kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на психолого-педагогической службе «Аддиктивное поведение подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аддиктивное поведение детей и подростков – это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на психолого-педагогической службе «Аддиктивное поведение подростков»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 города Усмани Липецкой области

















Выступление на тему

«Аддиктивное поведение подростков»

















Подготовила

классный руководитель 8 А класса

Лазарева Н.Н.













Аддиктивное поведение детей и подростков – это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

Аддиктивное поведение относится к групповому «социализированному» типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы «риска формирований состояний зависимости», непатологические и патологические формы аддиктивного поведения.

  Профилактика зависимости от наркотических средств представляет собой стратегию, направленную на снижение факторов риска в «группах риска формирования зависимости».

Аддиктивное поведение (от англ.addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение  и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры  в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, т.е. химическая аддикция, а также нехимическая аддикция – компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

Зависимость, по определению ВОЗ (1965), есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемой повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую.

Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психических дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

2. Алкоголизм

Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Пьянство – это чрезмерное употребление алкоголя не обязательно в рамках хронического алкоголизма.

По определению ВОЗ, алкоголики – это «интенсивные пьяницы, зависимость которых от алкоголя достигает такой степени, что возникают явные психические нарушения или конфликты в физическом и психическом здоровье, в их межличностных отношениях и хозяйственных функциях, или они являются продромом такого развития и поэтому нуждаются в лечении».

Алкоголизм сам по себе – расстройство не психическое, но при алкоголизме могут возникнуть психозы, причиной которых служит как хроническое отравление самим алкоголем, так и вызванные им нарушения метаболизма, в особенности функций печени. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. 

Эффект действия алкоголя не всегда однозначен и меняется в зависимости от возраста и «стажа»  пьющего, общего состояния организма, особенностей конституции и нервной системы, от дозы алкоголя, от скорости его всасывания в кровь и от чувствительности к нему организма.  Обильная, особо богатая жиром и крахмалом (картофель) пища замедляет процесс всасывания. Натощак и в присутствии углекислоты (шампанское, газированная вода, напитки) всасывание ускоряется.  Чувствительность повышается при утомлении, голодании, недосыпании, охлаждении или перегревании.

Психическая зависимость – патологическое стремление к опьянению, преследующее цель устранить чувство дискомфорта (достичь реакции, устранить тревогу, неуверенность, повысить активность, обострить воображение, общение).

Чаще психическая зависимость проявляется:

- у незрелой личности, склонной искать защиту, поддержку, неспособной принимать состоятельно обдуманные и рациональные решения, имеющей повышенную внушаемость и пр.)

-  при наличие конституциональных, органических особенностей личности (черепно-родовая травма, акцентуации характера и пр.)

-  при специфическом характере выполняемой деятельности (нервные перегрузки, служебные и творческие неудачи, неудовлетворенность личной жизнью, отсутствие условий реализации жизненно важных целей, социально-экономическая невостребованность приводит к личной несостоятельности и пр.)

           

Алкоголизм у детей и подростков

            В последнее десятилетие особую тревогу вызывает «омоложение» алкоголизма, которое обуславливается, в первую очередь, кризисными социально-экономическими изменениями в стране. Рассмотрим психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма.

            Большинство семей детей алкоголиков находится за чертой бедности. Государство, по существу, полностью отказалось от существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании.  Средства массовой информации до определенного времени соревновались в рекламе крепких спиртных напитков, в настоящее время продолжается реклама на пиво. Наблюдается увеличение криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, преступность несовершеннолетних…

            В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решающий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим фактором в этом процессе  являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравления, перенесенные в первые годы жизни, неблагоприятные воздействия окружающей среды, криминальная, аморальная, неполная семьи, акцентуации характера, умственная отсталость и пограничные формы умственной отсталости. Как показали результаты опросов среди подростков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких молодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и неприятие их взглядов и принципов. Очень часто общение с родителями вызывает у подростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине злоупотребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными к совершению правонарушений.

            Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возраста, в частности потребность к группированию со сверстниками из потребности идентификации с ними. Употребление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Употребление алкоголя – это важная часть роли взрослых, которую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуальный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто употребление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть общественные запреты.  Как показали исследования, злоупотребляющие алкоголем испытывали чувство неудовлетворенности собой, отличались безответственностью, незрелостью представлений о жизни, замкнутостью, ненадежностью, эгоистичностью, недоверчивостью и неприятием норм и правил (Райс Ф., 2000).

            Не все молодые люди, иногда позволяющие себе крепко выпить, становятся потенциальными алкоголиками. Проблемная ситуация возникает тогда, когда молодой человек начинает выпивать в основном по психологическим причинам, а не просто за компанию или по поводу какого-либо события. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существование серьезных личностных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений, реже участвуют во внеклассных мероприятиях, чаще не ночуют дома. Очень не многие из них пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в их поведении видна психологическая неуравновешенность, которая заставляет выражать  протест или искать убежища от проблем с помощью спиртного.

            Эти и другие обстоятельства составляют важнейшие предпосылки подросткового и юношеского алкоголизма, способствующие более раннему усвоению алкогольных традиций, установок, на фоне которых формируются все психические процессы и личность в целом.

           


3. Наркомания

 

      Основные тенденции динамики аддиктивного поведения заключаются в следующем: на протяжении всего последнего, десятилетнего периода отмечался непрерывный рост:

   вовлеченности старших подростков в употребление наркотических и токсических веществ,  злоупотребляющих алкоголем (более половины старшеклассников);

   понизился  возраст приобщения к алкоголю:  если ранее среди шестиклассников группа риска практически отсутствовала, то теперь она составляет более 1/10;

   отмечается переход с употребления так называемых "легких" на "тяжелые" наркотики (опиаты и др.), что отражает общие тенденции их распространенности;

   подростки   с   аддиктивным   поведением   отличаются   большей   дезадаптацией в различных сферах.  Так, у них отмечаются  более низкая учебная успеваемость, конфликтные отношения с окружающими, при психологическом тестировании у них выявляется высокий уровень невротизации  и личностных расстройств.  По мере прогрессирования распространенности аддиктивного поведения в него вовлекаются и менее дезадаптированные    подростки,    в    первую    очередь,  в    плане   учебной успеваемости.

            Аддиктивное поведение детей и подростков - это "саморазрушающее" поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости.

      Аддиктивное поведение относится к групповому, "социализированному" типу          нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы "риска формирований состояний зависимости", непатологические и патологические формы

аддиктивного поведения.

      Профилактика зависимости от наркотических средств представляет собой стратегию, направленную на снижение факторов риска в "группах риска формирования зависимости".

      Условия и обстоятельства социальной ситуации развития ребенка, увеличивающие его шансы стать потребителем наркотических средств, называются факторами риска употребления наркотиков, а факторы, снижающие этот шанс, названы протективными или защитными факторами.

 


Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН). Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте

 

Методика была разработана в 1995-1996 г.г доктором психологических наук Б.И.Хасаном, кандидатом психологических наук Ю.А.Тюменевой и апробирована в Красноярской университетской гимназии «Универс» №1. В настоящее время методика широко используется в ряде школ г.Красноярска и Красноярского края.

            Предлагаемая методика "Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте (14-17 лет)" представляет собой опросник для учащихся 8-11 классов школы. Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования.

Общая характеристика опросника

Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые   разнесены по трём диагностическим шкалам.

1.Шкала "поведение в ситуации риска" (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение -  избегающая или преодолевающая стратегия).

2. Шкала "интерес к наркотикам" (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого бы то ни было интереса; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени "под этот интерес". Данные по школе классифицируются как обнаружение осуществленной пробы.

3.Шкала "социальны установки" (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки. Таким образом, опросник содержит 22 утверждения.

Обработка результатов

1.Определяется норма для всей выборки (параллели).

2.Результаты ниже среднего значения по выборке расцениваются как "низкие", попадающие в среднее значение - "средние" и, соответственно, выше нормы - "высокие".

3.Для интерпретации данных, полученных при исследовании, мы распределили сочетание показателей по "группам риска". Для наглядности и удобства работы они представлены в следующей таблице.

Мною были протестированы 25 человек 8 класса и были получены следующие результаты:



Группы риска

Количество


"поведение в ситуации риска"

"интерес к наркотикам"

"социальные установки"

Гр."не рискующие"

7-15%


С

С

С

1-я гр. риска "потенциально готовые к пробе"

15-60%


Любой показатель

(Н,С,В)

Н,С

Любой показатель

(Н,С,В)

2-я гр.риска "совершившие пробу"

2-8%


Любой показатель

(Н,С,В)

В

Н,С

3-я гр.риска "аддиктивное поведение"

1-4%


Любой показатель

(Н,С,В)

В

В



Описание "групп риска"

            Группа "не рискующие" определяется "средними"  показателями по всем шкалам. Для подростков, попавших в данную группу, характерно адекватное поведение в ситуации риска (пробы), когда проба осуществляется в силу природного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает воздействие на организм, чувствует запахи или вкус. Как правило, в таком случае ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов  он не находит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.

            1-я группа  риска "потенциально готовые к пробе" определяется наличием низких или высоких показателей хотя бы  по одной шкале "интерес к наркотикам". "Низкие" или "высокие" показатели по шкале позволяют предположить, что подросток реализует избегающий или преодолевающий тип поведения соответственно. Реализация одного из этих типов поведения делает подростка "потенциально готовым" к совершению пробы.

            При низких баллах, набранных по шкале "социальные установки", человек характеризуется избытычно-активным стремлением к социально-полезным действиям, значимостью для него социального одобрения. При высоких баллах - равнодушием и отрицанием просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки, что так же может выступать фактором риска.

            2-я группа риска "совершившие пробу". Диагностический критерий здесь - высокие показатели по шкале "интерес к наркотикам", определяющие активный интерес подростка к данной сфере. В соответствии с показателями по другим диагностическим шкалам можно вероятностно прогнозировать дальнейшее разворачивание событий. Способ интерпретации такой же, как и в группе 1.

            3-я группа риска "аддиктивное поведение" - определяется высокими показателями по шкалам "интерес к наркотикам" и " социальные установки". Можно предположить, что подросток, попавший в эту группу, принадлежит к асоциальной группе и реализует аддиктивное поведение.

            К полученным результатам следует относиться достаточно осторожно. С помощью опросника можно определить "напряженные" места в школе (класс, параллель), но ни в коем случае не "поставить диагноз" конкретному ребенку. Повышенный интерес к наркотикам может быть связан, например, и с тем, что кто-то из близких людей находится в ситуации зависимости.

Таким образом, необходимо повысить бдительность, провести дополнительные классные часы и мероприятия антинаркотической направленности, провести беседы с родителями на родительском собрании.










 


 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Выступление на психолого-педагогической службе «Аддиктивное поведение подростков»

Автор: Лазарева Наталия Николаевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства