kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока " Победно реет Андреевский флаг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие способствует формированию патриотического сознания учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Победно реет Андреевский флаг"»

Разработка урока: "ПОБЕДНО РЕЕТ АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ"

Цели и задачи

1.Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания.

2.Способствовать расширению кругозора учащихся.

На сцене победно реет андреевский флаг. Рядом расположена выставка книг морской тематики, рисунки детей, макет корабля, штурвал, репродукции картин Айвазовского и т.д. Звучит песня Ю.Антонова «Море».

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Тема нашей встречи — море и флот. Нас ждет удивительный мир, тот самый мир, что не дает спать по ночам мальчишкам и заставляет громче биться сердца многих девушек. Сегодня в Клубе веселых и находчивых встречаются команды «Бригантина» и «Виктория». (Начинается представление команд и членов жюри.).

Ведушая. А сейчас попросим команды поприветствовать друг друга. (Одна из команд приготовила приветствие,-которое исполняется наподобие марша Преображенского полка.)

Славны были наши деды,

Помнит их и швед и лях.

И царил орёл победы

На далёких на морях.

Флаг Российский осеняет

Наш корабль боевой

Он и нам напоминает,

Как ходили деды в бой.

Мы сегодня вспоминаем

Славу дедовских побед

И команде «Бригантина»

Шлём мы пламенный привет.

Ведущий. Первый конкурс мы назвали «Знатоки». Участники КВНа должны проявить знание морского дела и умение ориентироваться в «боевой» обстановке: командам будут заданы вопросы. Первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднимет руку. Итак, вопросы.

1. В каком году был основан Российский флот, кто его основатель? (1696 г., Петр I.)

2. Кто ввел на флоте Андреевский флаг? Что означает его символика? (Петр 1. Белый цвет — символ чистоты и непорочности — этоВера, косой крест — символ верности. На косом кресте был распят апостол Андрей за проповедь христианства. Этот апостол, по преданию, с благой вестью дошел до русских пределов.)

3. Как назывался корабль, который считается первым русским

военным судном? («Орёл».)

4. Какая страна считается родиной самой первой подводной лодки? (Россия. Так называемое Потаенное судно было изобретено при Петре I крестьянином подмосковного села, плотником казенной верфи Ефимом Никоновым.)

5. Какое отношение имел космонавт Ю.А.Гагарин к морю? (Ю.А.Гагарин был летчиком морской авиации.)

6. Кого из писателей называют флагманом русской морской литературы? (К.М.Станюковича.)

7. Как называется сборник рассказов писателя Б.Житкова о море? («Морские истории».)

8. «Фрегат "Паллада"» — так называется книга русского писателя И.Гончарова. Что такое фрегат? (Трехмачтовый военный линейный корабль с полным вооружением.)

Ведущая. Я благодарю команды за усердную работу, а теперь предлагаю вам немного отдохнуть. Пока жюри подводит первые итоги, я прошу болельщиков ответить на мои вопросы.

Вопросы болельщикам

1. Как называется рулевое колесо на корабле? (Штурвал.)

2. Кто такие гардемарины? (До 1917 г. так называли воспитанников старших классов морского корпуса.)

3. Чем отличатся бриг от клипера? (Бриг — двухмачтовый парусный корабль; клипер трехмачтовое судно, отличающееся быстрым ходом.)

4. Вам знакомы такие названия: крейсер «Аврора», крейсер «Варяг». А что такое крейсер? (Крейсер — от слова крейсирует — военное судно, несущее разведочную, охранную и дозорную службу)

5. Кто написал рассказ о русских моряках, которые спасли мальчика-негритенка, названного ими Максимкой? (К.М.Станюкович.)

6. Кто такой юнга? (Подросток, обучающийся морскому делу.)

Ведущий. Я попрошу жюри подвести первые итоги. (Ребята слушают мнение судей.)

Ведущая. Во все времена на русских военных кораблях были свои любимцы. Как правило, их было несколько. Это весельчак-кок, лучший танцор команды и юнга... Я попрошу подойти ко мне коков из обеих команд. Как известно, есть на судне человек, от мастерства которого зависит здоровье и настроение всей команды...

Это кок. Представьте себе: наш корабль вышел в море — и только тут обнаружилось, что имеется не так много продуктов: мука, лук, картошка, яйца, масло, соль, рис и лавровый лист. За то время, пока будут идти конкурсы танцоров и юнг, кок должен придумать как можно больше питательных и полезных блюд из перечисленных продуктов и составить меню на первую неделю нашего плавания. («Коки», получив по листу бумаги, отходят в кубрик — отведенное им место. На листе бумаги, который они получают, 'заранее перечислены названные продукты.)

Ведущий. Как известно, визитная карточка русских моряков — лихой и задорный танец «Яблочко. Объявляем конкурс на лучшего танцора нашего флота. (Идет конкурс танцоров.)

Ведущая. А сейчас я попрошу подойти ко мне наших любезных юнг. Первое задание такое: вот вам по платочку. Можете связать морской узел? Связали? Теперь обменяйтесь узлами! Второе задание такое: за одну минуту надо развязать морской узел соперника. Итак, начали!

Конкурс проходит под крики болельщиков. Побеждает тот юнга, чей узел не сможет развязать соперник.

Ведущий. А теперь я попрошу уважаемых коков продемонстрировать свою изобретательность, юмор и знание кулинарии...

Ведущая. Пока жюри подводит итоги сразу трех конкурсов, а команды отдыхают, я обращаюсь к болельщикам.

Вопросы болельщикам

1. Назовите выдающихся русских флотоводцев. (Ф.Ушаков, П.Нахимов, С.Макаров и т.д.)

2. Один из лицейских друзей А.С.Пушкина стал морским офицером. Кто это? (Ф.Матюшкин.)

3. Назовите русских художников-маринистов. (Айвазовский, Судковский и т.д.)

4. Что такое шхуна? (Шхуна — небольшое двух- или трехмачтовое судно прибрежного плавания.)

5. Когда движется автомобиль, то его путь меряют километрами. А что является мерой движения корабля на море? (Миля.)

Ведущая. Я попрошу жюри подвести итоги. (Идет подведение итогов. Звучит песня «Жил отважный капитан».)

Веду ш и и. Вы, наверное, сами догадались, что наступило время конкурса капитанов. Ведь успех всякого сражения во многом зависит от капитана. Я попрошу капитанов подойти ко мне. (Представляет капитанов публике.)

Ведущая. Вчера — всего за день до КВНа капитаны получили от нас трудные вопросы. Давайте проверим, как они справились с ними.

Конкурс капитанов

Что это означает?

• «Семь футов под килем», (Пожелание благополучного плавания, чтобы не сели на мель. Киль — продольный и плоский брус по всей длине судна в середине его днища, похож на плавник у рыбы.)

• «Лечь в дрейф». (Остановить судно, шедшее под парусами. Для этого паруса располагаются таким образом, что одни из них под действием ветра должны двигать корабль вперед, а другие — назад. Таким образом, корабль фактически остается на месте.)

• «Держать нос по ветру». (При попутном ветре наполняется парус и судно движется четко вперед, т.е. носом по ветру.)

•«Бить склянки». (Это выражение обозначает у моряков меру времени. До XVII в. на кораблях употреблялись песочные часы. Через каждые полчаса их переворачивали, и при этом ударял колокол. Несмотря на то, что стеклянные песочные часы давно вышли

из употребления, выражение «бить склянки» осталось.)

Теперь поговорим об истории Русского парусного флота...

• Имя непревзойденного мореплавателя Джеймса Кука всем знакомо. Он избороздил моря и океаны. Во время третьего кругосветного путешествия был убит и съеден аборигенами Гавайев. Скажите, какое утверждение этого морского волка пришлось опровергнуть капитану 2-го ранга Ф. Беллинсгаузену и лейтенанту М. Лазареву? (Российские моряки во время кругосветного плавания открыли шестой континент — Антарктиду, Открыли именно там, где «его нет и быть не может». Ведь Д. Кук заявлял: «Я обошел южный океан на самых южных широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования здесь материка... Я смело могу утверждать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».) - Кук Д. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. - М., 1948. - С. 434.

•Какими судами во время путешествия командовали русские офицеры, в каком году совершено открытие? (Шлюпы; «Восток » и «Мирный». 1820 г.)

•Вскоре после возвращения в Россию русским мореходам пришлось взяться за оружие. Кто из двух упомянутых нами офицеров прославился в Наваринском сражении (8.10.1827 г.) и как? (Линейный корабль «Азов» под командованием капитана I ранга М. Лазарева принял на себя главный удар турецкой эскадры. «Азов» вел бой одновременно с пятью кораблями. Неприятельский флот был разбит. Во многом заслуга принадлежала М. Лазареву, который смелым маневром предрешил исход битвы. В том бою из 66 вражеских судов было уничтожено 50.)

• Мы с вами сегодня огласили список славных имен русских адмиралов эпохи парусного флота. А теперь еще раз назовите тех из них, кто участвовал в упомянутом Наваринском сражении (8. 10. 1827 г. ). Их было четверо, они были еще молоды, и все служили на одном судне... (Лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин. В тот год служили на «Азове» под началом капитана I ранга М. Лазарева.)

• Чьими учениками и духовными преемниками были упомянутые молодые офицеры, к какой мореходной школе они могли себя причислить? (Школа черноморской выучки Ф.Ф. Ушакова.)

• Екатерина Великая, желая закрепить успехи армии и флота, повелела заложить военный порт, верфь, адмиралтейство, крепость на Черном море (10.2.1784 г.). Как назвали новый город? В каком месте он вырос? (Севастополь. Ахтиарская бухта. С тех пор Севастополь — место пребывания Черноморского флота России.)

• Ф.Ф.Ушаков — офицер, за долгие годы службы на флоте не проигравший ни одной битвы. Как впервые проявился военный талант молодого Ушакова? (Летом 1787 г. Турция объявила войну России. Ушаков на корабле «Святой Павел» шел в авангарде севастопольской эскадры навстречу турецкому флоту. Турки растянулись в боевую линию по правилам морских баталий. Ушакову сразу удалось отсечь два ближайших к нему судна противника, те бросились наутек. Чтобы задержать беглецов, турки стали бить им вдогонку. Маневр Ушакова разрушил строй противника; через три часа вся турецкая эскадра была вынуждена спасаться бегством.

• Ушаков — один из самых известных флотоводцев мира. Что же нового сделал этот моряк, в чем его заслуга? (Не проиграл ни одного сражения. После Ушакова залогом успеха в морском бою стали считать не численное, не техническое превосходство, а

маневр. Русский стратег создал новую модель ведения морских баталий. Лучшему флотоводцу Англии Нельсону во многом пришлось идти по стопам Ушакова. Тактика Нельсона и его самая громкая победа при Абукире над французами (2.8.1798 г.) — это

всего лишь повторение маневра Ушакова при Калиакрии.)

•Назовите последнее сражение, которое дал русский парусный флот на Черном море. (Синопское сражение (18.11.1853.) завершилось полным уничтожением эскадры Осман паши. Также были взорваны все береговые батареи, сожжена часть Синопа. Эскадр вице-адмирала П.С, Нахимова не потеряла ни одного корабля.)

• Можно ли сказать, что русский парусный флот имел численное превосходство над турецким, а равно, не был ли он лучше вооружён или имел какие-либо другие секреты и преимущества? (Европейские державы, напуганные растущей мощью России, забыл о своих противоречиях и принялись помогать Турции. Турецкий военный флот стал строиться на лучших верфях Франции. Это были прекрасные, быстроходные суда. Англия командировала своих офицеров для инструктажа. Когда планы европейских держав, с помощью «третьей силы», вытеснить Россию с Черного моря окончательно провалились, они отважились на открытую агрессию. В сторону Севастополя отправились эскадры Франции, Англии, Турции (с 1855 г. Сардинии). Но на сей раз против России выступил паровой флот. Российские парусники пришлось затопить в бухте Севастополя, чтобы лишить врага маневра. Это был последний, не очень-то сильный ход парусного флота.)

• В связи с неприятностями Севастопольской кампании общественность России заговорила о новой проблеме, о стрелковом оружии, о том, что у нас оно никуда не годится. Что именно, кроме парусного флота, тогда не выдержало испытания временем? (В русском языке появилось слово, определяющее суть этой новинки. Речь о винтовке — ружье, ствол которого имеет нарезку. Пуля, получившая вращательный момент, летела дальше, точнее попадала в цель и имела большую пробивную способность. Крымские интервенты имели на вооружении дальнобойное нарезное оружие. Они с безопасного расстояния могли расстреливать цепи наших солдат. Поражение в Севастопольской войне отрезвило чиновников. После 1856 г. на отечественных фабриках начали серийное производство винтовок. Первая русская винтовка имела прицел, позволявший поражать противника на расстоянии 1200 шагов, т.е. в четверо дальше, чем старая гладкостволка. Русский солдат стал грозным защитником Родины и надеждой угнетенных народов. Что и показали события начавшейся вскоре Балканской кампании.)

• Все же могла ли первая русская винтовка образца 1856 года быть чисто отечественной разработкой? Конечно, нет! А когда же появилась первая отечественная винтовка? Как она называлась? (До прихода к власти Александра III у нас в России не велось разработок стрелкового оружия. Приобреталась какая-нибудь западная модель, ее подвергали модернизации и запускали в производство. Выходило дорого, а главное, страна плелась в хвосте мирового прогресса, который все набирал обороты... Капитан С.И.Мосин работал над трехлинейкой много лет. Образцы винтовки появились в 1885, потом в 1887 году... Сначала в них использовался магазин прикладного типа (патроны размещались в полости приклада). Идеей русского офицера заинтересовались «за бугром», французская фирма предложила капитану круглую сумму в 600 тыс. франков. Офицер отказался. «Особая комиссия по испытанию магазинных ружей» в те годы уже активно работала в России. Из сотен образцов, наперебой предлагаемых зарубежными изготовителями, выбиралась самая перспективная модель. После того, как капитану С.И. Мосину удалось создать (в 1890 г.) новый металлический патрон уменьшенного калибра — 7.62 мм, все конкуренты отошли на второй план. В 1891 г., после многократных испытаний и авторских доводок, трехлинейка была принята на вооружение Русской армии, кстати, ее рамочный прицел обеспечивал точность боя на 3200 шагов!)

•Награждены ли смекалка, усердие русского офицера, а также его стойкость в схватке с зарубежными конкурентами? Имею в виду разработку трехлинейки... (Указом Его Величества государя Александра III, капитан Мосин был произведен в полковники Русской армии. Он был удостоен Михайловской денежной премии и ордена Владимира III степени.)

Ведущий. А теперь капитаны должны выбрать себе в помощь пять человек, которые примут участие в состязании по перетягиванию каната. (Начинается состязание.)

Ведущая. Пока жюри подводит итоги конкурса капитанов, а впрочем - и всей игры в целом, я приглашаю болельщиков совершить экскурсию на настоящий «боевой корабль». Итак, представьте, что мы на судне.

• Как называется лестница на корабле? (Трап.)

• Как на корабле называется кухня? (Камбуз.)

• Кто следит за чистотой и порядком на корабле? (Боцман.)

• Как называется внутреннее жилое помещение, в котором располагаются матросы? (Кубрик.)

• Что такое баркас? (Самое большое гребное судно на палубе корабля: от 18 до 24-х весел.)

Ведущий. Ну что ж, дорогие друзья, встреча подошла к концу. НО дружба наша на этом не кончается! Я прошу жюри подвести итоги.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока " Победно реет Андреевский флаг"

Автор: Павлова Наталья Владимировна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 387045


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства