Методическая разработка воспитательного часа
"Моя Малая Родина - Торез"
Оформление доски:
Эпиграф:
Для Донбасса наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Цели:
Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного города.
Формирование понятия «Малая Родина».
Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Воспитывать любовь к своему краю, чувство гордости за свой город, чувство патриотизма, любовь к Родине.
Содействовать моральному развитию детей.
Оформление:
Мультимедийная презентация «Моя Малая Родина». Книги: «Солнце в забое» - А.П.Ермаков, П.В.Беляков, «За веру и отечество» - М.Золотухина, О.Мартынцов, «Зов души» - Г.Ангелин.
Форма проведения: час общения.
Ход урока.
Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Учитель: Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Вступление.
Учитель: Хочется начать с мудрости славянского народа. В чём она проявляется? В пословицах и поговорках. И ваше первое задание составить пословицы и поговорки из разрезанных пазлов и определить тему урока. К концу занятия вы скажете, какая поговорка из составленных вами передаёт основную мысль нашего урока.
Пословицы и поговорки о Родине (Слайд 2)
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Где родился, там и пригодился.
На чужой стороне и весна не красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о родине в целом и о нашем городе в частности. А начнём наш диалог с отрывка из стихотворения Эдуарда Бабака «Мы родились в Донбассе».
Ученик 1: Мы родились в Донбассе, наверно, не зря.
Здесь наш край и культура, здесь наша земля.
Здесь язык наш родной, всё привычно знакомо.
Здесь дорожки ведут всех нас к дому родному.
Учитель: Дорогие ребята! (Слайд 3) Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Вы родились на Донбассе. Донбасс восхищает своим разнообразием: это и степи с душистым разнотравьем, и живописные балки, и знаменитый Донецкий кряж. Ну и, конечно же, густые тенистые леса, которые принято называть «лёгкими» Донбасса. Мы гордимся нашей Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – улица или уютный дворик. Словом, малая Родина у каждого своя!
Видео о Торезе (Слайд 4)
Символы Тореза (Слайд 5)
Учитель: У каждой страны, региона, города и поселка есть свои символы. И эти символы отражают их жизнь. Ребята, давайте вспомним символы нашего города.
Ученик 2: Гербовый щит разделен горизонтально на 2 части, символизирующие небо и землю. В центре расположено солнце как символ света и жизни, а на нем - символ главного богатства города - антрацит. Флаг создан на основе символики герба города.
Торез – частица Донбасса.
Учитель: Вы любите свой город? А что вы можете рассказать об истории своего города? Когда он был основан? Кем он был основан? (ученики отвечают на вопросы)
Учитель: Городов на Земле очень много самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он самый лучший, самый любимый. Попробуй, прочитай слово ГОРОД с другой стороны! Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.
Есть улицы центральные.
Учитель: В нашем городе около 500 улиц, каждая из них – частичка торезской истории. Прошло более полувека, как окончилась Великая Отечественная война, память о которой хранят музейные экспонаты, обелиски, мемориальные доски на зданиях города. А ещё память о войне живёт в названиях 20 торезских улиц, которые носят имена Героев и участников войны. Среди них улицы, названные в честь Сызранцева, Стаханова, Сиваченко, Шестаковой, Гороховой, Тани Бирлевой, Дуси Богатырёвой, Веры Листопад, Николая Сиротина, Левченко, Ивана Ячменева, Колесникова, Крымова и других.
Ученики 3-4 рассказывают об центральных улицах.
Улица Сызранцева (Слайд 6)
Иван Иванович Сызранцев – первый председатель Чистяковского Совета рабочих депутатов. Родился в 1882 году в бедной крестьянской семье в селе Слобода-Алексеевка Змиевского уезда Харьковской губернии. Окончил 2 класса начальной школы и был отдан «в мальчики» к местному богачу. В семнадцать лет начал странствовать в поисках работы. Сошёлся с революционерами-студентами. Работал в Ялте в каменоломнях, в Одессе на сахарном заводе, где как организатор забастовки, участник социал-демократического кружка в октябре 1901 года был арестован.
В 1914 году приехал в Донбасс, в Чистяково. Слесарь по специальности, он быстро освоил горняцкие профессии, работал зарубщиком, крепильщиком. Создал кружок, в котором знакомил рабочих с трудами В.И.Ленина, читал им газету «Правда», был организатором многих забастовок. После февральской революции стал организатором Совета рабочих депутатов в Чистяковском районе и первым его председателем. В последние годы своей жизни Иван Иванович Сызранцев работал на партийной, советской и профсоюзной работе в городе Змиеве Харьковской области. Умер 29 марта 1924 года, похоронен в Змиеве.
Улица Стаханова (Слайд 7)
Алексей Григорьевич Стаханов – зачинатель социалистического соревнования в годы первых пятилеток за достижение наивысшей производительности труда, Герой Социалистического Труда. Родился 21 декабря 1905 года в деревне Луговое Орловской области в семье крестьянина. В 1913 году пошёл учиться в сельскую школу, где проучился 3 года. В 1917 году нанялся на работу к кулаку, где проработал до 1927 года.
В 1927 году выехал на работу в Донбасс на шахту «Центральная-Ирмино», где работал коногоном, а затем крепильщиком, забойщиком. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года на донецкой шахте «Центральная-Ирмино», забойщик Алексей Стаханов совершил настоящий подвиг: нарубил отбойным молотком 102 тонны угля, перекрыв норму в 14 раз. Его пример послужил началом массового движения за наивысшую производительность труда.
Обучался в промышленной академии им. Сталина. После окончания Академии работал начальником шахты № 31 «Карагандауголь».
С 1942 работал в управлении организации труда Министерства угольной промышленности. А после ликвидации Министерства угольной промышленности, был направлен на работу в трест «Чистяковантрацит» в качестве заместителя управляющего трестом по добыче угля.
За время работы в угольной промышленности был награждён правительственными наградами: орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями: «За трудовую доблесть», «За восстановление шах Донбасса», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945», «800 лет Москвы».
23 сентября 1971 года Алексею Стаханову было присвоено звание Героя Социалистического Труда» с вручением медали «Золотая звезда» и второго ордена Ленина.
Умер А.Г.Стаханов в ноябре 1977 года. Похоронен в городе Торезе.
Наше богатство - люди.
Учитель: Торез – это запах весенних трав и цветов, когда в апреле-мае ими покрываются степи, окружающие наш город; это верхушки терриконов близ ранее работающих шахт, которые напоминают купола старинных башен; это зелень деревьев, сквозь которые кое-где проглядываются крыши домов; это парки, покрытые золотым ковром листьев, ели, по которым иногда снуют белки, грациозные скромные березки; уютные и тихие улочки и переулки. Но главное наше богатство – люди.
Ученик 5: Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.
Учитель: Мы уже вспомнили знаменитых шахтёров Сызранцева и Стаханова, вписанных в историю нашего города. Въезжая в город, мы встречаем ещё одно напоминание о нелёгком шахтёрском труде, памятник «Пионерам освоения угольного комбайна «Донбасс». Бронзовые фигуры трёх горняков и комбайн, вмонтированный в постамент, символизируют вклад коллектива шахты 3-бис в освоение отечественных угольных шахт. Одним из первых машинистов угольного комбайна стал Борис Здиславович Кожарский, сын которого Александр Борисович работает в нашей школе учителем истории. (Слайд 8)
Выступление Кожарского А.Б. – учителя ОШ№ 10 (воспоминания об отце)
Ученик 6 (Слайд 9): Геннадий Ангелин родился 30 октября 1935 года в греческом селе Старобешево Донецкой области в семье колхозников. Здесь же окончил среднюю школу, отсюда же пошел служить в Советскую Армию. Достойно отслужив, Геннадий Федорович переехал жить в Торез. Устроился работать водителем автобуса, женился. Торез стал для него второй Родиной. С поэзией Геннадий Федорович не расставался на протяжении всей своей сознательной жизни. Более 20 лет его стихотворения публиковались в областной и местной печати. Некоторые из них вошли в поэтические сборники «Поиски» и «Шипшиновий кущ». К 70-летнему юбилею поэта в 2005 году вышел поэтический сборник под названием «Зов души».
Я когда-то считал, когда был молодым,
Что не буду стареть, как другие.
Мне казалось тогда, что не буду седым,
Как мои старики дорогие.
Я наивно считал: жизнь продлится века,
И пешком обойду я полмира.
Но с годами я понял, что жизнь протекла
И от старости нет эликсира.
Не откладывай, друг мой, дела на потом,
Как частенько я делал когда-то.
Возведи для потомков дворец или дом,
Щедрый сад посади до заката.
Будь прекрасен всегда и не бойся труда,
Если даже виски поседели,
Чтобы дети твои никогда, никогда
За тебя, за отца не краснели.
Ученик 7 (Слайд 10): Почетный гражданин Тореза, заслуженный тренер, мастер спорта по легкой атлетике, заслуженный работник физической культуры и спорта, воспитавший десятки олимпийских чемпионов и обладателей золотых и серебряных медалей, Анатолий Иванович Корсун. Дружба со спортом у Анатолия Ивановича началась с юных лет в родной Волновахе, где он был бессменным участником спортивных соревнований почти по всем видам спорта в своих возрастных категориях. Спорт стал жизненной потребностью и образом жизни. В институте физкультуры он вошел в состав сборной СССР по легкой атлетике. На протяжении 4 лет он выступал на всех международных турнирах, постоянно занимал призовые места, за что получил звание «Заслуженный мастер спорта СССР» по легкой атлетике. В пик спортивного совершенства во время подготовки к участию в Олимпийских играх случилась травма – разрыв сухожилия, после этого медики запретили заниматься спортом. Анатолий Иванович занялся тренерской работой. И вот уже более 35 лет неизменно и добросовестно работает тренером-преподавателем – ДЮСШ Тореза. Уже с первого набора он начал усиленно готовить из обычных ребят будущих победителей. В 70-90-х годах гремели имена его воспитанников Елены Майоровой, Владимира Закирова, Риты и Светы Красневских, Елены Пасечник, Саши Ясинового, Юлии Панченко, Инны Моисеенко, Елены Вередыбы, Марины Корсун. Они стали гордостью Тореза. Нынешние воспитанники также являются многократными победителями областных, республиканских и международных легкоатлетических соревнований. Они продолжают прославлять свой город. Родина высоко оценила заслуги Анатолия Ивановича: в 1966 году ему присвоено звание «Заслуженный тренер», в 2000 году – «Почетный гражданин города Тореза».
Ученик 8 (Слайд 11): Виктория Соловьёва – уроженка города Тореза Донецкой области. Родилась 23 февраля 1989 г. Выросла в простой, интеллигентной семье, где главными принципами были: взаимопонимание, честность, любовь, трудолюбие и целеустремленность. Закончив ОШ №10 в 2004 г. поступила в Торезский горный техникум. Далее Виктория поступает в Киевский педагогический университет на факультет психологии. Стать звездой экрана Соловьева если и помышляла, то не предпринимала никаких активных действий. Пока случайно не встретилась с Никитой Михалковым, приехавшим в город на творческий вечер. Так родилась актриса Виктория Соловьева. Вика поступила в Щепкинское училище. На третьем курсе она вновь встречает Михалкова, который занимается кастингом в “Солнечный удар”. В картине перед зрителями предстала невероятно красивая, обворожительная Виктория Соловьева.
После того как Соловьева окончила учебу, театр “Ленком” под управлением Марка Захарова с радостью распахнул для нее двери. Ее первой ролью на театральных подмостках стала пьеса “Шут Балакирев”, где она предстала в образе императрицы Екатерины Алексеевны. Год спустя актриса Виктория Соловьева сыграла испанку в рок-опере “Юнона и Авось”. Интересные предложения часто попадают в руки Виктории, но в данный момент она сосредоточена на игре в театре.
Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся людям, прославившим и прославляющим наш город.
Звучит музыка на стихи А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”
Заключение.
Учитель: Какая поговорка из составленных вами передаёт основную мысль нашего урока. Почему вы так решили? Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному поселку и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ. (Слайд 12)
Ученик 9: О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Используемые источники:
«Солнце в забое» - А.П.Ермаков, П.В.Беляков, 1980г.
«За веру и отечество» - М.Золотухина, О.Мартынцов, 2012г.
«Зов души» - Г.Ангелин, 2005г.