kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час для 8 класса по теме: "Читать- это стильно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, разработанный классным руководителем и приуроченный к году чтения, первый в новом учебном году с целью повышения мотивации обучающихся к чтению книг, бережном отношении к ним, а также преследует следующие цели:

  • развивать патриотическое чувство по отношению к родному языку;
  • формировать учебно-языковые и речевые умения и навыки;
  • закреплять знания, полученные при чтении;
  • развивать речь, память, воображение и мышление;
  • совершенствовать свою устную речь; расширять кругозор учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час для 8 класса по теме: "Читать- это стильно"»

Классный час на тему "Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!"

Подтема: «Книга-источник знаний, а чтение –путь к успеху»

Цель:

  • развивать патриотическое чувство по отношению к родному языку;

  • учить детей любить книги и воспитывать бережное отношение к ним;

  • формировать учебно-языковые и речевые умения и навыки;

  • закреплять знания, полученные при чтении;

  • развивать речь, память, воображение и мышление;

  • совершенствовать свою устную речь; расширять кругозор учащихся.

Ход занятия

На доске эпиграф: Чтение-вот лучшее учение! А.С. Пушкин

Книга - это источник знаний. А. М. Горький

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя по теме: Дорогие ребята, сегодня наш классный час будет посвящен чтению. И мне кажется, что чтение никогда не было более важным, чем в наши дни! Именно сегодня способность читать открывает молодым людям двери к успеху в новом веке: с помощью чтения они находят работу, учатся понимать мир и ищут себя. Сегодня в мире технологий книга по прежнему остается источником знаний, благодаря которому каждый человек познает себя и свои возможности, а также освежает свой ум и тренирует память.

  1. Разогрев (Пословицы и поговорки о книгах и чтении).

Итак, для начала, скажите, а знаете ли вы пословицы и поговорки о чтении?

Примерные ответы учеников:

● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.

● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

● Книга не пряник, а к себе манит.

● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение

● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.

● Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.

● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

● Много прочёл, да мало учёл.

.● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

● Велико ли перо, а большие книги пишет.

● Аз да Буки избавляют нас от скуки.

● Книги читай, а дела не забывай.

● Не красна книга письмом, красна умом.

● Книги книгой, да и своим умом двигай.

● Испокон века книги растит человека.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.

● Кто работает без книг, решетом воду черпает.

● Кто много читает, тот много знает.

● С книгой поведешься – ума наберешься.

● Книга – зеркало жизни.

● Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

● Кто много читает, тот много знает.

● Прочел книгу – встретился с другом.

● Хорошая книга – лучший друг.

● Книга – твой друг, без нее как без рук.

● Береги книгу – она поможет тебе жить.

● Книги не говорят, а правду сказывают.

● Книги читать – не в ладушки играть.

● Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.

● Золото добывают из земли, а знания из книги.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

● Испокон века книга растит человека.

● Читай, книгочей, не жалей очей.

● Будешь книги читать – будешь все знать.

● В книге ищи не буквы, а мысли.

● Дом без книги, что без окон.

● Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит.

● Книга книге рознь: одна учит, другая мучит.

● Книга мала, а ума придала.

● Книга не мед, а всякий берет.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.

● Книга учит жить, книгой надо дорожить.

● Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.

● Кому книга – развлечение, а кому – учение.

● Кто больше знает, тому и книги в руки.

● Хорошая книга ярче звездочки светит.

● Одна книга тысячу людей учит.

● С книгой поведешься — ума наберешься.

● Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.

● Хорошая книга — лучший друг.

● Книга — лучший подарок.

● С книгою жить – век не тужить.

● Умнее книги не скажешь.

Вы большие умнички! Сейчас давайте вообще поговорим об истории возникновения книги книгопечатании. Какими же были первые книги? И как они появились?

Ученик: Компьютерные технологии повсеместно проникают во все сферы человеческой деятельности. Рожденные ими электронные носители все явственней теснят позиции печатного слова. И тем не менее, даже в XXI веке трудно представить нашу жизнь без всего того, что сухо называется «печатной продукцией». Человечество шло к изобретению печатного станка длинной дорогой, и история создания печатной книги не была безоблачной и по разным причинам оказалась разорванной пятью столетиями забвения.

Долгое время человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого времени в течение веков поэмы распространялись устно. Изобретение письменности, наверное, можно считать первой информационной революцией в истории человечества, далеко продвинувшей вперед народы, ее свершившие. Однако владение письмом не гарантировало народам ни глобального лидерства, ни исторического долголетия. Об этом свидетельствует судьба исчезнувших народов, имевших когда-то свою письменность (например, шумеров).

В настоящее время в мире насчитывается порядка 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенным считаются алфавиты на латинской основе.

Книгопечатание (в переводе с греческого – многописание) – это размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка.

Идея печати была заложена еще в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров. Принцип штемпелевания был известен уже в клинописных культурах Древнего Востока (шумеры, Вавилон, Египет). На глиняный диск спиралеобразно наносились символы с помощью штемпелей . Фактически этот диск являлся первым образцом печатания связанного текста. Следующий этап – печатание монет. Затем появились «каменные» книги и книги на глиняных дощечках, позже - папирусные свитки, а со II века до н.э. – книги на пергамене (пергаменте). Потом, в эпоху Аристотеля и Платона, миру были явлены манускрипты.

Можно сказать, что книгопечатание было изобретено дважды: в 900-х годах н.э. в Поднебесной (Китае) и потом в XV| веке в Западной Европе. В книгопечатании Китая первоначально использовалась технология, при которой в качестве печатной формы использовалась доска, на которой вырезались тексты и символы. Около 725г. была выпущена первая в мире газета «Ди-бао» («Вестник»)̽. В 770г. по повелению императрицы Сетоку, таким способом был отпечатан миллион заклинаний, которые были вложены в миниатюрные пагоды. Затем появляется эстампаж.

Эстампаж - техника получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят к периоду, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.). Способ заключается в получении оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску.

Затем в буддийских монастырях Китая, приблизительно в 618-907гг. появилась технология ксилографии, или обрезная гравюра на дереве. Первая ксилографическая книга называлась «Алмазная сутра». Она была изготовлена в 868г., а впервые обнаружена в 1900г. в «Пещере тысячи Будд» в Дунхуане (Западный Китай). В Европе ксилографическая книга, как таковая, появилась во времена Средневековья после Крестовых походов. Одним из известных ксилографических изданий была «Библия бедных».

В эпоху Возрождения в Европе книгопечатание получило второе рождение. В 1440-е годы метод ксилографии был усовершенствован немцем Гансом Генсфлейшем или Иоганном Гутенбергом (1394/1399 – 1468гг.).

Изобретение И.Гутенбергом книгопечатания знаменовало собой важнейший переломный момент в истории книжной культуры — конец книги средневековой и рождение книги Нового времени. Это изобретение было подготовлено и вдохновлено всем развитием культуры позднего Средневековья, создавшей и технические и общекультурные предпосылки для него, определившей острую потребность в книге нового типа.

Именно в его типографии в немецком городе Майнце впервые увидели свет печатные книги, набранные при помощи металлических подвижных букв, вырезанных в зеркальном отражении Разработанная им технология печатания книг оказалась самой продуктивной для того времени. Гутенберг пришел к выводу о необходимости быстро отливать любое количество шрифта – словолитный процесс. Этот процесс был им продуман до мелочей и для его реализации были разработаны: способ изготовления печатной формы путем набора текста отдельными литерами, ручной словолитный прибор, ручной печатный станок для получения оттиска со словолитной формы.

Изобретение печатного станка обусловило дальнейшее развитие техники книжного производства и оказало сильнейшее воздействие на типологию и искусство книги, получив общекультурное значение - был определен путь формирования мегацивилизаций, таких как западноевропейская, китайская, исламская. С уверенностью можно говорить о том, что история мировой культуры не отделима от истории печатной книги.

Если рукописная книга была весьма дорогостоящим предметом, и поэтому, их самые крупные собрания, как правило, находились в монастырях и университетах, то эпоха И. Гутенберга превратила книгу в общедоступную, а значит, она стала необходимым элементом в процессе познания, воспитания, формирования эстетического вкуса, средством воздействия на массы и даже информационным оружием. Уже в то далекое время короли, императоры, священнослужители и власть имущие в эпоху Нового времени стали использовать книгу для пропаганды своих идей, формирования той или иной идеологии, укрепления своей власти. Например, Генрих VIII и его премьер-министр Томас Кромвель издавали памфлеты для утверждения англиканской церкви.

Первая половина XV века – время великих географических и научных открытий, переход к новым социально-экономиченским и политическим отношениям, рождение нового мировоззрения и мироощущения, рождение новых городов и новых государств, эпоха Реформации, когда Библия была переведена на немецкий язык Мартином Лютером и издана большим тиражом. Происходящие изменения привели к высокому спросу на книгу, вследствие чего потребность в книгопечатании. К концу столетия было основано больше тысячи типографий, которые выпустили уже около 40 тысяч изданий тиражом приблизительно 12 миллионов экземпляров. Одновременно с триумфальным шествием книгопечатания по Европе рождалась и быстро утверждала себя новая форма книги, а с нею и новая книжная эстетика.

Наличие книжного рынка, одновременный спрос на большое количество экземпляров, хотя бы некоторых, наиболее распространенных и важных книг поставили перед типографиями вопрос о тиражности, тем более, что печатная техника есть по преимуществу техника тиражная, причем экономически выгодной в результате возможности изготовить с одного набора большое количество равноценных оттисков. Тем самым решалась и еще одна, становившаяся все более актуальной практическая задача: тщательная выверка текста до его размножения, не подвергая книгу опасности искажений при многократном переписывании. Но для того чтобы эти задачи могли быть сознательно поставлены, необходимо, с одной стороны, развитие научной критики текстов, а с другой — появление самой идеи тиража как определенной, подлежащей техническому размножению заранее заданной формы книги.

В 1494г. начала свою деятельность Черногорская типография расположенная в вмонастыре в городе Цетине, основанная монахом Макарием. Была напечатана первая книга на старославянском языке «Охтоих-первогласник».

В 1517-1519гг. в Праге Франциском Скориной, белорусским первопечатником и просветителем, была напечатана кириллическим шрифтом на церковнославянском языке книга «Псалтирь».

Книгопечатание на Руси берет свое начало в 50-х годах XVI столетия в московской типографии, располавшейся в доме священника Сильвестра (автора «.Домостроя»). Здесь были изданы на церковнославянском языке: три Четвероевангелия, две Псалтири и две Триоди. Особенностью русских шрифтов являлось использование отдельно от остальных литер надстрочных знаков с перекрещиванием строк. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы. Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей.

В 1563г. начала свою деятельность первая государственная типография, известная тем, что в ней работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Именно там была выпущена первая датированная книга «Апостол» . Работа по ее изданию длилась почти год - с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564года.

Учитель: Книга - один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и полёт воображения, потому что в книгах, в отличие от фильмов, нет ограничений на спецэффекты.

Предлагаю вашему вниманию 20 самых интересных высказываний о пользе чтения и Давайте обсудим некоторые из них, хотелось бы услышать ваше понимание этих высказываний. (раздать ученикам на отдельных листочках высказывания некоторые и пусть учащиеся выскажут свое понимание этих высказываний. Возможно выбрать несколько самых интересных и поделить на группы детей, дать некоторое время на обсуждение и затем предложить презентовать свое высказывание с пояснением и аргументацией)

  1. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. © Ф. Вольтер

  2. Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. © Фазиль Искандер

  3. Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. © Ф.Жанлис

  4. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. © Жюль Ренар

  5. Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. © Вербер Бернард

  6. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. © В. Даль

  7. Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон

  8. Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось. © Джим Рон

  9. Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. © Рэй Брэдбери

  10. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

  11. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. © Фрэнсис Бэкон

  12. Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. © Джим Рон

  13. Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.

  14. Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. © Эрнест Хемингуэй

  15. Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. © Д. Мартин

  16. Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. © М. Лашков

  17. Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Д. Пеннак

  18. Коллекция книг — тот же университет. © Томас Карлейль

  19. Всё бледнеет перед книгами. © Антон Чехов

  20. Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. © Лев Толстой.

Пословицы и афоризмы вы знаете, рассуждать и доказывать умеете! А вот читаете ли вы книги? Предлагаю викторину. Можно в духе соперничества поделить на команды и поочередно задавать командам вопросы викторины, считая на доске баллы для каждой команды.

Литературные викторины для школьников 7-8 класса с ответами

Викторина №1

1. Кодовое слово, по которому открывались двери одной подземной сокровищницы? (Сезам.)

2. Краткий иносказательный рассказ в стихах или прозе с нравоучительным выводом? (Басня.)

3. Самый богатый селезень в мире? (Скрудж.)

4. Русский писатель, автор рассказа «Белый пудель»? (А. И. Куприн.)

5. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы? (Миф.)

6. Имя богатыря из города Мурома? (Илья)

7. Плод, в котором было спрятано платье Золушки? (Орех.)

8. Горы, которые преодолели герои романа Жюля Верна? (Анды.)

9. Короткое сатирическое стихотворение на злободневное общественное событие или адресованное конкретному лицу? (Эпиграмма.)

10. Место жительства Водяного? (Болото.)

1 1. Страна, где жил и творил великий сказочник X. К. Андерсен? (Дания.)

12. Сказочное существо, умевшее изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа.)

13. Басня И. А. Крылова про Мартышку, Осла, Козла и Медведя? («Квартет».)

14. Съедобный герой русской сказки? (Колобок.)

15. Имя самой известной Родионовны? (Арина.)

16. Автор сказок «38 попугаев», «Котёнок по имени Гав» и многих других, которые легли в основу мультфильмов? (Г. Б. Остёр.)

17. Чьё имя носит МХАТ? (Имени М. Горького.)

18. Воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары.)

19. Разговор между двумя лицами, обмен репликами? (Диалог.)

20. Автор романа «Последний из могикан»? (Ф. Купер.)

Викторина №2

1. Лёгкое и простое сооружение, с помощью которого индейцы решают жилищную проблему? (Вигвам.)

2. Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом? (Комедия.)

3. Что кричал попугай Флинта? (Пиастры.)

4. Русский писатель, подаривший нам «Малахитовую шкатулку»? (77. 77. Бажов.)

5. Едкая, язвительная насмешка, злая ирония? (Сарказм.)

6. Девочка, вступившая в борьбу с самой Снежной королевой? (Герда.)

7. Самый «правдивый» человек на свете? (Барон Мюнхгаузен.)

8. Смелый вождь свободного волчьего племени в сказке Р. Киплинга «Маугли»? (Акела.)

9. Цитата, пословица, изречение, отрывок из стихотворения, помещённые автором после заглавия произведения или перед отдельными главами для пояснения их замысла? (Эпиграф.)

10. Птица, в которую превращался герой русской сказки Финист? (Сокол.)

11. Во многих сказках - самая высокая башня в доме, в которой девица ждёт добра молодца? (Терем..)

12. Страна, на территории которой, по слухам, находится резиденция Снежной королевы? (Лапландия.)

13. Название корабля лорда Гленарвана в «Детях капитана Гранта» Жюля Верна? («Дункан».)

14. Непоседливый длинноносый деревянный мальчик? (Буратино.)

15. Телега, которая в басне И. А. Крылова осталась на месте? (Воз.)

16. Автор повести-сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»? (С. Лагерлёф.)

17. Родовое село Пушкиных на Псковщине? (Михайловское.)

18. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему? (Поэма.)

19. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе? (Монолог.)

20. Автор романа «Остров сокровищ»? (Р. Л. Стивенсон.)

Подведение итогов и заключительное слово учителя: Дорогие ребята, Сегодня мы с вами много разговаривали о книгах цитаты, пословицы, афоризмы и викторина….Все это нас привело к одному очень важному выводу. В наш 21 век, век технологий книга остается самым важным источником знаний, который помогает человеку в жизни развиваться, познавать, учиться, выражать свое мнение, а главное мыслить! А также повышать грамотность, культуру общения, развивать память и освежать ум! Прошу вас, не забывайте об этом, умейте читать книги, уважать авторов и бережно относитесь к тому продукту, книге, который создает не только автор, а целый коллектив людей и редакторы и иллюстраторы.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час для 8 класса по теме: "Читать- это стильно"

Автор: Руцкая Виктория Викторовна

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства