kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кавказ в творчестве Лермонтова-поэта и художника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, отправляю на публикацию библиотечный урок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кавказ в творчестве Лермонтова-поэта и художника.»

Кавказ в творчестве Лермонтова-поэта и художника.

(Библиотечный урок для 11-х классов, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова)

Цель:

  1. Изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю.Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе;

  2. Показать многогранность натуры поэта;

  3. Воспитывать любовь к русской классической поэзии.



Материалы и оборудование:

-мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);

-слайдовая презентация;

-выставка книг;

-иллюстрации по теме.

Как вы думаете, что такое любовь? Любовь бывает к родным, к женщине или мужчине, к детям, к природе, к Родине. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое: вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приручили, и я с той поры мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых, как дым, улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!...»-так Лермонтов признается в любви к Кавказу.

(презентация картин Лермонтова)

«…На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник…. все, все в этом крае прекрасно». (М.Лермонтов. «Синие горы Кавказа…»)

В поэме «Измаил-Бей» поэт дает истинно поэтическое описание любимого края.

(Звучит отрывок из поэмы)

Между горами и людьми есть какая то духовная связь, в разряженном воздухе снежных кавказских вершин она возникает мгновенно, навсегда оставляя в человеке желание вернуться. Лермонтов впервые ощутил эту связь 11 лет отроду и сохранил ее навсегда, хотя первая встреча его с Кавказом была, казалось, мимолетной. Заботящаяся о здоровье внука бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, привезла его на «воды» летом 1825-го.

Невдалеке от Терека было имение сестры Арсеньевой, Екатерины Хастатовой. Называлось оно Шелкозаводское, или Шелковица,-так доныне называют казаки тутовое дерево.

Юный Лермонтов, отдыхая и лечась на водах, бродит по отрогам пятиглавого Бештау, ступает по склонам лесистого Машука, слушает горские предания. Кавказ в эти годы был краем романтическим и в России почти неведомым. Он рисовался дверью Востока, за которой открывалась Персия и всегда волновавшая русские сердца Индия. Еще не находилось литература, который бы открыл его взору и сердцу русского человека. Никто еще ничего или почти ничего не написал о Кавказе в 1825 году, когда там побывал юный Лермонтов. Поэтому все его впечатления первичны. Именно они и лягут в основу юношеских поэм: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек». Поэмы эти избыточны по романтике, но в них уже сформирован собственный взгляд на проблемы кавказской войны.

(Звучит стих «Кавказу» / «Кавказ! Далекая страна!.../ (1830))

Здесь, на Кавказе, Лермонтова посещает первая детская любовь , о которой он будет с нежностью вспоминать: «…белокурые волосы, голубые глаза, быстрые ; непринужденность-нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны…»

Лермонтов возвратится на Кавказ 12 лет спустя уже офицером и не по своей воле. А здесь, рождая новые воинские могилы, будет продолжаться, то вспыхивая, то затухая, война. И будет продолжаться жизнь-будут шуметь виноградники, осыпаться с ветвей на белые ступени скал кроваво-красные ягоды кизила, озаряться по утрам розовым светом неприступные горные вершины.

Лермонтов был наделен и даром художника. Его художественное наследство: 11 картин маслом, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах, множество зарисовок, находящихся в рукописях поэта. Кавказские руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей подчинены одному ритму и сообщают холстам жизненную достоверность. Лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества И.Л.Андроников, во многом совпадают с реальной типографией изображаемых мест и с описанием этих мест в его произведениях.





(Демонстрируется картина Лермонтова «Вид Пятигорска»)

Нетрудно заметить, что все повести, составившие роман «Герой нашего времни», начинаются с точного указания места действия. «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, ан самом высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли»- начало повести «Княжна Мери».

(Демонстрируется картина Лермонтова «Крестовый перевал»)

Большинство кавказских картин Лермонтова написано по воспоминаниям. Только во время пребывания в Гродненском гусарском полку в феврале-апреле 1838 года поэт написал 12 картин. Их схожесть с подлинными кавказскими ландшафтами объясняется как цепкой зрительной памятью поэта, так и «порядочной коллекцией» рисунков, которые Лермонтов сделал на «скорую руку» в 1837 году которые послужили основой для создания его знаменитого цикла кавказских пейзажей. Картина «Крестовый перевал» , отличающаяся мастерством композиции и умелой передачей перспективы, свидетельствует о зрелом живописном мастерстве Лермонтова. На небольшом картоне масляными красками поэт нарисовал один из чуднейщих горных пейзажей, живо напоминающий нам зарисовки из романа «Герой нашего времени». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше, на фоне голубого неба, белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.

Панорама мастерски воссоздана в повести «Бэла». В словесном описании Крестовой горы и живописном её воплощении есть немало общего: «Вот и Крестовая!-сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом…налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеной прыгая по чёрным камням».

(Демонстрируется картина Лермонтова «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета»)

Исследователи предполагают, что картина «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» была написана с натуры во время путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы «Мцыри». Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место,

где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры.

В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь:

Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…

в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы.

В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словнобы смотрит с высоты небес: «Кто близ небес, тот не сражён земным!». И зжесь изображение неба занимает большую часть полотна.

Пейзажи, выполненные маслом,-«Вид Пятигорска!, «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхета»), «Вид Крестовой горы», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» и другие –написаны в 1837-1838 годах. По эмоциональной насыщенности выделяется «Воспоминание о Кавказе». Гаснущее вечернее небо, синие горы, два всадника-горца, травка и камни-всё согрето, оживлено поэтическим чувством. Фигуры всадников являются неотъемлемой частью этой природы.

Хоть эти картины иногда подвергаются критике, но Лермонтов и не пытался добиться признания общественности, он писал их для себя, чтобы передать и запомнить определенные моменты пребывания его на Кавказе.

(Звучит стих «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…»)

Исследователь творчества поэта Н.Белявский пишет: «Многочисленные рисунки М.Ю.Лермонтова-прежде всего, своеобразный графический комментарий к литературным замыслам и творческой работе поэта. Они дышат тем же неукротимым жизненным темпераментом, экспансивностью и эмоциональной напряженностью, что и его стихи».

Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. "Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ", — так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст, повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений.

14 апреля 1841 года, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

Из поэтических изображений кавказской природы видно, что Лермонтов, как ребенок, любил день больше ночи, любил голубое небо, яркое солнце, чистый воздух.

Как певец гор, Лермонтов во всем видит яркие краски. Он замечает розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы.

Любимый край Лермонтова – Кавказ, который, с детства вдохновлял поэта, был колыбелью его творчества, стал же местом его гибели. Об истории последней дуэли Лермонтова написано много, и все же нет события более запутанного и окруженного тайной.

Он погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода. Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.

Кавказ у поэта — это воплощение движения. Даже природа в его произведениях живет своей жизнью, зачастую очень похожей на жизнь человеческую.

Поэт показывает только лучшие стороны южного края: преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу — под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины, поэт не изменяет достоверности – многие местности, описанные в его произведениях, существуют на самом деле.

В основе многих южных поэм М.Ю. Лермонтова лежат легенды и предания Кавказа, а не только фантазия автора. Поражает воображение легенда о горном духе Гуда, полюбившем и погубившем земную девушку. А также то, что М.Ю. Лермонтов передавал свои впечатления о Кавказе не только через свои литературные произведения, но и через живопись.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кавказ в творчестве Лермонтова-поэта и художника.

Автор: Наташа Филипповна Попова

Дата: 29.11.2024

Номер свидетельства: 660499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства