kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-исторический журнал «Этих дней не смолкнет слава»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у школьников активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных ценностей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-исторический журнал «Этих дней не смолкнет слава»»

Литературно-исторический журнал

«Этих дней не смолкнет слава».

(мероприятие для 7-8 классов)

Автор: Кучерова С.И.


Цель мероприятия: Развитие у школьников активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных ценностей.

Подготовлена и развёрнута книжная выставка с аналогичным названием.

А так же мультимедийная презентация, которая сопровождает ход мероприятия.

(см. диск прилагается)


Ход мероприятия:

Вступительное слова библиотекаря.

Ребята! В этом году вся наша страна празднует 73-ю годовщину Победы в ВОВ. Нам нельзя забывать о той войне. Давайте перенесёмся в те суровые годы 1941-1945 гг.

Чтец:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шли по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?!

Библиотекарь:

Дети, назовите, пожалуйста, дату начала и окончания ВОВ. А дату начала Второй Мировой Войны?

Ответы детей.

Библиотекарь: Да, они уже захватили всю Европу. 22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну лавину закованных в сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявил: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».


Звучит песня А.Александрова на ст. В.Лебедева-Кумача «Священная война».

Библиотекарь:

И.В. Сталин – полководец, Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР. 22 июня 1941 г. принял на себя всю полноту власти, принимал непосредственное участие в разработке и осуществлении планов и операций, завершивших разгром агрессора. Сейчас вы видите на экране приказ от 28 июля 1942г. «Ни шагу назад!», подписанный И.В. Сталиным.

Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» Да, они стояли насмерть. Это и 28 солдат из дивизии И.В. Панфилова, которые стояли на смерть под Москвой, около деревни Дубосеково. И 11 сапёров под командой лейтенанта П. Фирстова у деревни Строково - весь день удерживали батальон немецкой пехоты и 20 танков. Так же всем известный подвиг Виктора Талалихина, совершившего первый воздушный таран под Москвой. Их было очень много – героев, в целом героем был весь народ России (и труженики тыла, и партизаны тоже).

9 января 1942г произошел коренной перелом в войне. Наши солдаты под командованием маршала Г.К.Жукова перешли в наступление. Заносчивые немецкие генералы получили хороший урок под Москвой. Да, нам было что защищать. Мы не собирались сдаваться. Обратимся к истории, к хроникальным кадрам тех лет. Смотрим видео.

Чтец:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Библиотекарь:

Эти слова поэтессы А.Ахматовой звучат как клятва всех защитников Отечества. На уроке литературы вам говорили о фронтовых дневниках великих писателей и поэтов: А.Блока, Ал.Ник. Толстого, И. Бунина, Ю. Бондарева, В. Гроссмана. Это интереснейшие свидетельства той эпохи можно читать и перечитывать.


Чтец: Зачитывается отрывок из дневника В. Гроссмана.

Библиотекарь:

Нам хорошо знакомо творчество А. Твардовского, К. Симонова, Н. Рубцова, Р. Казаковой и многих др. поэтов и писателей, которые помогают нам ощутить и прочувствовать атмосферу военного времени.

(Обращается к книжной выставке)

Стихи 52-х летней А.Ахматовой, 30-летней О. Берггольц зазвучали нервом блокадного города Ленинграда, который так и не сдался на милость врагам.

Чтец:

Крондштадский злой, неукротимый ветер

В моё лицо закутанное бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража стала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Руками, сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, гражданка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.


Библиотекарь:

Сейчас вы видите на экране монумент Родина-мать на Пискарёвском кладбище – основное место массовых захоронений ленинградцев, погибших во время блокады 1941-1944гг.

За нашу победу воевали не только солдаты. Тысячи стариков, женщин и детей трудились на военных заводах, помогая завоёвывать победу.

Чтец:

Только в Ленинграде за 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тыс. танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых морских орудий, 12 тыс. миномётов, 212 тыс. единиц стрелкового орудия, более 7 мил. Арт. Снарядов и мин. Измождённые от холода и голода они сделали всё, что могли, что бы помочь фронту, выстоять в той войне.

Библиотекарь:

Следы преступлений фашизма в годы войны неисчислимы. Они остались в Европе и за её пределами. Но больше всего пострадала земля нашей Родины.

27 мил. Человек самых разных национальностей нашей необъятной Родины погибли в те годы. Белорусская деревня Хатынь.

Чтец:

Слышали вы в Хатыни

Траурный перезвон?

Кровь от ужаса стынет,

Только раздастся он.

Кажется ты в пустыне,

Выжжено всё до тыла.

В этой военной Хатыни

Плачут колокола.

Библиотекарь:

22 марта 1943г. отряд карателей окружил деревню. Из хат выгнали детей, стариков, женщин. Они ещё ни чего не знали, но им уже был вынесен приговор. Их согнали в огромный сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто вырвался наружу расстреливали в упор – 149 человек, в том числе 75 детей погибли сразу.

А концлагеря фашистов. Сколько же в них было уничтожено людей?!

Дети, слышали ли вы, если знаете, назовите фашистские лагеря смерти?

Ответы детей.

Библиотекарь: Освенцим, Бухенвальд, Дахау, Соласпис и др.

Давайте вернёмся к писателям войны. Война была для них каждодневным трудом и бытом – окопным или маршевым – с отдыхом в тылу на госпитальной койке после очередного ранения. Оттуда из огня, они и пришли в литературу, когда война закончилась, пришли со своим, особой ценности, художественным свидетельством о ней. Военными корреспондентами стали крупнейшие литературные таланты России: М. Шолохов, А. Твардовский, А.Фадеев, А.Платонов, А.Гайдар, М.Светлов и др.

Воевали такие писатели, как Б.Полевой, К.Симонов, Ю.Бондарев, К,Воробьёв, В.Быков, Э.Казакевич. Наверное, поэтому их произведения так трогают душу читателя их произведений. Обращаюсь к выставке книг…

Звучит песня. Библиотекарь:

Редактор газеты «Красная звезда» Д.Ортенберг вспоминает:

Чтец: «На фронте стихи пользуются всеобщей любовью. Их не только читают, заучивают, и декламируют потом в землянках и блиндажах. Их сами фронтовики превращают потом в боевые песни… Удивительное дело: завтра идти в смертельный бой, кругом льётся кровь, погибают один за другим товарищи, друзья, а человек думает о стихах, читает их и, как может, сам сочиняет».

Библиотекарь:

Ребята, вы их много раз слышали – «В землянке», «В лесу прифронтовом», «Тёмная ночь», «Соловьи», «Платочек» - послушаем ещё…

Библиотекарь, обращаясь к выставке книг:

Э.Г.Казакевич. Пожалуй, первый из тех широко известных писателей о войне, который проходил «школу войны». Главное место среди его произведений по праву принадлежит его произведению «Звезда». Это повесть о нелёгком воинском труде и трагической гибели группы разведчиков.

Зачитывается небольшой (на выбор) отрывок из произведения.

Имя автора книги «Дожить до рассвета» долго значилось на надгробной плите в числе погибших в бою у села Великая Северинка около Кировограда. Январским днём 1944г. В.Быкова, тяжело раненного командира взвода отнесли в хату, а вскоре сквозь неё прошёл вражеский танк. Деревня переходила из рук в руки, её жестоко бомбили, и Быкова сочли погибшим. Родные получили похоронку. На самом деле он успел выбраться из той хаты. Много лет спустя он посетил те места и, когда жительницы села, заметив слёзы писателя, стали его расспрашивать, Быков постеснялся объяснить, в чём дело, и сказал, что тут погиб его брат. Быков любил повторять слова французского писателя Армана Лану, что единственный памятник, который достоин памяти мёртвых, - это правда. Правда, о жертвах и подвигах народа, о величайших препятствиях, ставших на пути к победе над врагом, и о кажущихся порой невероятных усилиях, которые прилагали люди, чтобы её одержать. Сейчас многие пытаются переписать историю, и по-другому представить нам события и участников той войны. Но мы должны знать правду. И в этом помогают нам книги писателей, не понаслышке знающих события той войны. В своих книгах В.Быков проводит героев через тягчайшие испытания в труднейшей схватке с фашистами. В книге «Дожить до рассвета», лейтенант Ивановский, возглавивший группу, которая должна уничтожить крупный фашистский склад, погибает, сумев перед тем уничтожить всего лишь обозную повозку. Герою Быкова не довелось дожить до иного рассвета – рассвета далёкой тогда Победы.

Чтец:

Прости же товарищ! Здесь нет ничего

На память могилы кровавой;

И мы оставляем тебя одного

С твоею бессмертною славой. (А. Турков)

Библиотекарь: Ещё один писатель – Б.Полевой. Герой его книги «Повесть о настоящем человеке», лётчик А. Мересьев, совершает небывалый подвиг. Лишившись в бою обеих ног, он нашёл в себе силы вернуться в военную авиацию, героически сражался до самой победы. Дети скажите мне, кто прообраз главного героя книги Б.Полевого?

Весной 1946 г. почти через год после Победы, Б.Н.Полевой приехал корреспондентом на Нюрнбергский процесс, где судили гитлеровских военных преступников. Отвечаю на вопросы обвинения, один из матёрых фашистов Геринг «с недоумение и даже…с невольным уважением», как писал потом Полевой, говорил о том, что «русский человек всегда был загадкой для иностранца. Наполеон тоже его не понял. Мы лишь повторили ошибку Наполеона». Слушаем речь Левитана.

Библиотекарь:

Вот он и настал День Победы – 9 мая 1945 года. Долгожданная победа. На ум приходят мудрые философские строки Омара Хайяма:

Небрежен ветер: в этой книге жизни

Мог и не той страницы шевельнуть.

В вечной книге жизни каждый из нас оставляет свой след своими мыслями и делами, но на её страницах – и отсветы мировых пожаров, великих исторических событий, которые меняют человеческие судьбы. И сегодня, спустя почти семь десятилетий после Победы, у нас есть возможность открыть для себя новую страницу Великой Отечественной войны, услышать голос из того далёкого времени, заглянуть в прошлое через своеобразное «Окошко» - это книги, произведения о войне.

В завершении я прочту вам стихи неизвестного поэта из лагеря смерти Заксенхаузен:

Я вернусь ещё к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой моих отцов.

Не был я давно в густых дубравах

И не плыл по глади русских рек,

Не сидел под дубом величавым

С синеокой – другом юных лет.

Но я каждый день и миг с тобою.

И лишь дрёма веки мне смежит,

Я иду с подругой дорогою

Тропкой, что у озера лежит…

Я, как сын, люблю тебя, Россия,

Я люблю тебя ещё сильней,-

Милые просторы голубые

И безбрежность всех твоих морей!

Я вернусь ещё к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой моих отцов.


А сейчас маленькая викторина. (в презентации) Спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

  1. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель, Ю.А. Никифоров. Великая Отечественная война. Энциклопедия школьника. Изд-во «Олма-пресс» год издания 2005г.

  2. Д.В. Павлов. Стойкость. год издания 1983г.

  3. М.Ю. Рагинский. Нюрнберг: перед судом истории. год изд. 1986г.

  4. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007г. издания

  5. Интернет –ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно-исторический журнал «Этих дней не смолкнет слава»

Автор: Кучерова Светлана Ивановна

Дата: 24.10.2019

Номер свидетельства: 524016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства