Проект преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр». Модель ИБЦ – « Библиотека – центр коммуникаций
Проект преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр». Модель ИБЦ – « Библиотека – центр коммуникаций
Школьные библиотеки, как социальные институты, предназначены предоставлять широкую и полную информацию читателю для решения различных жизненных проблем, то есть способствовать социализации личности в современном обществе.
Такое понимание цели библиотечного облуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр». Модель ИБЦ – « Библиотека – центр коммуникаций»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Раздольное
Надеждинского района Приморского края
ПРОЕКТ
преобразование школьной библиотеки
из статуса «библиотека»
в «информационно-библиотечный центр»
Модель ИБЦ – « Библиотека – центр коммуникаций»
подготовила: В.А. Драгина
педагог - библиотекарь
МБОУ СОШ №2
2022год
Пояснительная записка
Обучение информационной культуре начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая, уникальная роль в обучении информационной культуре принадлежит школьной библиотеке. Школьная библиотека – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Миссией школьной библиотеки является подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса. Став сильным современным - информационным центром, она должна модернизировать работу, внедрять инновации, использовать нетрадиционные носители информации. Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном пространстве.
Поэтому в настоящее время возникла потребность в преобразовании библиотеки из «хранилища» книг в школьный информационно-библиотечный центр, способный сформировать информационную культуру участников образовательного процесса.
Современный читатель не пойдет в библиотеку, где нет ничего, кроме стеллажей со старыми книжками. Мы должны в ХХI веке заинтересовать современного ребенка (в первую очередь, подростка), современного учителя, которому интересны многие журналы и газеты, в том числе и электронные. Для этого в библиотеке необходимо установить два компьютера для индивидуальной и групповой работы, оборудовать отдельное пространство читального зала с рабочими местами для комфортного размещения посетителей и возможностью использования не только стационарных компьютеров (ноутбуков), но и собственного устройства и подключения к Wi-Fi; Благодаря более компактному размещению книжного фонда, удалось зонировать пространство библиотеки: выделена зона читального зала и зона релакса. Вместе с тем, стало ясно, что нужны более масштабные и системные преобразования.
Изучив требования нового стандарта к планируемым результатам (предметным, метапредметным, личностным), инфраструктуре школьного образования, поставили цель:
Создание современного школьного информационно-библиотечного центра как необходимого условия для обеспечения достижения новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) для получения качественного образования, ориентированного на самоопределение и комплексное удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся и педагогов.
Модель ИБЦ – « Библиотека – центр коммуникаций»
• Открытый доступ ко всем фондам библиотеки
• Общедоступные ПК
• Скоростной Wi-Fi
• Релакс-зона
•Читальный зал
Задачи:
1. Создать нормативно-правовую базу для обеспечения преобразований в деятельности нового структурного подразделения.
2. Организовать доступ ко всему объему программных произведений, включенных в образовательную программу школы; справочно-информационной литературе; учебно-методической литературе за счет возможности использования виртуальных библиотек, электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов.
3. Создать комфортную среду, обеспечивающую условия для организации индивидуальной и групповой работы за счет зонирования и расширения пространства библиотеки.
4. Установить программное обеспечение для легитимного и безопасного использования ресурсов информационного центра.
ШИБЦ предполагает основные способы совершенствования
Библиотеки, как социальные институты, предназначены предоставлять широкую и полную информацию читателю для решения различных жизненных проблем, то есть способствовать социализации личности в современном обществе.
Такое понимание цели библиотечного облуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, которые необходимо сделать для достижения этой цели:
— снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
— постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее их полного удовлетворения;
— расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;
— содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
— продвижение чтения в нечитающие слои общества.
Решение каждой из этих задач будет способствовать облегчению доступа к информационным ресурсам и расширению круга пользователей, способных применять их для достижения своих жизненных целей.
заметно усилилась информационная функция библиотек – на это повлияли информатизация жизни общества, расширение и усложнение информационных потребностей населения, и, конечно, изменилось и профессиональное сознание библиотекаря, касающееся его отношения к читателю. Сегодня цель индивидуального библиотечного обслуживания может быть сформулирована как помощь личности в ее социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки. В задачи индивидуального обслуживания входит:
— удовлетворение информационных потребностей читателя; — содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры читателя; — организация сотрудничества читателя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой.
Таким образом, индивидуальное библиотечное обслуживание сегодня должно способствовать самораскрытию, самопознанию, самовыражению читателя во всех сферах его жизнедеятельности: учебной, профессиональной, досуговой и др. К эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания относятся:
— индивидуальная беседа; — индивидуальное информирование; — индивидуальная рекомендация и т. д.
• Индивидуальная беседа – традиционный метод индивидуального обслуживания. Виды бесед:
— собеседование при записи в библиотеку; — о библиографических возможностях библиотеки; — о новых поступлениях; — устные библиографические справки; — о рекомендуемых книгах; — о прочитанной книге; — о фонде документов; — об открытом доступе; — о каталогах и картотеках и т. д.
Данные обратной связи (то есть какой материал оказался интересным в ознакомительном плане, какой использовался в работе, какой не соответствует теме) дают возможность судить об эффективности индивидуального информирования и корректировать эту форму работы. • Консультация – виды могут быть те ж, что и в беседах, при этом возможны консультации по телефону. Консультационная работа включает вопросы повышения информационной компетентности читателей, в том числе: алгоритмы поиска в информационном пространстве ЭБ, заполнение читательских требований, выбор книг в фондах открытого доступа и т. д. • Метод ИРИ (избирательное распространение информации) – реализация возможна только на основе применения компьютерных технологий. Особенностью ИРИ является обязательное наличие обратной связи. • Дистанционное индивидуальное обслуживание с помощью Интернета и Интранета, с помощью электронной почты и с использованием факса.
Важное место в ряду других способов индивидуальной работы принадлежит справочно-библиографическому обслуживанию (СБО), которое представляет собой выполнение разовых запросов читателей путем предоставления им справок.
Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предполагает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами. Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание строится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей библиотеки.
План мероприятий по реализации проекта по созданию информационно – библиотечного центра в школе
Создать нормативно-правовую базу для обеспечения преобразований в деятельности нового структурного подразделения.
№
Деятельность
Сроки
Ответственные
1.
Разработка и принятие положения об информационно – библиотечном центре
Июнь 2022
Директор
А.В. Михайловская
2.
Разработка и принятие правил пользования электронными образовательными ресурсами.
Август 2022
Пед.- библиотекарь В.А. Драгина
3.
Разработка и принятие регламента пользования МФУ
Август 2022
Пед.- библиотекарь В.А. Драгина
4.
Разработка и принятие программы развития ИБЦ МБОУ СОШ №2
Октябрь- ноябрь 2022
Пед.- библиотекарь В.А. Драгина
5.
Разработка инструкций по технике безопасности при работе с персональными компьютерами.
Август 2022
Пед.- библиотекарь В.А. Драгина
2. Организовать доступ ко всему объему программных произведений, включенных в образовательную программу школы; справочно-информационной литературе; учебно-методической литературе за счет возможности использования виртуальных библиотек, электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов.
№
Деятельность
Сроки
Ответственные
1.
Приобретение образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях («100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» http://w\vw.openeducation.fondeduxu/ и http://kniglOO.spbu.ru .).
2022-2023гг.
Пед.- библиотекарь В.А. Драгина
2.
Подключение к виртуальным ресурсам: - порталу НЭБ (заключение договора с оператором «Национальной электронной библиотеки» (НЭБ) — ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ) о предоставлении доступа к НЭБ); - порталу РШБА - http://rusla.ru/rsba/technology/) - (электронные библиотеки, электронные СМИ, интернет-сайты писателей, учебные и педагогические издательства, сайты школьных библиотек, зарубежные порталы и другие ресурсы интернета, образовательные сайты России).
Сентябрь
2022г.
Директор
МБОУ СОШ №2
Тех. администратор
3.
Создание медиатеки и электронного каталога изданий, находящихся в ИБЦ.
2022-2023гг.
Уч. год
Пед.- библиотекарь В.А. Драгина
4.
Создание страницы ИБЦ на сайте школы с размещением информации об услугах ИБЦ, каталогов, мероприятиях.
Октябрь 2022г
Ответственный за сайт
3. Создать комфортную среду, обеспечивающую условия для организации индивидуальной и групповой работы за счет зонирования и расширения пространства библиотеки.
№
Деятельность
Сроки
Ответственные
1.
Организация зонирования помещений библиотеки за счёт реконструкции её помещений с выделением следующих зон:
-Зона длительного абонемента, предназначенная для получения информационных ресурсов;
- Зона абонемента открытого доступа, предназначенная для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых ИБЦ;
- Зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, проведения внеурочных мероприятий и других типов совместной деятельности; (Читальный зал)
Август – октябрь 2022
Директор
Пед.- библиотекарь В.А. Драгина
2.
Приобретение необходимого технического оборудования, компьютерной техники для обеспечения доступа к информационным ресурсам, в том числе через Интернет.
Август – сентябрь 2022г.
Заместитель директора по АХР
3.
Установка технического оборудования, компьютерной техники в ИБЦ.
Сентябрь – октябрь
Техн. администратор
4.
Приобретение, установка и размещение мебели в зонированных пространствах ИБЦ.
Август 2022
Заместитель директора по АХР
5.
Оборудованное современной системой компьютерного учёта фонда учебников и рабочее место педагога-библиотекаря (компьютер, МФУ).
Август 2022
Техн. администратор
6.
Организация дополнительных рабочих мест с подводкой электрики.
Август 2022
Электрик
4. Установить программное обеспечение для легитимного и безопасного использования ресурсов информационного центра.
1.
Обеспечение Wi-Fi с ограниченным (детским) доступом в Интернет.
Август 2022
Техн. администратор
2.
Установка антивирусного ПО, а также защиты от хакерских и других атак.
Август –сентябрь 2022
Техн. администратор
3.
Установка Программы для организации конференц-связи ( Skype)
Август –сентябрь 2022
Техн. администратор
4.
Установка специальных фильтров содержимого на нескольких уровнях: на уровне протоколов передачи данных по сети, на уровне интернет-шлюзов, на уровне центрального сервера, на уровне ПК пользователей.
Август –сентябрь 2022
Техн. администратор
5.
Установка программы «Школьная библиотека» для управления фондами школьной библиотеки.
Август2022г.
Техн. администратор
Смета на реализацию проекта по созданию информационно – библиотечного центра
№
Наименование
Цена (руб)
Количество
Стоимость
(руб)
1.
Ноутбук HP 250 G4 N0Y17ES
50 000
2
100 000
3.
Стулья для читального зала
3000
15
45 000
4.
Столы модульные библиотечные
8625
8
69000
5.
Проектор View Sonic PJD6350
43500
1
43500
6.
Экран для проектора Digis Optimal-C DSOC-1103
8500
1
8500
7.
Кабель для проектора HDMI – 15м
3000
1
3000
8.
Штатив подвесной для проектора
5000
1
5000
10
Программное обеспечение Эл. Учёта «Школьная библиотека»
6000
1
6000
11
Книги («100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению»), согласно перечня
400
300
120 000
Итого по смете:
400 000
Ожидаемые результаты и социальные эффекты реализации проекта
Реализация мероприятий Проекта позволит создать условия для обеспечения достижения новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) за счёт преобразования библиотеки в информационно – библиотечный центр, который позволит:
- иметь доступ ко всему объему программных произведений, включенных в образовательную программу школы; справочно-информационной литературе; учебно-методической литературе за счет возможности использования виртуальных библиотек, электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов;
- заниматься образовательной деятельностью в комфортной среде, обеспечивающей условия для индивидуальной и групповой работы за счет использования различных зон пространства ИБЦ;
- бесплатно пользоваться беспроводным интернетом как с использованием ноутбуков ИБЦ, так и собственных персональных гаджетов с безопасным доступом во всемирную сеть;
- использовать компьютерную технику в ИБЦ для сканирования, тиражирования, копирования образовательных ресурсов;
- пользоваться ресурсами ИБЦ (печатными, электронными, консультативными) в плане профессионального самоопределения;
Ожидаемые результаты реализации Проекта повлияют на улучшение качества новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), что обеспечит повышение уровня социализации, конкурентоспособности и мобильности выпускников школы.
К социальным эффектам можно отнести обеспечение равных образовательных возможностей для обучающихся из малообеспеченных семей и преодоление у них комплекса провинциала.
Управление реализацией Проекта, включающее
в себя механизм управления Проектом, распределение сфер ответственности
Руководителем Проекта является директор МБОУ СОШ №2 п. Раздольное Надеждинского района Приморского края, который несет персональную ответственность за его реализацию, конечные результаты, эффективное использование выделяемых на выполнение Проекта финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Проекта.
Директор как руководитель - координатор Проекта в ходе его выполнения:
- осуществляет координацию деятельности всех участников проекта по эффективной реализации его мероприятий участниками Проекта;
- организует разработку в пределах полномочий нормативные правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Проекта;
- подготавливает доклады о ходе реализации Проекта;
- контролирует ведение ежегодной отчетности реализации Проекта;
- подготавливает при необходимости в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий Проекта, уточняет затраты на реализацию мероприятий Проекта, а также механизм его выполнения;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Проекта, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на его реализацию;
- организует размещение на официальном сайте МБОУ СОШ №2 п. Раздольное Надеждинского района Приморского края в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Проекта.
В ходе выполнения Проекта педагог-библиотекарь:
- вносит предложения, и участвует в уточнении расходов на реализацию мероприятий Проекта, а также в совершенствовании механизма реализации Проекта;
- участвует в предоставлении ежегодной отчетности о ходе реализации Проекта;
- осуществляет управление деятельностью участников Проекта в рамках выполнения мероприятий Проекта;
представляет статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Проекта;
участвует в подготовке доклада о ходе работ по реализации Проекта, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
В целях привлечения общественности к управлению реализацией Проекта привлекаются Педагогический и Методический советы МБОУ СОШ №2 п. Раздольное Надеждинского района Приморского края
Основными задачами Методического совета являются:
- рассмотрение и уточнение мероприятий Проекта;
- выявление методических и организационных проблем в ходе реализации Проекта и разработка предложений по их решению.
Основными задачами Педагогического совета являются:
- рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Проекта и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра - структурного подразделения школы
Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.
Модернизация библиотечных процессов.
Повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе.
Обеспечение свободного и стабильного доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
Обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования.
Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
Организация вне библиотечного пространства
Расширение образовательного пространства за счет сотрудничества с другими организациями.
Организация стажерской площадки на базе школы, инновационных площадок по апробации инновационных технологий
Улучшение комфортности обслуживания пользователей
Риски проекта
В ходе реализации Проекта возможны негативные последствия:
- Недостаточное финансирование на комплектование библиотечных фондов и недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации Проекта. Для снижения данного риска возникает необходимость в поддержке Управляющего Совета школы, родительской общественности.
- Некомпетентное использование компьютерной техники, находящейся в свободном доступе. Для снижения данного риска необходимо проводить регулярный инструктаж, обучение работы с ПК для пользователей БИЦ.
- Недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом. Данный риск решается выступлением на семинарах, педагогических советах и совещаниях по работе Информационно-библиотечного центра.
Заключение
Школьная библиотека станет центром общественной жизни, где функционируют досуговые объединения и организуются культурные мероприятия, а также одним из важнейших факторов духовно-нравственного и культурного роста обучающихся.
Информационно-библиотечный центр будет продолжать работу по расширению образовательных услуг всем участникам образовательного процесса (обучающимся и их родителям, педагогам), осваивать новые информационные технологии, привлекать широкий круг обучающихся в клуб активных пользователей центра, через который обучающиеся смогут сами создавать интеллектуальный информационно-библиотечный продукт. Информационно - библиотечный центр станет информационным и культурным центром школы, объединяющим все информационные ресурсы и являющимся полноправным участником образовательного процесса.