Учащиеся осознают свою гражданскую ответственность перед Отечеством, закрепляют знания о долге, обязанности. Прививаем любовь к Родине, её истории, языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Урок
Тема:Гражданский долг по защите Отечества
Цель:учащиеся осознают свою гражданскую ответственность перед Отечеством.
Задачи:
Учебные:
- закрепление знаний о долге, обязанности;
- развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данного предмета.
Коррекционные:
- развитие мышления, познавательной активности учащихся;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие связной устной и письменной речи;
- развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
- прививать любовь к Родине, ее истории, языку;
- духовно-нравственное развитие учащихся;
- воспитание чувства уважения и почитания к нашему прошлому.
Методы обучения:
- словесный, наглядный, практический;
- проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) - систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
- аналитический, обобщающий - анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
- Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке - бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек - целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин. Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)
Синквейн со словом «Гражданин»(работа в тетрадях)
Гражданин
Достойный, ответственный, Уважает, защищает, любит. Гражданин любит и защищает Родину. Патриот.
- Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине.
- Какое главное качество, которое определяет понятие Гражданин? (отдать жизнь за Родину)
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын, -… Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь…
Н. А. Некрасов
- Какой смысл вкладывает Некрасов в понятие гражданин?
- Какой вы вкладываете смысл в это понятие?
- Защита Отечества - это почетный долг или принудительная обязанность?
- Можно ли защитить Родину, не служив в армии?
- Прогнозируемый результат: сейчас если мы с вами поговорим о воинском долге, что это вам даст?
К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава - эти слова связаны со служением Отечеству.
Гражданин - человек, который имеет права и обязанности.
Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.
Правовой смысл:
- соблюдает законы;
- имеет права и обязанности;
- пользуется защитой государства;
- участник общественной жизни;
- управление государством.
Нравственный смысл:
- любит и гордится Родиной;
- готов защищать Родину;
- ответственный перед государством;
- гражданский выбор.
- Ребята, давайте вспомним: - Как называется основной закон государства? (Конституция) - Какие главные обязанности граждан ДНР вы знаете? (Платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество и т. д.)
- Т. е. у всех граждан есть права и обязанности. - Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом?
- Чем долг отличается от обязанности? - С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:
Читает выразительно ученик:
«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».
- Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей.) - Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.) - Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам?
(Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.) - А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)
- А ваша конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование). - Вы только что сказали, что долг - этоответственность перед своим близкими людьми, перед обществом, а обязанность – это ответственность перед государством. - Подведём итог:
- Ребята, как вы понимаете, что такое долг? Что такое право?
Долг - обязанность сделать что-то, но не связано с законом.
Долг - это нравственная категория, т. е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.
Право - связано с законом, а значит с понятием «обязан», что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества.
Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)
- Вы все обратили внимание, что Человек - Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как, «нравственный долг», «обязанность».
Обязанность - это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия).
Нравственный долг - это правило, но правило чисто внутреннее, понимаемое рассудком и признаваемое совестью. Это правило, от которого никто не может нас освободить.
Физкультминутка
- Вы знаете, ребята, что война - это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. За последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость. Менялись исторические эпохи, менялась и армия. Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой. Существуют различные виды войск, военных специальностей.
1. Учёные, техника, соответствующая виду войск.
2. Военная специальность, соответствующая виду войск.
3. Флаг (эмблема) данного вида (рода войск).
- Вернемся к понятию «Воинская обязанность».
Воинскаяобязанность - обязанность (повинность) мужчин (в некоторых государствах и женщин) нести военную или национальную (альтернативную, гражданскую) службу.
Военная служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых странах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Воинская присяга - военнослужащие, впервые поступившие на военную службу приводятся к присяге перед государственным флагом Государства и Боевым знаменем воинской части.
- Можно ли испытывать гордость, будучи военным?
- Какие эмоции испытывают солдаты армии?
(Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)
Патриоти́зм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Вооруженные силы.
- Итак, служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина.
По́двиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.
- Но в тоже время сегодня - это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа. Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.
- Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?
- Ведь это одна из обязанностей гражданина - «Защита Отечества»!!!
1. Кто, если не мы сами, граждане, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
2. Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?
Когда он подвиг совершает, то не заботится ничуть, узнает кто, иль не узнает о нем самом когда-нибудь. Но жизнь подарена планете и небо мирное над ней лишь потому, что есть на свете солдаты Родины моей.
- Тот, кто не служит в армии, он является защитником?
4. Закрепление изученного материала
- Мы узнали о важнейшей обязанности гражданина перед Родиной и раскрыли смысл понятия
«воинская обязанность».
Рефлексия
- Ребята, как вы можете уже сейчас подготовить себя к исполнению воинской обязанности? (Учиться в школе, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные качества.)
Главные качества защитника Отечества, настоящего мужчины
1. Воинский долг - моральный долг каждого.
2. Служение Отечеству - это почетно.
3. «Родина там, где чувствуешь себя свободно».
Абу-аль-Фарадж
4. «Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество».
Державин Г. Р.
5. «Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека».
Наполеон Бонапарт
- И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям!
5. Подведение итогов урока
- Что из урока запомнилось?
- Что узнали нового?
6. Домашнее задание
Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.