kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по воспитательной работе: «Язык телодвижений или невербальное общение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час: «Язык телодвижений или невербальное общение»   является продолжением темы «Типы темперамента», «Полная бесхарактерность или очень противный характер».В методической разработке представлен сценарий  классного часа в форме:  диалога,  а также презентация по данной теме.Описанный классный час можно проводить в 8-9 классах.Методразработка предназначена  для классных руководителей                                                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по воспитательной работе: «Язык телодвижений или невербальное общение» »


Министерство образования и науки УР

МБОУ «СОШ, с углубленным изучением отдельных предметов №69»






Татьяна Владимировна Туктарева







Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по воспитательной работе:

«Язык телодвижений или невербальное общение»




















Ижевск, 2015г.


Классный час: «Язык телодвижений или невербальное общение» является продолжением темы «Типы темперамента», «Полная бесхарактерность или очень противный характер» Методическая разработка внеклассного мероприятия по воспитательной работе / Ижевск, 2011 –


В методической разработке представлен сценарий классного часа в форме: диалога, а также презентация по данной теме.

Описанный классный час можно проводить в 8-9 классах.

Методразработка предназначена для классных руководителей

Цель: Научить понимать самый сложный процесс, который только существует в жизни человека, - общение с другим человеком.

Задачи: Проанализировать литературу по рассматриваемой теме.

Ввести учащихся в мир психологии человеческих взаимоотношений.



Подготовительный этап:

  1. Проведение классных часов на темы: «Ты плюс Я», «Типы темперамента», «Полная бесхарактерность – или очень противный характер»

2. Подготовить плакат или написать предварительно на доске:

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь

человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери


7% - вербальное общение- слова и фразы;

38% - воздействие тембра и высота голоса, вокальное общение

55% - визуальный наблюдательный комплекс- невербальное общение (выражение лица, положение рук, ног, тела ит.д.).


Оформление кабинета:

1. На доске написать тезис

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь

человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

2. Написать тему классного часа

3. Подготовить аппаратуру для презентации.




«Самая большая роскошь на свете – это роскошь

человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери


Ход классного часа

Вступительное слово ведущего.

Алан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» разделил и проанализировал каждый компанент языка тела, каждый жест рассматривая отдельно от другого. Невербальное общение – это очень сложный процесс, в котором участвуют люди, произносимые ими слова, тон голоса и движения тела.

Ученые доказали, что:

Сейчас мы с вами рассмотрим, что такое невербальное общение

В конце 20 века мы с вами стали свидетелями появления новой научной специальности. В мире появились специалисты по невербальному общению.

Предметом изучения для него становится поведение людей, невербальных реплик, сигналов, подаваемых людьми.



Со времен Дарвина и до наших дней ученые классифицировали около миллиона невербальных реплик и сигналов и пришли к выводу, что:

Ученые доказали, что:

7% - вербальное общение- слова и фразы;

38% - воздействие тембра и высота голоса, вокальное общение

55% - визуальный наблюдательный комплекс- невербальное общение (выражение лица, положение рук, ног, тела ит.д.).

Ученые утверждают, что обычный человек произносит слова всего 10-11 минут в день, а остальное время информация передается невербальным общением. И сегодня мы постараемся самый сложный процесс, который только существует – общение с другим человеком.

Многим людям трудно смириться с мыслью о том, что человек – это всего лишь животное, homo sapiens, род приматов, лишившееся шерсти, научившееся ходить на двух конечностях и обладающие живым развитым мозгом. Как другие животные мы подчиняемся биологическим правилам, которые управляют нашими действиями, реакциями, жестами и позами. Удивительно лишь то, что человек очень редко осознает свои движения, которые зачастую говорят собеседнику совсем не то, что произносит его голос.

Эволюционное происхождение некоторых жестов уходит корнями в наше глубокое животное прошлое. Например: оскаливание – это явный признак нападения, в наше время оно приобрело форму презрительной усмешки


Пожимание плечами – один хороший пример универсального жеста, который используется для того, чтобы показать непонимание предмета беседы или незнание. Это множественный жест: раскрытые ладони, приподнятые плечи и поднятые брови.

Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.

Вопрос: знаком ли вам этот жест?

Этот жест приобрел популярность в США в начале 19 века.


Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.

Вопрос: знаком ли вам этот жест?

Вопрос: что обозначает этот жест?


Критическая оценка.

Основной жест – это рука, поднесенная к лицу так, сто указательный палец упирается в щеку, три других прикрывают рот, а большой палец подпирает подбородок.

Еще одним свидетельством критической настроенности человека являются плотно скрещенные ноги (оборонительная позиция), а также склоненная голова и опущенный подбородок- враждебность. Можно истолковать следующим образом: «Мне не нравится то, что вы говорите, и я с вами полностью не согласен»

Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.



Говорящий неправду подросток подносит руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами.

Обратите внимание, что быстрота и очередность некоторых жестов зависит от возраста.

Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.


Личное пространство.

Личное пространство, необходимое человеку, связано с плотностью населения В зоне его проживания.

1___2 – городские жители

1 ______2 сельские жители


Жесты ладоней


Открытые ладони всегда говорят о честности

Множество клятв было произнесено с открытой ладонью, прижатой к сердцу.

Рука с раскрытой ладонью поднимается, когда свидетель клянется говорить правду и ничего кроме правды.

Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.


Один из наилучших способов определения искренности собеседника – это наблюдение за его ладонями. Собака подставляет горло в знак полной покорности и сдачи на милость победителя, человек для этой же цели использует ладони. Если люди хотят продемонстрировать вам, что они совершенно честны и искренни с вами они держат ладони к собеседнику и произносят нечто вроде: «Позвольте мне быть с вами абсолютно искренним»


В повседневном общении люди используют два основных положения ладоней.

Рука ладонью вверх – это привилегия попрошаек и нищих.




Рука ладонью вниз – это сдерживающий, успокаивающий жест.


Внимание попросите обучающихся повторить этот жест и обратить внимание у кого как (ладонью вверх, вниз) будет расположена рука.



Рукопожатие

Рукопожатие – это обычай , пришедший к нам из эпохи пещерного человека. Когда встречались два троглодита они поднимали руки с раскрытой ладонью вверх, чтобы показать, что у них нет оружия На протяжении веков этот обычай модифицировался. Современная форма этого древнего приветственного ритуала – рукопожатие.

Внимание попросите обучающихся повторить жест рукопожатия.


Жесты определяющие ваши отношения

«Этот человек стремиться подчинить меня. Лучше быть осторожным»- проявление покорности. (рука снизу)



«Я могу управлять этим человеком. Он сделает все так, как я захочу»

Стремление доминировать.




Равенство. «Мне нравится этот человек»

Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.



Простой прием, благодаря которому вы можете вернуть себе контроль над ситуацией.(мужчина справа) и обезоружить доминирующего партнера, вторгаясь в его интимную зону.

Сделать шаг левой ногой во время рукопожатия, а затем следует выдвинуть вперед правую ногу, встать слева от партнера, тем самым проникнуть в его интимную зону. Только после того, как вы приблизитесь к собеседнику, можете пожимать его руку.

Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.



Если собеседник протягивает руку ладонью вниз, то это наиболее агрессивный вид рукопожатия. Такой стиль рукопожатия характерен для агрессивных, доминирующих мужчин, которые всегда первыми протягивают руку, повернутую строго ладонью вниз, тем самым вынуждая собеседника занять подчиненное положение, т.к. у того не остается иного выхода, кроме как повернуть собственную руку ладонью вверх. Нейтрализовать такое положение руки можно перехватив руку собеседника сверху и пожать ее в районе запястья.

Внимание попросите обучающихся повторить этот жест.

Рукопожатие в стиле «перчатка» иногда называют профессиональным рукопожатием политика. Инициатор такого приветствия старается создать у собеседника впечатление открытости и честности, но если таким способом пождать руку малознакомого человека, то эффект получится обратным, намерения инициатора рукопожатия покажутся ему сомнительными.

Рукопожатие «косточки хрустят» - это типичный признак агрессивного жесткого человека. Нейтрализовать такое рукопожатие практически невозможно, разве, что обругать…..

Когда человек пожимает вашу руку обеими руками , он хочет продемонстрировать свою искренность, внушить доверие к себе и показать глубину собственных чувств по отношению к собеседнику.


Пожатие локтя более интимное пожатие, чем пожатие запястья.


Внимание попросите обучающихся повторить эти жесты.


Потирание рук- это жесты радости ,возбуждения, предвкушения чего-то приятного.

Внимание попросите обучающихся повторить эти жесты.



Сцепленные руки

Может показаться, что сцепленные пальцы рук говорят об уверенности человека в собственных силах, поскольку этот жест часто сопровождается улыбкой и счастливым выражением лица, однако этот жест может говорить о подавленности или о враждебности.


Этот жест можно наблюдать в трех основных положениях:

- пальцы сцепленные возле лица

- руки лежащие на столе

- руки опущенные на колени, если человек сидит

- или перед собой, если человек стоит


Внимание попросите обучающихся повторить эти жесты.



Соединенные кончики пальцев «шпиль» - он свойственен людям уверенным в себе, обладающим чувством превосходства. Такие люди мало жестикулируют.

«Шпиль» можно рассматривать совершенно изолированно. Он сигнализирует об уверенности в себе и в собственных знаниях.

Внимание попросите обучающихся повторить эти жесты.


Такую позу (руки сцепленные сзади) любят принимать полицейские, директора школ, офицеры и люди, занимающие высокий пост.. Этот жест говорит об уверенности в себе и превосходстве над окружающими.


Демонстрация больших пальцев


Внимание попробуйте предложить обучающимся самостоятельно разобрать и объяснить жесты на рисунках по демонстрации больших пальцев.

В хиромантии большие пальцы говорят о силе характера, и их невербальное использование подтверждает это. Большие пальцы демонстрируют доминирование, превосходство, даже агрессию. Демонстрация больших пальцев обычно вторична, она является частью совокупности жестов.

Большие пальцы символизируют превосходство.

Большие пальцы чаще всего демонстрируют при помощи карманов.

Большой палец может быть сигналом насмешки.

В дополнение к демонстрации больших пальцев агрессивные натуры часто переступают с пятки на носок, чтобы создать впечатление более высокого роста.

Скрещенные руки с большими пальцами направленными вверх, - вот еще один способ продемонстрировать превосходство.




Обман, сомнение, ложь

Три мудрые обезьяны это символ обмана. А еще есть поговорка: «Не перекладывай свою обезьяну (свои проблемы) на чужие плечи»

Рука, прикрывает рот, большой палец упирается в щеку, словно мозг отдает бессознательный приказ не позволить лживым словам вырваться на свободу

«Ничего не вижу». – провозгласила мудрая обезьянка. Потирание века – это попытка мозга блокировать визуальное восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому вы говорите неправду.

Потирание уха – этот жест говорит о попытке слушателя не слышать явной лжи.

Оттягивание воротника. К нему прибегают как те, кто говорит ложь, так и те кто чувствует, что их обманывают. Ложь вызывает повышенное потоотделение, если обманщик чувствует, что его раскусили



Когда слушатель начинает поддерживать голову руками, значит, он заскучал. Человек вынужден подпирать щеку, чтобы окончательно не заснуть. Степень скуки можно определить по тому давлению , которое слушателя оказывает на подпирающую руку.

Искренний интерес чувствуется лишь тогда, когда голова слушателя не опирается на руку.

Рука, поглаживающая подбородок- это жест оценивания. Этот жест свидетельствует о том, что слушатель принимает решение.

Поглаживание подбородка – это жест принятия решения


Потирание и похлопывание по голове.

Если человек использует такой жест, говоря неправду, он избегает вашего взгляда и смотрит вниз







Похлопывание по лбу – невербально демонстрирует свою забывчивость, словно символически наказывает себя.

.Если человек начинает потирать затылок – это значит, что вы ему смертельно надоели.


Руки в качестве барьера. Скрещенные руки

Стандартное скрещивание рук обеих рук на груди в попытке «спрятаться» от нежелательной ситуации. Это универсальный жест, свидетельствующий об оборонительном или негативном отношении ко всему на свете.

Скрещивание рук, усиленное сжатие кулаков – это говорит о враждебной оборонительной позиции. Такая совокупность жестов в сочетании со стиснутыми зубами и покрасневшими щеками свидетельствует о том, что очень скоро может последовать вербальная (словесная) или физическая расправа.


Поза превосходства

Внимание предложите обучающимся объяснить данную позу:

- взгляд, улыбка

- скрещенные на груди руки

- большие пальцы направлены вверх

-расслабленная поза, откинувшись сидя на стуле


Оборонительная поза со скрещенными руками.


Внимание предложите обучающимся объяснить данную позу:



Замаскированное скрещивание рук – это очень изощренная форма жестов, свойственна людям, которые постоянно находятся на виду. Это политики, агенты, телеведущие – словом те, кто не хочет, чтобы их нервозность или неуверенность в седее была замечена окружающими.

Ноги в качестве барьера. Скрещенные ноги.


Скрещенные ноги – это обычная поза используемая европейцами, австралийцами и т.д., её можно истолковывать как выражение нервозности, оборонительной позиции или сдержанности. Если скрещенные ноги сочетаются со скрещенными руками, то человек, принявший такую позу, явно хочет уклониться от беседы

«Замок» с фиксацией закинутой ноги руками.

Подобная поза свойственна людям которые имеют определенную точку зрения, которую трудно изменить в процессе обсуждения. Эта поза свидетельствует об упрямстве. Чтобы сломить такого человека потребуется нестандартное решение и продолжительное время.


Поза со скрещенными щиколотками.

Скрещивание рук или ног говорит о негативном или оборонительном настроении собеседника. Тоже самое справедливо и в отношении щиколоток. Если эту позу изберет мужчина, то чаще всего он сожмет кулаки, положив руки на колени, или изо всех сил вцепится в подлокотники кресла.


Оборонительная позиция собеседников.


Внимание предложите обучающимся объяснить данную позу:

По мере того как люди начинают чувствовать себя в группе спокойно, ближе узнают собеседников, они постепенно переходят от оборонительной позиции со скрещенными ногами и руками к расслабленной открытой позе.


Заключение

Умение понимать язык тела поможет вам заметить признаки негативного отношения до того, как оно примет словесное выражение, а в таком случае у вас останется больше времени на применении иной стратегии.

Всегда помните о «трех умных обезьянах» и очень надеюсь, что сегодня вы получили новые знания, которые пригодятся в общении. Помните! «Самая большая роскошь на свете – это роскошь

человеческого общения»



Литература:

1«Язык телодвижений» Алан Пиз. Эксмо-Пресс, 2001г.

2 Зайцев Г.К., Зайцева А,Г. “Твое здоровье: регуляция психики”. Санкт-Петербург, изд. “Детсвто-пресс”, 2000, 96 стр., илл.

Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие – 2-е изд., исправ. и доп. Москва, Педагогическое общество России, 1999, 407 стр.

4 Валеология подростка. Пособие к курсу “Валеология” для учащихся 5-7 класса. Санкт-Петербург, изд. “Петроградский и Ко”, 1998,288 стр., илл.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Туктарева Татьяна Владимировна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства