Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка театрализованного представления для учащихся 4-12 классов "Живая память"»
Литературно-театрализованное представление для учащихся 4-12 классов
«Живая память»
Цель: Через стихотворения о войне дать почувствовать учащимся величие подвига русского народа, силу духа людей военного поколения.
Задачи:
Формирование чувства гордости за свой народ и страну
Воспитание духа ответственности и служения, любви и преданности Отечеству, своим согражданам
Развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали: доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести
Знать историю, героев страны.
Музыкальное оформление:
Аудиозаписи
Песня «Тучи в голубом»;
Звон колоколов;
Документальные кадры о Великой Отечественной войне.
Ход мероприятия
(звучит запись звона колоколов. Выходят маленькая девочка и её мама.)
Варя: Что это? Ты слышишь?
Мама: Это колокола.
Колокола памяти…
Варя: памяти?
А разве такие бывают?
Мама: Бывают. Слушай!
Это говорит сама память…
Варя: А разве память бывает живой?
Мама: А ты не веришь?
(выходят ребята 3 класса с игрушками)
Ведущий:
У меня пока игрушки:
Танки, пистолеты, пушки,
Оловянные солдаты,
Бронепоезд, автоматы.
А когда настанет срок,
Чтоб служить спокойно мог,
Я с ребятами в игре
Тренируюсь во дворе.
Мы играем там в «зарницу» -
Прочертили мне границу,
На посту я! Стерегу!
Рад доверили, - смогу!
А родители в окне
Смотрят вслед с тревогой мне.
Не волнуйтесь вы за сына,
Я же – будущий мужчина!
Это всё, конечно, враки,
Что мальчишки любят драки,
Хулиганы, забияки,
Непослушные растут.
Но, представьте, что мальчишки
В драке – только понаслышке,
Набивать не будут шишки
Просто так и без причин!
Не пройдут свои дороги,
Перекаты и пороги,
То тогда из них в итоге
Не получится мужчин!
Ведущий: На планете людей Дети – самый лучший народ. Что может быть дороже детей? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Со счастливого порога детства оно ступило прямо в смерть и ад.
С. Маршак
Автор: Четверка дружная ребят
Четверка дружная ребят
Идет по мостовой.
О чем-то громко говорят
Они между собой.
Первый ребенок: - Мне шесть, седьмой!
Второй ребенок: - Мне семь, восьмой!
Третий ребенок: - Мне скоро будет пять.
Четвертый ребенок: - Пойдет девятый мне зимой,
Мне в школу поступать.
Первый ребенок: - Ушел сегодня мой отец.
Второй ребенок: - А мой ушел вчера.
Третий ребенок: - Мой брат и прежде был боец.
Четвертый ребенок: - Моя сестра – сестра!
Первый ребенок: - Сегодня дома из мужчин
Остался я один.
Работы столько у меня,
Что не хватает дня.
Второй ребенок: Я гвоздь прибил.
Песок носил.
Насыпал два мешка.
Расчистил двор
И всякий сор
Убрал я с чердака.
Третий ребенок: - На фабрику уходит мать,
А детям нужен глаз.
Я их учу маршировать,
Носить противогаз!
Четвертый ребенок: - Нельзя ребятам на войну,
Пока не подрастут.
Но защищать свою страну
Сумеем мы и тут.
Автор: Четверка дружная ребят
Идет по мостовой.
И слышу: громко говорят
Они между собой.
Ведущий: После войны было много праздников, много подарков, но ценнее тех кусочков блокадного хлеба подарка не было. И было у людей два главных праздника – день Победы и день отмены карточек.
(6 класс)
Сцена: Солдат привёл сына в магазин. Хлеба – завались ( жест на каравай и баранки.)
Отец: Ну, что тебе купить, Колюха?
Вот пряники, конфетки… На потребу
Тебе и Ваське с Нинкою как раз…
Давай решай! –
Автор: А сын в ответ:
Сын: Купи мне хлеба!
Автор: С буханок не сводя голодных глаз…
Отец: Ну вот, какой ты глупый…
Хочешь сушки?! (раздаёт детям баранки)
Вон – кругленькие. Или же игрушки
Посмотрим… Ну-ка! Эх, такие мне бы
Тогда, когда я бегал в первый класс!
Тогда что тебе купить, сыночек?
Сын: Хлеба!
Автор: Сказал он, не сводя с буханок глаз.
Отец сынку: Какой же ты упрямый!
А хочешь карандаш, красивый самый?
Не хочешь? Зря! Завидовали все бы…
Я, батька твой, такого не имел…
Так что тебе купить-то, парень?
Сын: Хлеба!
Автор: Сказал он в третий раз
И заревел…
Сын: Хлеба! Хлеба! Хлеба!
Автор: Просил сыночек в праздничный тот день!
Ведущий: На фронтах Великой Отечественной войны воевало более 1 млн советских женщин – от 15 до 30 лет. Были обыкновенные школьницы, студентки… А были такие как Дюймовочки!
(небольшая девочка в больших сапогах кирзовых)
ДЕВЧУШКА: Сапоги кирзовые, трёхпудовые…
Как тяжело в них детским ножкам тонким,
Как тяжело в них фронтовым девчонкам…
(гладит рукав шинели)
Ты шинель моя, шинель,
Серая, наплечная,
Одеяло и постель
И подушка вечная!
В непогоду, без огня,
Где земля разрытая,
Греешь, милая, меня,
Ветерком подбитая!
В зимний холод, в летний зной,
Как подружка верная,
Ты всегда, везде со мной,
Всюду неизменная!
Звучит песня «Тучи в голубом» танец «Вальс»
Ведущий: В солдатской семье, все братья, все друзья без этого не было бы побед. Сколько войн уже перенес народ, сколько потерь было в каждой семье. И как говорит пословица «Друг познается в беде».
(11-12 класс)
Два друга
Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской.
1. Один паренёк был калужский,
2. Другой паренёк – костромской.
Они, точно братья, сроднились,
Делили и хлеб и табак.
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак…
Но вот под осколком снаряда
Упал паренёк костромской.
Костромской – Со мною возиться не надо…
Автор: Он другу промолвил с тоской.
Костромской – Я знаю, что больше не встану,
В глазах беспросветная тьма…
Калужский: О смерти задумал ты рано,
Ходи веселей, Кострома!
Автор: И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал…
Костромской: А ну-ка, дай жизни, Калуга…-
Автор: Товарищ чуть слышно сказал.
Теряя сознанье от боли,
Себя подбодряли дружки,
И тихо по снежному полю
К своим доползли моряки.
Умолкла свинцовая вьюга,
Пропала смертельная тьма.
Костромской:- А ну-ка, дай жизни, Калуга!
Калужский: - Ходи веселей, Кострома!
Ведущий: В перерывах между боями, солдаты всегда находили место шуткам, пели песни…:
(На сцене учащиеся 9-10 класса)
Сцена из поэмы В. Твардовского «Василий Теркин»
Отдымился бой вчерашний…
Высох пот, металл простыл.
От окопов пахнет пашней,
Летом мирным и простым…
(Звуки стрельбы, боя входят бойцы)
1-й боец: (оживленно)
Танки действовали славно!
2-й боец:
Шли саперы молодцом!
3-й боец:
Артиллерия подавно
4-й боец:
Как по нотам шла пехота
5-й боец:
Ну, да что там!
Авиация и та…
Словом, просто красота!
6-й боец:
У кого гармонь, ребята?
7-й боец:
Да она-то здесь, браток
8-й боец:
Так сыграть бы хоть разочек…
9-й боец:
Да сыграть-оно не вред!
6-й Боец:
В чем же дело? Чья гармошка?
7-й боец:
Чья была, того брат, …нет.
Командир наш был любитель …
Схоронили мы его …
6-й боец:
Ну, нельзя, так извините.
Перебьемся, ничего.
1-й боец:
В танке, в этой самой башне
Он сидел в бою вчерашнем…
Трое были мы друзья.
2-й боец:
Да нельзя так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну …
И ранение имею,
И контузию одну.
3-й боец:
И опять же – посудите-
Может, завтра – с места в бой …
4-й боец:
Вот что, хлопцы, погодите…
Ну, сыграй ты, шут с тобой!
Боец достает из землянки гармонь, звучат звуки гармони: песня «Три танкиста» 3 «в» класс
Ведущий: Тяжелые испытания выпали на женскую долю, сколько им пришлось пережить. Особенно ждать, ждать с войны мужа, сына, брата, отца…
Агния Барто
Наташа
Почтальон проходит мимо
И стучит не в нашу дверь.
Почтальон проходит мимо,
Мы не ждем его теперь.
Наш учитель от танкиста
Получил письмо вчера.
Только нам не пишет с фронта
Наша старшая сестра.
Но сегодня на рассвете
Вдруг соседи будят нас
И читают нам в газете
Напечатанный указ.
Там написано, в указе,
Кто получит ордена,
Там сестра моя Наташа.
Может, это не она?
Говорят соседи маме:
- Ну конечно, ваша дочь.
Тут не может быть ошибки,
И фамилия точь-в-точь.
Вслух сама читает мама:
- «В марте, первого числа,
Молодая санитарка
Двадцать раненых спасла».
(кадры, как санитары под обстрелом спасают раненых)
Мама плачет отчего-то,
Младший брат кричит:
-«Ура!» молодец сестра Наташа,
Наша старшая сестра!
Вдруг я вижу почтальона.
Я кричу ему в окно:
- Вы не в пятую квартиру?
Писем не было давно!
На звонок выходит мама,
Отворяет дверь сама.
Почтальон дает ей сразу
От Наташи три письма.
(сценка в исполнении 7 «а» класса)
Ведущий: Мать… труднее всего было ей. Как можно пережить своих детей, потеряв на проклятой войне всех. У Елистиньи Федоровны Степановой погибли все, девять сыновей и муж. Сколько еще матерей много лет после войны каждый день мечтали о чуде, что распахнется сейчас дверь и это…
9 – 10 класс (отрывок из поэмы С. Михалкова)
Мать солдатская
Автор:
…Шла с ведрами однажды от колодца,
Подходит к дому – видит краснофлотца.
Дух захватило:
Мать: - Гриша у крыльца
Автор:
Подходит ближе, видит:
Мать:
- Нет, не Гриша-
В плечах поуже, ростом чуть повыше
И рыженький, веснушчатый с лица.
Краснофлотец:
- Вы будете Хохлова Аграфена?
Автор:
И трубочку похлопал о колено.
Мать:
-Я самая! Входи, сынок, сюда!
Автор:
Помог в сенях поднять на лавку ведра,
Сам смотрит так улыбчиво и бодро-
Так к матери не входят, коль беда.
А мать стоит, глядит на краснофлотца,
Зачем и с чем заехал к ней моряк.
Сел краснофлотец:
Краснофлотец:
- Стало быть, мамаша,
Здесь ваша жизнь и все хозяйство ваше!
Как управляетесь одна? Живете как?
Мне командир такое дал заданье:
Заехать к вам и оказать вниманье,
А если что – помочь без лишних слов.
Мать:
-Ты не томи, сынок! Откуда, милый?
И кто послал-то, господи помилуй?
Краснофлотец:
- Герой Союза старшина Хохлов!
Автор:
Как вымолвил, так с плеч гора свалилась.
Поправила платок, засуетилась:
Мать:
-Такой-то гость! Да что же я сижу?
Вот горе-то! Живем не так богато
В деревне нынче с водкой плоховато,
Чем угостить, ума не приложу!
Автор:
Пьет краснофлотец чай за чашкой чашку,
Распарился, хоть впору снять тельняшку,
И, вспоминая жаркие деньки,
Рассказывает складно и толково.
И мать в рассказ свое вставляет слово:
Мать:
- Вот как у нас дерутся моряки!
Краснофлотец:
- Нас никакая сила не сломила.
Не описать, как людям трудно было,
А все дрались - посмотрим, кто –кого!
К самим себе не знали мы пощады,
И Севастополь был таким, как надо.
Пришел приказ – оставили его…
Мать:
- А Гриша где?
Краснофлотец:
- Теперь под Сталинградом
В морской пехоте.
Мать:
- Значит, с братом рядом?
Там у меня еще сынок, Илья.
Тот в летчиках, он у меня крылатый.
Один-рабочий, три ушли в солдаты.
Моряк в ответ:
- Нормальная семья!
Автор:
Она его накрыла одеялом,
Она ему тельняшку постирала,
Она ему лепешку напекла,
Крючок ослабший намертво пришила,
И за ворота утром проводила,
И у ворот, как сына, обняла…
Ведущий: Память о своих героях народ хранит испокон веков. Нельзя забывать Великую Отечественную Войну, нельзя забывать Афганскую войну, Чеченскую - везде были свои герои дети, отцы и сестры. Память о них всегда будет в каждом из нас в настоящем и будущем поколении.
И закончить я хочу словами Александра Твардовского: