kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок лит.чтения,музыки и изо 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок лит.чтения,музыки и изо 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок лит.чтения,музыки и изо 3 класс.»

Литературное чтение

Урок 88.

Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

Тема: Как приходит весна? Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…» Рисование берёзы

Цели:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

∙ научить рисовать берёзу

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ


Ι. Актуализация знаний.


1 2

1. Введение в раздел.

Прослушайте музыку и скажите, какие звуки вы услышали? (Чайковский «Апрель»)

(Журчание ручейков, пение птиц, крики грачей и т.д.)

Какую картину вы себе представили?

Как ее можно назвать? (Звуки весны).

Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.

Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск,
Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.

В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».

В конце 70-х гг. в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина.

Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).

Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).


ЭПИГРАФ нашего урока:

«Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни,

На ласковой земле, сестре звездам,

Мы – на чужбине, а они в отчизне».

Н.Гумилев

- Весна дарит нам не только красоту окружающего мира, но и веселое, теплое и радостное настроение.


Бегут ручьи, кричат грачи.

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

– Отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Движения полна. Зовут её… (весна)

– Какие весенние приметы услышали вы в загадке?

– Назовите весенние слова. (Капель, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины и др.)

( показ слайдов о весне) О каком времени года мы будем говорить сегодня?

Да, сегодня мы будем говорить о весне – прекрасном времени года, о том как художники и поэты изображают весну в своих произведения. Попробуем создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства, и будем учиться рисовать берёзу.

У каждого человека есть свое любимое время года. Есть свое любимое время года и у поэтов, композиторов, художников – пейзажистов. В своих произведениях они могут передать состояние природы с наибольшей полнотой передать волнующие их чувства, определенное настроение.

– Как же природа извещает о приходе весны? Послушайте об этом строчки из стихов известных поэтов. ( Дети читают стихи о весне)


Они (воды) гласят во все концы: «Кли-кли» – журавли

«Весна идёт, весна идёт! Закурлыкали вдали.

Мы молодой весны гонцы, Под крылом своим они

Она нас выслала вперёд!» В дом весну к нам принесли.

Ф. Тютчев О. Туманян


Он (жаворонок) голосисто с вышины Травка зеленеет,

Поёт, на солнышке сверкая: Солнышко блестит;

«Весна пришла к нам молодая, Ласточка с весною

Я здесь пою приход весны!» В сени к нам летит.

В. Жуковский А. Плещеев


И песня зяблика слышна:

Пришла весна, пришла весна!

В. Алфёров


– Что бы вы изобразили на развороте учебника, открывающем раздел «О весна, без конца и без краю…»?

Предположения детей.

Затем ученики открывают учебник на с. 176–177 и сравнивают со своими предположениями.


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

















2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...».

А какой видит весну Ф. Тютчев? Посмотрите на год создания стихотворения..

(На слайде: портрет Тютчева и краткая биография Ф.Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев

(1803-1873)

Фёдор Иванович Тютчев родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. Учился дома. Хорошо знал латынь и древнегреческий язык. Он рано научился понимать природу. Сам писал, что он дышал с природой одной жизнью. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет, а в 17 лет закончил его и затем уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прослужил дипломатом сначала в Германии, потом в Италии. И все эти годы писал стихи о России. «Я больше всего в мире любил Отечество и поэзию», — писал он в одном из писем из чужбины. Но стихов своих Тютчев почти не печатал. Его имя как поэта не было известно в России.

В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта. Стихи Пушнику очень понравились. Он их напечатал в «Современнике», но имя автора было неизвестно, так как стихи были подписаны двумя буквами Ф.Т. И Первый сборник его вышел в 1854 году под редакцией Ивана Сергеевича Тургенева. Стихи были проникнуты трепетной, нежной любовью к Родине и затаённой болью за её судьбу..

Тютчев скончался 15 июля 1873 года.)

Какую же картину увидел Ф. Тютчев более 150 лет назад, как он её нарисовал словами?

1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

2. Анализ стихотворения.

– Вы заметили, что в этом стихотворении слышны два мотива: «ещё» (то есть то, что сейчас, зимой) и «но» (ощущение скорой весны). Попробуем услышать эти мотивы, перечитаем стихотворение.

ещё но

• печален вид • весною дышит

• мёртвый стебель (т.е. сухая • колышет

прошлогодняя трава) • шелестит (т.е. есть движение)

• природа не проснулась • сон редеющий

• улыбнулась

– Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны ещё нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается. Этот знакомый уже нам приём называется… (олицетворение).

3. Выразительное чтение.

4.Рассматривание картины И.Левитана «Март»

Выдающийся мастер пейзажного жанра Исаак Ильич Левитан (1860-1900) все свое творчество посвятил изображению русской природы. Его произведения глубоки по содержанию и необычайно «прозрачны», ясны по форме. Картины Левитана обычно называют «пейзажами настроения». «Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала его чуткую душу…».

Картина «Март» написана Исааком Ильичем Левитаном в 1895 году, в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Глядя на эту картину, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалеку дома, которая ждет своего хозяина. Озаренная солнцем, она, очевидно, задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей. На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Желтый цвет придает картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создается такое впечатление, что снег-теплый, ведь он озарен яркими солнечными лучами! Скоро по стоку зазвенит капель. Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь. Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа. Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится . Неужели пришла весна ? Подтаявшая дорога и не сброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Все ожидает прихода нового теплого сезона! Природа нежится в теплых солнечных лучах. Слева перед нами предстает лес, ожидающий весну. Хвойная зелень отбрасывает темные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и темные. Солнечные мартовские лучи еще не успели обогреть хмурые сине – зеленые ели, а так хочется, чтобы солнце ярко – золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдет, ведь на дворе – март! Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный – его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков – снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Художник бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения.

Сравнение стихотворения и картины Левитана «Март»

Что увидели в картине по стихотворению?

Практическая работа

- Каким жанром изобразительного искусства можно назвать эти картины?
Пейзажем.
Совершенно верно

Какие деревья мы видим у крыльца?

.

- Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по-своему. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года.

Каждому времени года соответствует своя палитра сочетающихся друг с другом красок.

-А вот для внимательного человека звуки весны необычайны и разнообразны. Весной природа одевается в очень нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: светло-жёлтого, голубого, зелёного, розового.

- Сегодня на уроке мы будем рисовать весенний пейзаж. А рисовать мы будем весенними красками. Рисование пейзажа по слайдам.

  1. - Вы посмотрели несколько репродукции картин, рисунки детей, какие цвета присущи весеннему пейзажу?

  2. - Возьмите альбомный листы, положите его на ваше смотрение или горизонтально, или вертикально.

  3. - Нарисуйте линию горизонта.

  4. - Сначала мы нарисуем небо.

  5. изобразите стволы берез. Чем ближе к нам деревья тем они больше, чем дальше тем меньше. Они должны быть разными: молодыми (тонкими и стройными), старыми (толстыми и кривыми), красивые, развесистые, среди них пусть будут ели, березы. Коричневой краской можно нарисовать деревья. На веточки можно «набросать» немного светло - зеленой, изумрудной краски.

  6. - Так же можно нарисовать воду, проталины, травку.

  7. НАРИСУЙТЕ БРЕВНО, КОТОРОЕ ПЕРЕКИНУТО ЧЕРЕЗ РЕКУ. ЗАТЕМ ИЗОБРАЗИТЕ СТВОЛ ДЕРЕВА, КОТОРОЕ РАСПОЛОЖЕНО ВДАЛИ, А ТАКЖЕ КУСТ ВЕРБЫ, РАСТУЩЕЙ НА БЕРЕГУ.

  8. ПРИРИСУЙТЕ ДЕРЕВЬЯМ ВЕТКИ. НАРИСУЙТЕ МАЛЕНЬКУЮ ЕЛОЧКУ, РАСТУЩУЮ ОКОЛО БЕРЕЗ. ИЗОБРАЗИТЕ ОЧЕРТАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ НА ГОРИЗОНТЕ

  9. ОБВЕДИТЕ НАБРОСОК РУЧКОЙ. НАРИСУЙТЕ НА ВЕРБЕ РОСТКИ, А ТАКЖЕ ПРОТАЛИНЫ НА ЗЕМЛЕ

  10. ЛАСТИКОМ УДАЛИТЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

  11. СИЛЬНО РАЗБАВЛЕННОЙ ВОДОЙ СИНЕЙ КРАСКОЙ ЗАКРАСЬТЕ НЕБО. ИЗУМРУДНО-ЗЕЛЕНОЙ КРАСКОЙ РАСКРАСЬТЕ ДЕРЕВЬЯ НА ГОРИЗОНТЕ

  12. РАСКРАСЬТЕ ДЕРЕВЬЯ. ТОНКИЕ ВЕТКИ РАСКРАШИВАЙТЕ КИСТЬЮ №1, А СТВОЛЫ – КИСТОЧКОЙ №7

  13. РАСКРАСЬТЕ РЕЧКУ ГОЛУБОЙ КРАСКОЙ, А ТАМ, ГДЕ ЛЕЖИТ БРЕВНО – КОРИЧНЕВОЙ

  14. РАСКРАСЬТЕ ЕЛКУ ТЕМНО-ЗЕЛЕНОЙ КРАСКОЙ, А ПРОТАЛИНЫ – СВЕТЛО-ЗЕЛЕНОЙ И СВЕТЛО-КОРИЧНЕВОЙ. СУГРОБЫ НЕМНОГО ЗАКРАСЬТЕ СИЛЬНО РАЗБАВЛЕННОЙ ВОДОЙ СИНЕЙ КРАСКОЙ

  15. РАСКРАСЬТЕ ВЕРБНЫЕ ВЕТКИ КОРИЧНЕВОЙ И ЖЕЛТОЙ КРАСКОЙ


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.



2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


ΙΙΙ. Итог.


– Как бы вы оценили свою работу на уроке?




IV. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение.

2. Подобрать музыкальное оформление к стихотворениям (индивидуальное задание).

3. Сделать выписки на страничку «Весна» в тетради (с. 52).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Интегрированный урок лит.чтения,музыки и изо 3 класс.

Автор: Ирина Барнева

Дата: 20.04.2017

Номер свидетельства: 410541

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства