Просмотр содержимого документа
«Тема. Ликвидаторы Чернобыльской аварии.»
Тема. Ликвидаторы Чернобыльской аварии.
Предмет: внеклассная работа.
Цель урока: формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения Чернобыльской аварии, ликвидаторов данной трагедии и последствий.
Задачи:
способствовать развитию креативного мышления;
способствовать воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания людям, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;
способствовать формированию гражданской ответственности;
способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере изучения Чернобыльской аварии, ликвидаторов данной трагедии и последствий.
Медиа-приложения: презентация на тему: «Ликвидаторы Чернобыльской аварии».
Оформление: на доске записаны тема классного часа, эпиграф; выставка литературы по данной тематике; необходим компьютер, мультимедиа проектор, металлическая подставка под книги.
Ход классного часа.
1. Организационный момент.
Время проведения: 2-5 минут.
Последовательность:
приветствие класса;
проверка отсутствующих;
настройка на рабочий лад.
2. Актуализация знаний.
Вступительное стихотворение (обучающийся №1).
Внезапный взрыв Чернобыльской АЭС! Реактор, а за ним – энергоблок - Разрушен! Мощный выброс до небес! Из жерла-радиации поток.
На сотни метров поднимался ввысь! Горел графит, и плавилась смола… Простую человеческую жизнь, В себя вобрала атомная мгла.
И тонны вредных ядерных веществ, И миллионы бешеных Кюри Ворвались в мир, все заразив окрест. Спасатели старались, как могли,
Без спецодежды, жертвуя собой. Кидаясь в пекла сумасшедший жар. Ни слова им - что вызов непростой, Их на обычный вызвали пожар!
Над станцией – свеченья ореол. С ума сводили копоть, пар и чад! Взорвавшийся реактор произвел В машинном зале - настоящий ад!
Ольга Рубанова
Вопросы к аудитории (преподаватель):
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком событии сегодня пойдёт речь на классном часе?
Сегодня, спустя тридцать лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле?
Итак, сегодня мы посвятим наш классный час одной из самых страшных техногенных катастроф XX века – аварии на Чернобыльской АЭС.
3. Изучение нового материала.
3.1. Минута молчания.
3.2. Показ и рассказ презентации.
Речь к слайду (№1- 4).
Тема. Ликвидаторы Чернобыльской аварии.
Взрыв на Чернобыльской АЭС произошел 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке. В результате был разрушен реактор, значительное количество радиоактивных веществ попало в окружающую среду. По данным экспертов, суммарный выход радиоактивных материалов составил 50 млн. кюри, что равнозначно последствиям взрывов 500 атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму.
В ликвидации последствий аварии в 1986-1987 гг. принимали участие около 600 тыс. человек со всего бывшего Советского Союза.
Для украинцев, белорусов и россиян эта катастрофа стала национальной трагедией.
Далее показ и рассказ презентации.
Чернобыльская авария является одним из самых ужасающих примеров того, какую опасность может представлять собой ядерная энергетика, если её не держать под постоянным контролем.
Однако сама авария могла бы обернуться чем-то гораздо более ужасным, если бы не действия трёх человек.
Наверное, все слышали, что после аварии на АЭС в Чернобыле тяжелую радиоактивную воду из-под реактора откачали пожарные, и об этом героическом поступке стало известно самым широким слоям общественности. Но мало кто знает, что прежде, чем воду откачать, ее нужно было слить из прочного бетонного бокса, в котором она находилась. А как это сделать? Ведь выпускные люки находились под толстым слоем радиоактивной воды. Была и еще одна опасность.
После аварии, когда был сбит огонь, реактор раскалился. Он оказался как бы в подвешенном состоянии, имея под собой так называемый бассейн-барбатер, который в результате разрушений трубопроводов охладительной системы наполнился водой. Чтобы ограничить воздействие радиации сверху, как уже известно, реактор запломбировали гигантской пробкой из песка, свинца, доломита, бора и других материалов. А это – дополнительная нагрузка. Выдержит ли ее раскаленный реактор? Если нет, то вся махина рухнет в воду. А тогда? Никто и никогда в мире не давал на такой вопрос ответ, что может произойти. А здесь его дать нужно было немедленно.
Потребовалось срочно узнать о количестве воды в бассейне, установить ее радиоактивность, решить, как отвести ее из-под реактора. В кратчайшие сроки эти вопросы были решены. Сотни пожарных машин участвовали в этой операции, отводя воду в специальное безопасное место. Но успокоенность не наступила – вода в бассейне оставалась. Выпустить ее оттуда можно было только одним путем – открыть две задвижки, которые были под слоем радиоактивной воды.
Если к этому добавить, что в бассейне-барбатере, похожем на огромную ванну после аварии, была кромешная темнота, если подходы, ведущие к нему, узки и также темны, а вокруг высокий уровень радиации, то станет понятно, на что должны были идти люди, которым предстояло выполнить эту работу.
Они вызвались сами – начальник смены Чернобыльской станции Борис Баранов, старший инженер управления блоком турбинного цеха номер два Валерий Беспалов и старший инженер-механик реакторного цеха номер два Алексей Ананенко.
Роли распределились так: Алексей Ананенко знает места задвижек и возьмет на себя одну, вторую покажет Валерию Беспалову. Борис Баранов будет помогать им светом.
Операция началась. Всех троих облачили в гидрокостюмы. Работать предстояло в респираторах.
Вернувшись, Алексей Ананенко дал интервью советским СМИ. Не было и малейших признаков того, что этот человек получил смертельную дозу радиационного отравления. Но никому из смельчаков не удалось избежать своей судьбы.
Во многих источниках указано, что Алексей и Валерий умерли через десять дней в одной из московских больниц. Борис прожил немного дольше. Всех троих хоронили в плотно запаянных цинковых гробах. Однако в газете «Труд» в 1986 году писали другое.
Несколько месяцев спустя было установлено, что расплавленная лава действительно могла поджечь реактор. Так что эти трое, почти наверняка, спасли жизни сотням тысяч людей по всей Европе. Но об их жертве практически никто не знает…
Другая часть ликвидаторов, работающих, на заражённых объектах, могла помимо облучения от внешних источников излучения подвергаться и «внутреннему» облучению - от осевшей в органах дыхания радиоактивной пыли. Использовавшиеся респираторы не всегда были достаточно эффективны.
В таблице приведены средние дозы облучения, полученные ликвидаторами Чернобыльской катастрофы и населением.
25 апреля 1986 года навсегда останется в человеческих сердцах как день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, как день благодарности людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности, как напоминание об ответственности человечества за судьбу планеты.
4. Рефлексия.
Мы познакомились со сведениями о ликвидаторах Чернобыльской катастрофы и последствиями данной чудовищной катастрофы спустя 30 лет. Просматривая презентацию на мероприятии, Вы узнали (вопросы к обучающимся):
• Когда произошла страшная Чернобыльская трагедия?
• Основная площадь загрязнения, а, именно, 70 % каких территорий загрязнено после Чернобыльской катастрофы?
• Какие имена ликвидаторов Чернобыльской катастрофы Вы запомнили (дайверы)?
• Какие районы Калужской области до сих пор в 2016 году загрязнены цезием-137?
5. Организационный момент.
Спасибо всем за работу и помощь на уроке.
6. Источники.
А. В. Яблоков, В. Б. Нестеренко, А. В. Нестеренко Чернобыль: последствия катастрофы для природы и человека. Санкт-Петербург: Наука, 2007.