Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Мы против коррупции!"»
Тренинг «Что такое коррупция и как с ней бороться?»
Форма проведения: тренинг элементами дискуссии для учащихся 11 классов.
Цель: содействовать формированию антикоррупционногосознания среди обучающихся 9-11 классов
Задачи:
Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями и способами борьбы с ней.
Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране. Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков. На эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.
Орг. момент.
Введение в тему.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью. Согласно ООН 9 декабря является Международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции — дело всего общества, каждого из нас. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое коррупция, как с ней бороться, что можете сделать именно вы, выпускники 11 классов как будущие правители нашей страны чтобы страна стала процветать.
Видеоролик Что такое коррупция?
Фронтальная работа:
Учитель: Что считается взяткой и кого за это могут наказать в Казахстане
Что подразумевается под взяткой и что делать, если вас вынуждают пойти на коррупционное преступление? На самые актуальные вопросы по противодействию коррупции ответил следователь ОВД департамента антикоррупционной службы по Актюбинской области Даурен Алданиязов. А мы с вами ответы озвучим.
Тренинговые упражнения
Упражнение «Подарки»
Учитель: упражнение помогает осознать собственные чувства, связанные с подарками, и тренировать навык понимания выгоды, которую хочет получить даритель в ответ на подарок.
Ведущий в произвольном порядке раздает каждому участнику карточку с названием подарка: букет цветов, конфеты, шоколадка, пирог, варенье, картина, средства для душа, вино, набор полотенец, декоративная свеча, открытка от ребенка, спа-процедура на двоих, серьги с бриллиантами, телефон, сертификат на массаж, сумка, планшет, билеты в театр, шарф, фотоаппарат, магнит на холодильник, сервиз, кофе, чай, прыжок с парашютом, постельное белье, зонт, игрушка.
Учитель: Вы получили карточки. Задача – написать на карточке ответы на вопросы: от кого вы могли бы принять такой подарок? Какие чувства этот подарок у вас вызывает? Что хочет получить от вас человек, подаривший такой подарок?
Участники по кругу называют подарки и свои ответы.
Учитель:
Разложите подарки в порядке от наиболее безопасного с точки зрения возможного обвинения во взятках к наиболее опасному. Взяткой считается подарок на сумму большую ? 5050 тенге
Группа должна найти границу, после которой стоит отвергнуть подарок.
Упражнение «Сплетни»
Упражнение направлено на развитие навыков безопасного общения в обсуждении финансовых вопросов.
Учитель:
Сплетни – один из главных источников обвинения во взятках, пристрастном отношении, коррупции. Как поступить, если кто-то из коллег заводит с вами разговор, который может дать повод для сплетен и обвинений? Представьте себе, что к вам обращается коллега, известная склонностью посплетничать и недоброжелательностью. Разбейтесь на пары. Каждая пара получит листок с высказыванием сплетницы. Придумайте, как ответить так, чтобы снизить риск сплетен о взятках и о вашем материальном положении вообще. Покажите короткую инсценировку.
Участники разбиваются на пары. Ведущий раздает карточки с высказываниями:
Что-то частенько эта мама к тебе бегает! А Анне Михайловне родители цепочку золотую подарили… У тебя-то в классе все семьи богатенькие! А ты знаешь, что родители из 8 «Б» Ольге Петровне каждый месяц дарят деньги? У тебя платья все такие дорогие… Телефон хороший. Подарили? Я смотрю, ты все с этим ребенком возишься, охота тебе бесплатно-то? Говорят, тебе родители подарки таскают. Ну что, опять одни конфеты тебе принесли? Хоть бы что ценное! Ты опять в обновке? И откуда ты деньги берешь? Если время позволяет, предложите группе сформулировать правила безопасного общения.
Упражнение «Кейсы»
Упражнение на развитие антикоррупционной устойчивости.
Учитель: Прошу вас разделиться на три команды. Каждая команда получает кейс. У команды есть 10 минут на то, чтобы подготовить свой ответ. По истечении 10 минут команда показывает инсценировку кейса и аргументирует свое решение.
Кейс 1
Мальчик, который учится в вашем классе, случайно разбил подставку для ручек, стоящую на вашем столе. На следующий день его мама приносит вам такую же подставку. Принять ли ее? Что сказать?
В этом же случае: мама приносит вам 2000 рублей и просит вас самостоятельно купить подставку, мотивируя это отсутствием времени на поиски такой, которая подойдет вам.
Эта же ситуация, но мама дарит вам подарочный сертификат на 5000 рублей и просит извинить ее ребенка. Вы знаете, что эта семья состоятельная.
Кейс 2
В ваш класс приходит новый ученик. Он плохо адаптируется в школе. Не контактирует с другими детьми, не отвечает на уроках, часто плачет из- за оценок. Его мама просит вас как-то помочь ему и дарит вам коробку конфет и цветы. Как поступить?
Та же ситуация, но мама дарит вам 3000 рублей и говорит, что решила не покупать вам цветы и конфеты, так как у вас наверняка этого полно, и ей было бы приятно, чтобы вы сами что-то купили себе в награду за трудности, которые возникают в работе с ее ребенком.
Та же ситуация, но мама просит вас ежемесячно принимать от нее в дар по 3000 рублей и говорит, что может оформить это через банк как добровольное пожертвование.
Кейс 3
Вы переезжаете на другой конец города. До работы добираться далеко. Рядом с новым местом жительства для вас есть вакансия. Родители из класса дарят вам роскошный букет и торт и просят вас довести класс до конца года (осталось 4 месяца). Как отреагировать?
Та же ситуация, но родители говорят, что понимают, что вам будет трудно добираться до работы и они хотят в качестве компенсации до конца года платить вам по 3000 рублей на транспортные расходы.
Та же ситуация, но родители дарят вам дорогой телефон, планшет или ноутбук.
Упражнение «Отказ от подарка»
Упражнение на развитие антикоррупционной устойчивости.
Учитель: Разделитесь на пары. Один из вас подарит подарок другому, а другой должен отказаться. Придумайте сами, какой подарок вы дарите. Его стоимость и обстоятельства, при которых вы его дарите, могут быть любыми. Как именно отказаться, аргументировать ли отказ, в какой интонации это сделать – на ваш выбор. Но отказ должен быть однозначным. Потом поменяйтесь ролями.
Участники тренинга работают одновременно в парах. Желающие могут выступить перед группой, показать свои способы отказа. Каждый участник коротко называет свои чувства, которые возникли, когда он должен был отвергнуть подарок и когда его подарок отвергли.
Учитель:
В завершение тренинга я хочу предложить вам просмотреть видеоролик «Сломанная веточка».