Стимулирование чтения литературы военно-патриотического направления, новые поиски и дополнения фактами прочитанные произведения.
Стимулирование чтения литературы военно-патриотического направления, новые поиски и дополнения фактами прочитанные произведения.
В данной работе рассматривается проблема стимулирования чтения литературы военно-патриотического направления. В настоящее время мы переживаем одиниз непростых исторических периодов. Поэтому деятельность библиотек направлена на сохранение исторической памяти и передаче ее подрастающему поколению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стимулирование чтения литературы военно-патриотического направления, новые поиски и дополнения фактами прочитанные произведения.»
Стимулирование чтения литературы военно-патриотического направления, новые поиски и дополнения фактами прочитанные произведения.
Колинько Нина Николаевна
Заведующий библиотекой МОУ «СШ№ 8
г. Макеевки»
2021
В данной работе рассматривается проблема стимулирования чтения литературы военно-патриотического направления. В настоящее время мы переживаем одиниз непростых исторических периодов. Поэтому деятельность библиотек направлена на сохранение исторической памяти и передаче ее подрастающему поколению через систему информационно- библиографических мероприятий, на формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу.
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: « К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Работа в библиотеках по патриотическому воспитанию в библиотеке не должна ограничиваться проведением только праздничных мероприятий- она должна вестись систематически, продуманно и целенаправленно . Сохранение памяти о войне, ее уроках и значении стало важным и традиционным направлением работы.
Цель патриотического воспитания – воспитание у подрастающего поколения гражданско–патриотических чувств и формирование интереса к истории страны и края, к памяти тех, кто защищал Родину на полях сражений, кто помогал фронту , работая в тылу.
Чувство патриотизма играет важную роль в становлении и развитии личности, в формировании сопричастности к тем или иным событиям у разных поколении. Сегодня мы заново переосмысливаем значение патриотизма для судеб граждан нашей молодой республики. Воспитание детей в духе патриотизма является частью системы работы нашей школы и библиотеки по формированию гражданина, который неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края , и направлена на сохранение исторической памяти и передаче ее подрастающему поколению. Система работы в нашей библиотеке по приобщению к чтению литературы военно-патриотического направления ведется последовательно и целенаправленно . Я стараюсь строить работу так, чтобы ребенок имел возможность не только получать необходимые знания, но и развивать их. Сегодня приобщение к чтению , конечно , сопряжено с рядом трудностей и, тем не менее, чтение у многих востребовано. Применительно к данной тематике - есть серьезная проблема: это низкий уровень интереса к военно-патриотической литературе. Если художественная литература о Великой Отечественной войне еще находит своего читателя, то литература , отражающая более глубокие героические страницы истории , востребованы очень малым количеством читателей.
В популяризации литературы военно-патриотического направления я стремлюсь работать с забытыми календарными датами и фактами из героического прошлого нашей Родины. Работа ведется согласно возрастной категории читателей. Знакомить читателя с хорошей книгой- такая задача стояла перед библиотекарем всегда. Совместно с активом читателей проведены обзоры литературы для разных возрастных групп: «Образ солдата в литературе», « Дети военной поры», «Макеевка в годы войны и мира» с электронными презентациям. Большой востребованностью после обзора литературы « Дети военной поры» стали книги « Медаль за бой, медаль за труд» ( составитель В. Караваев) и « О подвигах, о доблести, о славе» (составитель Г. Яновский). Успех этих книг заключается в том что на документальной основе раскрыто участие в ВОВ самых маленьких советских граждан - мальчишек и девчонок, чье детство прошло на фронте, в партизанском отряде, в заводском цеху, на колхозном поле. Это емкие книги о юных защитниках Отечества, отражающие, по сути, одну из малоизученных страниц минувшей войны. Эти книги вобрали в себя важные исторические свидетельства о массовом подвиге советских детей в годы суровых испытаний.
Чтобы привить интерес детей к познавательному процессу , их нужно заинтересовать. В этом помогают интеллектуальные игры. Игровые технологии также дают возможность усилить воспитательный процесс. В процессе игровой деятельности проявляются качества: организованность, целеустремленность, выдержка, взаимопомощь. Самые любимые занятия детей - игры, конкурсы. В основе интеллектуальной игры лежит применение своей эрудиции и интеллекта. Одним из мероприятий по военно – патриотическому воспитанию стал турнир эрудитов «Знатоки битв и великих сражений», проведенный библиотекой среди учащихся 8 классов: команды «Патриот» и «Кузница Победы» Турнир состоял из нескольких конкурсов: домашнее задание (подготовить экскурсию на тему « Места боевой славы» и ее защита) , фронтовой репортаж ( отделить репродукции гражданской и Великой Отечественной войны, прокомментировать события, отраженные на репродукциях), викторина, музыкальный калейдоскоп ( прослушивание музыкальных произведений, ответы на которые подтверждались историческими фактами, песни, которые продолжили свой путь в произведениях скульпторов). Большой помощью для учащихся в подготовке к этому мероприятию стал « Атлас великих сражений», полученный гуманитарным грузом из Российской Федерации. По нему участники отслеживали хронологию боевых действий за весь период войны, планы и схемы битв, спросом пользовалась научно- познавательная литература из фонда библиотеки.
Одним из интересных мероприятий был «День военной книги», проведенный совместно с кафедрой русского языка. Цель данного мероприятия- стимулирование чтения книг военно - патриотической тематики. Библиотека организует информационную поддержку мероприятий, проводимых школой. В подготовку и проведение этого мероприятия были включены различные формы и методы работы: выставка и обзор литературы «Художественная литература о войне и Армии», где были представлены произведения В. Быкова, Б. Васильева, К. Симонова, Ю. Бондарева ,Ю. Друниной, А. Адамовича, А. Фадеева, сборники стихотворений «Присягаем победой», «Час мужества» и другие, имеющиеся в фонде библиотеки, конкурс чтецов среди учащихся 5-6 классов « Их подвиг не забудут века», инсценировка произведений литературы военной тематики из школьной программы, где были задействованы учащиеся 9-10 классов, звучали аудиозаписи песен военных лет, а также в исполнении А. Маршала и группы «Любэ». Для младших школьников проведен час кино( просмотрен мультфильм « Василек» ,в котором мальчик ищет своего дедушку- героя войны), выставка рисунков ко Дню Победы.
Основная литература по теме Великой Отечественной войны не подвержена старению и используется библиотекой как для индивидуальных рекомендаций читателям, так и для проведения различных мероприятий. В библиотеке отдельно выделены полки с литературой военной тематики с символикой праздника Победы. Составлены тематические списки литературы на тему: « О юных героях Великой Отечественной войны», «Твои освободители, Донбасс», «Сохраняя память о войне». Проводимый библиотекой читательский марафон « Читаем книги о войне», дал старт и для поисковой работы. В нее включились как учащиеся начальной школы, так и старшего звена. Идея прикоснуться к подвигу, найти своего героя востребована современным обществом. Печально сознавать, что в былое время не было собрано более полной информации о ветеранах, казалось все еще впереди. И поэтому, сейчас деятельность библиотеки направлена на сохранение исторической памяти и передаче ее подрастающему поколению. Ребятам было предложено дополнить прочитанные произведения сведениями о близких родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Дети с большой ответственностью и интересом собирали материалы о своих бабушках, дедушках: где воевали, в каких операциях принимали участие, чем награждены и за какие заслуги вручались те или иные наградные знаки, обращались за информацией на сайты: «podvignaroda», «obd-memorial.ru». По собранным автобиографическим материалам в школе оформлен стенд «Наши предки- наша гордость». Дети горды, что результаты проделанной ими поисковой работы, память о родных, добывавших победу как на фронтах войны, так и самоотверженным трудом во имя Победы заняли достойное место, и о них будут знать одноклассники, друзья, соседи. Стимулированием чтения книг о войне стало подведение итогов читательского марафона в номинациях «Самый читающий класс» и «Лидер читательского марафона».
Сейчас библиотека и учащиеся школы собирают материалы для Книги памяти «Герои не из книг», посвященной изучению истории своей семьи и связи с историей Отечества.
Такие формы и методы работы, я считаю, вызывают интерес к познавательной деятельности, служат хорошей рекламой чтения книг, являются лучшим уроком воспитания, морально учат чтить память и гордиться своими предками, и оставляют надолго след в памяти подростков, воспитывают человека, любящего свою землю, свой народ быть готовым к защите своей Родины.