Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание школьников через приобщение к чтению с использованием информационных технологий"»
Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Карпатская школа № 16»
ДОКЛАД
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Библиотекарь: Мирошниченко Е.Н.
п.Карпаты
2018г
Постановка проблемы и её актуализация
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Усиление воспитательной функции образования, формирование нравственности, гражданственности, трудолюбия, культуры, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Луганской Народной Республики указано, что одним из направлений, определяющих роль школьной библиотеки в обществе, является «приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного и культурного воспитания и форме проведения досуга».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан» выделяет следующие наиболее актуальные направления: формирование у граждан высокого патриотического сознания. Чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; воспитание гражданской позиции личности; военно-патриотическое воспитание.
Успешная реализация вышеперечисленных направлений государственной образовательной политики невозможна без создания системы совместной деятельности по патриотическому воспитанию: школа – школьная библиотека – социум. Только плодотворное сотрудничество всех участников этой системы позволит действительно влиять на формирование патриотического сознания подрастающего поколения. Включение библиотек как полноправных партнеров в число организаций, занимающихся реализацией один из факторов успеха этой деятельности.
Содействие в воспитании у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его традициям, культуре, уважения к языку и культуре других народов, стремление к созиданию, направленному на процветание страны – стало одним из приоритетных направлений работы нашей школьной библиотеки. Не подменяя функции других социальных институтов, занимающихся патриотическим воспитанием, библиотека опирается на свою основную функцию – стимулирование интереса к чтению и рассматривает чтение как важнейший вид человеческой деятельности на основе усвоения нравственного потенциала Книги. Библиотека, таким образом, обладает мощным инструментарием для воздействия на чувства и нравственное становление личности.
Информационная справка школьной библиотеки
Школьная библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотека ГОУ ЛНР «Карпатская школа № 16» занимает площадь одного класса на первом этаже школы. Читальный зал совмещен с абонементом. Отведен отдельный кабинет для хранилища учебников. Читальный зал рассчитан на 10 человек. Библиотечный фонд составляет
В библиотеке имеется 1 компьютер . Школьная библиотека работает по годовому плану, утвержденному директором школы, ведется вся необходимая документация: читательские формуляры, инвентарные книги, книга суммарного учета, дневник библиотеки и т.д.
Приоритетным направлением деятельности нашей библиотеки является патриотическое воспитание учащихся через привитие любви к чтению и книге.
Цель и задачи
Главная цель работы библиотеки – формирование патриотического сознания школьников через приобщение к чтению с использованием информационных технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества;
- приобщать детей и подростков к чтению лучших произведений фольклора и литературы, воспитывающих любовь к Родине, родному языку и родной природе;
- привлекать в библиотеку новых читателей.
Направления работы по патриотическому воспитанию
Историко-краеведческое «Край мой, гордость моя»
Цель: формирование гордости за историческое прошлое своей Родины и края, уважения к российской культуре и традициям предков.
Задачи:
- формировать чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
- изучать историю своей страны, родного края.
Гражданско-правовое «Родина моя – Россия» Цель: изучение государственной символики России, Кемеровской области, своего города; знакомство с Конституцией РФ, правами и обязанностями гражданина России.
Задачи:
- формировать систему знаний, уважение и интерес к государственным символам России;
- способствовать формированию российской идентичности.
Военно-патриотическое «И помнит мир спасенный»
Цель: воспитание патриотических чувств школьников через изучение военной истории России, Дней воинской славы, подвигов советских воинов, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- закрепить и углубить исторические познания по теме «Войны в истории России: героические подвиги»;
- формировать умение выразить собственное представление о войне;
- повысить образовательный уровень и расширить читательский кругозор.
Литературное краеведение «Таланты нашего края»
Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Кемеровской области.
Задачи:
- познакомить с творчеством поэтов и писателей Кемеровской области;
- расширить и обогатить знания школьников о родных местах; - пробудить интерес к культуре родного края (Приложение 1).
Организация деятельности школьной библиотеки
Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка, в том числе виртуальная выставка, выставка-диалог. Воспитывая в детях и подростках чувства гражданственности и патриотизма, нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие (рассказ, обзор, беседа, литературная экскурсия) сопровождается книжно-иллюстративной выставкой. Она является основой любого мероприятия.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества. Одним из направлений работы в библиотеке стало возрождение истории своего края. Эта форма краеведения оправдывает себя и является эффективным средством патриотического воспитания. Пожалуй, сегодня библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о родном крае и удовлетворить интерес к краеведческой литературе.
В воспитании патриотических чувств я учитываю индивидуальные психологические особенности детей разных возрастных групп. В работе с младшими школьниками главным считаю эмоциональное воздействие на ребенка (игры-викторины, путешествия, беседы) а с подростками – формирование понятий и представлений о патриотизме, осмысление человеческих ценностей и идей, вовлечение их в нравственно ориентированную жизнедеятельность (круглые столы, часы общения, групповые проекты).
Более качественному выполнению задач по патриотическому воспитанию учащихся способствует внедрение в работу школьных библиотек новых информационных технологий, возможность полноценного графического оформления печатной продукции библиотеки. В современном мире, наравне с традиционной книжной формой, информация поступает и в электронном виде, через компьютерные сети, Интернет. Развитие информационно – компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Компьютер – это реальность сегодняшней библиотеки. Перед нами библиотекарями стоит задача не только содействовать в выборе книг, но и стать путеводителем в электронном мире информации, помогая пользователям в поиске и выборе информации в Интернете.
Обидно, но очевидно, что юное поколение лучше воспринимает готовый зрительный образ, чем образ литературный. Но, соединив художественную ценность кинопроизведений, информативность видеоряда с литературными ценностями и живым словом, можно получить уникальный результат. В мою практику с детьми смело входят комплексные формы: видеопоказы – параллельно с чтением и обсуждением, слайд - рассказы. Внедрение новых информационных технологий в библиотеку значительно меняет и требования к современному библиотекарю. Характерная особенность сегодняшнего дня – библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями и при этом оставаться личностью, к которой будут тянуться наши читатели.
Применение информационных технологий оказывает заметное влияние на формирование читательских интересов, пробуждая интерес к чтению.
Работа школьной библиотеки неразрывно связана со всей жизнью школы. Библиотеку посещают разные категории читателей: учащиеся, учителя, работники школы, родители, бывшие ученики. И к каждому из них нужен свой подход. Школьная библиотека участвует в образовательном и воспитательном процессе не меньше, чем учителя, и решает чрезвычайно важные задачи, связанные с реформой школьного образования. Сердцевиной любого проекта улучшения школьного образования является самостоятельная работа учащихся с источниками информации. И библиотекарь становится связующим звеном между информационными ресурсами и читателем. Школьная библиотека сегодня – это и центр общения. И практически единственное бесплатное учреждение, открывающее подлинные ценности тем, кто только начинает строить свою жизнь.
Работа библиотеки с педагогическим коллективом необходима для целостного и всестороннего воспитания личности учащихся. Работа эта ведется через тематические выставки для преподавателей, подбор литературы по заявленным темам или вопросам, выступления на методических объединениях, педагогических советах, совместное проведение классных часов, внеклассных мероприятий.
Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребенок будет делать это и вне дома. Ведь самый главный пример для любого ребенка - его родитель, самый лучший, самый важный. Как сохранить нравственные устои семьи? Какую роль в этом может сыграть книга, библиотека? Об этом идет речь на родительских собраниях, на которых совместно с ребятами выступаем с беседами, обзорами литературы, рекомендациями, консультациями, лекциями. Оформляются информационные и тематические стенды, буклеты, памятки. Совместно с родителями ребята составляют родовое древо своей семьи, изучают семейный архив. Из истории семьи, родного края учащиеся черпают много полезного. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Изучение своей родословной помогает учащимся осмыслить важные постулаты: семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Патриотическое воспитание средствами школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, приобщать детей и подростков к чтению лучших произведений фольклора и литературы, привлекать в библиотеку новых читателей, а значит успешно формировать патриотическое сознание.