Создание комфортной развивающей среды библиотеки для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования
Создание комфортной развивающей среды библиотеки для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования
Цель и задачи деятельности школьной библиотеки - привить у детей интерес к книге, чтению, желание посещать библиотеку. А оно появится у читателя только тогда, когда в библиотеке будет интересно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание комфортной развивающей среды библиотеки для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования»
Создание комфортной развивающей среды библиотеки для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования
Цель и задачи деятельности школьной библиотеки - привить у детей интерес к книге и чтению, желание посещать библиотеку.
Желание посетить библиотеку появится у читателя только тогда, когда там будет интересно. Поэтому современный интерьер помещения библиотеки, оформление библиотеки дело первостепенное и важное.
Огромное значение для библиотеки имеет ее благоприятный образ - имидж. Придя работать в библиотеку, сразу принялась за оформление. Хотелось иметь свой собственный стиль. Был выбран единый цвет, который способствовал созданию определенного зрительного образа – зеленый. Заменены шторы. Постепенно создавались комфортные условия для пользователей.
Определилась удобная для пользователей выставочная зона. Каждый элемент оформления библиотеки подчинен общей цели - приобщение к чтению. Даже часы, которые просто висели на стене, оформлены особенно - с призывом к чтению «Время читать!».
Удобство расстановки стеллажей, заметные полочные разделители, указатели, таблички – все это позволяет читателям быстро выбрать нужную книгу, делает библиотеку доступной для пользователей.
Своевременное освобождение фондов от устаревшей и ветхой литературы позволило книжным полкам приобрести опрятный вид. Фонды библиотеки удалось еще больше раскрыть путём расширения зон открытого доступа, в первую очередь, к справочно-библиографическим изданиям и наиболее активно спрашиваемой литературе, а также путём организации большого количества книжных выставок.
Появилась зона для досуга. Приобретены развивающие настольные игры, пазлы с иллюстрациями из русских народных сказок.
Была специально оформлена зона для чтения самых маленьких читателей библиотеки – учеников начальной школы. Для них появился книжный теремок
Рядом с теремком появилось Дерево мудрости. На объемном дереве, сделанном из пенопласта и папье-маше, помещены пословицы и поговорки о книге и чтении, сочинения детей «Почему надо читать книги» и др. (информация сменная, всегда актуальная.) Совсем недавно на нем размещались синквейны, написанные детьми на тему «Книга».
Кроме того, можно задать письменный вопрос Мудрой Сове, сидящей на дереве, о том, что интересует «Почему хрустит снег под ногами?» «Откуда появилось мороженое?». Ответ на эти и другие вопросы, можно прочесть на том же дереве на следующий день.
Рядом с деревом мудрости стоит сундук,вкотором хранится сокровище – книга. Каждый может открыть его и взять содержимое, но есть одно условие: если открыл сундук, обязательно нужно взять то, что там находится. Сундук никогда не остается пустым, ведь в библиотеке так много сокровищ!
Самостоятельный поиск книги - один из ключевых моментов формирования читательского интереса. Так в нашей библиотеке ученики 1-7 классов могут сами выбрать себе понравившуюся им литературу. Обычно расставляю книги по тематике «Книги о путешествиях и приключениях», «Книги о животных», «Книги о дружбе», «Веселые истории» и т.д.
Интерес у ребят вызвала «виртуальная библиотека». Работать с кодированной информацией ребятам очень нравится, поэтому оформила «Виртуальную библиотеку». Сайты детских электронных библиотек «Детская сетевая библиотека», «Лукошко сказок», «Библиогид» закодировала с помощью QR-кода. Изображения QR-кода оформила надписью «Вход в виртуальную библиотеку здесь». Если какой-то книги ребята не находят в школьной библиотеке, они пользуются «виртуальной библиотекой».
Использование современных технологий (кодирование информации с помощью QR-кода) помогло вызвать у ребят неподдельный интерес, особенно, к выбору литературы в «виртуальной библиотеке». Споря друг с другом, ребята азартно ищут в ней новые издания современных авторов. Приятно слышать от них: «А Вы читали? Прочтите обязательно! Знаете, как интересно!»
С появлением библиотечной странички на сайте школыбыли предприняты меры, направленные на оповещение пользователей о ее существовании. Поэтому в помещении библиотеки появился еще один QR-код с прямым выходом на страничку сайта. Ссылка на страничку сайта печатается на буклетах.
Для ребят младшего и среднего возраста особое внимание уделяется правилам обращения с книгой. В начале каждого учебного года проводим акцию «Учебник». Мои помощники (обычно это ученики начальной школы) ходят по классам с 1 по 11 и напоминают в стихах о правилах обращения с книгой. Каждому ученику дарят закладку с написанными на ней правилами.
Два раза в год организуем в библиотеке День добрых дел. С удовольствием ребята приходят оказать посильную помощь: подклеивают испорченные книги, изготавливают полочные разделители, книжные закладки для посетителей библиотеки, старшие ребята оказывают помощь в составлении электронного каталога.
Участие в различных конкурсах способствует развитию интереса детей к чтению. Информацию о конкурсах размещаю на мобильной доске объявлений. Она может находиться в любом месте: в коридоре школы, в самой библиотеке. Объявления оформляю всегда красочно, доступно для чтения и обязательно, чтобы привлекало внимание ребят.
Выставки книг в нашей библиотеке оформляются довольно часто, сменяя друг друга. Одни привлекают внимание необычным оформлением, другие местом, где расположены, третьи – необычными книгами. Чтобы привлечь внимание детей к выставке, нужно проявить немало фантазии, творчества. Выставка должна быть, что называется, «с изюминкой», иначе юный читатель не обратит на нее внимание, а значит, она оформлена зря.
выставка «Любимые книги из детства наших учителей»
выставка «Сокровища нашей библиотеки»
выставка «Важные события в книге и в жизни нашего края»
выставка-просмотр новых книг «Новоселье на книжной полке»
выставка периодических изданий «Новинки от почтальона Печкина»
выставка «Мой верный Друг» к году собаки.
выставка книг, журналов «Из истории вещей» .
Выставка «Любимые книги из детства любимых учителей» привлекла внимание ребят своей необычностью: рядом с фотографиями учителей были размещены фото из их детства. «Какими были учителя, когда они были маленькими? Какие книги читали?» - на эти и многие другие вопросы ответили посетители выставки. Многие захотели прочесть любимые книги своих учителей.
Выставка «Сокровища нашей библиотеки»: содержит книги в номинациях: самая древняя книга, самая новая, самая толстая, самая тонкая, самая большая, самая маленькая….
Выставка «Важные события в книге и в жизни нашего края»: оформлена выставка фотографий, сделанных детьми, со съемок фильма по книге Иванова «Тобол», проходивших в Тобольске и Тобольском районе. Книга выставлена рядом.
Выставка одной книги «Книга месяца». Попасть на эту выставку может книга, которую порекомендует читатель. Обязательно с книгой помещаю фотографию человека, который ее рекомендует прочитать и причина, по которой он это делает.
Открытая полка» расположена в коридоре школы рядом с библиотекой. К ней имеют свободный доступ ребята, родители, гости школы. Каждый из них может взять с полки книгу, журнал в свою домашнюю коллекцию и поделиться книгой из своей домашней библиотеки.
Мобильная выставка «Из истории вещей». Обновляется каждую неделю. Ребята узнают интересные факты из истории обычных вещей. Вся информация взята из книг и журналов, которые выписывает библиотека.
Подбирая материал к выставкам, стараюсь рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Некоторых ребят нахожу в школе и за руку привожу к выставке, зная, что книга, к которой его веду, будет ему полезна.
Очень часто собираю такие полки. На них располагаются книги одной тематики, актуальной на текущий момент времени. Такие полки сразу привлекают внимание детей и книги находят своих читателей.
Использование ростовых кукол для проведения массовых мероприятий
Впервые в этом году для проведения библиотечных мероприятий использовала ростовые куклы Волка и Белочку. Мероприятия с «ожившими» героями книг ребятам очень понравились.
Так интересно прошел урок по знакомству со сказкой Леонида Куликова «Белочка-умелочка» во 2 классе. В начале урока вспомнили книжки, в которых главный герой белочка. Их оказалось не так много. Из энциклопедии о животных узнали где живет и чем питается зверек. А сама героиня праздника, Белка (ростовая кукла) прочитала всем сказку Леонида Куликова «Белочка-умелочка». Ребята с интересом слушали неизвестную сказку. Ответили на вопросы: Почему нужно делать добро? И всегда ли это надо делать?
На память всем ребятам Белка оставила книжку-малышку, но без рисунков (вместо них в книге были пустые странички), предложив ребятам побыть художниками нарисовать самим рисунки к только что изученной сказке.
Среди художников-иллюстраторов книжки устроили конкурс на самое интересное, красочное оформление книжки «Белочка-умелочка». Получилось увлекательно.
Для многих ребят библиотека стала любимым местом. Двери библиотеки всегда открыты для всех!