я предлагаю вам послушать прекрасное стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной призадуматься,

Право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца,

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

-Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

Домашние задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.



Список литературы:

  1. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.

  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.

  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”.

  4. 4.Борисова Е.И. Урок-размышление «Чистый свет добра…»( по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор») [Электронный ресурc].- Режим доступа:http://festival.1 september.ru/2003_2004/index.php?member=103943












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Библиотечный урок по рассказу А.И Солженицына "Матренин двор" (образ русской женщины)

Автор: Марьенкова Татьяна Александровна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487495

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства