Выступление на педсовете "Причины суицидального поведения подростков"
Выступление на педсовете "Причины суицидального поведения подростков"
в данной работе мы смогли выполнить все цели и задачи, которые были поставлены в самом начале нашего исследования. Мы смогли рассмотреть понятие суицида, обсудить основные гипотезы и положения, выделить способы самоубийств и изучить причины самоубийства у подростков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
- опасения судебной ответственности;
- боязнь иного наказания или позора;
- самоосуждение за неблаговидный поступок.
Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
- несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;
- несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Материально-бытовые трудности и др.
В подростковом и юношеском возрасте суицидов меньше, нежели суицидальных попыток. "На 1 совершенный суицид в подростковом и юношеском возрасте приходится, по данным исследователей, от 50-100 суицидальных попыток". Это исследование проводили Отто в 1966, Каплан и Садок в 1991 году. На данный момент суицидальных попыток все равно больше, чем суицидов, но разрыв между ними все больше и больше сокращается.
Основными психологическими мотивами и причинами для суицида подростков являются личностные качества подростка (импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливость, чувствительность), особенности мышления (еще не полностью сформировавшееся абстрактное мышление), принадлежность к группе (отношение со сверстниками и к своим кумирам).
Самым важным мотивом, которые влияют на выбор между жизнью и смертью, является эмоциональное состояние подростка. Именно в состоянии подавленности, безысходности подростки начинают думать о самоубийстве. Когда подростки чувствуют, что жизнь для них становится в тягость, они решают свои дела "по-взрослому", ни у кого не спрашивая совета и помощи, что является в корне неправильным решением.
Вывод
Сложность и многогранность явления самоубийства, а также нередкое смешение индивидуального и социального уровней суицидальных проявлений объясняет разнообразие подходов к их объяснению. Поэтому различные теоретические положения и гипотезы строили множество зарубежных и отечественных ученных. Среди них были такие ученные, как Э. Дюркгейм (предложил свою социальную теорию суицида, согласно которой самоубийство является результатом разрыва индивидуумом взаимоотношений с той социальной группой, к которой он ранее принадлежал, его считают "отцом суицидологии"), З. Фрейд (считает, что суицид - это проявление влияния Танатоса), А. Адлер (рассматривает суицид как результат кризиса), К.Г. Юнг (указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению), Р. Мэй и К. Роджерс (подчеркивают эмоциональные переживания в происхождении суицидального поведения), В. Франкл (экзистенциальная тревога переживается как страх перед безнадежностью, вины и осуждения, это ведет к суицидальным действиям), Э. Фромм (предпринял попытку рассмотреть самоубийство как врожденное влечение к смерти), рассматривали гештальт-психологи (при сочетании защитных механизмов происходит реализация суицидального действия) и другие. Многие консультанты и психотерапевты пользуются типологией суицидального поведения, основанной на гештальт-подходе.
Несмотря на такое количество положений, концепций и гипотез до сих пор нет той единой теории, которая объясняла бы природу суицидов. Ведь такое явления, как самоубийство, полностью понять невозможно. Любое самоубийство имеет свои социальные и внутриличностные причины.
Чаще всего родственники и близкие люди, которые окружали самоубийцу, не всегда могут объяснить мотивы пострадавшего. Основными мотивами самоубийств можно назвать страх перед наказанием, соматические и душевные болезни, проблемы дома и на работе, сильные эмоциональные переживания, нищета, перенасыщенность жизнью.
Люди используют различные способы осуществления своих планов. Есть такие самоубийцы, которые хотят уйти необычными способами (зафиксировали случай, когда человек сам себе в голову вбивал гвозди), но большинство пользуются такими "стандартными" способами самоубийства, как самоповешение, самоотравление или нанесение ножевых ран.
В своем исследовании мы выяснили, что основными психологическими причинами для суицида подростков являются личностные качества подростка (импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливость, чувствительность), особенности мышления (еще не полностью сформировавшееся абстрактное мышление), принадлежность к группе (отношение со сверстниками и к своим кумирам). Но во время исследования мы поняли, что самым важным мотивом, которые влияют на выбор между жизнью и смертью, является эмоциональное состояние подростка. Именно в состоянии подавленности, безысходности подростки начинают думать о самоубийстве. Когда подростки чувствуют, что жизнь для них становится в тягость, они решают свои дела "по-взрослому", ни у кого не спрашивая совета и помощи, что является в корне неправильным решением. Малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение, также влияет на психику подростка.
Заключение
В заключении можно сказать, что в данной работе мы смогли выполнить все цели и задачи, которые были поставлены в самом начале нашего исследования. Мы смогли рассмотреть понятие суицида, обсудить основные гипотезы и положения, выделить способы самоубийств и изучить причины самоубийства у подростков.
Каждый суицид индивидуален и затрагивает тысячи различных причин. Факторы, которые влияют на выбор смерти, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние суицидента невозможно.
Мы убедились, что суицидальное поведение является глобальной социально-психологической проблемой, которая затронула молодое поколение. Подросткам кажется, что еще много всего их ждет впереди, они легкомысленно относятся к жизни. Поэтому мысли о самоубийстве появляются у подростков чаще, нежели у других возрастных групп. Взрослые понимают все значение слова "смерть" и какие последствия принесет самоубийство. У них есть семья, дети, о которых нужно заботиться. Пожилые люди знают, что им недолго осталось жить на этом свете, поэтому они не так часто думают о самоубийстве.
Идеального общества не может быть ни сейчас, ни в будущем. Человек не может полностью избавиться от всех проблем и невзгод. Рассмотрев причины, толкающие подростка на суицидальные действия, выявив категории лиц, способных совершить этот шаг, можно прийти к выводу, что суициды подросткового возраста были, есть и будут происходить.