Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок-исследование "Что такое счастье?"»
Библиотечный урок-исследование
«Что такое
счастье?»
Учитель: Сегодня ребята мы проведем с вами необычное исследование.
Тема исследования «Что такое счастье?»
Цель исследования – изучение понимания и значения слова «счастье»; значение этого слова в православии.
Объект исследования – слово «счастье».
Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у учащихся начальной школы и взрослых.
Гипотеза исследования – предполагается, что дети и взрослые по-разному понимают слово «счастье».
Задачи проекта:
провести и запротоколировать опрос детей и взрослых по обозначенной теме;
рассмотреть значение и употребление слова «счастье» в словарях русского языка (словарь синонимов, толковый словарь Даля и Ожегова, БСЭ);
проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся начальной школы;
проанализировать понимание слова «счастье» у взрослых;
сравнить полученные результаты;
сделать выводы.
Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы и информации в сети Интеренет, анализ и обобщение результатов, математическая обработка результатов.
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь,
за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Ап. Павел.
Ученик 1: Однажды я получил «два» за диктант. Каким же несчастным я чувствовал себя! А мама обняла меня и сказала: «Счастье ты мое! Да разве это несчастье??? Двойку всегда можно исправить». И я задумался: почему часто, несчастье одного человека, другому кажется пустяком? А что вообще, означает слово «счастье»? Я спросил маму, папу, бабушку, деда: «Что такое счастье?». Затем спросил у друзей и одноклассников. Все отвечали по-разному, но были и похожие ответы. В своей исследовательской работе я решил выяснить, что же такое счастье, что люди подразумевают под этим словом, одинаково ли чувствуют счастье дети и взрослые?
Свое исследование я начал с просмотра словарей русского языка.
В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля я прочитал: СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) рок, судьба, часть и участь, доля. «Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь». Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, счасть, счастки.
Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по убежденьям, вкусам и привычкам его.
Ученик 2: «Словарь синонимов русского языка» дал следующее объяснение: счастье – блаженство, синяя птица – символ, счастливо – в добрый час, с Богом. Счастливый - успешный, удачливый.
Ученик 3:Словарь Ожегова: «СЧАСТЬЕ - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. (Счастье созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье). 2. Успех, удача. (Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.) Выражает удовлетворение по поводу чего-нибудь. На мое счастье, все кончилось благополучно; 2) чтобы была удача. Дай руку на счастье. Твое (мое, его и т. д.) счастье, что... (разг.) - тебе (мне, ему и т. д.) повезло, что... Твое счастье, что все обошлось благополучно»
Ученик 4:БСЭ (Большая Советская Энциклопедия)
Счастье, понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Ученик 5:Википедия: Счастье - психологическое состояние человека, при котором он испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление своего назначения.
Ответы детей. Счастье (обывательское) - крепкое здоровье, счастливая и дружная семья, хорошее образование, престижная работа и хорошие связи в обществе.
Ученик 1: Я считаю себя православным, христианином, и поэтому мне стало любопытно – что говорили и писали святые отцы о счастье. Я просмотрел книги и православные журналы, статьи в Интернете и нашел много интересного! Оказывается, в самой главной книге христиан - в Евангелии само слово "счастье" не встречается ни разу! Но вместо него употребляются другие слова: "блаженство", "радость", "веселье", "рай", "спасение", "вечная жизнь". Особенно часто встречается слово "блаженство", которое означает счастье в высшем смысле. Первым учением, которое Христос дал людям, было учение о счастье! Это проповедь Господа о блаженствах, которую Православная Церковь повторяет людям в начале каждой литургии (утренней службы) в песне "Блаженны". Согласно учению Христа, блаженны, или счастливы, те, кто с сокрушенной душой предстоит перед Богом, кто кроток и незлобив, кто милостив сердцем и рукой, кто чист сердцем, кто гоним за правду, кто горит любовью ко Творцу и Его творениям. Получается, что счастлив не тот, у кого много денег, большой дом и много друзей, а тот, кто живет по заповедям Божиим.
Ученик 2: Вот и русский народ подметил в своих пословицах:
«Счастлив тот, у кого совесть спокойна»
«Счастье дороже ума и богатства»
«Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь»
«Счастье в нас, а не вкруг да около».
Ученик 1: Замечательный русский святитель Феофан Затворник пишет: «Обычно желают счастья. … Но что же тут именно желается?! Ведь до сих пор никто еще не определил, что есть счастье или кто воистину счастлив. … Счастлив тот, кто чувствует себя счастливым... Об этом у людей столько разных понятий и вкусов, что не разберешь».
Ученик 3: «Подумайте, в самом деле, чего мы все до единого желаем? — Счастья. А что такое счастье? — Состояние, радующее сердце. Счастлив, кого радует все, что есть в нем, у него и около него» (Толкование Псалма 118).
Ученик 1: После просмотра литературы, я попросил одноклассников ответить на следующие вопросы:
Счастье это - ……
Я был(а) бы несчастлив(на) без .…….
Выбрать одно:
Я счастлив(а).
Я скорее счастлив(а), чем несчастлив(а).
Я скорее несчастлив(а), чем счастлив(а).
Я несчастлив(а).
Ученик 2: Исследовательская работа проводилась на базе СОШ. В исследовании приняли участие 26 учеников 4 класса, из них -15 мальчиков и 11 девочек. С учащимися проводилась групповая диагностическая работа в присутствии классного руководителя по желанию детей. Также было опрошено 14 взрослых.
Ученик 1: Мама провела опрос своих сослуживцев и друзей в Интернете. И вот что у нас получилось: счастье это - радость, удовольствие, когда рядом родные и близкие, когда сбываются мечты, когда есть друзья. Так считают дети, а вот взрослые счастливы, когда у близких и родных все хорошо, когда все в семье здоровы, когда дома и на работе все спокойно. Для наглядности я перевел эти понятия в следующую таблицу:
(Выступающие ученики по очереди). Почти все взрослые были бы несчастны без семьи и своих детей – 93%. Дети тоже были бы несчастны без мам, пап и сестер с братьями – 63%.
Второе место после семьи у детей занимает наличие друзей, без них несчастны 21%. А взрослых без друзей было бы несчастных всего 14 %.
Зато взрослым необходим душевный покой – 21%.
А вот 15% детей стали бы несчастны без компьютера (хочется заметить, что это только мальчики).
Без Бога несчастны 14% взрослых и 7% детей.
1 ребенок был бы несчастен без своей кошки и собаки, одна девочка – без хороших отметок в школе.
Ученик 3: Также интересно было анализировать состояние счастья детей и взрослых. Как я и предполагал, взрослые и дети ощущают это немного по-разному. Так, абсолютно счастливых детей почти наполовину больше, чем абсолютно счастливых взрослых: 65% детей и 29% взрослых.
Ученик 4: «Скорее счастливы, чем несчастны» - 71% взрослых и 30% детей. Причем, почти все девочки абсолютно счастливы, чего нельзя сказать о мальчиках – они «счастливы» только на 46%. Как это не страшно, но у нас есть один мальчик, чувствующий себя несчастным, и один «скорее несчастлив, чем счастлив».
Ощущение счастья я тоже перевел в проценты и показал это в диаграммах:
Ученик 1: Так что же делает и детей и взрослых счастливыми? И тем и другим для счастья нужна семья, родные, близкие. И те, и другие будут несчастны друг без друга. Это подтверждает толкование Владимира Даля, что счастье, это со-частье, т.е. часть от чего-то целого, как каждый член семьи – со-часть этой семьи. А в православии, каждый человек, это со-часть Бога. Вот и получается, что счастье – быть частью своей семьи, своего рода, своей Родины. Теперь мне не удивительно, почему мой одноклассник, написал в анкете, что несчастлив, ведь ему для счастья нужен компьютер, а не семья. А рядом с бездушной машиной разве будешь чувствовать себя счастливым?
Выводы
Ученик 1: Мое исследование выявило:
(далее выступавшие ученики по очереди)
1. Дети и взрослые в разной степени ощущают себя счастливыми:
«Счастливы» - 29% взрослых и 65% детей.
«Скорее счастливы, чем несчастны» - 71% взрослых и 30 % детей.
Взрослые не назвали себя несчастными, в отличие от 5% детей.
2. Анализ понимания слова «счастье» у взрослых выявил, что они связывают это слово, прежде всего со своими близкими и детьми, потом – со здоровьем, душевным покоем и любимой работой.
3. Большинство учащихся начальной школы сопоставляет это слово с радостью, близкими (мамами, папами) и друзьями.
4. Дети и взрослые были бы несчастны без своей семьи: 93% взрослых и 65% детей.
5. Православие рассматривает счастье под видом «блаженств». Блаженны, или счастливы те, кто живет по Заповедям Божиим.
Учитель: Таким образом, цель исследовательской работы полностью достигнута, задачи выполнены. Гипотеза исследования подтвердилась в том, что взрослые и дети в разной степени ощущают себя счастливыми, а вот понимают слово счастье они почти одинаково – для большинства счастье, это семья.
Список используемой литературы
1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справочник: ок. 11000 синоним. рядов / З. Е. Александрова. – 14-е изд., стер. – М. : Рус. яз. - Медиа, 2006. – С. 492-493. – ISBN 5-9576-0241-8.
2. Блаженный Августин Аврелий, Исповедь. – М. : Благовест, 2007. - 573 с. - ISBN 978-5-485-00127-8.
3. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 25. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4 / В. Даль. – М. : Русский язык, 1998. – С. 371-372. – ISBN 5-200-02490-0.
5. Детский исследовательский проект: 2009-2012 «О детстве»: портал для детей, родителей и педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/competition/3600.html
6. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – 8-е изд. – М. : Рус. яз., 2002. – С. 729. – ISBN 5-200-03146-X.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; ред. Л. Скворцов. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. - 976 с. - ISBN 978-5-488-01717-7, 978-5-94666-473-8.
8. Проектная деятельность в начальной школе: Nachalka.com 2008-2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nachalka.com.
9. Святитель Николай Сербский, Миссионерские письма. Письмо 88, сироте, которая спрашивает, почему в Евангелии не говорится о счастье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_vere/serbskiy_missionerskie_pisma_090-all.shtml.
11. Феофан Затворник,святитель. 118 псалом. Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма / Феофан затворник. – М. : Лепта Книга, 2008. – С. 111. – ISBN 978-5-9937-0027-4