слайд 1 | Семья– это основа воспитании детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. |
слайд 2 | Семейные ценности – это то, что важно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. |
слайд 3 | Какие бывают семейные ценности? Общение. Для любого человека важно общение, ему необходимо делиться информацией, высказывать собственное мнение, получать советы и рекомендации. Часто в семьях не построена нормальная система общения, и все свои радости и тревоги мы несем друзьям. Когда же в семье имеются доверительные отношения, тогда ссор и размолвок меньше, ведь многие вопросы решаются, стоит членам сесть «за стол переговоров». Уважение. Если члены семьи не уважают друг друга, не интересуются мнением друг друга, то и нормальное общение между ними возможно не будет. Важно не путать уважение и страх, дети должны уважать отца, а не бояться его. Чувство значимости для своей семьи. Возвращаясь домой, мы хотим видеть радость в глазах близких, нам нужно чувствовать их любовь, знать, что она не зависит от достижений и побед. Хочется верить, что свое в свободное время каждый член семьи найдет минутку для другого, а не уйдет с головой в свои проблемы. Дом – крепость, а семья – тихая гавань, наверное, этого хочется каждому человеку. Умение прощать. Никто из нас не совершенен и семья это последнее место, где нам хотелось бы слышать упреки и критику в свой адрес. А потому нужно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные. Традиции. У кого-то традиция собираться всей семьей на 9 мая у бабушки-ветерана ВОВ, кто-то по субботам смотрит фильмы, собравшись в зале у телевизора, а кто-то каждый месяц всей семьей выбирается за город (в боулинг, аквапарк). У каждой семьи традиция своя, но ее наличие является сплачивающим фактором и делает семью уникальной. Ответственность. Это чувство присуще всем состоявшимся людям и детям мы стараемся его привить как можно раньше. Но должна присутствовать ответственность не только за рабочие моменты, но и перед семьей, ведь все, что мы делаем это ради семьи и все ее члены должны знать это. Семейных ценностей масса, перечислены лишь самые распространенные из них. |
слайд 4 | Достичь положительного взаимодействия семьи и школы в деле формирования семейных ценностей возможно через формы, методы и приёмы, которые вы видите на слайде. Рассмотрим их более подробно. |
слайд 5 | Наиболее эффективной в формировании у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаям является проектная технология, представляющая собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Выделяют следующие типы проектов: - исследовательские – участники проекта экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследований в виде газет, репортажей, видеозарисовок и т.д. (например, «Моя семья», «Генеалогического древо семьи»); - ролево-игровые – участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему (интерактивный семейный спектакль); - информационно-практико-ориентированные – участники проекта собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы, результаты оформляются в виде стендов, газет, витражей и др. («Семейный альбом», «Волшебный мир семейного музея»); - творческие – деятельность участников проекта намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизация, программа праздника, детский дизайн и др. (Фестиваль семейных коллективов «Семейные ценности»). По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (например, «Семейное фото» – на 1-2 недели), средней продолжительности («Семейный герб» – около 1-2 месяцев), долгосрочные («Семейная летопись» – на учебный год). |
слайд 6 | Интересная и современная форма работы родителей и детей: создание семейного портфолио. Портфолио – это Архив, Энциклопедия, Семейный альбом, Музей семейного рода и семейных традиций, Коллекция, Копилка, Досье достижений, Наследство и т. д. Можно разработать вместе с детьми рубрики портфолио :«Наша фамилия»,»Наши достижения», "Портретная галерея» , "Герб, девиз, гимн или любимая семейная песня», «Кодекс чести семьи"."Мои друзья и друзья семьи";"Семейная память"; "Семейные легенды";"Семейные заповеди». Получится своеобразный мини-проект. |
слайд 7 | Семейные традиции — принятые в семье нормы,манеры поведения, обычаи и взгляды ,которые передаются из поколения в поколение. |
слайд 8 | Основные виды семейных традиций Семейные праздники и традиции, посвященные им. Например, день рождения, который часто становиться первым значительным происшествием в судьбе ребенка. Подарки, специальная подготовка, праздничные блюда выделяют такой день среди других и позволяет почувствовать значимость события имениннику, учит принимать гостей. Сюда относится и празднование общенародных праздников, что объединяет людей в диапазоне страны, мира. Общие игры с детьми. Так родители подают пример ребенку, знакомят с различными занятиями, обучают его разнообразным навыкам. Собрание всей семьи. Например, для того, чтобы разобраться в делах, наметить дальнейшие планы на конкретный срок, обговорить бюджет и расходы семейства. Это дает возможность ребенку иметь представление о семейных событиях, нести ответственность, участвовать в решении семейных вопросов. Традиции гостеприимства, совместные обеды всех членов семьи. Хлебосольство считается также национальной традицией, объединяющей семьи, и укрепляет связи с друзьями. Сказки перед сном. Пожелания спокойной ночи, поцелуй на ночь. Такие взаимосвязи важны даже с повзрослевшим чадом. Ведь от нехватки заботы и ласки дети вырастают нечуткими и черствыми. Поездки, прогулки всей семьей, походы в музей, театр – развивают духовные чувства ребенка. |
слайд 9 | Формированию у детей младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаям способствуют народные праздники с использованием фольклора. При вовлечении родителей к подготовке и проведению таких праздников наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения. |