kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кл.час о военных песнях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство  учащихся с историей создания известных песен о войне;

  развитие умения выразительно читать, развитие коммуникативных компетенций;

 воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских         людей на примере песен военных лет.

Просмотр содержимого документа
«кл.час о военных песнях »

Методическая разработка классного часа

Класс 4

Учитель нач. классов Алексеева Марина Васильевна

Тема: «Рассказы о песнях военных лет»

Цель: знакомство учащихся с историей создания известных песен о войне;

развитие умения выразительно читать, развитие коммуникативных компетенций;

воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примере песен военных лет.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, музыка, песни военных лет, на доске плакат: «Никто не забыт, ничто не забыто», рисунки детей, цветы.

Структура классного часа

1.Введение в тему.

Цель: Эмоциональный настрой

ВЕД. За всеми памятными датами

Видится главнейшая одна :

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.

Отдымились старые пожарища,

Мирно распускается сирень

Но вовек нам не забыть, товарищи

Майский день, победный, светлый день! Слайд-1

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А всё как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуту, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.

От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой слайд-2

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

- Ребята, а какие песни о войне вы знаете? (Ответы детей)

- Откуда, вы знаете эти песни?

2.Целевая установка.

Цель: постановка целей классного часа.

- Сегодня мы расскажем вам истории некоторых песен военных лет.

3. Сообщения обучающихся о песнях военных лет.

Цель: знакомство учащихся с историей создания известных песен о войне


1-ученик: Песня «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» или «Священная война» слайд-3

Эти стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актёр Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.

Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Её (песню) увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас. Слайд-4

Включается аудиозапись.

2-й ученик. Песня «В землянке». Слайд-5

Однажды известный поэт А. Сурков написал стихотворение о землянке, которому суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности.

27 ноября 1941 года корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым.
«Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллельной Волоколамскому шоссе, фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов.
Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…

После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны…» 

И сейчас эта песня остаётся одной из самых дорогих и любимых.

Все слушают песню. Предлагается подпевать тем, кто знает слова.

аудиозапись

Ведущая. Поэт Александр Трифонович Твардовский написал поэму «Василий Тёркин», поэму о войне. Отрывок из этой поэмы, в котором говорится о том, как нужны были песни на войне, прочитают ребята

Чтец -1 Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз

Позабытый деревенский

Вдруг завёл, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.


Чтец-2 И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь.

И кому, какое дело,

Кто играет, чья гармонь.

ВЕД. Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Я уверена, что её знаете и вы. Слайд-6

- Ребята, а как вы думаете, о чём эта песня? (Ответы детей.)

4-й ученик Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, её именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Слайд-7

Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем вместе. аудиозапись

5- ученик Более полувека прошло после окончания войны. Всё меньше остаётся в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих своих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков.


А сейчас я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Слайд-8 м(под звуки метронома.)

6-й ученик: Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:


Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах… слайд-9

- никто не остаётся равнодушным. Нередко даже слёзы наворачиваются на глаза.

Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется?


7-й ученик: Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».

Включается аудиозапись. Слайд-10

4. Итог классного часа.

Цель: Подведение итога классного часа.


О фронтовых песнях можно говорить без конца. У каждой своя история, своя судьба. Сегодня вы узнали только о некоторых из них.  И сейчас эти песни самые любимые не только у тех, кто на своих плечах вынес все тяготы войны, но и у молодежи. Эти песни нельзя забыть! О фронтовых песнях можно говорить без конца. У каждой своя история, своя судьба.


Литература:

Твардовский, А.Т.  Стихотворения; поэмы. /А.Т.Твардовский - М.: Худож. лит., 1984

Шевченко,С.В.«В помощь классному руководителю» / С.В.Шевченко- Волгоград: Учитель, 2002.-70с.

Ресурсы сети Интернет «История создания песен военных лет и песен о войне» -

http://bibnout.ru/2010/02/20/den-pobedy/istoriya-sozdaniya-pesen-voennyx-let-i-pesen-o-vojne/














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
кл.час о военных песнях

Автор: Алексеева Марина Васильевна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215123

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства