kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок самопознания в 7 классе по теме "Утро радостных встреч.Как стать счастливым?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в рамках декады самопознания  "Самопознание -Педагогика Любви и творчества"

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок самопознания в 7 классе по теме "Утро радостных встреч.Как стать счастливым?"»

План урока самопознания.



Тема: Утро радостных встреч.Как стать счастливым?

Ценность: Любовь

Качества: дружелюбие, уважение, взаимопонимание.

Класс:7

Цель: совершенствование представлений учащихся о счастье как нравственной ценности, раскрытие путей достижения счастья.

Задачи:- формирование осознанного стремления быть счастливым;

- развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни;

- воспитание активной личности, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию.

1.Позитивный настрой. Концентрация на свет

- Учитель раздает листы, на которых записаны слова ( учащиеся их произносят по очереди) 1. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

2.- Доброе утро! Солнцу и птицам!

- Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

3.Здравствуй, мой светлый день!

4.Я с любовью встречаю тебя!

5.Здравствуй, мой одноклассник, мой друг!

Сколько новых открытий вокруг!

6.Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня!

7.Здравствуйте, все, кто верит доброте!

8.Рады мы всем, кто к нам пришёл сегодня,

9.Рады мы всем , кто верит доброте,

10.Рады мы всем, кто, не жалея сил.

11. Делится счастьем своим.

-Здравствуйте, ребята! А что такое счастье? Сегодня мы поговорим о такой важной нравственной ценности, как счастье. Есть хорошая мудрая пословица: "Бақытқайда барасың? - Бірлік, ынтымақ бар жерге барамын"-"Счастье! Куда ты идешь? Я иду туда, где единство и согласие".

Я желаю, ребята, чтобы на нашем уроке царило единство и согласие.
II. Проверка домашнего задания. 

Что такое счастье ?

Это совесть чистая.

Это свет душевный.

Это луч волшебный.

Что такое счастье ?

Счастье -это дети,

Это небо чистое

Мир на всей планете!

I.Слово учителя. Что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? Эти вопросы задают люди во все времена и не могут дать однозначного ответа.

У каждого человека – и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность мечтать. Пока человек живёт, он мечтает. Иногда ему хочется попасть в такую сказочную страну, где сбываются все мечты. В маленькой сказочной стране мы были бы счастливы. А в нашей реальной жизни возможно ли это?

Счастье- понятие философское. Счастье нельзя потрогать руками. Оно напоминает по хрупкости нежный цветок, который нужно растить , холить, лелеять и любоваться им.Есть замечательное высказывание Антона Семёновича Макаренко 
III. Позитивное высказывание (цитата). 
1. цитата нашего урока :
"Счастливым человеком нельзя быть по случаю - выиграть, как в рулетку: - счастливым человеком нужно уметь быть ". А.С.Макаренко 
2. Беседа по содержанию цитаты :
Как вы понимаете слова выдающегося педагога? (учиться быть счастливым) - Так что нужно для счастья? Для этого надо сначала разобраться и понять, что для каждого человека значит «быть счастливым». Каждый сейчас на сердечке напишет своё мнение по этому вопросу: Что или кто для тебя есть счастье? (уч-ся пишут и приклеивают на большое сердечко)

Вывод: понимание счастья у каждого человека своё.
IV. Рассказывание истории
Притча «О холодном и горячем сердце»

Шли по узенькой горной тропинке два путника: один с горячим сердцем, а другой с холодным. Шли они в далекие страны и хотели найти человеческое счастье.

- Посмотри, какие вокруг нас величественные и прекрасные горы, — сказал человек с горячим сердцем.

— Ничего особенного, просто кучи огромных камней, — ответил человек с холодным сердцем.

— Посмотри, какой нежный цветочек выглядывает из трещины в камне, как трудно ему, наверное, расти здесь без земли, — сказал человек с горячим сердцем.

— Ха, нашёл красоту. Что я, цветов дома не видел? — сказал человек с холодным сердцем.

Пошли они по горам дальше и увидели горное озеро. Человек с горячим сердцем восторженно воскликнул:

- Какое оно прозрачное, голубое и тихое, такое тихое, что белые снежные вершины гор в нем отражаются, как в зеркале. А тебе нравится? - спросил он попутчика.

— Ничего особенного, ответил человек с холодным сердцем, — просто огромная лужа воды. А снег я и в прошлом году видел.

— Но, может быть, ты чувствуешь, какой здесь чистый, прохладный и свежий воздух, который хочется вдыхать всей грудью? — спросил человек с горячим сердцем.

— Ну, вот еще, придумал. Воздух везде одинаковый, что в городе, что в лесу, что в горах,— возразил человек с холодным сердцем.

Так долго шли по лесам и горам человек с горячим и человек с холодным сердцем в поисках счастья и красоты, пока не повстречалась им пещера, в которой жил мудрый и добрый старик-отшельник. Старик жил вдалеке от людей и был очень беден, но радушно принял гостей и пригласил их обедать к столу. Но на столе стоял лишь кувшин с прохладной родниковой водой и лежал свежевыпеченный теплый хлеб. Человек с горячим сердцем, сел за стол, с радостью вдохнул запах хлеба, удивился чистоте и необычайному вкусу воды и поблагодарил старика за скромную еду, а человек с холодным сердцем, поморщившись, попробовал хлеб с водой, и остался едой недоволен. После обеда старик узнал у путников, что они ищут счастье, и сказал им обоим: «Один из вас уже давно нашел счастье, а другому еще долго предстоит свое счастье искать. Ключ к счастью в наших сердцах, счастлив тот, чье горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Но тому, кто не замечает красоту вокруг себя, кто не дает своему сердцу радоваться красоте, тому очень тяжело найти счастье в жизни. Счастье старается обойти стороной тех, кто сердцем холоден». Так узнали человек с горячим и человек с холодным сердцем, что счастье не за горами, не в богатствах и королевских дворцах спрятано, а внутри каждого человека находится. Но найти его можно, лишь имея в груди горячее сердце, радующееся красоте.

2. Беседа по содержанию: -Кто главные герои притчи?( человек с горячим и человек с холодным сердцем, старик-отшельник)

-Зачем они пошли в дальние страны?(хотели найти человеческое счастье)

-Где по мнению старика-отшельника лежит ключ к счастья? ( Ключ к счастью в наших сердцах)

-Кто может быть счастливым?(счастлив тот, чье горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на неё)

Слово учителя:Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья:

1.« Я жив»- радость от самого пребывания на земле. Самая большая ценность в мире – жизнь.Умение радоваться тому, что окружает: солнцу, возможности дышать, видеть, двигаться. Кто это состояние может оценить сполна? Люди с ограниченными возможностями, больные люди. Инвалиды, побеждая на паролимпийских играх, испытывают счастье от того, что преодолели недуг.

2.«Я приобрёл» - удовлетворённость материальными благами. Докажите, что наличие материальных благ делает человека счастливым. Но в чём кроется опасность? Да, деньги делают независимым, свободным, дают возможность совершенствоваться, заниматься благотворительностью. Но существует тонкая грань, чтобы деньги не взяли верх над человеком, не сделали его заложником.

Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без самого необходимого не проживёшь. Желание утвердиться на второй ступени у многих доминирует над всеми прочими стремлениями. Нельзя осуждать людей за это, но всё-таки страшно становится, когда видишь духовную опустошённость, бедность мысли и слова. «В деле человеческого счастья нет более зыбких и ненадёжных ценностей, чем ценности материальные. Они коварны и лживы. Когда их добиваешься, то кажется, что счастье в них. Когда добьёшься, то оказывается, что счастье совсем не в них. Но, к сожалению, ко многим понимание это приходит, когда лучшая часть жизни уже прожита».

Счастье - это много денег.

А как же тогда пословица "Не в деньгах счастье"? Однажды ученик спросил мастера: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо, за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечение, но не радость; образование, но не ум.

3.« Я не один».

Человек не может быть счастлив вне общества, вне общения . Общение с людьми многогранно :дружба, любовь. Это приносит удовлетворение, радость, а значит, и счастье.Притча о блудном сыне.

Два брата вместе жили с детства

Но младший, бесами влеком,

Взяв у отца своё наследство,

Покинул с лёгким сердцем дом.

Живя распутно, в распрях с верой,

Добро он скоро промотал,

И на чужбине полной мерой

Нужду и лихо испытал…

И с покаянною мольбою

Пришёл на родину свою:

« Отец! Пред небом и тобою

Великий грех свой сознаю;

Возьми, -молю, как господина,-

Слугой меня, коль место есть».

Но обнял тот, целуя, сына

И пир в его устроил честь.

И старший брат сказал в обиде:

« Всю жизнь тружусь я за двоих,

Но от тебя, отец, не видел

Ни разу почестей таких».

« О, сын! Завидовать негоже,

Здесь всё твоё- рассудком взвесь;

А брат был мёртв -и вот он ожил!

Он пропадал - и вот он здесь!»

В основе притчи - раскаяние сына, прощение и любовь отца, что приводит к взаимному счастью.

-Лёгким ли был этот путь? Можно ли назвать героев счастливыми?

4. « Я созидаю. Я создаю. Я творю». творчество …Есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

Притча «Так говорили две свечи»

1 свеча“Жаль мне тебя,- А:сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. - Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я на много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены”.

А: Отвечала горящая свеча:2 свеча “Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребенка на праздничной елке; оздоравливаю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь?

Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, и польза от тебя? Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдет мимо”. А:Так говорили две свечи.

5.« Оставить след после себя»- делать счастливыми других.


Учитель:Может ли быть одно общее счастье для всех людей?

( ответы учащихся)

Да, мы живем в мирной стране, в которой нет грохота орудий, в которой ведется мудрая политика под руководством Президента Н.А.Назарбаева, мы гордимся своей страной. Мы- казахстанцы, люди более 130 национальностей - единый народ, мы любим свою страну, работаем и трудимся на ее благо, и в этом тоже заключается счастье.

V. Творческая деятельность.

1.Групповая работа

Раздаются карточки:Приложение №1 1 группа« Власть», 2 группа « Любовь», 3 группа « Сбылась мечта».Необходимо сказать о положительных и отрицательных сторонах.

Власть: положительное: можешь изменить жизнь в стране, провести реформы, станешь известным и популярным.

Власть: отрицательное : политика - грязное дело, ничто так не меняет человека, как деньги и власть.

Любовь: положительное: крылья за спиной, полёт.

Любовь: отрицательное: приносит слёзы, страдание, можно спокойно обойтись без переживаний.

Исполнение мечты ( стал учителем): положительное: мы несём добро, сеем разумное, доброе, вечное.

Исполнение мечты: отрицательное: не хватает времени на себя, семью, зарплата не радует.

Вывод: счастье- понятие индивидуальное. Счастье- это настроение, при котором нами большую часть времени владеют приятные мысли.


2.Инсценирование«Сказочка о счастье»

Автор: На свете жил один король. Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал, а счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело.

Вскричал король:

Король: «Нельзя так жить!” -

Автор: и с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти?

И вот король в карету сел - и покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит. Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути? - Девчонка в драном платьице.

Девчонка:- О всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь.

Король:- Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!

Автор: Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад, бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный.

СОЛДАТ:- О мой король!

-Автор: вскричал солдат, - тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение.

Я за тебя стоял горой.

Я, право, бился как герой,

Я выиграл сражение.

Король:- А ну, служивый, пропусти скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!-

Автор: Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу

Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.

СТАРУХА:- Прости, любезный мой король, старуху одинокую.

Мой дом - вон видишь, за горой, с утра ушла далёко я.

Ношу из лесу я дрова, тяжёлая работа.

Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то...

Король:- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути. Ведь я за счастьем еду!-

Автор: Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем.

Король торопит:

Король:- В путь пора, ещё немного - и ура!

Своё настигну счастье!

Автор:И всё бы кончилось бедой - сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой остановил карету.

Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго

Сказал:

СТАРЕЦ:“Заблудшая душа, король, побойся Бога!”

Ты ищешь счастье для себя, ты странствуешь по свету.

Но только ближнего любя, найдёшь ты счастье это.

Скорей послушайся меня: обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми, солдата в сторожа найми,

Всё это сделай, но сперва, старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова, распилишь и уложишь...”-

Автор: Тут вышла полная луна. И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце всем людям помогает.

И счастье на его лице, как ясный день, сияет!


Учитель: какой уровень счастья вы узнали из этого произведения?

3.Групповая работа Игра «Угадайка»В чем заключено счастье для героев этого произведения?

1 « …Наш ковер - цветочная поляна

Наши стены - сосны-великаны

Наша крыша - небо голубое

Наше счастье - жить такой судьбою

Наше счастье - жить такой судьбою!»

2 Отрывок из сказки « Дюймовочка». Г.Х. Андерсен

«- Скоро у нас будут гости, - сказала Дюймовочке однажды полевая мышь. - Раз в неделю меня приходит навестить мой сосед. Он очень богат и живёт куда лучше меня. У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, - великолепную черную шубу! Выходи, девочка, за него замуж! С ним не пропадёшь!»

3 Ты, да я, да мы с тобой!

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, земля»

4. Индивидуальная работа. «Что для меня счастье?»

Детям было предложено 15 ценностей: здоровье, друзья, жизнь, дом , культура, материальные ценности, родина, порядочность, доброжелательность, наследие, уважение, окружающая среда, работа, духовные ценности, любовь. Должны были оставить 3. Вывод: всё, что вы оставили и есть самое главное для вас, то есть, имея это, вы можете назвать себя счастливым.

VI. Групповое пение. Песня «Мы желаем счастья вам!».

Сл. И. Шаферана Муз. С. Намина.

Вот мы и рассмотрели модель человеческого счастья. А вам остаётся только решить, каким будет ваше счастье и загадать желание, чтобы оно когда-нибудь сбылось.
VII. Домашнее задание. Коллаж "Мир счастья?"


VIII. Заключительная минута тишины.

Это зря говорится,

Что надо счастливым родиться.

Нужно только, чтоб сердце

Не стыдилось над счастьем трудиться,

Чтобы не было сердце

Лениво, спесиво,

Чтоб за каждую малость

Оно говорило «спасибо».

Учитель предлагаем взять по одной свече каждому уч-ся. А гость зажжёт свечу и даст зажечь остальным.

Вывод: от одной свечи можно зажечь много, но пламень первой не убавится. Так и в счастье. Счастливый человек, контактируя с остальными, делает их счастливыми.

Будьте счастливы! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Калошина Светлана Павловна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства