Просмотр содержимого документа
«Классный час "Твой трудовой старт"»
Классный час
Твой трудовой старт
Тема нашего классного часа «Твой трудовой старт» выбрана не случайно. Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. И сейчас, когда всем вам уже исполнилось 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности и прекращая трудовые отношения, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство. Целями проведения классного часа являются:
расширение правовых знаний в области трудовых отношений;
разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, время отдыха, увольнение и т. д.
Давайте начнём наш классный час, процитировав некоторые высказывания о труде:
"Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.)
"Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)
"Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)
Все эти высказывания свидетельствуют о важности труда в нашей жизни. И я уверена, что каждый из вас обязательно будет трудиться. Потому что вы приучены трудиться родителями, школой. Но работу нужно ещё найти. Куда обращаться при поиске работы?. При этом современные исследования показывают, что большинство подростков ищут работу с помощью знакомых и родственников, по связям и объявлениям. И лишь незначительная часть (менее 10%) - через биржи труда и средства массовой информации. Наиболее эффективные способы поиска работы:
обзор рекламных газет и журналов с объявлениями работодателей;
поиск работы через интернет;
обращение в центры труда и занятости;
использование услуг негосударственных кадровых агентств;
посещение молодёжных ярмарок вакансий
При поиске работы нужно проявлять такие качества как
упорное утверждение своей личности;
способность контактировать с окружающими;
физическая выносливость (завидное здоровье, которое тоже важный элемент успеха)
особая гибкость(человек умеет при необходимости быть очень упорным, не делает личной трагедии
из отступления, поскольку уверен в своем конечном успехе);
незаурядная способность убеждать других;
Нашли работу - идём на собеседование (Тест американского психолога Шарона Кохена)
1.В чем будет состоять ваша домашняя подготовка: а) вы подробно, чтобы ничего не упустить, восстановите в памяти все свои достижения ; б) как можно больше постараетесь узнать об организации, в которой вы собираетесь работать. в) выбросите все из головы : надо отвлечься , может быть, устроить вечеринку. Правильный ответ--"Б". Это позволит вам разумно отвечать на вопросы и показать ,что вы можете быть полезным организации. Итак, визит деловой "дамы" Кого бы мы сейчас делегировали устраиваться на работу (встречают по одёжке) 1.Выглядим опрятно и нарядно. Белые джинсы) 2. Избегаем ярко--оранжевых, красных, розовых, голубых тонов 3. Приходим на 10-15 минут раньше. 4. В кабинет не стучим . 5. Войдя, говорим :"Позвольте"--"Здравствуйте". Не забываем об улыбке. 6. Представляемся. 7. И вот вы входите в кабинет. Ваш собеседник встречает вас у дверей и просит присесть. Вы осматриваетесь и выбираете ; а) стул перед письменным столом; б) диван; в) остаетесь стоять. Верный ответ --"А". Это место испытуемого напротив экзаменатора. Контролирует ситуацию он. Предпочтя диван, вы вынудите его сесть рядом с вами, то поставит вас как бы на одну доску. Если же вы останитесь стоять,вам обоим будет неловко. 8. Вы садитесь на стул и: а) кладете ногу на ногу , скрешиваете руки на груди ; б) садитесь откидываетесь на спинку стула; в) сидя на краешке стула, наклоняетесь вперед с выражением внимания и готовности; Правильный ответ-"-Б" Это самая нейтральная поза. Поза "А" враждебная и агрессивная."В" выдает ваше волнение Исключаем кресло --оно коварно. 9. Кто начинает разговор: а) вы --задаете толковый вопрос об организации, в которой хотите работать ; б) ваш собеседник. Верный ответ -"Б". Это его игра. Спокойное лицо и размеренный ровный тон --умение властвовать собой !
10. Звонит телефон. Хозяин кабинета снимает трубку и довольно долго разговаривает. Вы: а) сидите очень тихо, чтобы не отвлекать. б) легонько постукиваете пальцами по столу, чтобы он понял, что ваше время дорого стоит; в) кашляете, прочищаете горло, чтобы привлечь его внимание; г) встаете с места и разглядываете книги, стоящие на полках. Правильный ответ-"Г".Это самая естественная и тактичная линия поведения 10. Слушаем внимательно, не торопимся с ответом, говорим спокойно. 11. На нетактичный вопрос отвечаем нейтрально. (что вы делаете сегодня вечером?) Не нужно спорить --это лишнее и неприятно.
12На вопрос, как далеко простираются ваши профессиональные планы, вы отвечаете: а) вот бы такую должность, как ваша! б) угадайте; в) хотелось бы открыть свое собственное дело, но до этого еще далеко; г) хочу работать в этой должности, пока не исчерпаю возможности своего профессионального роста. Верный ответ "Г" 13. Следует ли отвечать на вопросы абсолютно честно и искренне: а) да; б) нет; Правильный ответ "Б" 14. Он спрашивает, нравилась ли вам ваша последняя работа и почему вы с ней расстались. Ваш ответ: а) я категорически не сошлась взглядами с руководством; б) я достигла своего потолка в этой организации и поняла , что пора двигаться дальше; в) работа мне нравилась, но рабочий день казался мне невыносимо долгим; г) таких бессовестных мошенников, как в этой конторе, я в жизни своей не видела ; д) эта работа не приносила мне удовольствия; Верный ответ-"Б" .Это показывает вас с выгодной стороны и обьясняет, почему вы покинули работу. "А" характеризует вас как "подрывной элемент", "В"- как лентяйку, "Г"--как жертву, а"Д" - как мечтательницу. 15.В беседе появились паузы --визит заканчиваем, не дожидаясь, когда с вами начнут прощаться. 16.Встаем только тогда, когда прощаемся.
Классный руководитель: Первым делом, я хочу вас познакомить с теми нормативными документами и иной литературой, к которым вы всегда сможете обратиться, если вам понадобится найти ответ на какой-либо вопрос из области трудовых отношений.
Такими нормативными документами являются:
Конституция РФ от 12 декабря 1992 г.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Если эти нормативные акты будут вам непонятны, можно обратиться к более простым текстам, например: Трудовое право: вопросы и ответы. Учебное пособие / Под ред. М.О. Буянова, М., 2008.
А теперь поговорим о порядке трудоустройства. Как вы думаете, какие документы надо иметь, чтобы можно было трудоустроиться?
Классный руководитель:
Послушайте, пожалуйста, что об этом сказано в законе. При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы:
паспорт;
трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель);
документы воинского учета (с 18 лет для юношей);
документ об образовании (или справку с места учебы).
С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).
Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.
Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Справка о судимости)
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Почему нужно как можно раньше заводить тр. Книжку, (Для пенсии, Для устройства после вуза на работу, Юра за преданность компании без году неделя)
Теперь обращаю ваше внимание на права, которыми закон наделяет сотрудника, и обязанности, которые он должен исполнять.
Каждый работник имеет право:
на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;
на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;
на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;
на объединение в профессиональные союзы;
на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;
на судебную защиту своих трудовых прав.
Как уже было сказано, обязательно, если есть права, то есть и обязанности. Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РФ относительно трудовой деятельности?
Учащиеся:
– Хорошо работать.
– Не опаздывать и не прогуливать.
– Слушаться начальника.
– Ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т. д.
Действительно, работник обязан:
добросовестно выполнять трудовые обязанности;
соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;
бережно относиться к имуществу предприятия, организации;
выполнять установленные нормы труда;
работать честно и добросовестно.
И, конечно, работает хорошо тот, кто хорошо отдыхает, поэтому далее разговор пойдет о времени отдыха.
Временем отдыха является:
обеденное время (продолжительность устанавливает работодатель);
выходные дни;
нерабочие праздничные дни;
ежегодный оплачиваемый отпуск. (Я, когда проработала 1-ый год)
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который не учитывается при подсчете рабочего времени.
Теперь считаю необходимым ознакомить вас с правовой стороной увольнения. Увольнение с работы возможно в трех вариантах:
по инициативе работника;
по инициативе работодателя;
по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Указанный срок начинает отсчитываться со следующего дня после получения работодателем заявления работника об увольнении.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения двухнедельного срока. В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и др.), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, но только если на его место не приглашен в письменной форме другой работник. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника, и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.
Вопросы расторжения трудового договора по инициативе администрации вызывают больше всего затруднений. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований подобных действий администрации, и они могут быть классифицированы по критерию наличия или отсутствия вины работника.
Итак, ребята, пожалуйста, запомните случаи, когда увольнение сотрудника может произойти по инициативе работодателя:
несоответствие сотрудника занимаемой должности;
неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей;
прогул (т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, подтвержденной документом, более 4 ч подряд);
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
совершение по месту работу хищения, в т. ч. мелкого;
представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.
Хочу обратить ваше внимание, что причина увольнения точно вписывается в трудовую книжку, и она не может быть иной, кроме указанной в законе.
А обстоятельствами увольнения, не зависящими от воли сторон, являются:
призыв работника на военную службу;
восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
смерть работника либо работодателя – физического лица.
Я осветила основные теоретические вопросы, касающиеся области трудовых отношений. Почему нужно как можно раньше устроиться на работу? (стаж, опыт работы)
Молодым людям, впервые нанимающимся на работу, пригодится следующая информация:
Поступая на работу, необходимо заключить юридически грамотный контракт, оговорить всё до мелочей - от времени пребывания на рабочем месте до того, кто будет варить кофе и ездить по городу с документами как курьер. (Оплата каждого дополнительного пункта обязанностей оговаривается отдельно). Если договор с вами заключать отказываются, разворачивайтесь и уходите.
Будьте бдительны, читая объявления в газетах о найме на работу типа «...в офис требуется молодая девушка со знанием английского языка, ПК, коммуникабельная, рабочий день не нормирован, зарплата от 400 $...». Может, так оно и есть, но, скорее всего какой-нибудь полукриминальной фирме нужна «девушка для сопровождения». Необходимо посмотреть на работодателя (возможно, у начальника тяжёлый характер, работать с ним сложно, поэтому места постоянно освобождаются), точно узнать круг обязанностей.
Можно расклеивать рекламные объявления. Работать придётся каждый день (включая выходные), распространяя не менее сотни листков разноцветной бумаги с разного рода сообщениями о купле-продаже товаров и услуг. Необходимо иметь в виду, что большинство фирм оплачивает работу расклейщика лишь в случае отклика на то или иное объявление.
Можно раздавать бесплатные газеты и рекламные листовки или же раскладывать их по почтовым ящикам. Иногда пачки листовок и бесплатных газет подкидываются в людных местах по принципу: кому надо, тот и сам возьмёт. (За это, правда, можно лишиться и работы, и денег).
Можно подработать диспетчером на домашнем телефоне. Работа начинается с звонка в крупные и мелкие фирмы, предприятия и магазины с предложениями товаров или услуг. Если кто-то откликнется на предложение, вы получите процент от сделки. (Говорят, если из ста организаций пять согласятся на договор, — это уже неплохой результат).
Объявление: «Нужна няня на несколько часов в неделю к мальчику 3 лет». Няни действительно нужны многим, на полный день или на определённые часы. Но первую встречную на эту работу не берут, тут надо обзавестись опытом и положительными рекомендациями. Тактика действий та же. Оговаривайте обязанности, сверхурочную оплату в вечернее время, если родители задерживаются, а также вопросы питания и дополнительной нагрузки (например, ребёнка нужно возить по всему городу в кружки — бывает, няня делает это за свои деньги).
Работа в структурах, торгующих косметикой, травами, средствами народной медицины и прочее. Придётся ходить по фирмам и предприятиям с сумками, гружёнными товаром, стараясь его продать. Всё, что сверх себестоимости, — ваша зарплата. Это занятие для тех, у кого хорошие физические возможности и коммерческий дар убеждения. Называется эта работа— дистрибьютор, коммивояжёр или менеджер по рекламе.
Уборщица в подъездах, магазинах. Преимущества: честный низко квалифицированный труд, отбирающий не слишком много времени. На утреннюю уборку подъезда уходит часа полтора-два, оставшийся день свободен. Зарплата — рублей 800 в месяц.
Мытьё окон, уборка квартир, полив цветов и кормление животных в отсутствие хозяев. И здесь могут быть проблемы. С вашей стороны — если вы не очень аккуратны, и со стороны хозяев, которые, придравшись к мелочам, могут не доплатить вам, ссылаясь на неудовлетворительное качество работы. Лучше, если работа связана со специальностью (Медсестра, воспитатель в лагере, няня)
Вопросы учащимся для подведения итога урока:
Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)
Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у совершеннолетнего гражданина? (40 ч.)
Кто и в какой срок должен оформить трудовую книжку тому, кто трудоустраивается впервые? (Книжку в течение пяти дней оформляет работодатель.)
Что отражает такой документ как трудовая книжка? (Должности, на которых человек работал, и его стаж.)
Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (Добавляется еще один выходной.)
Использованная литература:
1. Соколов В.Я. «Твой трудовой старт», М., НМЦ «Гражданин»,2009.