Методические рекомендации
по проведению Недели детской и юношеской книги – 2022
"Весенняя книгорадость"
Общие рекомендации по подготовке и проведению НДК-2022
В рамках Недели детской и юношеской книги – 2022 "Весенняя книгорадость"(далее - НДК) желательно провести (в онлайн- и(или) офлайн-режимах) мероприятия, направленные на воспитание читательского интереса и любви к чтению среди школьников.
Рекомендуем в этот период организовать встречи юных читателей с детскими писателями, поэтами, деятелями культуры и искусства, провести в онлайн- и (или) офлайн - режимах творческие площадки, интерактивные мероприятия, конкурсы, викторины, мастер-классы, обзоры и выставки книг в школах города
Желательно привлечь к проведению НДК также педагогов, классных руководителей, родителей обучающихся.
Тематика мероприятий в должна отражать тему областной НДК, но также может быть связана с календарными датами и событиями, с творчеством писателей и поэтов, с юбилеями книг.
В план работы проведения НДК в школе рекомендуем включить следующие мероприятия:
- организация книжной выставки;
- 1-3 конкурса (викторины) среди юных читателей в разных параллелях,
в качестве конкурсных мероприятий для 1-4-х, 5-8-х классов и 9-11-х классов можно использовать готовые методические разработки;
- мастер-класс по теме НДК;
- встреча с писателями, поэтами нашего города, области (онлайн/офлайн);
- радиопередача /стенгазета или информация на сайте школы (школьной библиотеке) о мероприятиях НДК-2022 в ОО;
- совместные мероприятия с городскими библиотеками;
- акции в поддержку школьной библиотеки (с целью пополнения фонда книг, обустройства интерьера /зон школьной библиотеки, озеленения и т.п.
Рекомендуем провести НДК в школах в период с 22 марта по 08 апреля 2022 г.
Информацию о проведенных мероприятиях в рамках НДК-2022 просим также разместить на сайте общеобразовательного учреждения не позднее 11 апреля 2022 г.
Материалы для проведения конкурсов среди читателей школьной библиотеки в рамках НДК-2022
Литературный конкурс № 1
«Весенние стихи»
№ | Отрывок из стихотворения | Пропущенная строка (ответ) | № |
1 | Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала ………………………… | Наперекор врагу. | 12 |
2 | Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, ……………………………. | Грохочет в небе голубом. | 23 |
3 | Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые ………………………………… | Поля моей родимой стороны | 25 |
4 | Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, ………………………………… | В песке купаяся, трепещет | 13 |
5 | Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, …………………………………. | Бегут, и блещут, и гласят… | 1 |
6 | О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! …………………………………… | И приветствую звоном щита! | 22 |
7 | Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, ……………………………… | И пахнет весной. | 11 |
8 | Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, …………………………………. | Летают облака! | 2 |
9 | Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, ………………………………… | Рог золотой выплывает луны | 14 |
10 | Говорят прохожие: — Вот весна идёт! — А это я работаю, ……………………………… | Разбиваю лёд. | 21 |
11 | Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ……………………………. | Ноги у весны. | 24 |
12 | На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса …………………………. | Как будто пухом зеленеют. | 3 |
13 | Весна, весна, пора любви, Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье …………………………….. | В моей душе, в моей крови… | 15 |
14 | Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем ……………………………… | У выписавшегося из больницы. | 10 |
15 | Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками ………………………………. | На полуюные поля. | 4 |
16 | Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, …………………………….. | Жизнь души, весны приход? | 16 |
17 | Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середине дня, Кровельных сосулек худосочье, ……………………………….. | Ручейков бессонных болтовня! | 9 |
18 | О чём поют воробушки В последний день зимы? — Мы выжили, мы дожили, ……………………………….. | Мы живы, живы мы! | 5 |
19 | Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает,. ……………………………… | И ручьи по оврагам шумят. | 20 |
20 | Зеленые листики — и нет зимы. Идем раздольем чистеньким — ………………………………….. | и я, и ты, и мы. | 19 |
21 | На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали ………………………….. | И незаметно вечерели. | 17 |
22 | Приветствую тебя, зеленый луг широкий! И с гор резвящийся, гремящий ручеек, И тень роскошная душистых лип высоких, ………………………………… | И первенца весны приветный голосок! | 8 |
23 | Не скажу никому, Отчего я весной По полям и лугам …………………………………. | Не сбираю цветов. | 6 |
24 | Ландыш милый, ландыш нежный, Белый ландыш, ландыш снежный, Наш цветок! Встал ты меж зеленых створок, Чтоб тебя, кто только зорок, ………………………………….. | Видеть мог. | 18 |
25 | Весна! Выставляется первая рама — И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, ………………………………… | И говор народа, и стук колеса. | 7 |
Участники
Обучающиеся 5-8-х, 9-11-х классов.
Подготовка раздаточного материала и организация конкурса
Распечатайте таблицу задания «Весенние стихи», предварительно увеличив шрифт. Разрежьте на две части поперек, так, чтобы начало отрывка и конец отрывка были разъединены. Далее левую часть таблицы с отрывками из стихотворений оставьте в неизменном виде, а правую часть - с пропущенными строками (с ответами) разрежьте на прямоугольники так, чтобы каждый ответ был на отдельной карточке. Перемешайте карточки и сложите в конверт вместе с 1 частью таблицы. Количество раздаточного материала должно соответствовать количеству команд.
Проведение
Участникам предстоит подставить к каждому стихотворению карточку с верным ответом, определив пропущенную строку и внести номер ответа в Бланк ответов.
Время на выполнение задания – 10 -15 минут (в зависимости от возраста).
Жюри проверяет ответы у команд по Бланку ответов, используя ключи.
В то время, когда жюри подводит итоги, ведущий вместе с командами проверяют ответы (поочередно каждая команда выразительно читает вслух отрывок стихотворения, заканчивая его выбранным предложением), а ведущий отмечает верно или неверно подобран ответ, таким образом все отрывки из стихов прочитываются вслух.
Определение победителя
Победителем является та команда, которая первой и без ошибок нашла все ответы. Если все команды допустили ошибки, то победителем признается команда с меньшим количеством ошибок.
БЛАНК ОТВЕТОВ команды «______________________»
Задание 1
№ | ответ | | № | ответ |
1 | | | 14 | |
2 | | | 15 | |
3 | | | 16 | |
4 | | | 17 | |
5 | | | 18 | |
6 | | | 19 | |
7 | | | 20 | |
8 | | | 21 | |
9 | | | 22 | |
10 | | | 23 | |
11 | | | 24 | |
12 | | | 25 | |
13 | | | | |
КЛЮЧИ к заданию № 1 (для жюри)
№ | ответ | | № | ответ |
1 | 12 | | 14 | 10 |
2 | 23 | | 15 | 4 |
3 | 25 | | 16 | 16 |
4 | 13 | | 17 | 9 |
5 | 1 | | 18 | 5 |
6 | 22 | | 19 | 20 |
7 | 11 | | 20 | 19 |
8 | 2 | | 21 | 17 |
9 | 14 | | 22 | 8 |
10 | 21 | | 23 | 6 |
11 | 24 | | 24 | 18 |
12 | 3 | | 25 | 7 |
13 | 15 | | | |
Литературный конкурс № 2
«25 поэтов о весне»
№ | Отрывок из стихотворения | Автор | № |
1 | Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. | Алексей Плещеев | 3 |
2 | Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет | Афанасий Фет | 9 |
3 | Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… | Федор Тютчев | 1 |
4 | Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. | Александр Блок | 4 |
5 | Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! | Евгений Баратынский | 16 |
6 | Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. | Сергей Есенин | 2 |
7 | Говорят прохожие: — Вот весна идёт! — А это я работаю, Разбиваю лёд. | Агния Барто | 10 |
8 | Пробирается медведь Сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. | Самуил Маршак | 5 |
9 | Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. | Анна Ахматова | 15 |
10 | Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые Ноги у весны. | Ирина Токмакова | 17 |
11 | На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. | Александр Пушкин | 13 |
12 | Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. | Николай Заболоцкий | 25 |
13 | Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля, — | Михаил Лермонтов | 14 |
14 | Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? | Василий Жуковский | 12 |
15 | Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Ручейков бессонных болтовня! | Борис Пастернак | 24 |
16 | О чём поют воробушки В последний день зимы? — Мы выжили, мы дожили, Мы живы, живы мы! | Валентин Берестов | 11 |
17 | Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. | Иван Никитин | 21 |
18 | Зеленые листики — и нет зимы. Идем раздольем чистеньким — и я, и ты, и мы. | Владимир Маяковский | 6 |
19 | На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. | Осип Мандельштам | 18 |
20 | Приветствую тебя, зеленый луг широкий! И с гор резвящийся, гремящий ручеек, И тень роскошная душистых лип высоких, И первенца весны приветный голосок! | Кондратий Рылеев | 22 |
21 | Шумите, вешние дубравы! Расти, трава! Цвети, сирень! Виновных нет: все люди правы В такой благословенный день! | Игорь Северянин | 20 |
22 | Ландыш милый, ландыш нежный, Белый ландыш, ландыш снежный, Наш цветок! Встал ты меж зеленых створок, Чтоб тебя, кто только зорок, Видеть мог. | Валерий Брюсов | 23 |
23 | Весна! Выставляется первая рама — И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. | Аполлон Майков | 8 |
24 | Первый гром прогремел. Яркий блеск в синеве! В теплом воздухе песни и нега; Голубые цветки в прошлогодней траве Показались на свет из-под снега. | Николай Некрасов | 19 |
25 | Природы милое творенье, Цветок, долины украшенье, На миг взлелеянный весной, Безвестен ты в степи глухой! | Алексей Кольцов | 7 |
Участники
Обучающиеся 7-8-х, 9-11-х классов.
Подготовка раздаточного материала и организация конкурса
Организатор в классе раздает задание накануне - найти и прочитать стихи о весне 3 поэтов (каждый участник из класса или группы вытягивает из конверта карточки с фамилиями 3 поэтов, указанных в списке таблицы, всего в конверте 25 карточек).
Также можно проводить конкурс среди нескольких команд разных классов (команды могут состоять из 3-6 человек, но в этом случае участники команды заранее получают весь список из 25 поэтов , чтобы подготовиться к конкурсу).
При высоком уровне знаний обучающихся по литературе, а также в старших классах, данный конкурс можно проводить и без предварительной подготовки.
Конкурсное задание «25 поэтов о весне» представлено в таблице (подготовка раздаточного материала к Конкурсу № 2 аналогично подготовке материала к Конкурсу № 1).
Проведение
Класс делится на 3 команды. Организатор раздает отрывки из стихов, участники команд определяют автора, подбирая карточки с фамилиями авторов, вносят ответы в Бланк ответов.
По истечении времени (примерно 10 -15 минут, время определяет организатор) Бланки ответов участники передают жюри на проверку. Пока жюри проверяет, участники каждой команды поочередно и по порядку зачитывают отрывки стихов вслух и называют автора, ведущий оценивает ответ словами «верно» или «неверно».
Определение победителя
Жюри определяет победителя по наибольшему количеству верных ответов (в Бланках ответов команд). Команда, которая допустила меньше всего ошибок, становится победителем. Участников команды, ставших победителями, желательно отметить, наградив дипломом /грамотой, сладкими призами или сувенирами.
Конкурсы № 1 и № 2 можно проводить как отдельно, так и объединив их в один конкурс. Количество вопросов можно уменьшить.
БЛАНК ОТВЕТОВ команды «______________________»
Задание 2
№ | ответ | | № | ответ |
1 | | | 14 | |
2 | | | 15 | |
3 | | | 16 | |
4 | | | 17 | |
5 | | | 18 | |
6 | | | 19 | |
7 | | | 20 | |
8 | | | 21 | |
9 | | | 22 | |
10 | | | 23 | |
11 | | | 24 | |
12 | | | 25 | |
13 | | | | |
КЛЮЧИ к заданию № 2 (для жюри)
№ | ответ | | № | ответ |
1 | 3 | | 14 | 12 |
2 | 9 | | 15 | 24 |
3 | 1 | | 16 | 11 |
4 | 4 | | 17 | 21 |
5 | 16 | | 18 | 6 |
6 | 2 | | 19 | 18 |
7 | 10 | | 20 | 22 |
8 | 5 | | 21 | 20 |
9 | 15 | | 22 | 23 |
10 | 17 | | 23 | 8 |
11 | 13 | | 24 | 19 |
12 | 25 | | 25 | 7 |
13 | 14 | | | |