1 2 1. Введение в раздел. Прослушайте музыку и скажите, какие звуки вы услышали? (Чайковский «Апрель») (Журчание ручейков, пение птиц, крики грачей и т.д.) Какую картину вы себе представили? Как ее можно назвать? (Звуки весны). Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог. Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г. В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро». В конце 70-х гг. в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина. Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.). Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета. Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора). ЭПИГРАФ нашего урока: «Я знаю, что деревьям, а не нам Дано величье совершенной жизни, На ласковой земле, сестре звездам, Мы – на чужбине, а они в отчизне». Н.Гумилев - Весна дарит нам не только красоту окружающего мира, но и веселое, теплое и радостное настроение. Бегут ручьи, кричат грачи. День прибывает, когда это бывает? (Весной) – Отгадайте загадку. Пришла, улыбнулась – утихли метели, Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. Движения полна. Зовут её… (весна) – Какие весенние приметы услышали вы в загадке? – Назовите весенние слова. (Капель, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины и др.) ( показ слайдов о весне) О каком времени года мы будем говорить сегодня? Да, сегодня мы будем говорить о весне – прекрасном времени года, о том как художники и поэты изображают весну в своих произведения. Попробуем создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства, и будем учиться рисовать берёзу. У каждого человека есть свое любимое время года. Есть свое любимое время года и у поэтов, композиторов, художников – пейзажистов. В своих произведениях они могут передать состояние природы с наибольшей полнотой передать волнующие их чувства, определенное настроение. – Как же природа извещает о приходе весны? Послушайте об этом строчки из стихов известных поэтов. ( Дети читают стихи о весне) Они (воды) гласят во все концы: «Кли-кли» – журавли «Весна идёт, весна идёт! Закурлыкали вдали. Мы молодой весны гонцы, Под крылом своим они Она нас выслала вперёд!» В дом весну к нам принесли. Ф. Тютчев О. Туманян Он (жаворонок) голосисто с вышины Травка зеленеет, Поёт, на солнышке сверкая: Солнышко блестит; «Весна пришла к нам молодая, Ласточка с весною Я здесь пою приход весны!» В сени к нам летит. В. Жуковский А. Плещеев И песня зяблика слышна: – Пришла весна, пришла весна! В. Алфёров – Что бы вы изобразили на развороте учебника, открывающем раздел «О весна, без конца и без краю…»? Предположения детей. Затем ученики открывают учебник на с. 176–177 и сравнивают со своими предположениями. |