kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проекты школьной библиотеки, повышающие интерес к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «РRO ЖУРНАЛЫ» состоит из нескольких мини-проектов, цель каждого – привлечь внимание к чтению журналов, сделать так, чтобы это занятие стало потребностью. Конечно, привлечь внимание к журналам в ходе какой-то одной кампании волевым путём невозможно. Заставить читать невозможно, но можно заразить ребят чтением через интерес, увлечённость. Эту работу нужно вести систематически, используя разнообразный арсенал форм организации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проекты школьной библиотеки, повышающие интерес к чтению»

Черкашина Ирина Анатольевна

педагог-библиотекарь

Филиала МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» -

«Малозоркальцевская СОШ»


Проект «РRO ЖУРНАЛЫ»


Цели:

- повышение интереса к чтению,

- популяризация детских журналов

- привлечение детей к чтению журналов

Хочу поделиться своим опытом работы по привлечению детей к чтению детских журналов.

За несколько лет упорной работы, применяя различные формы работы, реализуя массу проектов, обновляя фонд, «колдуя» над оформлением библиотеки я наконец-таки добилась того, что дети с удовольствием стали прибегать в библиотеку, выбирать литературу, листать энциклопедии, интересоваться тематическими выставками книг, участвовать в конкурсах. Все больше и больше книг стали находить своих читателей. Это радовало!!!

Но! Уж как-то сиротливо аккуратно лежали на своих полочках в уголочке библиотеки журналы, как ни старалась их рекламировать и зрительно привлекать внимание юных читателей.

А ведь в журналах столько интересного и полезного! И вот тогда пришла идея проекта «РRO ЖУРНАЛЫ». Он состоит из нескольких мини-проектов, цель каждого – привлечь внимание к чтению журналов, сделать так, чтобы это занятие стало потребностью.

Конечно, привлечь внимание к журналам в ходе какой-то одной кампании волевым путём невозможно. Заставить читать невозможно, но можно заразить ребят чтением через интерес, увлечённость. Эту работу нужно вести систематически, используя разнообразный арсенал форм организации.

Расскажу о некоторых.


Мини-проект «Загадки от Шерлока»

Цель: вызвать интерес к чтению журналов.

Стать участником этого мини-проекта просто: надо ознакомиться с информацией на стенде, прочитать загадку великого сыщика, найти подсказки, а уж они укажут путь.

От ребят требовалось выполнить определенное задание. Наряду с этим необходимо было применить умение воспринять, проанализировать и обработать информацию, размещенную на этом мини-стенде, выстроить алгоритм дальнейших действий, самостоятельно найти и изучить нужную информацию и письменно оформить ответ.

Мини-стенд (выполнен из оргстекла в формате Лэпбука) полон загадок: есть и замочная скважина, в которую можно заглянуть и прочесть таинственную надпись. Каждый раз она новая, но обязательно о пользе чтения. В выдвигающихся таинственных ящичках – всевозможные подсказки. На полочках-задвижках - крылатые фразы героев Конана Дойла, которые могут полистать ребята постарше. Но загадка для всех одна. А ответ в детских журналах. С каждой загадкой журнал меняется.

Акцентируя внимание на журналах, не забываем и о книгах. Здесь же, на полке, находится несколько книг «Приключения Шерлока Холмса».

Своеобразным девизом этого мини-квеста стали слова: «В этом мире всегда есть нечто, чего мы даже не можем себе представить!» Но, как и все в этом проекте, он тоже был зашифрован в QR-код.

Сначала, чтобы найти ответ на вопрос, в подсказках указывала нужную страницу журнала. Затем задание усложнила, ребятам нужно было отыскать ответ самостоятельно, зная только номер, год издания и название журнала. А для этого прочитать разные статьи, чтобы найти одну, нужную. Так шаг за шагом интерес к отгадыванию «загадок от Шерлока» рос, а значит и с интересом читались журнальные статьи.

Мобильный стенд-квест перемещала в пространстве библиотеки, он мог находиться в разных местах. (Так интереснее и загадочней!)

З а каждый правильный ответ ребятам давала жетончик с надписью «Загадка отгадана» и с тем же QR-кодом. В конце года обладателю большего количества таких жетончиков вручался «Кубок Шерлока Холмса», призеры получали дипломы, участники – сертификаты.

В свободном доступе были книжные закладки. Их могли взять все желающие, не зависимо от участия в квесте. На закладках были ответы на уже отгаданные ребятами загадки просто в виде интересных фактов.
















«Книга удивлений»

Слоган проекта: Удивляйтесь сами! Удивляйте нас!

Цель: стимулировать детей к познанию нового («Читайте и удивляйтесь!»)

Журналы – кладезь интересной информации, удивительных фактов. Прочитав, например, один от корки до корки, можно узнать много интересного! Но мало просто прочитать. Важно, чтобы эта информация «усвоилась», чтобы потом ею можно было поделиться с товарищем или применить ее в нужном русле. Да и не все ребята, прочитав ту или иную информацию, сразу точно могут сформулировать ответ на вопрос: Что интересного узнал? Чем понравилась статья? Что удивило?

Так и появилась в нашей библиотеке «КНИГА УДИВЛЕНИЙ». Необычная книга: на ее страничках ребята могут написать, ЧТО из прочитанного в журнале, газете удивило больше всего. Так они учатся обрабатывать прочитанную информацию, анализировать, выделять главное, формулировать ответ, оформлять его на бумаге.

Книга находится в библиотеке в свободном доступе. Любой желающий может ее взять и пополнить удивительным фактом, или просто полистать и посмотреть, чему удивились остальные. В конце каждой четверти подводим итог: кто удивился больше всех.

Количество страниц в нашей книге увеличивается. Очень приятно, что к нашему «удивительному» проекту присоединились и взрослые (учителя и родители!). Здорово, что «удивляться» могут все!




























Кубок «Эрудит»

Цель проекта: научить получать нужную информацию из журналов.

Проходит в два этапа. В первом этапе (полуфинале) принимают участие все желающие. Во втором этапе (финале) участвуют победители полуфинала, набравшие большее количество баллов. Победителю вручается кубок «Эрудит».

Продолжительность всех этапов (от объявления до вручения кубка): 30 дней.

Во время проведения этого мероприятия детские журналы в библиотеке пользуются огромным спросом.

Своеобразная викторина оформляется в коридоре школы, обычно состоит из 20 вопросов, ответы на которые нужно найти в книгах и журналах. Каждый вопрос имеет особенность: составляется так, чтобы из его формулировки ребенок получил какую-то новую полезную информацию. Например, «Оказывается, русская народная поговорка о том, что «Булки не растут на деревьях» не совсем соответствует действительности. На самом деле на островах Океании растет дерево, которое называется хлебным. Почему его так назвали? И что готовят из плодов этого дерева?». Такая постановка вопроса стимулирует детей на познание нового, вызывает интерес и желание найти ответ.

Тут же под вопросом находится подсказка, ссылка на источник (где найти ответ). Например: Прочитать об этом вы можете на страницах журнала «Филиппок» №1/2020 г.

Условие викторины: каждому из участников нужно ответить на все вопросы (ответы предоставляются в письменном виде или на адрес электронной почты), чтобы выйти в финал игры. Финалисты соревнуются за кубок «Самый умный».



Игра «Знаете ли вы, что…»

Цель: популяризация детских журналов

Проводится в рамках Недели детской и юношеской книги.

Условия: турнир проводится между командами классов. В команде от каждого класса 5 человек. За три дня ребятам объявляется название журнала, из которого будут составляться вопросы игры. Например, журнал «Почемучкам обо всем на свете» (№№1-12 за 2019-2020). За несколько дней ребята читают (пролистывают, изучают) эти журналы.

Игра проводится в форме брейн-ринга. Вопрос задается одной команде. Кроме того, другие команды могут выдвинуть свой вариант ответа, заработав дополнительный балл в случае, если первая дала неправильный ответ.

И обязательное условие: вопросы составляются так, чтобы из их формулировки можно было, как минимум, узнать интересны факт.

П о правилам, каждая команда один раз за игру может взять 1 минуту для уточнения какой-то информации для ответа в журналах. Для этого до наступления времени ответа команда поднимает сигнальную карточку «СТОП ИГРА». Ведущий отдает команду «СТОП ИГРА» и за 1 минуту ребята могут найти нужный журнал (из 20 и более, находящихся на дополнительном столике) и посмотреть какую-либо интересующую их информацию. Но для этого нужно знать, в каком именно журнале искать.

Примеры вопросов:






















В помощь во всей этой работе - грамотно оформленные книжные выставки. Они обязательно привлекут внимание читателей, если оформлены красочно, ярко. Наряду с книгами в выставках активно использую разные журналы «Мурзилка», «Филиппок», «Отчего и почему», «Почемучкам обо всем на свете», «Путеводная звезда», «Детская энциклопедия» и др.

Особенно детей привлекает рубрика «Из истории вещей», в которой о привычных предметах, которые нас окружают, можно узнать интересные факты, начиная с истории появления.


Важно формировать интерес к журналам не только в рамках внеурочной деятельности, но и во время уроков. Поэтому, совместно с учителями начальных классов проводим совместно уроки литературного чтения (УМК «Школа России», 2 класс) на тему «Знакомство с детскими журналами». Дети учатся понимать, чем журнал отличается от книги, ориентироваться на страницах журналов и находить нужную информацию.

Большой интерес ребят вызывают конкурсы, проводимые журналами. В них участвуем тоже. И очень радуются дети, увидев на страничках журнала свой рисунок, свою работу. Такой журнал передается из рук в руки, его читают все одноклассники. И желающих участвовать становится еще больше. Ребята листают странички в поисках новых конкурсов.

В этом году к проектам и конкурсам, уже ставшим традиционными, добавится еще один «Мой любимый журнал».

Цели: реклама любимого журнала; привлечение внимания родителей к вопросам детского чтения

Участники: учащиеся школы, родители.

Условия проведения: на конкурс принимаются индивидуальные и коллективные работы в номинациях: эссе (объем печатного текста до 3 страниц), рекламный ролик (горизонтальный формат, продолжительность не более 2 мин), презентация (до 10 слайдов) рекламный плакат (формат А3, ориентация книжная), фотография на темы «Журнал, о котором хочется рассказать» «Наш любимый семейный журнал» и др.

Чтобы вся эта работа продвигалась успешней, необходимо, прежде всего, выяснить, ЧТО любят читать дети. Поэтому один раз в год, перед тем как оформить подписку, провожу опрос, какие газеты и журналы (из тех, что есть в библиотеке) ребята любят читать больше, и какие бы они посоветовали выписать еще. Так выстраивается рейтинг популярных журналов. Те журналы, которые опустились на последнюю строчку рейтинга, заменяю изданиями, которые посоветовали выписать ребята. Так в нашей библиотеке появился журнал «Почемучкам обо всем на свете», который последние два года пользуется большей популярностью.

К большому сожалению, школьная библиотека может выписать не все журналы, которые хотели бы читать дети. Поэтому, в разделе «Библиотека» школьного сайта составляю обращение- рекомендации родителям: «Уважаемые родители! В настоящее время издается огромное количество журналов, которые условно можно разделить на две группы: познавательные и развлекательные. Ознакомиться с ними можно в подписном каталоге. Обязательно посоветуйтесь со своим ребенком! Подберите ему журнал для чтения в соответствии с его возрастом и интересами». И здесь же знакомлю с журналами, которые выписывает школьная библиотека.

Даже если у родителей нет возможности оформить подписку, каждый день в школьной библиотеке ребенка ждет почтальон Печкин, у которого в сумке всегда лежит свежий номер журнала и последний номер школьной газеты.

Очень приятно видеть, что после проделанной работы журналы уже «не лежат на месте», как раньше. В течение дня несколько раз подхожу к полкам поправить лежащие не очень аккуратно журналы. И душа радуется: ЧИТАЮТ!


Черкашина Ирина Анатольевна

педагог-библиотекарь

Филиала МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» -

«Малозоркальцевская СОШ»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проекты школьной библиотеки, повышающие интерес к чтению

Автор: Черкашина Ирина Анатольевна

Дата: 21.03.2022

Номер свидетельства: 602787


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства