kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический классный час для обучающихся 4 класса « Путешествие в Птичью страну».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. Закрепить у учащихся знания о различных местах обитания птиц в природе. 2. Познакомить с Красной Книгой, обратить внимание учащихся на исчезновение некоторых видов птиц по вине человека, трудное существование птиц в природе и меры их защиты. 3. Развивать все психические процессы. Воспитывать: Бережное отношение к птицам, чувства сострадания, желание помочь и защитить птиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический классный час для обучающихся 4 класса « Путешествие в Птичью страну».»

Экологический классный час для обучающихся 4 класса

« Путешествие в Птичью страну».


Задачи: 1. Закрепить у учащихся знания о различных местах обитания птиц в природе.

2. Познакомить с Красной Книгой, обратить внимание учащихся на

исчезновение некоторых видов птиц по вине человека, трудное

существование птиц в природе и меры их защиты.

3. Развивать все психические процессы.

Воспитывать: Бережное отношение к птицам, чувства сострадания, желание помочь и защитить птиц.


Оборудование: Карточки с названием станций, карточки с заданиями, шапочки птиц, костюм планеты Земля, изображения птиц.


Ход мероприятия:

Учитель:

Ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по удивительной стране. Кто же в ней живет? (звучат птичьи голоса). Внимательно прислушайтесь! Слышите?

Догадались, к кому в гости мы отправляемся? Правильно. Мы отправляемся в Птичью страну. Вы увидите много удивительного и узнаете много интересного о птицах. О жизни птиц, местах обитания. О птичьих бедах и проблемах. Я надеюсь, что после знакомства с этой удивительной страной вы станете внимательней и бережней относиться к пернатым обитателям лесов и полей. Наше путешествие начинается.

I остановка « Лесная сторона».

Учитель:


Все темней и кудрявей

Берёзовый лес зеленеет,

Колокольчики, ландыши

В чаще зелёной цветут.

Кто же в дебрях лесных живёт?

Кто здесь песни поёт?


Много птиц обитает в лесах. Но очень трудно увидеть их. Они прячутся от своих врагов в густой чаще ласа. Давайте затаимся и понаблюдаем.


1.Появляется учащийся и загадывает загадку.


Целый день стучу, стучу.

Так деревья я лечу.

Доктор я друзья.

Отгадайте, кто же я? ( Дятел).

( Учащиёся показывает изображение птицы и рассказывает о ней).


На стволах деревьев часто можно увидеть большого пестрого дятла. Он долбит древесину и достаёт оттуда жуков и личинок. Питается он насекомыми, которые находятся на коре дерева, а также семенами ели и сосны.


2. Появляется учащийся и загадывает загадку.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. ( Сова)

( Учащиёся показывает изображение птицы и рассказывает о ней).

В лесах живет серая сова. Тело её покрыто мелкими перьями, не имеющими твердых стержней, поэтому сова летает бесшумно. Сова очень хорошо слышит, она улавливает даже шорох пробежавшей ящерицы. Питается сова мышами. Птенцов выводит в дуплах деревьев.

3. Появляется учащийся и загадывает загадку.

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун – он плоховат,

И порою глуховат. ( Глухарь).

( Учащиёся показывает изображение птицы и рассказывает о ней.).

Окраска глухаря скрывает его в лесной чаще. Питается он в основном ягодами и семенами. Большую часть времени птицы проводят на земле. Птенцов самка глухаря выводит ранней весной.


4.Появляется учащийся и загадывает загадку.

На сосне у птички

И зимой яички.

И мороз трещит,

И птенец пищит.

( Учащиёся показывает изображение птицы и рассказывает о ней).

Живут клесты в еловых и сосновых лесах. Основная пища- семена еловых и сосновых шишек. Ими они выкармливают и птенцов. С урожаем семян ели и сонны связано и время гнездования клестов. Вокруг лежит снег, а клесты начинают строит гнездо. Построив гнездо, самка начинает откладывать яйца. Самец кормит самку, если она оставит гнездо, то яйца замёрзнут. Когда появятся птенцы, отцу приходиться работать за двоих, он должен кормить и маму и птенцов. Вы можете без труда узнать этих птиц, клюв у них перекрещен. Таким клювом хорошо шелушить шишки.


5. Появляется учащийся и загадывает загадку.

Раздала матушка

Своих детушек

По чужим домам.

Плачет- причитает,

Деток созывает,

Никак не созовет. ( Кукушка).

( Учащиёся показывает изображение птицы и рассказывает о ней).

Кукушка - крупная птица наших лесов. Весной, когда другие птицы строят гнёзда, у семьи кукушки свои заботы. Самец кукушки летает над гнёздами птиц, создаёт переполох, а мама- кукушка откладывает в это время в чужое гнездо своё яйцо. Приёмные родители не замечают подвоха, когда возвращаются в свои гнёзда. Кукушонок вылупляется всегда первым и выталкивает из гнезда другие яйца. Приёмные родители будут теперь растить подкидыша. Кукушки очень прожорливы. За световой день они могут прокормить только себя. Но пользу они приносят очень большую, уничтожая огромное количество вредных насекомых.

Учитель:

- С какими птицами мы познакомились на остановке « Лесная сторона».

- Какие птицы выводят птенцов зимой?

- Какая птица имеет очень хороший слух?

- Какую пользу приносят кукушки?

Наше путешествие продолжается.


II остановка « Водная страна».


Учитель:

Окаймлённое кустами

Молодых ракит

Разноцветными огнями озеро блестит.


Чтобы узнать про обитателей этой остановки, вам нужно выполнить задание:


Фильворд « Птицы пресных водоёмов и болот».



Ф А У Т К А Т О


Ж У Р А В Л Ь М


Я Ц А П Л Я У Н


Г У С Ь В Я Р К


С Г О Г О Л Ь Б


Учитель:

- Назовите птиц, обитающих возле пресных водоёмов и болот?

- Почему эти птицы выбрали себе именно эту среду обитания?

- Какие меры должны предпринять люди, чтобы сохранить представителей этих

пернатых?


Мы отправляемся дальше.


III остановка « Обыкновенное чудо»

Учитель:

Снова птицы к нам летят издалека

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.


С наступлением весны все вокруг наполняется птичьим гамом.

1 ученик: Пришла весна.

Из дальних стран вернулись птицы:

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так они кричат - они жилища строят.

2 ученик: Весною на деревьях построена деревня.

Как ветер начинается - деревья все качаются.

Качаются деревья - качается деревня.

И сотни голосов в тревоге за птенцов.

3 ученик: По синему небу, по синему небу

Из Африки к нам возвратился скворец.

Он целую зиму на Родине не был,

Не пел под окошком

Весёлый жилец.

Мы домик построили нашему гостю:

Кто гвозди вбивал, кто пилил и строгал.

И получился отличный скворечник.


4 ученик: Травка зеленеет, солнышко блестит.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Назовите птиц, которые прилетают к нам с наступлением весны.

( учитель вывешивает на доске изображения птиц)

Где выводят своих птенцов скворцы?

Где и из чего строят гнёзда ласточки и стрижи?

Почему ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе?

Какую пользу приносят ласточки, стрижи, скворцы?

Давайте вспомним птиц, которые были с нами рядом в зимние морозы.

Назовите этих птиц. ( Снегирь, воробей, синица).

Как голодно и холодно птицам в зимнюю стужу. Как нам помочь птицам выжить в этих суровых условия?


Дети читают стихотворение Михаила Глазкова


« Поделитесь с птицами едой».

1 ученик:

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите им хлеба на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнуться.


2 ученик:

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердце у вас не камень.


3 ученик:

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.


4 ученик:

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить- то интересней,

Поделитесь с птицами едой!





5 ученик:

Люди должны помогать птицам. В сильные морозы погибает много птиц от голода. Развешивайте кормушки возле дома, в парках, скверах. Это спасет птиц от гибели.


Учитель:

Я надеюсь, что и вы изготовите кормушки и развешаете их зимой. Такую птичью столовую посетит много птиц. Они будут вам благодарны и порадуют вас своими песнями.

А мы отправляемся дальше по Птичьей стране. И вот перед нами указатель

VI остановка: « Тревога!»

Учитель:

На свете много разнообразных птиц. Птицы - это полет и песня! Птицы - это голоса наших полей, лесов и степей. Птичьи голоса звучат на Планете круглый год, голоса их слышны и ночью и днем. Но сейчас в этой песни слышится и боль и тревога. Что же беспокоит птиц?

Давайте послушаем, о чем нам хотят рассказать птицы. Почему наша остановка называется : « Тревога!»

Выходят учащиеся в шапочках самых разнообразных птиц.

1 птица:

Я хочу рассказать о Красной Книге. Много птиц и зверей истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они бы могли жить. В конце концов, люди поняли, что если не помочь природе, птицы могут погибнуть. Исчезнуть с лица Земли.


2 птица:

Люди опомнитесь, остановитесь !!!!

Не причиняйте вреда больше птицам!!!

Пусть по утрам птичья песня льётся в наши дома.


3 птица:

Чтобы этого не случилось, ученые создали Красную Книгу. Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных , так рассказывает об этой удивительной книге:

« Красный цвет книги- ЗАПРЕЩАЮЩИЙ ЦВЕТ. Стоп, остановись! Дальше так нельзя».

В Красную Книгу мира уже записано 321 птиц. Но записать животных, птиц, растения в Красную Книгу - ещё не значит сохранить. Это только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, она предупреждает.

4 птица:

Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах те животные, которые до сих пор мало изучены. На зеленых страницах- самых обнадёживающих- те животные, численность которых удалось восстановить.

5 птица:

Главная задача: чтобы не одна птица, животное, растение больше не попало в списки на черные страницы. Люди берегите всё живое на Земле!


6 птица:

Не стреляй воробьёв,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьёшь

По мишеням живым.

Не стреляй!!!!!!!!!


Учитель:

Вы сейчас узнали, что тревожит птиц. Почему они переживают за своё дальнейшее существование рядом с нами.


Выходит ученица в костюме планеты «Земля».

Люди! Слышите, люди! Люди, помните люди!

Я, Планета Земля.

Я, хочу обратиться к Вам с просьбой.

Люди, выслушайте меня!!!!!!!!!!!!

( ученица читает стихотворение)

Просьба! Н Заболоцкий.


Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Это сон давнишний до сих пор мне сниться:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

Ведь море без рыб - не море!

А земля без зверей не земля!

Люди- исполины, люди великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье.

Люди - человеки, страны и народы

Вы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!


Учитель:

Ребята! Давайте мы сейчас с вами назовем правила, которые мы должны соблюдать в природе. (Правила вывешивают на доску).

1. Не разоряйте гнёда птиц.


2. Не стреляйте в птиц.


3. Не берите из гнёзд птиц яйца


4. Сохраняйте среду обитания и гнездования птиц.

Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие по Птичьей стране. Много нового, интересного и полезного узнали мы. Пора отправляться в обратный путь. Давайте на прощание споём песню.


Песня про птиц.

(Из мультфильма « Что услышала медуза».)


I куплет.

На озёрах и в пустынях, и в лесах.

Если надо, птицы плавают и ходят,

А не надо - так летают в небесах.


Припев:

Не напрасно, не напрасно щебетанье и полёт-

Как прекрасно, как прекрасно

Птица по небу летает и поёт!


II куплет.

Птиц по щёлканью и свисту различают,

Их по гомону и пенью узнают,

И поют они, когда им не мешают,

Ну, а если им мешают- не поют.


Припев:

Не напрасно, не напрасно щебетанье и полёт-

Как прекрасно, как прекрасно

Птица по небу летает и поёт!


III куплет.

Каждый год они птенцов своих выводят

На озёрах, ив пустыне, и а лесах-

Пусть и эти тоже плавают и ходят

И летают и щебечут в небесах.


Припев:

Не напрасно, не напрасно щебетанье и полёт-

Как прекрасно, как прекрасно

Птица по небу летает и поёт!



Итог мероприятия:

Как называлось страна, куда мы совершили путешествие?

Как называлась первая остановка? Какие птицы там обитают?

Какую пользу приносят эти птицы?

Как называлась вторая остановка?

О каких птицах шла речь?

Как люди должны охранять этих птиц?

Как называлась третья остановка? Какие птицы нам встретились?

Как люди должны помогать птицам зимой?

Почему четвертая остановка называлась тревога?

С какой просьбой обратилась к людям Планета Земля?

Что должны сделать люди, чтобы сохранить птиц на планете?
















































10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Экологический классный час для обучающихся 4 класса « Путешествие в Птичью страну».

Автор: Мохирева Татьяна Викторовна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства