Просмотр содержимого документа
«Дагностического материал по выявлению уровня нравственного воспитания младших школьников»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Задание 5
Подбор диагностического материала по выявлению уровня нравственного воспитания младших школьников
Выполнила:
студентка Ш-22группы
Масюк Ксения
Преподаватель: Голоскок Г.Н.
Ейск , 2021г.
Пояснительная записка
Нравственность младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.
Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель нравственного воспитания.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, такой стороной будет нравственное развитие: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Целостный учебно-воспитательный процесс тесно связан с нравственным развитием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном развитии возрастает роль образовательного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.
Анкета«Нравственные понятия»
Цель: выявить у детей представления о нравственных понятиях.
Как вы понимаете следующие слова? (Мудрость, добро, зло, совесть, душа, любовь, счастье, свобода, дружба, милосердие)
Ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:
1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь;
2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные;
3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание и значение предложенного слова.
Методика диагностики нравственной самооценки
Цель: выявить уровень нравственной самооценки учащихся.
Напротив номера вопроса вы должны поставить тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
4 балла - если полностью согласны с высказыванием;
3 балла - если вы больше согласны, чем не согласны;
2 балла - если вы немножко согласны;
1 балл - если вы совсем не согласны.
Текст вопросов:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
Если кого-то в классе дразнят, то я тоже дразню.
Мне приятно делать людям радость.
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов
Номера 3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу оцененному в 4 балла приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. 4 балла - 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация:
от 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки;
от 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки;
от 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;
от 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Учитель объявляет детям "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Когда я вижу что кто- то грустит , то я.......
Если кто-то надо мной усмехается , то я.......
Если я хочу, чтобы меня приняли в команду, то я.......
Когда меня постоянно перебивают, то я.......
Когда мне хочется общаться с компанией, то я.......
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение.
Положительный: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления.
Положительный: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный: давление, агрессия, хитрость.
Положительный: само утверждающее поведение, построение на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление.
Положительный: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Положительный: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Цель : Выявить уровень жизненных ценностей ребёнка
Задание: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5 (желания учитель заранее написал на доске).
Быть человеком, которого любят.
Иметь много денег.
Иметь современный компьютер.
Иметь верного друга.
Иметь здоровых родителей.
Иметь возможность многими командовать.
Иметь много слуг.
Иметь доброе сердце.
Уметь сочувствовать и помогать людям.
Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация: отрицательные ответы - 2,3,6,7,10. Остальные положительные.
Высокий этический уровень - 4-5 положительных ответов.
Средний уровень - 2 положительных ответа.
Низкий уровень - 0-1 положительный ответ.
Диагностика нравственной мотивации.
Цель: Выявить уровень нравственной мотивации
Детям предлагается 4 вопроса и варианты ответов на них, из которых можно выбрать только один.
1. Если кто-то плачет, я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Мы с другом играем в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что у него нет такой игры. Что я делаю:
а) скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что ничем не могу помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) предложу ему поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл игру, я:
а) не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что в этом нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться играть.
4. Если одноклассник на меня обиделся, я:
а) подумаю о его чувствах и о том, что могу сделать в этой ситуации;