kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия "РЕАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ВИРТУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность - это «продукт культуры того или иного общества, т.е. индивид, в большей или меньшей степени усвоивший социокультурные стереотипы сознания и поведения».

Во взаимоотношении личности и культуры существует три ключевых направления: восприятие, переживание и интерпретация. Эти процессы происходят на протяжении всей жизни человека, но в процессе формирования личности особенно важны  именно те установки, ценностные ориентации, которые заложены  в детстве и юношестве. Современный мир - это  век господства высоких технологий и засилия массовой культуры. Именно через средства массовой информации происходят и восприятие, и переживание  и интерпретация ценностных установок. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "РЕАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ВИРТУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ КО «ККСД»















Методическая разработка

внеклассного мероприятия






РЕАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ВИРТУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ












Разработчик

Реутова Н.В., методист, ГАПОУ КО «ККСД»













Калуга, 2017

РЕАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ВИРТУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

(методическая разработка внеклассного мероприятия)


ВВЕДЕНИЕ

Личность - это «продукт культуры того или иного общества, т.е. индивид, в большей или меньшей степени усвоивший социокультурные стереотипы сознания и поведения».

Во взаимоотношении личности и культуры существует три ключевых направления: восприятие, переживание и интерпретация. Эти процессы происходят на протяжении всей жизни человека, но в процессе формирования личности особенно важны именно те установки, ценностные ориентации, которые заложены в детстве и юношестве. Современный мир - это век господства высоких технологий и засилия массовой культуры. Именно через средства массовой информации происходят и восприятие, и переживание и интерпретация ценностных установок.

Говорить о положительных и отрицательных чертах современных СМИ можно бесконечно долго. С одной стороны, это прогрессивный метод добывания и обработки информации, с другой – существует множество подводных камней, нюансов и минусов при работе со СМИ.

Очевидно, что СМИ все чаще и чаще становятся библиотекой знаний не только для подростков, но и для всех людей, нуждающихся в получении информации. Дети, подростки, как самые психологически незащищенные, больше других подвержены влиянию СМИ: сделать их своими «заложниками» не составляет особого труда, всемирная паутина и виртуальная реальность делают их «жителями» других миров. Но с другой стороны, позволяют, объединив каждого с каждым, делают мир теснее, уничтожив географические, социальные и национальные барьеры.

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.

Обращаясь к данной теме, были поставлены и рассмотрены вопросы: Чем живет современная молодежь? Какие ценности закладываются? Как современные средства массовой информации, в первую очередь, телевидение, могут влиять на ценностные ориентации молодых людей? Как лингвистическая сторона телевидения влияет на общие ценности молодежи? В чем опасность виртуальных ценностей, создаваемых средствами массовой информации? Возможно ли противостоять искажению ценностей в современном обществе? Как обезопасить влияние виртуальных ценностей на человека? Как противостоять влиянию виртуальных ценностей на каждого из нас?


Цель занятия: Формирование позиции ответственного выбора жизненных ориентиров и ценностей

Задачи: 1) формировать способность и готовность к осознанному и ответственному действию в сфере отношений; необходимые морально-правовые ориентиры, которыми учащиеся будут руководствоваться в повседневной жизни; коммуникативную культуру;

2) дать возможность учащимся продемонстрировать умение работать в группе, взаимодействовать, высказывать собственные мысли; осознавать свою ответственность за тот или иной выбор;

3) развивать способности анализировать и оценивать факты, речевую деятельность, творческие способности, аргументировать свое мнение, вести дискуссию, самопрезентацию.

Методы и приемы обучения: иллюстративный, объяснительный, проектный.

Средства обучения: презентации, раздаточный материал, аудиозапись доктрины А. Даллеса, текст Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Может быть использованы видеозаписи документальных фильмов В. Матвеевой « Почему Россия не Америка» и «Эффективное воздействие на людей. Технологии манипулирования» (фильм 1 канала).

Прогнозируемый результат: понимание студентами важности проблемы формирования ценностей; помощь в определении нравственных ориентиров; развитие навыков исследовательской работы; формирование исследовательской, коммуникативной и информационной компетентности; формирование языковой компетенции; развитие рефлексивной компетентности (умение анализировать результаты своей деятельности).


Ход занятия (занятие сопровождается презентацией).


Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный этап.

Подготовка к уроку.

Настраивает на проведение урока, поверяет готовность к началу занятия

Готовятся к началу занятия, занимают места в классе в соответствии с делением на рабочие группы.

2.Актуализация знаний, умений, навыков.

Обеспечение мотивации принятия обучающимися цели учебно - познавательной деятельности

Преподаватель зачитывает отрывок из эссе «Ценностные  ориентации современной  молодёжи»

Мотивирует студентов на обсуждение темы

Объявляет тему занятия: «Реальная опасность виртуальных ценностей»

Какая проблема кроется в обозначенной теме урока?

Отвечают на вопрос преподавателя. Выдвигают гипотезы обсуждаемой темы.

3.Целеполагание

Принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности

Преподаватель организует обсуждение эпиграфов к занятию

Какое из приведенных высказываний в качестве эпиграфа вам больше нравится? как вы его понимаете?

Подводит итог рассуждениям студентов, четко формулирует цель занятия Формирование позиции ответственного выбора жизненных ориентиров и ценностей

Ответы на вопросы преподавателей.

Размышления, рассуждения, формулировка выводов.

4. Первичное усвоение изучаемого материала.

Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний

Преподаватель знакомит студентов с понятием ценностей, видами ценностей, влиянием ценностей на жизнь человека. Знакомит студентов с результатами опроса студенческих групп «Ценности современной молодежи», предлагает их на обсуждение.

Усвоение сущности полученных знаний

5. Осознание и осмысление материала.

Установление правильности и осознанности нового материала

Преподаватель предлагает для обсуждения вопрос: что влияет на формирование ценностей? Что, по вашему мнению, влияет на их формирование?

Подводит итог обсуждения, выделяет одну из главных составляющих формирования ценностей – средства массовой информации.

Организует обсуждение вопроса позитивного и негативного влияния телевидения на личность человека.

Обсуждают, дают ответы на вопросы преподавателя


Обсуждают, высказывают мнения, приводят доводы и примеры.

Студент (автор проекта) Предлагает знакомство с проектной работой студентки « Влияние современных молодежных передач на культуру речи»

Просмотр исследовательского проекта. Вопросы к автору работы.




Преподаватель задает вопросы для осмысления представленной в проекте информации:

Как язык, речь телевизионных передач влияет на нас? Используем ли мы слова, фразы в повседневной жизни?

Что привлекает вас в современных телевизионных передачах?

Происходит ли подмена ценностей благодаря речи, услышанной с телеэкрана?

Есть ли ограничения, цензура на телевидении?

Отвечают на поставленные вопросы


Преподаватель знакомит студентов с Федеральным Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Воспринимают информацию преподавателя.

Зачитывают статья 5 закона

6. Первичное закрепление ЗУН.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в именной ситуации

Преподаватель знакомит студентов со статьей В. Русецкого.

Организует работу студентов в группах. Выдает задание: написать письмо автору статьи.

Работа в микрогруппах.

Пишут письмо, зачитывают и обсуждают созданные тексты, делают выводы.

7. Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Преподаватель знакомит студентов с доктриной А. Даллеса, организует обсуждение

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы преподавателя



Преподаватель организует подведение итогов работы группы над темой занятия, используя наводящие вопросы: Возможно ли противостоять искажению ценностей в современном обществе?

Как обезопасить влияние виртуальных ценностей на человека?

Как противостоять негативному влиянию виртуальных ценностей на каждого из нас?

Что значит ответственный выбор жизненных ориентиров и ценностей?


Преподаватель предлагает определить свою позицию по отношению к негативным установкам СМИ

Определяют свою позиции с помощью цветных стикеров.

Оценивают результаты выбора

Подведение итогов и рефлексия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу будущей деятельности

Преподаватель возвращает студентов к цели урока, просит прокомментировать свою деятельность в ходе занятия


Преподаватель задает вопрос группе.

Какое впечатление произвел урок: его содержание, форма проведения?


Преподаватель благодарит студентов за проведенную работу, подсчитываются результаты.

Оценка своей деятельности на уроке


Приложение 1.

Эпиграфы:

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека)

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом (М. Аврелий)

В моей молодости вопрос о смысле жизни подменялся поисками цели. К этому так привыкли, что многие и сейчас не видят различия между смыслом и целью (Максуэлл Эльза)

Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить (Ингмар Бергман)

Даже если вы очень молоды, вам обязательно нужны ценности, которые придавали бы смысл вашей жизни (Франц Хесселбайн)


Приложение 2.

АНКЕТА.

1. Какие источники информации Вы обычно предпочитаете? (выбрать 1 - 2 варианта ответа)

А) Телевидение

Б) Интернет

В) Радио

Г) Печатные СМИ

2. Как Вы считаете, какие ценности культивируются современным телевидением? (оцените по 5-ти бальной системе)

А) Приятное времяпрепровождение, отдых;

Б) Высокое материальное благосостояние;

В) Поиск и наслаждение прекрасным;

Г) Помощь и милосердие к другим людям;

Д) Любовь;

Е) Познание нового в мире, природе, человеке;

Ж) Высокий социальный статус и управление людьми;

З) Признание и уважение людей и влияние на окружающих;

И) Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

К) Общение;

Л) Здоровье.

3. Какая информация, транслируемая телевидением Вам наиболее интересна? (выбрать 2 варианта ответа, указав любимые передачи)

А) Отдых, досуг, развлечения, спорт

Б) Молодежные проблемы

В) Политика, экономика, финансы

Г) Криминал, катастрофы

Д) Интимные отношения, эротика

4. Какая телевизионная информация, по Вашему мнению, искажает и обедняет ценности современной молодежи? (названия передач, шоу, сериалов и что они пропагандируют)

1.

2.

3.

5. Какие, на Ваш взгляд, жизненные девизы являются наиболее типичными для современной молодежной среды? (выбрать 5 вариантов ответа)


№ п\п

Жизненные девизы

1

Хочешь жить – умей вертеться

2

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;

3

Цель оправдывает средства

4

Деньги открывают любые двери

5

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

6

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

7

Счастье близких людей – мое счастье

8

Один за всех и все за одного

9

Ученье свет, а не ученье тьма

10

Терпение и труд все перетрут

11

С милым рай в шалаше

12

Слаб духом тот, кому богатство не по силам


6. Какие качества молодежь в наибольшей степени ценит в людях (выбрать 5 вариантов ответа)

А) Доброта, доброжелательность.

Б) Привлекательная внешность.

В) Ум, образованность.

Г) Жизнерадостность, остроумие.

Д) Лидерские качества.

Е) Надежность, ответственность.

Ж) Общительность.

З) Материальное благополучие.

И) Трудолюбие.

К) Отсутствие вредных привычек.

Л) Другие качества (какие? вписать свой ответ)


Литература

  1. Багиров Э. Г. О знаковой природе и своеобразии языка телевидения как средства массовой коммуникации // Предмет семиотики: Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. – М., 2011.

  2. Белинская Е.П. Психология личности, М., 2010

  3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.,1990,

  4. Купина Н.А. Основы стилистики и культуры речи. М.,2014

  5. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2015



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Реутова Надежда Васильевна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422887

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства