МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №18 Г.ТОРЕЗА»
Номинация «Духовно-нравственное воспитание на культурно-историческом наследии русского народа»
Библиотечный урок
«Творец уральских сказов
Бажов Павел Петрович»
4- класс
Деревянко Татьяна Станиславовна
заведующий библиотекой
г. Торез 2021г.
Библиотечный урок
«Творец уральских сказов Бажов Павел Петрович». 4 – класс.
Цели: Расширить знание детей о писателе П.П. Бажове, прививать любовь к его творчеству; проверить знание его произведений; развивать внимание, связную речь.
Оборудование: Портрет писателя; выставка книг, иллюстраций; карта России; толковый словарь; презентация.
Ход урока
I. Организация учащихся к уроку.
II. Объявление темы и цели урока.
Библиотекарь: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по удивительным местам, способным поразить всех своей красотой и богатством. Наш маршрут пройдет по горному массиву. Отгадайте его название.
Сл.2 Кроссворд.
1.Полезное ископаемое, ценнейший вид топлива, которое добывают в нашем крае?
2.Возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью?
3.Твёрдая неметаллическая горная порода, или её кусок?
| У | Г | О | Л | Ь |
2. Г | О | Р | А | |
| К | А | М | Е | Н | Ь |
М | А | Л | А | Х | И | Т |
4.Минерал ярко-зелёного цвета?
Ответы на кроссворд.
Библиотекарь: Правильно, это Урал. Где находятся Уральские горы? Покажите на карте? А как Уральские горы называли в старину? (« Каменный пояс земли Русской»). (Ответ детей).
Сл.3 Библиотекарь: Миллионы лет тому назад на месте Уральских гор разливались моря, и прямо из воды... вставали леса гигантских деревьев. Со временем на месте этих морей и лесов появились Уральские горы, а в горах спрятались несметные богатства.
Библиотекарь: Дети, скажите, а какие это богатства? (Ответ детей.)
Библиотекарь: Это медные и железные руды, каменный уголь, минералы, драгоценные камни. Даже название красивых камней «самоцветы» родилось именно на Урале. Со временем земли Урала стали заселять люди, которые обнаружив в горах богатые руды, драгоценные камни, начали строить заводы и фабрики по обработке камней. Тяжкая жизнь рождала желание изменить её. Вот и придумывал народ разных таинственных и волшебных помощников: Хозяйку Медной горы, Голубую Змейку, Бабку Синюшку, Огневушку-Поскакушку, а потом рассказывал своим детям о них. Предания старины сохранились и в семье мастера металлургического завода, где родился Паша Бажов.
III. Изучение нового материала.
Сл.4,5 Библиотекарь: А сейчас мы с вами отправимся к подножью горы Бесенковой (Бессоновой), в небольшой Уральский городок Сысерть на родину знаменитого сказочника, русского и советского писателя, фольклориста, публициста, журналиста Павла Петровича Бажова.
Сл.6 Библиотекарь: Родился Бажов П.П. 27 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова. Детство писателя прошло в старых заводских поселках.
Сл.7 Библиотекарь: Семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни, когда на время покоса закрывались фабрики, и шла заготовка сена, работа на огороде, заготовка грибов и ягод. Отец будущего писателя Пётр Васильевич, рабочий сварочного цеха, считался специалистом своего дела, был человеком гордым и талантливым, но отличался строптивым нравом и был непочтителен с начальством. Из-за этого семья часто переезжала с места на место, побывав на всех заводах Сысертского округа. Мать Августа Стефановна кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничала «на заказчика», была искусной кружевницей.
Сл.8 Библиотекарь: Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Хорошими рассказчиками были местные старики - лучшими из них был Василий Хмелин. Он в то время работал сторожем на Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе, его дочерях Змеевках и др. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.
Сл.9 Библиотекарь: А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть (ответы детей) ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков. «Колдун уральский бородатый»- говорил о нем Демьян Бедный.
Сл.10 Библиотекарь: Уже работая учителем русского языка, в Екатеринбургском женском училище, Бажов много разъезжал по уральским заводам, где собирал фольклорный материал. Он упорно изучал архивные документы, посвященные истории Урала, тайны ремесла камнерезов, гранильщиков, литейщиков. Огромный запас жизненных впечатлений лег в основу его удивительных сказов.
Сл.11 Библиотекарь: В начале 1930-х годов советским фольклористам было дано задание, собирать, «колхозно-пролетарский» фольклор. Однако историк В. П. Бирюков на Урале не нашел рабочего фольклора. Тогда П. П. Бажов, написал для него три своих сказа, утверждая, что слышал их в детстве. «Малахитовая шкатулка» вошла в сборник «Уральские сказы» и является одним из лучших произведений писателя.
Библиотекарь: А что такое сказ? Чем сказ отличается от сказки?(Ответы детей). К какому словарю нам нужно обратиться? (Ответы детей).
Сл. 12 (Работа сот словарем) Сказ - повествование, ведущее от лица рассказчика. Сказка – повествовательное произведение устного творчества о вымышленных событиях.
Библиотекарь: А сейчас мы отправимся на Азов - гору, где по приданию хранительница драгоценных камней, предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины или ящерицы в короне. Скажите кто это?( Ответы детей). Да это Хозяйка медной горы, Малахитница.
Сл.13 (Работа сот словарем) Библиотекарь: А что такое малахит? К какому словарю нам нужно обратиться? ( Ответы детей).
Малахит - это (русский камень, павлиний камень) – один из самых известных драгоценных камней. Из-за его уникального рисунка малахит получил имя – «павлиний камень». Уральские камнерезы понимали, что каждый цветной камень уже является произведением искусства, созданным природой, нужно только понять художественный замысел природы, придать форму не нарушив его уникальности.
Сл. 14 Библиотекарь: Сказ «Малахитовая шкатулка».
После смерти Степана у Настасьи, его вдовы, осталась малахитовая шкатулка, которая заменяла их дочери Танюшке игрушки. Однажды в их дом пришла странница и взялась учить девочку рукоделию. А перед уходом подарила
что? (Ответы детей). Маленькую пуговицу. С той поры стала Танюшка мастерицей. Потом их дом сгорел, и семье пришлось продать шкатулку. Когда молодой барин, приехавший на завод, увидел Танюшку, то решил взять её в жёны. Девушка согласилась, но при условии, что он покажет ей царские малахитовые палаты. И что с ней там случилось? (Ответы детей).
Сл. 15 Библиотекарь: Игра «Убери лишнее» по сказу «Малахитовая шкатулка».
1) Как оказалась у Степана малахитовая шкатулка?
1.Подарила Хозяйка медной горы +
2.Подарил старый барин Турчанинов
3.Купил по случаю
4. Досталась от родителей
Сл. 16 2) Как звали дочку Степана и Насти?
1. Танюшка +
2. Марьюшка
3. Настюшка
4. Дарьюшка
Сл. 17 3)Какому рукоделию научила Танюшку странница?
1. Шить шелками +
2. Вязать
3. Рисовать
4. Шить одежду
Сл. 18 4)Что подарила странница Танюшке на прощание?
1.Маленькую пуговку +
2. Кольцо
3. Камень драгоценный
4. Бусы
Сл. 19 5)Что произошло с Танюшкой, когда она прислонилась к малахитовой стене?
1.Улетела
2.Раствориась +
3.Растаяла
4.Замерзла
Сл. 20 Библиотекарь: Наше путешествие продолжается, и мы сейчас посетим подземное царство духа-хозяйки Уральских гор - Малахитницы. Сказ «Каменный цветок».
Данила, был отдан в ученики к мастеру Прокопьичу. Однажды мастер получил заказ от приказчика: сделать для барина точёную чашу на ножках по особому чертежу. Чаша получалась ровная, но Данила был недоволен: «Вот цветок самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а чаша кого обрадует?» Потом он прослышал, что у Малахитницы во владениях есть каменный цветок, и потерял покой. И что произошло потом?(Ответы детей).
Сл.21 Библиотекарь: Хозяйка Медной горы (Малахитница, Азовка-девка)— персонаж легенд уральских горняков, мифический образ духа-хозяйки Уральских гор.
Сл.22 Библиотекарь: Игра «Убери лишнее» по сказу «Медной горы Хозяйка».
1)В кого превращалась Хозяйка Медной горы?
1.В змею
2.В стрекозу
3.В ящерку +
4.В птицу
Сл. 23 2) Как звали главного героя сказа?
1.Иван
2.Степан +
3.Данил
4.Егор
Сл. 24 3) Кто составлял войско Медной горы хозяйки?
1.Муравьи
2.Змеи
3.Ящерки +
4. Летучие мыши.
Сл. 25 4)Что обещала Хозяйка Медной горы главному герою за выполнение поручения?
1.Бессмертие
2.Выйти за него замуж +
3. Красоту
4.Богатство
Сл. 26 5)Что случилось в конце сказки с главным героем?
1.Умер на Медной горе +
2.Разбогател и женился на своей невесте
3.Превратился в камень
4.Ушел в лес
Сл. 27 Библиотекарь: Далее наш маршрут пройдет через лес к колодцу Бабки Синюшки. А кто такая Бабка Синюшка? ( Ответы детей)
Библиотекарь: Это персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой».
Библиотекарь: Сказ «Синюшкин колодец».
Шёл заводской парень Илья через лес и набрёл на колодец. Хотел воды напиться, а из водяного окошка старушонка вышла - бабка Синюшка.
Сл. 28 Библиотекарь: С виду - старая, а голос и зубы — как у молодой. Велела она ему прийти ночью, когда месяц полный, пообещав всяких богатств показать. Да только Илье богатства ни к чему — он мечтает увидеть, как Синюшка «красной девкой оборачивается». Увидел ли Илья то, что хотел? (Ответы детей.)
Библиотекарь: Наш маршрут далее пройдем через прекрасный и сказочный лес к сторожке деда Коковани.
Сл. 29 Библиотекарь: Сказ «Серебряное копытце».
Произведение «Серебряное копытце» Бажова было написано в 1938 году. В доброй и поучительной сказке автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце.
Сл. 30 Библиотекарь: Наше путешествие подходит к концу. Мы отправляемся на высокий холм Ивановского кладбища города Свердловска, к могиле Павел Петрович Бажова, который умер 3 декабря 1950 года. Писатель не раз говорил своим близким: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!»
Библиотекарь: Павлом Петровичем Бажовым было написано более 50 сказов которые переведены на десятки языков мира, а в 2013 году они вошли в список «100 книг», рекомендованный Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения.
IV. Закрепление изученного материала.
Библиотекарь: Чем сказ отличается от сказки? Какие сказы Бажова П.П. вам понравились? Кто из героев у вас вызывает симпатию? Каких мифологических персонажей вы запомнили?
Сл. 31 Библиотекарь:
Огнём загорались
Цветные каменья,
И сказы рождались
Нам в поученье.
Он трогает словом
И сердце и разум.
Спасибо Бажову,
За чудные сказы!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бажов П.П. Уральские сказы. — Москва, 2007.-320с
2.Бажова-Гайдар А.П. Дом на углу: Воспоминания о моем отце. — Свердловск, 1970.-88с.
3.Боголюбов К.А. Наш Бажов. — Южный Урал, 1951.58-59с.
4.Гельгардт Р.Р. Фантастические образы горняцких сказов и легенд. // Русский фольклор. Материалы исследования. — М.-Л. Издательство академии наук СССР, 1961.193-226с.
5.Гельгардт Р.Р. Стиль сказов Бажова. Очерки. Пермь .1958.-482с.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
7.Хоринская Е.Е. Наш Бажов. — Свердловск, 1989.-108с.
8.Природный парк «Бажовские места»[Электронный ресурс. Режим доступа: https://nashural.ru/mesta/sverdlovskaya-oblast/bazhovskie-mesta/]
9.Природный парк «Бажовские места»[Электронный ресурс. Режим доступа http://www.bm-park.ru/
2