kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имитационная игра: Трудовая атмосфера, хозяйство и бюджет семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение: Формировать представления о ведении домашнего хозяйства семьи и вырабатывать практические умения.

Цели: Рассмотреть значение труда и бытовых отношений как основы жизни семьи. Показать роль совместного труда И разумного распределения обязанностей супругов в создании блогоприятного семейного климата. Дать представления о семейном бюджете. Вырабатывать навыки его планирования и распределения. Формировать разумные потребности и желание заниматься ведением домашнего хозяйства, находить пути его рационализации. Учить выработке коллективных решений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имитационная игра: Трудовая атмосфера, хозяйство и бюджет семьи»

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Деловая игра

"Трудовая атмосфера, хозяйство и бюджет семьи" 2 часа

(Имитационная игра)


Назначение: Формировать представления о ведении домашнего хозяйства семьи и вырабатывать практические умения.


Цели: Рассмотреть значение труда и бытовых отношений как основы жизни семьи. Показать роль совместного труда И разумного распределения обязанностей супругов в создании блогоприятного семейного климата. Дать представления о семейном бюджете. Вырабатывать навыки его планирования и распределения. Формировать разумные потребности и желание заниматься ведением домашнего хозяйства, находить пути его рационализации. Учить выработке коллективных решений.


Организационная структура занятия

В занятиях участвует учебная группа учащихся, на роль арбитра рекомендуется пригласить учителя труда. Из учащихся формируются бригады (по 4-5 человек), в каждой бригаде выбирают командира.

Руководит занятиями учитель.


Функции участников занятий

Бригады учащихся участвуют в рассмотрении вопросов темы занятия, выполняют практические задания, готовят ответы. Бригадиры организуют деятельность членов команды, аргументируют решение, принятое бригадой. Арбитры (учителя труда) осуществляют контроль за ходом занятия, соблюдением регламента, оценивают работу команд и командиров. Ведут протокол, дают итоговую оценку деятельности всех участников занятий.


Порядок ведения занятия: Вступительная беседа — 5 мин. Страница 1 "Семейный портрет" — 10 мин. Страница 2 "Чтоб был рай в шалаше" — 10 мин. Страница 3 "Домашняя экономика" — 25 мин. Страница 4 "Конкурс экономных хозяев" — 15 мин. Страница 5 "Приглашение к столу" — 10 мин. Страница 6 "Запишем в семейный альбом" — 5 мин. Длительность занятия — 90 мин.


Ход занятия

Занятие проводится в три последовательно реализуемых этапа:

I этап — подготовительный;

II этап — игровой;

III этап — заключительный.


Сценарий занятия

I этап, подготовительный, начинается за 1,5 - 2 месяца до проведения занятия. Учащимся дают задания:

1. Записать статьи расходов своей семьи за месяц.

2. Сосчитать, какая сумма была израсходована на семейный праздник.

3. Поговорить с родителями, знакомыми, в чем, по их мнению, состоят секреты экономного ведения домашнего хозяйства.

4. Записать рецепты "экономных блюд", употребляемых в семье.

II этап — игровой.

Группа учащихся делится на несколько игровых команд по 4-5 человек. Каждая из них избирает своего лидера.

Затем следует рассказ преподавателя о том, что все окружающие нас семьи не похожи одна на другую, но в какую бы семью вы не пришли, вам в каждой покажут семейный альбом. Семейная жизнь похожа на альбом, в ней много страниц, и каждая — своеобразная фотография семьи. Мы пролистаем сегодня некоторые страницы альбома "Семья". На каждой будет рассказ об отдельных страницах жизни семьи и задание, которое вы будете выполнять. За каждое правильно выполненное задание бригада получает до 10 баллов. Выполнять задание будете коллективно, ответы в одних случаях будете давать письменные и сдавать арбитрам, в других — командир или один из членов команды будет отвечать устно. Ответы анализивуются арбитрами.

III этап — заключительный.

При подведении итогов учитель, арбитры анализируют наиболее характерные ошибки, указывают верные решения. Оценивается работа каждой бригады, командиров, отдельных учащихся. Затем отмечаются бригады, набравшие большее количество баллов, и результаты работы всех бригад.


Система стимулирования В имитационном упражнении "Семейный альбом" для активизации учащихся действует система стимулирования, позволяющая оценивать качество ответов и принятых решений по количеству набранных баллов (до 10 баллов за один правильный ответ). Поэтому каждая команда заинтересована набрать как можно больше баллов.


I страница альбома "Семейный портрет".

Альбом начинается с семейной фотографии. Открываем эту страницу, на ней задание: назовите 10 качеств, которыми должен обладать муж, и 10 качеств, необходимых жене, причем из этих 10 выделите, что. по вашему мнению, самое главное.

(Написать на листках по 10 качеств жены и мужа, выделить из них по 3 главных, одновременно сдать арбитрам. Затем поочередно зачитывать и аргументировать первые 3 качества).


ІІ страница альбома "Чтоб был рай в шалаше".

Семья не может существовать без домашнего труда. Его роль в жизни каждой семьи настолько велика, что социологи вводят в характеристику семьи и такой параметр, как ведение общего хозяйства. А юристы, когда нужно подтвердить факт существования семьи, не оформленной юридически, устанавливают, велось домашнее хозяйство совместно или нет.

Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. Она брала на себя все домашние хлопоты, поскольку они были намного легче в сравнении с ношей, что лежала на плечах мужчины. И это было вполне справедливо. В горшке со щами, что ставила хозяйка на стол, была немалая доля мужчины-хозяина. Он, как минимум, наколол дров для печки, в которой поспели к обеду щи. Но теперь в наш быт вошли центральное отопление, газ, водопровод, электричество и т.п.

Мужчина-горожанин оказался вообще вытесненным из круга забот о доме. Прогресс его эмансипировал, а вот женщину, как это ни странно, эмансипация загрузила вдвойне. На производстве наши современницы трудятся наравне с мужчиной, дома же ... судите сами.

Женщина тратит на приготовление пищи 10-12 часов в неделю, а мужчина 2 часа. На закупку продуктов соответственно — 6 и 3 часа. На стирку — 5 часов и 20-30 минут. Согласитесь, что подобная статистика явно свидетельствует о серьезной перегрузке женщин. А перегрузка эта, хотим мы того или нет, бьет по семье. Уставшая женщина менее ласкова, более конфликтна, у нее нет времени заняться детьми, собой. Не отдохнувшая, она и работник не лучший. Социологи данный конфликт называют метралевым. Разрывается женщина между разными своими обязанностями: труженицы, жены, матери, дочери... Готовясь к семейной жизни, необходимо помнить, что, чем справедливее распределены в семье обязанности, тем счастливее судьба брака. Еще надо внедрять в семейный обиход бытовую технику. Во-первых, она способна в значительной степени уменьшить общее количество затрат на домашний труд. Во-вторых, способствует рациональному распределению обязанностей. Поскольку те самые мужчины, которые весьма неохотно посвящают себя выполнению домашних дел, по данным социологов, в 52% случаях согласны заниматься механической обработкой пищи, а в 36% — механической уборкой помещения. Работа по домашнему хозяйству включает в себя:

1. покупку продуктов;

2. покупку различных товаров широкого потребления;

3. повседневную и еженедельную уборку квартиры;

4. уход за одеждой, включая починку;

5. уход за обувью, включая починку;

6. стирку;

7. глажение;

8. несложный ремонт бытовой техники;

9. комнатное цветоводство;

10. уход за домашними животными;

11. труд на садово-огородном участке;

12. заготовку продуктов впрок;

13. игры с детьми;

14. сопровождение детей в ясли, д/сад, школу;

15. помощь детям в подготовке уроков;

16. посещение родительских собраний.

Проанализируйте распределение обязанностей в вашей семье. А как бы вы распределили их в своей семье?

Выполните задание (внесите в таблицу номер вида работы), сдайте арбитрам.

Данную домашнюю работу выполняет:

Жена

Муж

Совместно

По очереди

Служба быта

Другие службы (назвать)








III страница "Домашняя экономика".

Несколько лет тому назад центральное телевидение показало телезрителям фильмы, посвященные семейным проблемам. В одном из них был продемонстрирован любопытный эпизод: рабочим — мужчинам и женщинам — предложили сосчитать сумму денег, которая в настоящее время находится при них. Сумма, обнаружившаяся у женщин, была почти в 10 раз выше, чем у мужчин. Давайте обсудим, кто должен в семье распоряжаться деньгами? Сколько выделять мужу на обед? Ежедневно делать это или еженедельно? Как вы относитесь к "заначке" мужа? Кто имеет доступ к семейной кассе? Если не хватает денег от получки до получки, кто в этом виноват?

Психологи установили, что для мирной семейной жизни бывает важным не умелое, сбалансированное ведение хозяйства, а совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.

Тратить деньги — дело вроде бы нехитрое. Было бы их, как говорится, побольше. Однако человек разумный придерживается народной мудрости: богатым становится не тот, кто много покупает, а тот, кто с умом тратит. Одна и та же сумма в расточительных руках покажется маленькой, а в бережливых солидной.

Бернард Шоу дает такой совет: "Первое, что должна решить для себя домашняя хозяйка, — это что ей совершенно необходимо в хозяйстве, а без чего она, на худой конец, могла бы и обойтись". Многие прорехи в бюджете молодой семьи часто вызваны неумением или нежеланием регулировать свои потребности. Хочу! И все тут. У подружки появилась обновка. И сразу портится настроение от того, что хочется точно такую же. При этом здравый смысл куда-то исчезает. Может быть, вещь совсем не к лицу. Она "выбивается" из цветовой гаммы имеющегося гардероба, но хочется. И остановить себя нет сил. А надо перед каждой новой покупкой четко представить себе, для чего та или иная вещь тебе нужна.

А как незаметно расходятся мелкие деньги на так называемые мелкие расходы. Экономисты высчитали, что если в семье, состоящей из 3-х человек, каждый в день необдуманно будет тратить гривенник, то за год окажется растраченной сумма, достаточная на покупку мужского костюма или нескольких пар обуви, фотоаппарата или туристской путевки. Воистину копейка рубль бережет. Неужели нужно думать над тратой каждой копейки? Для этого нужно быть Плюшкиным... Стоп! Плюшкиным, конечно, быть плохо, и не надо быть им. Но разве лучше быть транжирой, вечно тратить деньги неизвестно на что, а потом занимать на необходимое? Как найти золотую середину, чтобы определение "скупой" и "транжира" к тебе не относились? О! Это совсем не просто! Научиться отказывать себе в соблазнах — великое умение, которое приобретается не в одночасье и требует определенных волевых усилий. Семейный бюджет необходимо планировать. Неумелая хозяйка прежде всего тем отличается от опытной, что не знает наиболее рациональных способов планирования, не владеет сложной семейной бухгалтерией, не видит способов экономии.

Задание: Эта страница альбома предлагает каждому из вас выстроить бюджет семьи из 2-х человек на 1 месяц, исходя из конкретной заработной платы супругов (250-300грн.).

Квартплата

Питание

Транспортные расходы

Домашнее хозяйство

Предметы ухода за внешностью

Культурный фонд

Карманные деньги

Расходы на одежду

Летний отдых

Непредвиденные расходы

При планировании бюджета исходите из того, какая сумма вам необходима на те или иные расходы, суммируйте.


IVстраница. "Конкурс экономных хозяев".

Сейчас вы планировали семейный бюджет, и оказалось, что вам явно не хватает денег. Подумаем вместе о путях экономного ведения хозяйства.

Задание 1. Каждой бригаде разработать советы молодым супругам по экономному ведению домашнего хозяйства. После выполнения задания бригадами преподаватель организует обсуждение рекомендаций.

Задание 2. Учащимся предлагается пакет ситуаций.

Каждый бригадир вытягивает из пакета 1 ситуацию, решает ее. Поощрительные баллы насчитываются отдельно за каждое задание.

Ситуация 1. Время от времени каждой семье приходится приобретать крупную вещь — мебельный гарнитур, ковер, стенку, цветной телевизор, кооперативную квартиру, шубу, машину и т.д.

Как собрать необходимую сумму:

откладывать деньги на сберкнижку;

играть в "Спортлото"; занять у знакомых и постепенно отдавать; взять у родителей и пообещать со временем отдать.

Чем пожертвовать ради крупной покупки: ежегодным отпуском; расходами на подарки; на одежду; на обувь; не приглашать никого в гости и самим не ходить.

Ситуация 2. Вы неожиданно получили сумму в 1000 рублей (выиграли в лотерее, получили наследство и т.д.) Как вы распорядитесь этими деньгами?

Ситуация 3. Нина хотела бы во втором полугодии купить для себя:

Платье выходное.

Платье простое.

Туфли осенние.

Босоножки.

Сапоги осенние.

Зимнее пальто или шубу.

Маникюрный набор.

У мужа получается такой список:

Плащ.

Туфли.

Спортивный костюм.

Свитер.

Спиннинг.

Сын потребовал для себя:

Магнитофон.

Джинсы.

Шапку.

Кроссовки.

Сумку.

Скейт.

Дочка-школьница попросила купить:

Куклу "Барби".

Еще куклу.

Коньки.

Задание: оставить в этих списках то, без чего действительно нельзя обойтись.


V страница: Приглашение к столу.

Любой наилучшим образом спланированный бюджет затрещит по швам, если хозяйка не в ладах с кулинарией. Важно не только научиться готовить, но и познать секреты экономных блюд. Открывать их для себя можно везде: на собственной кухне, у мамы, в домах приятелей, на страницах журналов. Хорошо бы еще завести и собственную книгу рецептов. Правда, пользу она приносит тогда, когда рецепты не только собираются, но более или менее регулярно используются в деле. Питание — это основная статья расходов. В среднем на питание люди тратили от общих расходов семьи. Если вы назовете эту цифру родным, то некоторых она удивит: в их семьях на питание расходуется куда больше. Отчего? Ответ надо искать в каждой семье. Где-то перерасход идет за счет неумелости, где-то оттого, что в семье привыкли питаться неправильно, любят сладости. А где-то привыкли к деликатесам, на которые денег идет во много раз больше.

Молодой хозяйке надо позаботиться о том, чтобы дома постоянно были овощи, крупы, макаронные изделия, сахар, мука, масло, яйца и т.д.

В морозильной камере должны быть мясо, рыба. Тогда покупать придется только скоропортящиеся продукты. Хозяйка имеет возможность заранее придумать варианты меню на неделю.

Задание:

Составить меню на 1 день.

Составить меню выходного (праздничного) дня.

Написать рецепт одного "экономного" блюда.

Будет оцениваться оригинальность, быстрота приготовления, небольшая стоимость.


III. Заключительный этап

Подведение итогов.

Анализ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Имитационная игра: Трудовая атмосфера, хозяйство и бюджет семьи

Автор: Ускова Надія Федорівна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства