kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе данного занятия учащиеся получают возможность «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, что, в свою очередь, способствует рефлексии, мотивирует их к более внимательному отношению к вопросам профориентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры»


«Кем быть?»

Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры


Введение:

С переходом в старшую школу, приближением окончанием школьного обучения перед учащимся встает важнейшая задача выбора будущего профессионального пути. В данной ситуации крайне важно, чтобы ученики заранее представляли себе, какая профессиональная специализация им интересна, к чему они стремятся, могли объективно оценить свои сильные и слабые стороны в отношении той или иной профессии, владели информацией по профессиям. Ведь неправильный выбор в этом отношении ведет к значительным временным и моральным потерям, негативно отражается на жизни общества в целом.

Профориентационная работа в школе призвана помочь в решении данных задач.

Одним из эффективных методов профориентационной работы являются занятия в форме деловых, ролевых игр, посвященных различным аспектам профессиональной деятельности. Игровая форма способствует возникновению у учащихся интереса к данной тематике, более глубокому вовлечению их в профориентационную деятельность. В ходе игр учащиеся получают возможность «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, что, в свою очередь, способствует рефлексии, мотивирует их к более внимательному отношению к вопросам профориентации.


Цель:

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации.


Задачи:

- Дать возможность учащимся познакомиться с деятельностным содержимым наиболее интересных для них, по данным психологического тестирования, профессий.


- Дать возможность учащимся познакомиться с требованиями к данным профессиям и их особенностям.


- Дать возможность учащимся соотнести себя и свои личные качества с требованиями к данным профессиям.


Участники:

Учащиеся 8го класса, ведущий.


Продолжительность занятия:

45 минут.


Место проведения:

Помещение класса.


Необходимые материалы:

Характеристика профессии и вопросы по ней – 2-6 шт.

Карточки с названиями профессий – 1-3 шт.

Краткая характеристика профессии – по 3 различным профессиям, каждая в 2х экземплярах.

Бланки оценки – 39 шт.

Доска, мел.


Основной замысел занятия:

В ходе игры учащиеся актуализируют свои знания о наиболее интересных для них профессиях. Учатся соотносить себя с требованиями к данным профессиям.


Методы работы:

Деловая игра, ролевая игра, работа в группах.


Критерии эффективности:

- Эмоциональная включенность (важно, чтобы учащиеся не были равнодушны).

- Рабочая включенность (сосредоточенность на обсуждаемых вопросах, деятельность, направленная на участие в игре, выполнение заданий).

- Общее восприятие (положительное или отрицательное отношения к занятию, удовлетворенность им – по поведению учащихся на занятии).

Оценка по каждому пункту от 1 го до 5 баллов


Этапы (краткий сценарий)

Длительность: 45 минут.


Этап 1 Подготовка

Разбить учащихся на 3 группы по 5-6 человек, так, чтобы нескольких, наиболее активных учеников можно было на время вывести из состава групп. Нарисовать на доске 3 столбца по числу групп, пронумеровать их.


Ведущий: Довольно скоро, уже через несколько лет, вам придется решать, какую профессию вы хотите получать. А кто-то уже после 9 класса пойдет в колледж или техникум. Человеку очень важно заранее понимать, чем он хочет заниматься и кем работать. Иначе вы понапрасну потратите много времени и сил.

Сегодня у нас будет занятие по профориентации. Во время него мы попробуем понять, что мы знаем о профессиях и о себе. В ходе занятия вы будете работать в группах, выполнять различные задания, немного поиграете. Группа, которая лучше справится с заданием, получает плюс. Соответственно, побеждают группы, которые наберут наибольшее число плюсов.


Этап 2 Игра «Назови профессии»

Задача: Разминка перед занятием.

Длительность: до 5 минут.

Описание: Ведущий называет какую-либо букву. Задача каждой группы назвать как можно больше профессий на эту букву.


Ведущий: Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете, какие бывают профессии. Я буду называть букву, а ваша задача назвать как можно больше профессий на нее. Кто знает профессию, поднимает руку. Побеждает та группа, участники которой назовут больше всего профессий.


Возможные примеры:


П

Парикмахер

Пасечник

Пастух

Повар

Программист

Певец

Переводчик

Пианист

Пивовар

Писатель

Преподаватель

Пожарник

Полицейский

Портной

Почтальон

Поэт

Продавец
Прокурор

Пчеловод

Проводник


А

Авиаконструктор

Автогонщик,

Автослесарь,

Агроном,

Адвокат,

Актёр,

Аниматор,

Артист,

Архитектор,

Астроном

Агент, например, по недвижимости.

Администратор

Акробат

Артиллерист

Археолог


Б

Библиотекарь

Банкир

Бухгалтер

Бетонщик

Балерина

Бармен

Бизнес-консультант

Биолог

Боксер

Ботаник

Бортинженер

Бренд-менеджер

Брокер

Боцман,

Бульдозерист


Ф

Футболист

Фармацевт

Фасадчик

Фасовщик

Фельдшер

Фигурист

Физик

Фитотерапевт

Фокусник

Фотограф

Фрезеровщик


Д

Директор

Дальнобойщик

Доктор

Домработница

Дворник

Дизайнер

Дипломат

Дирижёр

Дрессировщик

Диджей

Диетолог

Диктор

Дилер

Доцент


Этап 3 Ролевая игра «Марсианин»

Задача: Актуализация знаний о профессиях.

Длительность: 15 минут

Описание: Ведущий выбирает из групп одного ученика, лучше активного, готового работать, не боящегося внимания. Он «марсианин», ничего не знает о профессиях. Хотя по-русски все понимает. Задача учащихся в группах объяснить ему о том, что такое программист (менеджер, повар).

В рамках подготовки к игре у групп есть немного времени решить, что они будут говорить.

Каждая группа объясняет по очереди. После того, как группы закончили, «марсианин» может задавать дополнительные вопросы.

Поскольку, учащиеся вряд ли дадут исчерпывающую характеристику профессии (могут забыть упомянуть об ее трудностях, необходимом образовании и т.д.) у «марсианина» и имеется детальная характеристика профессии и дополнительные вопросы, позволяющими вскрыть эти моменты. Также «марсианин» может задавать казалось бы абсурдные вопросы по профессии. Но ведущий имеет право отклонять вопросы не по теме.

По завершении ответов «марсианин», на основании ответов группы и имеющейся у него характеристики, определяет, какая из групп ответила по профессии наиболее полно.

Затем ведущий выбирает нового «марсианина» и новую профессию. Всего 1 – 3 профессии. Для выбора конкретных профессий ведущий использует материалы психологического тестирования.


Ведущий: Как видим профессий очень много. Но, знаем ли мы их. Что требуется, чтобы освоить ту или иную профессию? Что надо уметь? Какими качествами обладать? Представим, что здесь, среди нас оказался марсианин. По-русски он говорить уже умеет, но о профессиях пока ничего не знает. Марсианином у нас будет…

Выбирает марсианина

Сейчас каждая группа должна будет объяснить ему, что значит та или иная профессия. Если он, что-то не поймет, то может задавать вопросы. Потом, марсианин решит, какая из групп ответила понятнее и лучше. На подготовку у вас 5 минут. На ответ каждой группе тоже примерно пять минут.

Раздает группам карточки с названиями профессий. Дает марсианину характеристики профессий и вопросы к ним.

Время пошло.

Пока группы готовятся, ведущий дает марсианину прочитать характеристики профессий, и поясняет, что если что-то из них не раскрыто в ответах групп, то, он должен задать по этим моментам вопросы.


Характеристики профессий и вопросы к ним


Программист

Что делает:

Разрабатывает различные программы, налаживает их работу, делает интернет - сайты.


Зачем нужен:

Из-за распространения информационных, компьютерных технологий все чаще возникает необходимость в людях, умеющих создавать или налаживать работу программ. Обычный пользователь компьютера не может сделать это сам, потому что для этого требуются специальные знания и умения.


Плюсы профессии:

Востребована – программисты нужны. В основном умственная работа, в офисе за компьютером. Обычно хорошая зарплата. Хорошие возможность карьерного роста, вплоть до директора по информационным технологиям, или руководителя собственной фирмы.

Можно устроиться на работу без высшего образования или вообще без образования по специальности, важнее то, что программист знает и умеет.

Иногда можно работать из дома.


Минусы профессии:

Надо постоянно учиться - Постоянно выходят новые программы, меняются характеристики оборудования, поэтому, программист должен постоянно учиться, чтобы уметь делать свою работу.

Высокая конкуренция – программисты нужны, но и желающих на эту работу обычно хватает. Придется доказывать, что вы – лучше.

Программисту часто приходиться по многу раз объяснять какие-то понятные ему и непонятные окружающим людям вещи.

Какие качества требуются:

Хорошая память и мышление. Умение самостоятельно находить решение сложных задач. Любознательность, способность к самообучению. Самостоятельность, усидчивость.


Как стать программистом:

Окончить университет или институт, можно выучиться самому, но это сложно.


Вопросы:

Что делает программист?

Зачем нужны программисты?

Что хорошего в профессии программиста?

Что плохого в профессии программиста? Какие есть трудности?

Кем может стать программист, если он будет много и хорошо работать?

Как можно стать программистом? Где можно выучиться на эту профессию?

Какие качества нужны, чтобы стать программистом? Что еще требуется программисту?

Должен ли программист уметь пользоваться компьютером?


Дизайнер

Что делает:

Придумывает внешний вид различных предметов, будь то одежда или обстановка дома, обложка книги или страница интернет-сайта. Существует множество различных направлений дизайна. Дизайнеров вообще, которые бы умели всё, не бывает.


Зачем нужен:

В наше время важен не только сам предмет, но и то насколько он красивый и удобный. Для того, чтобы создавать внешний вид предметов ( например, одежды ) требуются специальные знания и навыки, которых нет у обычного человека.


Плюсы профессии:

Возможность придумать что-то и своими глазами увидеть результат. В основном умственная работа, в офисе за компьютером. Есть возможность карьерного роста, вплоть до арт-директора, или руководителя собственной фирмы.


Минусы профессии:

Часто приходится действовать не по уже имеющемуся образцу, а придумывать новое, - из-за этого повышенная умственная нагрузка.

Высокая конкуренция в профессии, много желающих быть дизайнерами – придется доказывать, что вы лучше подходите.

Часто дизайнеру поначалу приходится работать за совсем небольшую зарплату, чтобы набрать примеры сделанных им работ, без которых сложно устроиться в хорошую компанию.

Часто дизайнеру приходиться делать не так, как ему кажется лучше, а так, как хочет заказчик.


Какие качества требуются:

Творческое мышление, умение придумывать новое. Умение общаться и понимать людей. Работоспособность, терпеливость. Умение сочетать красоту и удобство применения того, что дизайнер делает.


Как стать дизайнером:

Окончить университет или институт, или колледж


Вопросы:

Что делает дизайнер?

Зачем нужны дизайнеры?

Что хорошего в профессии дизайнера?

Что плохого в профессии дизайнера? Какие есть трудности?

Кем может стать дизайнер, если он будет много и хорошо работать?

Как можно стать дизайнером? Где можно выучиться на эту профессию?

Какие качества нужны, чтобы стать дизайнером? Что еще требуется дизайнеру?

Должен ли дизайнер уметь рисовать?


Повар

Что делает:

Готовит еду в заведениях общественного питания: столовых, кафе, ресторанах.


Зачем нужен:

Хотя многие люди умеют готовить, не у всех на это есть время и силы. Тем более в середине дня или вечером. Поэтому нужны места, где люди могут поесть, а для них нужны повара. Кроме того, опытный повар умеет готовить гораздо лучше и вкуснее, так, как обычный человек не сможет.


Плюсы профессии:

Востребована - повара всегда нужны. Стабильный доход.


Минусы профессии:

Довольно тяжелый, в основном физический труд. Постоянная работа в жаркой кухне, иногда в ночные или вечерние часы. Не очень хорошо с карьерой, самое больше, повар может стать владельцем собственного ресторана или кафе, но мало у кого это получается.

Чаще опытный повар может перейти работать в более дорогое, престижное заведение. ( Например, из кафе в ресторан.)


Какие качества требуются:

Аккуратность и собранность, хорошая память, желательно любить готовить. Также нужны выносливость и крепкое здоровье.


Как стать поваром:

Окончить ПТУ, лицей, техникум или курсы поваров.


Вопросы:

Что делает повар?

Зачем нужны повара, ведь многие люди умеют готовить?

Что хорошего в профессии повара?

Что плохого в профессии повара? Какие есть трудности?

Кем может стать повар, если он будет много и хорошо работать?

Как можно стать поваром? Где можно выучиться на эту профессию?

Какие качества нужны, чтобы стать поваром? Что еще требуется повару?

Можно ли повару есть приготовленную им самим еду?


Образец карточки с названием профессии



Программист













Этап 4 Игра «Кто у нас есть?»

Задача: Отдых, переключение после предыдущего этапа, подготовки к следующему этапу.

Длительность: 5 минут.

Описание: Ведущий называет профессию. Учащиеся в группах должны решить, кто из их одноклассников больше всего соответствует данной профессии. Кратко, несколькими предложениями, обосновать свой выбор. Важно, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение, пусть даже в неформальном виде.

Разные группы могут называть как разных, так и одинаковых учеников, одного или нескольких, как из своей группы, так и из другой.

Затем ведущий называет новую профессию. Всего 1-3 профессий, в зависимости от усталости учащихся и лимита времени. Для выбора конкретных профессий ведущий использует материалы психологического тестирования. Ответы групп никак не оцениваются. Здесь важно, чтобы ребята просто высказали свое мнение.


Ведущий: Мы немного узнали о том, что требуется для того, чтобы освоить различные профессии. Вы вместе учитесь уже много лет, знаете друг друга. Давайте посмотрим кому из ваших одноклассников, какие профессии подходят. Сейчас я буду называть профессию, а группа должна решить, кто из одноклассников, по их мнению, будет в ней хорош. Надо не только назвать имя и фамилию, но и коротко, одним - двумя предложениями объяснить, почему вам кажется, что этому человеку подойдет эта профессия. Можно называть не одного, а нескольких людей, и сказать про каждого. Можно называть фамилии, как из своей группы, так и из других групп. Если у разных групп мнение совпало – ничего страшного.

Для ответа, пожалуйста, поднимайте руки.

Ведущий называет профессии: Повар, Программист, Дизайнер, Футболист, Экономист.


Этап 5 Деловая игра «Собеседование»

Задача: Развитие навыков рефлексии, соотнесение своих качеств с качествами, требуемыми для профессии.

Длительность: 20 минут.

Описание: Собеседование в игровой форме по профессии. Используются профессии, упоминавшиеся в ходе этапов 3,4 по которым у учащихся уже есть определенное представление.

Каждая группа получает карточку с названием профессии и ее краткой характеристикой, бланки оценки. Задача группы в рамках подготовки: обсудить, что требуется от человека, чтобы быть хорошим специалистом по ней и подготовиться к собеседованию по вакансии по данную профессию. Группа также должна определиться, кто будет от нее представлять «соискателя» на данную вакансию.

До начала подготовки из состава каждой группы выделяется один ученик. Он будет «директором», который проводит собеседование. Каждый «директор» проводит собеседование с соискателем не из своей группы.

«Директор» также получает от ведущего карточку с характеристикой профессии. Во время подготовки он должен понять, чего он хотел бы видеть в соискателе, какие качества и умения нужны для данной работы.

На время подготовки допустимы вопросы к ведущему как от групп, так и от «директоров».

После подготовки происходит краткое собеседование. «Соискатели» от каждой группы выступают по очереди.

Члены групп не участвующих в собеседовании наблюдают за процессом и дают в имеющихся у них бланках оценку и обратную связь, как «работодателю», так и «соискателю».


Ведущий: Теперь давайте представим, что вы уже закончили школу. Выучились на определенную профессию, и пришли устраиваться на работу.

Сейчас вы получите карточки с описанием различных профессий. Выберите от своей группы, человека, который пойдет проходить собеседование. Подготовьте его: Решите, что он уже знает и умеет. Как ему нужно держаться и вести себя на собеседовании.

Также прошу от каждой группы одного человека на роль директора, который будет проводить собеседование. Он должен понять подходит ли этот человек, для этой профессии и решить, возьмет он его на работу или нет. Учтите, что директор будет собеседовать соискателя не из своей группы.

Время на подготовку пять минут. Поскольку директор очень занятой человек, времени у него мало, он может выделить на собеседование тоже примерно пять минут. Если собеседование затянется, то, по моему сигналу, в течение одной - двух минут оно должно быть закончено и директор должен решить принимать на работу сотрудника или нет.

Все группы будут проходить собеседование по очереди.

Все, кто не проходит собеседование, пожалуйста, внимательно наблюдайте за ответами ваших одноклассников, и в бланках, которые будут у вас, пожалуйста, оцените и директора и соискателя.

Ведущий раздает бланки оценки и характеристики профессий группам.

Кто хочет быть директором?

Ведущий определяет, кто будет директорами (лучше, чтобы это были добровольцы.) Раздает им характеристики профессий и говорит, соискателя от какой группы они будут собеседовать.

Время пошло. Если что-то непонятно, подходите ко мне и задавайте вопросы.

Пока группы готовятся, ведущий поясняет директорам, что они должны прочитать характеристики, понять, что нужно для хорошего работника на данной профессии. В ходе собеседования, слушая соискателя, и задавая ему вопросы, понять, подходит ли он для данной профессии, решить берут ли они его на работу?


Краткие характеристики профессий

Повар

Готовит еду в заведениях общественного питания: столовых, кафе, ресторанах. Повар должен быть аккуратен, собран, обладать хорошей памятью. Хороший повар должен любить готовить.

Также эта работа требует хорошего здоровья, физической выносливости. Может быть, придется работать вечером или ночью.


Дизайнер

Придумывает внешний вид различных предметов. Существует множество различных направлений дизайна, и дизайнер обычно специализируется на чем-то конкретном. У нас будет дизайнер-модельер, который специализируется на придумывании новых моделей одежды.

Дизайнер должен обладать творческим мышлением, умением придумывать новое. Вещи, которые он придумывает должны быть как красивыми, так и удобными. Дизайнер должен уметь общаться с людьми, понимать чего они хотят. Также иногда ему приходиться делать не так, как ему кажется лучше, а так как хочет заказчик. Либо он должен переубедить его.

От дизайнеров часто требуют примеры ранее сделанных работ.


Программист

Разрабатывает различные программы, налаживает их работу, делает интернет-сайты. Для программиста важны не только знания, но и хорошее мышление, умение самостоятельно находить решение сложных задач, постоянное самообучение.

Программист должен быть самостоятелен и терпелив. Ему часто приходиться объяснять окружающим понятные для него, но непонятные для них вещи. Иногда программист не ходит на работу, а работает из дома ( вообще-то многие программисты предпочитают работать именно так).


Образец бланка оценки собеседования учащимися


Вопрос

Примечание

Ответ

По какой профессии было собеседование?

Напишите справа название профессии по которой проводится собеседование.


Кто был директором?

Напишите справа имя и фамилию


Кто был соискателем?

Напишите справа имя и фамилию


Показал ли соискатель, что он знает свою профессию?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение


Был ли он вежлив?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение


Уверенно ли он себя вел?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение


Что бы вы хотели посоветовать этому соискателю?

Напишите справа свое мнение по этому вопросу.


Взял ли директор соискателя на работу? Как вам кажется, почему?

Напишите справа Да \ Нет, а также свое мнение: Почему соискателя взяли или не взяли на эту работу?


Показал ли директор, что он знает ту профессию, по которой проводит собеседование?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение


Был ли он вежлив?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение


Уверенно ли он себя вел?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение


Что бы вы хотели посоветовать этому директору?

Напишите справа свое мнение по этому вопросу.



Оценка результатов работы учащихся:

Группы, наиболее успешно выполнившие задания на этапах 2,3,5, получают «плюс», который вписывается в соответствующую колонку на доске. Крайне желательно поощрить группы, набравшие максимальное и следующие за ним количество плюсов, оценкой или иным образом. Это создаст эффект положительного подкрепления как относительно занятий по профориентации, так и профориентации вообще.


Например, все члены группы, набравшей максимальное число плюсов, получают 5. Члены группы набравшей следующее за ним количество плюсов 4.


Подведение итогов занятия:


Этап 6 Краткое эссе «Кем быть?»

Написание в рамках классного часа или занятия по профориентации краткого эссе (не более 2-х страниц).

Задача: ответить на вопросы: Кем и почему я хочу быть? Какие личные качества, образование мне для этого нужно? Что из этого у меня уже есть и что надо сделать?

Для лучшего уяснения задачи учащимися можно представить эссе, как ответы на ряд последовательных вопросов. Вопросы следует написать на доске, чтобы они постоянно были перед глазами во время написания работы.


План эссе с вопросами для учащихся:

Кем я хочу быть?

Что мне требуется для работы по этой профессии?

Какими качествами и знаниями, нужными для этой профессии, я уже обладаю?

Каких качеств и знаний, нужных для этой профессии, мне пока не хватает?

Что я могу сделать в будущем, чтобы получить эти знания, развить эти качества?

Что я сейчас делаю для этого?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Автор: Лопатин-Неволин Евгений Александрович

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325400


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства