Формировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донецкого региона и территорий, относящихся к Русскому Миру, расширять кругозор учеников про родной Добасс, развивать интерес к познанию своего края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Донбасс говорит по-русски»
Тема: Донбасс говорит по-русски.
Цели и задачи урока: сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донецкого региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру; расширить кругозор учеников про родной Донбасс, развить интерес к познанию своего края, его просторам, развить чувства патриотизма. Приобщение к духовным ценностям, формирование национального сознания и гордости, приобщение к жизни республики. Формировать жизненные идеалы.
Приемы, технологии:
- Проблемно-диалогическая технология;
-ИКТ-технология;
- Интерактивные формы и методы;
Поля, просторы, мощь Донбасса, Навеки слава и почёт И, человеческая расса, Его от тления спасёт...
Ход урока
Вступительное слово учителя
На доске записаны слова ДОНБАСС, РОССИЯ, РУССКИЙ МИР.
Эти слова сегодня будут ключевыми сегодня. Мы попытаемся ответить с вами на следующие вопросы:
-Связаны ли исторически Донбасс и Россия?
-Что нас объединяет?
-Является ли Донбасс составной частью Русского Мира?
Итак, тема нашего урока «Донбасс говорит по-русски»
2.Историческая разминка «Опрос»
Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).
Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).
Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев – болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).
Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).
Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).
Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).
Кому из князей принадлежит фраза « Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет» ? Александру Невскому
Изучение материала
Учитель: История Донбасса
Находясь на пересечении важнейших мировых транспортных коммуникаций, Донбасс на протяжении многих тысячелетий служил своеобразным перевалочным пунктом из Азии в Европу. Десятки этносов, сражаясь за право обладать уникальными природными ресурсами Приазовья, оставили многотысячные памятки археологии, истории и культуры.
Используемый в исторической литературе термин «Дикое поле», давно вошел в обиход и стал настолько привычным, что заменил собой огромный период истории Донецких степей. Ключевым для Донбасса становится период, начиная с XVI-XVII веков. Именно с этого времени происходит слом в истории Донбасса, связанный с приходом в Донецкие степи славянского православного мира под эгидой Российской государственности: первые русские поселения; отвоевание земель Приазовья и Причерноморья у Османской империи; первая волна переселенцев из России, Крыма, Балкан; формирование региональной целостности в период индустриализации Донбасса в XIX - начале XX в.в.
Ученик 1: Донбасс был частью того, что называли Новороссией. Накануне 1917года центр Донбасса , куда входили Бахмут (до 1924 г. , совр. Артемовск), Юзовка (совр. Донецк); Луганск и Мариуполь принадлежали к Екатеринославской губернии, а Макеевка, Таганрог и Александровск-Грушевский (до 1920 г., совр. Шахты) принадлежали к области Войска Донского. Донецкую губернию создали в 1919 г. после ряда сложных административных изменений (отхода крайней восточной территории к российскому Северокавказскому краю). В тридцатые годы она была разделена на Сталинскую (Донецкую) и Ворошиловградскую (Луганскую). Особенностью данного региона было то, что Донбасс никогда не был единой административной единицей и отличался необыкновенной пестротой в этническом плане.
Ученик 2: Донецкий край имеет многовековую историю. С момента становления Российской империи он всегда являлся частью Юго-Западных земель России. Само название «Донецкий бассейн» было введено в научный оборот российским ученым Е.П. Ковалевским. В освоении Донецкого края принимали участие преимущественно русские исследователи и ученые, такие как В.В. Докучаев и Д.И. Менделеев, П.Н. Горлов и Ф.Е. Енакиев. Их имена теперь носят многие улицы и даже населенные пункты Донбасса. Русская культура являлась основополагающей в формировании культурной общности народов Донбасса. Неслучайно уроженец греческого поселка в Мариуполе – Архип Иванович Куинджи стал выдающимся русским художником с мировым именем. И как закономерный факт — именно русский язык является языком межнационального общения в Донбассе. В ХХ веке Донецкий край достойно пережил все исторические события, которые выпали на долю России в этом сложном и трагическом столетии. Этим фактом подчеркивается неразрывная связь истории Донбасса с историческими судьбами России. В 2014 году мы сделали свой выбор и отстояли свое право на независимость, и сейчас, спустя 4 года, мы по-прежнему не только уверены в своем выборе, но и не намерены сворачивать со своего пути. Процесс государственного строительства Донецкой Народной Республики и дальше будет проходить в исторических границах Русского Мира, который не ограничивается лишь ЛНР и ДНР. Не стоит забывать и о других регионах Украины, которые уже скоро освободятся из-под гнета западного политикума и вернется в свое историческое русло. Только вместе мы сможем возродить свои регионы, позволить реализоваться правам своим граждан и вернуться на путь единения с Россиейской Федерацией.
Ученик 3: Люблю тебя, мой край родной, Донбасс
– Край патриотов, угля и металла.
Скучал вдали я по тебе не раз,
Дыханья твоего мне не хватало.
Красив, хоть седовлас, мой край Донбасс
– Тысячелетья был ты Диким Полем.
Племён степных здесь раздавался глас,
Коней в аллюр пускавших по приволью.
Спустя века обрёл ты новый вид:
Повсюду домны, трубы, терриконы.
И всё это гремит, пыхтит, дымит,
По магистралям мчатся эшелоны…
Учитель: По глубинной сути, по содержанию Донбасс всегда был только русскойземлей. И населен был преимущественно русскими людьми.
Вопрос к классу – «Можем ли мы считать, что история Донбасса неразрывно
связана с историей России?»
Учитель: По данным переписи населения 2001 г., в Донецкой области
проживают представители 133 национальностей. Что касается специфики Донбасса, то здесь наилучшим образом подходит определение, данное ранее активом общественной организации «Донбасская Русь»: «Донбасс — многонациональный русский край». В настоящее время наша республика строит справедливое гражданское общества на базе ценностей Русского мира с учетом специфики многонационального Донбасса. Ведь известный интернационализм нашего региона — также характерная черта русской культуры, которая с лёгкостью взаимодействует с другими национальными культурами, принося взаимное обогащение себе и им. Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания. Русский язык издревле являлся и остается языком межнационального общения, он является его культурным наследием, частью его истории. Русский язык - язык великой литературы, и уже потому он так популярен в мире, не говоря уже о том, что первые слова в космосе были произнесены на русском. Благодаря языку мы знаем историю, традиции, обычаи наших предков, высока роль русского языка и в формировании будущих поколений. На примере добрых героев сказок и на произведениях великих русских классиков мы будем воспитывать и своих детей. Совершенно очевидно, что язык, и русский язык, в частности, – это не просто передача информации, это уникальный культурный, цивилизационный феномен, который объединяет и консолидирует народы Русского Мира. Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа.
Ученик 5: Русских слов глубокое теченье Дарит силу песенной строке. Ах, какое это наслажденье — Говорить на русском языке! Колосится рожь в широком поле, Облака купаются в реке. Мы с тобой о радости и боли Говорим на русском языке. Не померкнет подвиг наших дедов, Ордена горят на пиджаке. В майский день друг другу: «С Днём Победы!» — Говорим на русском языке. Ученик 6: Вот малыш спешит за мамой следом, И ручонка в папиной руке. Он уже и с бабушкой, и с дедом Говорит на русском языке. Вспоминая белые берёзы, От родного дома вдалеке, Мы, смахнув непрошеные слёзы, Говорим на русском языке. Паренёк с фамилией Гагарин Отправлялся в космос налегке. Он был первым. И из этой дали Говорил на русском языке. Греет нас особенное слово, Это слово вечное — Москва! Словно мать, беречь она готова Все на свете русские слова. Ученик 7: В Риме, Вашингтоне и в России, И в английском тихом городке, Далеко и близко от России Говорят на русском языке. У костра звучит родное слово, И заветный томик в рюкзаке… Мы и завтра будем с вами снова Говорить на русском языке. Греет нас особенное слово, Это слово вечное — Москва! Словно мать, Москва беречь готова Все на свете русские слова.
Учитель: Русский язык является неотъемлемой частью и ярчайшим, нагляднейшим проявлением великой русской культуры, которая отражает оригинальную самобытность русского народа, и давно уже превратилась в транснациональную культуру по своему существу. Русский народ создал поистине «великий и могучий» язык, что превратился в необходимое средство социальной и межнациональной коммуникации на всей территории, определяемой ныне понятием «Русский мир». Русский – это не только язык великого народа, создавшего свою самобытную цивилизацию и государственность, народа-протектора, берущего на себя высокую историческую ответственность за судьбы других народов, исторически проживающих совместно с русскими. В современных условиях информационного общества русский язык на всём пространстве бывшей Российской империи и СССР является языком бытового общения, языком науки и культуры, без него невозможны гуманитарное и техническое развитие, прогресс литературы и искусства. Наконец, без знания и понимания литературного русского языка невозможно постичь смысл самого Русского мира как цивилизации и культурно-исторического феномена. Следует также отметить тот факт, что в книжных магазинах Донбасса, а также Одессы, Симферополя, Киева почти 90% всех продаваемых книг - книги на русском языке. Русский язык был и продолжает оставаться родным языком Донбасса.
Ученик 8: Донбасс говорит по-русски
Зинаида Морозова
Сейчас в Донбассе не спокойно- Войной нагрянула беда. И наши западные братья На танках вьехали сюда. Причин, как выяснилось, много За что хотят нас истребить. Одна из них- что бы по-русски Не смели люди говорить. Они загнали нас в подвалы, Бомбили школы и дома. Но мы не стали на колени, Да и не станем- никогда. Никто нас силой не заставит Кричать:" украинцам-хвала!" Ведь мы с рожденья произносим По -русски милые слова. Мы в школы русские ходили, Учили: к двум прибавить два. На всех уроках говорили Мы только русские слова. Донбасс из пепла возродится, На зло врагам мы будем жить. ОТЧИЗНА!РОДИНА! И МАМА! По-русски будем говорить!!!
Учитель: Для Донбасса родной язык, безусловно, русский. Донбасс — многонационален, русский язык в своё время выполнял роль общего знаменателя для наших предков. Кроме этого промышленность было проще развивать в русском языковом поле, некоторые деревни Донбасса и по сей день «розмовляють» на суржике (смеси украинского и русского), в то время как городские жители тяготеют к чистому русскому языку. По мнению заведующей кафедрой славянской филологии и прикладной лингвистики в Донецком национальном университете Ирины Кудрейко, ситуация в Донбассе складывалась таким образом, что русский язык в течение многих лет заселения нашего края был и остаётся главным средством общения. Индустриализация Донбасса является основной причиной активного роста городского населения, уменьшения количества сельских жителей, а следовательно — формирования доминирующего русскоязычия. Просмотр музыкального клипа:
«Здравствуй, Родина моя милая! Белые птицы над Белою Русью.»
Мозговой штурм
Учитель предлагает ученикам продолжить предложение:
• Донбасс самый лучший, потому что ...
Подведение итогов.
Учитель: Наш сегодняшний урок подошел к концу. Я надеюсь, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек испытывает чувство гордости за свой народ и страну, свою землю и историю – за свою Родину.
Вопросы к классу:
-Является ли история Донбасса – составной частью Русского Мира?