Просмотр содержимого документа
«кл.час о военных песнях »
Методическая разработка классного часа
Класс 4
Учитель нач. классов Алексеева Марина Васильевна
Тема: «Рассказы о песнях военных лет»
Цель: знакомство учащихся с историей создания известных песен о войне;
развитие умения выразительно читать, развитие коммуникативных компетенций;
воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примере песен военных лет.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, музыка, песни военных лет, на доске плакат: «Никто не забыт, ничто не забыто», рисунки детей, цветы.
Структура классного часа
1.Введение в тему.
Цель: Эмоциональный настрой
ВЕД. За всеми памятными датами
Видится главнейшая одна :
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война.
Отдымились старые пожарища,
Мирно распускается сирень
Но вовек нам не забыть, товарищи
Майский день, победный, светлый день! Слайд-1
Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А всё как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуту, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
От песен сердцу было тесно: Она вела на смертный бой. Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой слайд-2
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
- Ребята, а какие песни о войне вы знаете? (Ответы детей)
- Откуда, вы знаете эти песни?
2.Целевая установка.
Цель: постановка целей классного часа.
- Сегодня мы расскажем вам истории некоторых песен военных лет.
3. Сообщения обучающихся о песнях военных лет.
Цель: знакомство учащихся с историей создания известных песен о войне
1-ученик:Песня «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» или «Священная война» слайд-3
Эти стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актёр Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.
Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Её (песню) увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас. Слайд-4
Включается аудиозапись.
2-й ученик. Песня «В землянке». Слайд-5
Однажды известный поэт А. Сурков написал стихотворение о землянке, которому суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности.
27 ноября 1941 года корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым. «Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллельной Волоколамскому шоссе, фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…
После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны…»
И сейчас эта песня остаётся одной из самых дорогих и любимых.
Все слушают песню. Предлагается подпевать тем, кто знает слова.
аудиозапись
Ведущая. Поэт Александр Трифонович Твардовский написал поэму «Василий Тёркин», поэму о войне. Отрывок из этой поэмы, в котором говорится о том, как нужны были песни на войне, прочитают ребята
Чтец -1Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
Чтец-2 И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шёл народ, как на огонь.
И кому, какое дело,
Кто играет, чья гармонь.
ВЕД. Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Я уверена, что её знаете и вы. Слайд-6
- Ребята, а как вы думаете, о чём эта песня? (Ответы детей.)
4-й ученик Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, её именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Слайд-7
Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем вместе. аудиозапись
5- ученик Более полувека прошло после окончания войны. Всё меньше остаётся в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих своих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков.
А сейчас я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Слайд-8 м(под звуки метронома.)
6-й ученик: Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах… слайд-9
- никто не остаётся равнодушным. Нередко даже слёзы наворачиваются на глаза.
Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется?
7-й ученик: Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».
Включается аудиозапись. Слайд-10
4. Итог классного часа.
Цель: Подведение итога классного часа.
О фронтовых песнях можно говорить без конца. У каждой своя история, своя судьба. Сегодня вы узнали только о некоторых из них. И сейчас эти песни самые любимые не только у тех, кто на своих плечах вынес все тяготы войны, но и у молодежи. Эти песни нельзя забыть! О фронтовых песнях можно говорить без конца. У каждой своя история, своя судьба.
Литература:
Твардовский, А.Т. Стихотворения; поэмы. /А.Т.Твардовский - М.: Худож. лит., 1984
Шевченко,С.В.«В помощь классному руководителю» / С.В.Шевченко- Волгоград: Учитель, 2002.-70с.
Ресурсы сети Интернет «История создания песен военных лет и песен о войне» -