kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся осознают свою гражданскую ответственность перед Отечеством, закрепляют знания о долге, обязанности. Прививаем любовь к Родине, её истории, языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»



Урок

Тема: Гражданский долг по защите Отечества

Цель: учащиеся осознают свою гражданскую ответственность перед Отечеством.

Задачи:

Учебные:

- закрепление знаний о долге, обязанности;

- развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данного предмета.

Коррекционные:

- развитие мышления, познавательной активности учащихся;

- расширение и активизация словарного запаса;

- развитие связной устной и письменной речи;

- развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные:

- прививать любовь к Родине, ее истории, языку;

- духовно-нравственное развитие учащихся;

- воспитание чувства уважения  и почитания к  нашему прошлому.

Методы обучения:

- словесный, наглядный, практический;

- проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) - систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;

- аналитический, обобщающий - анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.

Оборудование: оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, раздаточный материал, ноутбук для демонстрации презентации.

Вид урока: урок-рассуждение.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Ход урока

Победи себя и ты станешь, непобедимым.

А. В. Суворов

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

- Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке - бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек - целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин. Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)

Синквейн со словом «Гражданин» (работа в тетрадях)

Гражданин

Достойный, ответственный,
Уважает, защищает, любит.
Гражданин любит и защищает Родину.
Патриот.

- Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине.

- Какое главное качество, которое определяет понятие Гражданин? (отдать жизнь за Родину)

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын, -…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…

Н. А. Некрасов

- Какой смысл вкладывает Некрасов в понятие гражданин?

- Какой вы вкладываете смысл в это понятие?




- Защита Отечества - это почетный долг или принудительная обязанность?

- Можно ли защитить Родину, не служив в армии?

- Прогнозируемый результат: сейчас если мы с вами поговорим о воинском долге, что это вам даст?

К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава - эти слова связаны со служением Отечеству.

Гражданин - человек, который имеет права и обязанности.

Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.

Правовой смысл:

- соблюдает законы;

- имеет права и обязанности;

- пользуется защитой государства;

- участник общественной жизни;

- управление государством.

Нравственный смысл:

- любит и гордится Родиной;

- готов защищать Родину;

- ответственный перед государством;

- гражданский выбор.

- Ребята, давайте вспомним:
- Как называется основной закон государства? (Конституция)
- Какие главные обязанности граждан ДНР вы знаете? (Платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество и т. д.)

- Т. е. у всех граждан есть права и обязанности.
- Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом?

- Чем долг отличается от обязанности? 
- С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:

Читает выразительно ученик:

«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».

- Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей.)
- Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)
- Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? 

(Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
- А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)

- А ваша  конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование).
- Вы только что сказали, что долг - это ответственность перед своим близкими людьми, перед обществом,  а обязанность – это ответственность перед государством. 
- Подведём итог:

- Ребята, как вы понимаете, что такое долг? Что такое право?

Долг - обязанность сделать что-то, но не связано с законом.

Долг - это нравственная категория, т. е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.

Право - связано с законом, а значит с понятием «обязан», что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества.

Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)

- Вы все обратили внимание, что Человек - Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как, «нравственный долг», «обязанность».

Обязанность - это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия).

Нравственный долг - это правило, но правило чисто внутреннее, понимаемое рассудком и признаваемое совестью. Это правило, от которого никто не может нас освободить.




Физкультминутка

- Вы знаете, ребята, что война - это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. За последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость. Менялись исторические эпохи, менялась и армия. Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой. Существуют различные виды войск, военных специальностей.

1. Учёные, техника, соответствующая виду войск.

2. Военная специальность, соответствующая виду войск.

3. Флаг (эмблема) данного вида (рода войск).

- Вернемся к понятию «Воинская обязанность».

Воинская обязанность - обязанность (повинность) мужчин (в некоторых государствах и женщин) нести военную или национальную (альтернативную, гражданскую) службу.

Военная служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых странах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Воинская присяга - военнослужащие, впервые поступившие на военную службу приводятся  к присяге перед государственным флагом Государства и Боевым знаменем воинской части.

- Можно ли испытывать гордость, будучи военным?

- Какие эмоции испытывают солдаты армии? 

(Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)

Патриоти́зм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее.
Вооруженные силы.

- Итак, служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина.

По́двиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

- Но в тоже время сегодня - это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа. Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.

- Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?

- Ведь это одна из обязанностей гражданина - «Защита Отечества»!!!

1. Кто, если не мы сами, граждане, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?

2. Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.

- Тот, кто не служит в армии, он является защитником?

4. Закрепление изученного материала

- Мы узнали о важнейшей обязанности гражданина перед Родиной  и раскрыли смысл понятия

«воинская обязанность».

Рефлексия

- Ребята, как вы можете уже сейчас подготовить себя  к исполнению воинской обязанности? (Учиться в школе, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные качества.)

Главные качества защитника Отечества, настоящего мужчины

1. Воинский долг - моральный долг каждого.

2. Служение Отечеству - это почетно.

3. «Родина там, где чувствуешь себя свободно».

Абу-аль-Фарадж

4. «Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество».

Державин Г. Р.



5. «Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека».

Наполеон Бонапарт

- И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям!

5. Подведение итогов урока

- Что из урока запомнилось?

- Что узнали нового?

6. Домашнее задание

Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Чернобаева Марина Викторовна

Дата: 07.10.2020

Номер свидетельства: 559380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства