В современном динамично развивающемся обществе школьным библиотекам просто необходимо соответствовать времени. Информатизация и компьютеризация привнесли новое веяние и дали площадку для свежих креативных идей и библиотечных методических разработок. Предлагаю познакомиться с одним из методов продвижения книги и чтения – зонирование школьной библиотеки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зонирование в школьных библиотеках.»
Зонирование в школьной библиотеке
В современном динамично развивающемся обществе школьным библиотекам просто необходимо соответствовать времени. Информатизация и компьютеризация привнесли новое веяние и дали площадку для свежих креативных идей и библиотечных методических разработок. Предлагаю познакомиться с одним из методов продвижения книги и чтения – зонирование школьной библиотеки. Перенося тему в библиотечное пространство, в нашем понимании - это создание комфортной зоны, находящейся между домом и учебным заведением, а конкретнее – классом.
Плюсы зонирование: повышение имиджа библиотеки, способ создания своего неповторимого стиля, который может начинаться с входной двери в библиотеку, оформленной не обычно, например, в виде книги, или в виде сказочного дерева, и заканчиваться оформлением бейджа библиотекаря. Такие маленькие продуманные детали и интересные разработки помогут привлечь новых пользователей, которых уже не заинтересуешь наличием Интернета и компьютера. Создание комфортного уютного места для одиночного время провождения или командной, клубной работы. Детей всегда манит все новое и неизведанное. а разрушение устоявшегося традиционного и создание на этой площадке новых, не привычных деталей, это и есть путь, который нас приведет к общему языку с современными школьниками. Если они и сами будут к этому причастны, то тем более это их заинтересует.
Оформление зон может быть разнообразным (это мягкие пуфы-груши, аквариумы, цветы, мини-сады, водопады, струящийся песок, пение искусственных птиц и т. д.), мультимедийное сопровождение, когда можно послушать в наушниках музыку, посмотреть фильм соответствующий возрастным критериям. Не стоит, конечно, забывать и про рабочую зону, она по-прежнему остается актуальной. Смена мест внутри библиотеки – это определенный игровой момент, а также право самостоятельного выбора рода своих занятий. Зонирование имеет массу преимуществ: возможность мобильности и функциональности пространства и человека в этом пространстве. Например, учащийся может отдохнуть на мягком пуфе или даже вздремнуть, посидеть за компьютером и почувствовать то самое промежуточное место между двумя точками наибольшего присутствия (классом и домом)
Создавая такую зону в школьном информационно – библиотечном центре, выполняется работа по психологической разгрузке школьников. Проведя время в отличающемся от класса отвлекающем пространстве, собравшись с силами и сняв стресс, ученик готов приступить к получению новой информации на уроке и лучше ее воспринимать. Социализирующая функция является чуть ли не первостепенной. На переменах, да и в принципе в повседневной жизни, школьники перестали друг с другом общаться. В большей степени это переписки в социальных сетях, разговоры по телефону. Современное зонирование располагает на диалог, снимает запреты общения в библиотеке. С полной уверенностью можно сказать, что зональности – это лишь часть библиотеки, ее укромное, уютное место, которое мы выделяем для такого рода работы и отдыха. Нужно рушить стереотипы о тишине в школьной библиотеке, которые только отталкивают. В тихом пространстве, которое будет рабочим, естественно данное требование сохраняется.
Для того, чтобы создать зональность в библиотеке, в первую очередь потребуется определиться с пространством, нужно выбрать такое место в библиотеке, в котором пользователям будет комфортно и уютно. В дальнейшем, можно дорабатывать детали, обживать пространство, вносить что-то новое. Вы увидите, как это интересно пользователям библиотеки. С каждым днем станет приходить все больше учеников.
В связи с увеличением интереса к библиотечному–информационному центру у школьников, пользуется большой популярностью рабочая зона. За компьютерами - создают проекты, презентации. Востребована рабочая зона и у учителей.
Очень приятно, когда в библиотечный центр входят ученики разных возрастных групп с 1 по 11 классы, и каждый находит место и занятие по душе, то в эти моменты понимаешь, что движешься в правильном направлении.
Учитывая статистику количества не читающего мужского населения страны, то в данном направлении тоже сделаны определенные шаги. Юноши – старшеклассники стали больше времени проводить в библиотечном пространстве, интересоваться книгами для внеклассного чтения, брать на абонементе художественную литературу по школьной программе.
Ученики начальной школы проводят в школьной библиотеке, время на переменах и после уроков, старшеклассники стала приходить до начала уроков, чтобы пообщаться, доделать домашние задания или поработать над проектом. Созданная в библиотеке модель зонирования максимально учитывает потребности, запросы и возможности всех читателей, как самых юных, так и старшеклассников. Каждая возрастная группа занимают свою определенную зону пространства, но при этом зонирование не имеет жестких границ, и каждый желающий может свободно переходить от одной зоны в другую.
В детской зоне, у нас расположен мягкий и удобный диван с игрушками, где юные читатели могут окунуться в мир сказок, создан специально организованный стол «Нарисуй рисунок к любимой книге», где каждый желающий может отвлечься и просто порисовать.
Посещаемость библиотеки увеличилась в несколько раз. Проводятся уроки библиотечной грамотности, конкурсы чтецов, семинары, консультации, тематические мероприятия.
Для среднего звена есть зона «Подростковый перекресток», где собраны произведения классиков, поэзия, российская и зарубежная литература. Все произведения подобраны по возрасту 12+.
У нас также есть электронный читальный зал, предназначенный для доступа к электронному фонду библиотеки. Моя библиотека сегодня – это современная библиотека. Во всех смыслах этого слова – универсальная, в которой каждый найдет что-то для себя.
Библиотека оборудована многими информационными стендами, которые берут свое начало еще при входе, так называемая «приглашающая» информационная зона. Стоит отметить, что все информационные стенды выполнены в одной стилистике – шрифт, цветовая гамма, внутреннее расположение материала. Все размещенные материалы актуальны и доступны.
Все свои главные функции (информационную, образовательную, культурную) библиотека сохраняет. Она лишь видоизменяется под современные потребности молодежи. Время не стоит на месте, и применение такого метода будет ей только плюсом. Школьная библиотека работает не сама по себе, не для себя, а тут нужно ответить на вопрос «для кого?», для современного школьника, пользующегося мобильными устройствами (ноутбуками, планшетами, компьютерами), разбирающегося в 3D-технологиях, живущего в виртуальном мире и мире реальном. Вот основная задача – вернуть его в мир реальности! Научить читать книги, заинтересовать возможностями библиотеки, наполнить его духовно и нравственно, быть активным пользователем. Но все это должно подстраиваться под современные тенденции.